Проблемы теории государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 18:50, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по теории государства и права.

Работа содержит 1 файл

Проблемы ТГП лекции.docx

— 247.46 Кб (Скачать)

     Английский философ  Т. Гоббс (1588-1679) видел естественное  состояние в войне всех против  всех. По его мнению пока люди  живут без общей власти, держащей  всех их в страхе, они находятся  в состоянии, которое называется  войной, а именно  войной всех  против всех. В качестве причин  войны он выделяет соперничество  между людьми, недоверие, жажду  славы. Великий французский философ  Ж-Ж Руссо (1712- 1778), напротив, называет  первобытное состояние золотым  веком. Он считал , что при первобытном  состоянии люди жили свободными, здоровыми, добрыми и счастливыми.  Английский философ  Дж. Локк (1632-1704)  считал, что естественное состояние  человека состоит в его неограниченной  свободе.

   В соответствии с теорией  Гоббса, люди быстро догадались, что если они будут продолжать  пользоваться своей свободой  и независимостью и безудержно  предаваться страстям, то положение  их станет несчастным. Люди осознали, что каждому человеку нужно поступиться частью своей естественной независимости и покориться воле, которая представляла бы собой волю всего общества в целом. Таким образом, согласно договорной теории, основой возникновения государства является договор, заключаемый людьми, чтобы жить в обществе. При этом люди должны подчиняться власти.

      Руссо, рассуждая  о причинах происхождения государства,  писал, что с появлением излишнего  продукта, возникла частная собственность,  а вместе с ней неравенство.  Следовательно, государство  возникло  из властвования богатых и  подчинения бедных. Руссо выдвигает  теорию нового общественного  договора. По его мнению человек  рожден свободным, поэтому требовалось  заключение нового общественного  договора. Общественный договор  должен    устанавливать между   всеми гражданами такое равенство,  чтобы они вступали  в соглашение  на одних и тех же условиях  и пользовались бы  одними и  теми же правами. Цель договора  в том, чтобы найти такую  форму объединения, чтобы каждый  объединяясь с другими, повиновался  бы только самому себе и  оставался свободным как и  прежде. В силу договора, по мнению  Руссо, образуется общая воля, которой принадлежит верховная  власть и которая неотчуждаема  от народа, её источника. Руссо  видел необходимость в подчинении  всех граждан закону. Он считал  его средством, которое подчиняет  людей, одновременно оставляя  их свободными. Соблюдение законов  -  не только долг народа, но  и правительства.

 

б) Патриархальная теория происхождения государства.

 

     Эта теория рассматривает  возникновение государства непосредственно  из разросшейся семьи. Она имела  и  «западное» и «восточное»  происхождение. На западе, а именно  в древней Греции, эта теория  получила основание в трудах  Аристотеля (ок. 384-322 до н.э.) , который  считал, что государство представляет  собой естественную форму   человеческой жизни, что вне  государства общение человека  с себе подобными  невозможно. Как существа общественные, люди  стремятся  к объединению, к  образованию патриархальной семьи. 

     Патриархальная теория  происхождения государства была  обоснована великим китайским  мыслителем -  Конфуцием (551 г . - 479 до н. э. ). Конфуций переносил  модель отношений в семье на  государство. Государь должен  быть отцом своим подданным  и заботиться о них как о  своих детях.  Политическое управление  должно осуществляться  без применения  насилия и порождать социальную  гармонию, а не покорность подчиненных  и угнетенных.

      Патриархальная теория  имеет несомненное научное обоснование  и действительно прослеживает  переход от родовой общины  к государству. Род разрастался,  образовывалось племя, племена  вступали в союзы. Глава рода  участвовал в управлении. Постепенно  должности стали передаваться  по наследству, или же один  из родов захватывал управление, в этом случае должности также  передавались по наследству. К  слову, в Японии таким образом  в начале XVII вв. к власти пришел клан Токугава. Несмотря на достаточную обоснованность патриархальной теории, она, все же не может претендовать на универсальность.

  

в)  Теория насилия.

 

     Теория, в соответствии  с которой государство возникло  в результате насилия,    появилась во второй половине XIX в. Её развивали австрийский ученый Л. Гумплович (1838 - 1909), немецкие философы К. Каутский  (1854- 1938), Е. Дюринг (1833-1921).

