Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 18:50, курс лекций
Работа содержит курс лекций по теории государства и права.
Все
вышеназванные подходы к
Основными отличительными признаками политической партии являются:
- связь
с определенным классом,
- обладание
определенной программой
- наличие
формализованной
- установка
на достижение политической
Специфика
партии как политического института
– это открытая борьба за политическую,
государственную власть. Какую бы
конкретную цель ни ставила перед
собой партия – будь то построение
коммунизма или охрана окружающей среды
– она добивается того с помощью
борьбы за власть. Этим политическая партия
и отличается, прежде всего, от других
разновидностей общественных объединений
(общественных организаций и движений),
которые также активно
Взаимодействие государства и партий, иных объединений граждан характеризуется наличием прямой и обратной связи между ними.
В частности, политические партии, иные объединения граждан
через институт выборов формируют
депутатский корпус представительных
органов государственной
вносят в Парламент
могут по ряду вопросов быть субъектами правотворчества (например, когда трудовой коллектив заключает договор с собственником предприятия);
могут по ряду вопросов быть субъектами правоприменения (например, к числу лиц, которые имеют право в определенных случаях составлять протокол об административном правонарушении, в частности, относится целый ряд представителей общественных организаций);
могут по ряду вопросов быть субъектами контрольной деятельности государства (например, члены инспекции рабочего контроля профсоюзов; общественные инспектора охраны природы и др.).
В свою очередь, воздействие государства на партии, иные объединения граждан проявляется, в частности, в том, что оно
разрабатывает общеобязательные "правила игры" субъектов политической системы, т. е. устанавливает юридические нормы, определяющие порядок их легализации, дальнейшей легальной деятельности;
регистрирует объединения
охраняет права объединений граждан (суд, прокуратура и др.);
контролирует законность их деятельности;
содействует реализации некоторых
решений негосударственных
13.Право и культура.
Правовая культура — система ценностей, правовых идей, убеждений, навыков и стереотипов поведения, правовых традиций, принятых членами определённой общности (государственной, религиозной, этнической) и используемых для регулирования их деятельности[32].
Для многонациональных и
мультирелигиозных обществ характерно
одновременное существование в рамках
одного государства нескольких правовых
культур. Например, Россия является многонациональным государством,
поэтому в нём одновременно существуют
элементы русской, мусульманско
Правовая культура общества зависит от уровня развития правового сознания населения, уровня развития правовой деятельности (правотворческой и правореализуещей), и уровня развития всей системы законодательства.
Правовая культура человека выражается в способности пользоваться своим правом, действовать в рамках права, а также в наличии правовой грамотности[34].
Правосознание — форма субъективного восприятия правовых явлений людьми.
Выделяют индивидуальное, групповое
и общественное правосознание. Также
оно делится на законоодобряющее,
законопослушное и
В зависимости от носителя правовой
культуры различают четыре ее два
вида, среди которих есть и подвиды [1]:
- А. Теоретическая правовая культура ("теоретическое
тело" - проф. Ю.Н. Дмитриенко);
- Б. "Практическая правовая культура"
(асп. И.В. Дмитриенко: - а)правовая культура
общества;
- б) правовая культура личности;
- в) правовая культура группы.
Это разновидность общей культуры, представляющая собой систему ценностей, достигнутых человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, состояния юридической практики и др. Высокий уровень правовой культуры является показателем правового прогресса. Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права; она выступает отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности.
ФУНКЦИИ: Познавательно-
Это обусловленные правовой культурой
общества степень и характер прогрессивно-правового
развития личности, обеспечивающие ее
правомерную деятельность.
Правовая культура личности предполагает:
1. наличие правовых знаний, правовой информации.
Информированность была и остаётся важным
каналом формирования юридически зрелой
личности (интеллектуальный срез);
2. превращение накопленной информации
и правовых знаний в правовые убеждения,
привычки правомерного поведения (эмоционально-психологический
срез);
3. готовность действовать, руководствуясь
этими правовыми знаниями и правовыми
убеждениями, т.е. поступать правомерно
- в соответствии с законом: использовать
свои права, исполнять обязанности, соблюдать
запреты, а также уметь отстаивать свои
права в случае их нарушения (поведенческий
срез).
Правовая культура личности характеризует
уровень правовой социализации члена
общества, степень усвоения и использования
им правовых начал государственной и социальной
жизни, Конституции и иных законов. Правовая
культура личности означает не только
знание и понимание