     Вопрос о происхождении  государства как организации  властвования,  сторонники этой  теории рассматривали исходя  из идеи насилия. Л.Гумплович  считал, что история не предъявляет  ни одного примера, где бы  государство возникло не при  помощи акта насилия, а как-нибудь  иначе. Кроме того, это всегда  являлось насилием одного племени  над другим; оно выражалось в  завоевании  более сильным племенем  более слабого, как правило,  оседлого населения. Таким образом,  источник государства Гумплович  видел в борьбе племен и  народностей. Налицо биологизация  общественных явлений. Как в  природе происходит выживание  более сильного, так и в обществе  побеждает сильнейший. Сама природа  установила отношения властвования.

     Идею насилия развивал  К. Каутский. Он утверждал, что  классы  и государство появляются  одновременно. Племя победителей  подчиняет себе племя побежденных,  присваивает себе всю их землю  и затем принуждает  побежденное  племя систематически работать  на победителей, платить им  дань или подати. «Первые классы  и государства образуются из  племен, спаянных друг с другом  актом завоевания». В соответствии  с теорией насилия, Каутский  объясняет происхождение  государства  борьбой воинственных племен  пастухов-кочевников м племенами  мирных оседлых земледельцев, которая  заканчивается завоеванием и  покорением первыми вторых. «Если  мы примем во внимание ... неподвижность,  беззащитность и покорность первых, бедность, воинственность и отвагу, а также способный к приспособлению  ум последних, тогда мы будем  иметь в лице крестьян и  пастухов два фактора, взаимодействие  которых на известной ступени  развития  должно привести к  тому, что пастухи подчинили себе  крестьян и сделали их своими  данниками. Отдельные пастушеские  племена ... стали во главе общества... ».

    Приоритет насилия также  обосновывался Е. Дюрингом. Происхождение  государства он также  связывал  с насильственным завоеванием.

    Следует отметить, что  насилие может иметь как внешний  характер, когда речь идете о  покорении одних народностей  другими, так и внутренний, когда  внутри одного общества, в результате  революции,  одна социальная группа приходит власти и в дальнейшем её осуществляет, несмотря на то, что  интересы этой группы не совпадают с интересами других групп.

       Без сомнения, теория насилия имеет право  на  существование. История знает  множество примеров, когда завоевание  ускоряет процесс формирования  государственности. Примером тому  является образование большинства  государств в Западной Европе. При этом, образование национальной  государственности в ходе борьбы  за независимость, как например  это имело место в Голландии,  тоже является примером формирования  государства в результате насилия.

 

г) Органическая теория .

 

     Основывается на абсолютизации  биологических явлений, перенесении  их на общество и общественное  развитие. Еще в   период античности  некоторые мыслители, например, Платон (448 до н.э. - 328 гг. до н. э.), сравнивали  государство с живым организмом, проводили аналогию между юридическими  законами и законами, регулирующими  психическую жизнь человека.  Более четко эта теория была  сформулирована в XIX в.  Г. Спенсером (1820 - 1853).

     Содержание органической  теории сводится к следующему:  развитие живых существ идет  от низших видов к более  высоким, от них - к человеку; государство является разновидностью  человеческого организма. Оно  -  произведение сил природы  и появляется одновременно с  людьми. Общественная власть, одним  из видов которой является  государственная власть, - естественное  господство целого над частями.  В общественном, организме, так  же как в организме любого  живого существа все части  подчинены благу целого. Государство  - это общественный организм, который  состоит из людей, как бы  живой организм состоит из  органов и клеток. При этом, если  организм здоров, то и его части  будут здоровы, следовательно,  если государство функционирует  нормально, то это является  условием благополучия его граждан.

     Органическая теория  имеет несомненные положительные  черты: 1) человек  - это прежде  всего биологическое существо., поэтому  необходима гармония естественных  и социальных законов; 2) органическая  теория вводит в понятие об  обществе и государстве системный  признак. Её представители   считали, что общество и его  государственная организация -  это сложная система, состоящая  из взаимодействующих и взаимообусловленных  элементов; 3) органическая теория  обосновывает дифференциацию и  интеграцию общественной жизни.  Разделение труда ведет к дифференциации  общества, к его делению на  классы и социальные группы. С  другой стороны, части государства  не могут существовать одна  без другой - это объединение людей  в государство.

   

     д) теологическая теория 

 

     Эта теория исходит  из постулата о божественном  происхождении государства. Бог  является демиургом, то есть  творцом мира. Следовательно все,  что происходит в мире предопределяется  в конечном счете высшим разумом.  Бог  может открывать свою  волю людям, которые действуют  в соответствии с ней и поэтому  оказывают предопределяющее влияние  на ход развития истории, на  характер формирования и функционирования  государства. Божественная воля  не может быть познана, постичь  тайну божественного промысла  невозможно. В Средние века  эта  теория была сформулирована Фомой  Аквинским ( 1226-1274) теологи обосновывали  тезис о приоритете  церковной  власти на светской. Светская  власть государей получается  от власти церковной, следовательно  должна ей подчиняться. 

     Теологическая теория  приравнивает правовые нормы  к религиозным   нормам. В Средние  века религиозные, канонические  нормы регулировали целые сферы  жизни людей. Например, семейные  отношения полностью находились  в ведении церкви.

 

6.Правомерное поведение.  Его виды.

 

Правомерное поведение - это действие (бездействие) субъектов права, которое  соответствует требованиям норм права или принципов права  данного государства.

Признаки правомерного поведения:

Общие (родовые), то есть присущие правомерному поведению как разновидности  социального поведения :

а) внешняя выраженность (объективированность) в форме действия или бездействия;

б) соответствие нормам, принципам  права данного государства (адекватность моделям поведения ,предусмотренного правом);

в) положительная социальная значимость (выражается в его социальной полезности, допустимости, приемлемости).

Специально-юридические, то есть имеющие  значение для юридической оценки поведения как правомерного, их характеристика совпадает с характеристикой  состава правомерного поведения (объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона).

Виды правомерного поведения

Например:

По субъектам права - действия (бездействие) физических, юридических лиц, государства  и т.д.;

По объективной стороне - действия (бездействие);

По отношению законодателя к  правомерному поведению - желательное, допускаемое, необходимое;

По направленности воли - юридические  поступки, юридические акты;

По характеру мотивации - принципиальное (предопределенное внутренним убеждением в необходимости поступать правомерно), привычное (предопределенное привычкой  осуществлять данное правовое предписание), конформистское (предопределенное стремлением  поступать так, как поступают  другие люди), маргинальное (предопределенное страхом применения санкций за неправомерное  поведение), интуитивное (предопределенное правовой интуицией).

Злоупотребление субъективным правом

Субъективное право - вид и мера возможного поведения управомоченного  лица, т.е. являясь мерой свободы  управомоченного лица, субъективное право очерчивает рамки (границы) его  поведения («свобода одного заканчивается  там, где начинается свобода другого»).Выход  управомоченного лица за рамки своего возможного поведения является правонарушением, т.е. злоупотребление субъективным правом - вид правонарушения, влекущего  определенные неблагоприятные правовые последствия. Так, в ст. 5 ГК Украины  говорится о том, что гражданские  права охраняются законом, за исключением  случаев, когда они осуществляются в противоречии с назначением  этих прав. Традиционный пример злоупотребления  субъективным правом в сфере семейного  права - «фиктивный брак», влекущий недействительность такого брака.

 

 

7.Гражданское общество  как выражение дуализма общества  и государства.

 

Понятие гражданское общество охарактеризовано Гегелем в 20-х годах 20 века. Он только лишь описал то, что в Европе и  США уже сложилось.

Для Европы как и в целом для  западной цивилизации характерен дуализм, который выражается в неком существовании  гос-ва и общества, которые соприкасаются, но не проникают друг в друга.

Гражданское общество – ассоциация людей, которые обладают свободой, равенством, активностью, которые способны к самоуправлению и самоструктурированию без участия гос-ва, и которые готовы взять на себя ответственность за свои активные действия.

Гражданское общество это не есть единое явление, это термин, который  обозначает наличие свободных объединений, организаций, ассоциаций. В эти ассоциации люди объединяются добровольно.

Эти объединения призваны защищать интересы своих членов как перед  гос-вом, так и перед обществом.

Для того, чтобы гражданское  общество сформировалось необходим  опред. тип мировоззрения (психология):

1)признание другого равным себе, готовность уважать качества  другого, готовность принимать  другого независимо от особенностей  его поведения и типа.

2)доброжелательность

3)милосердие

4)чувство справедливости

5)активность

6)взаимоуважение

7)дистанцирование (не нагружать  другого человека)

 

Истоки гражданского общества как  в психологии людей, так и в  условиях формирования европейской  цивилизации.

Европейская цивилизация изначально сформировалась как гражданское  общество и лишь только с усилением  масштабов  задач стал формироваться  гос. аппарат с элементами принуждения. +Желание отдельных групп попасть  во власть.

Многие ученые считают, что в  Европе гос-во стало формироваться  в 15 веке, когда начались процессы централизации. До этого были сословия, которые  самоуправлялись. Складывались гильдии(опред. союз торговых людей, ремесленников), существовали торговые цехи, которые самоуправлялись, университеты были вне юрисдикции гос-ва. Жизнь общества – на установившихся традициях и обычаях.

Информация о работе Проблемы теории государства и права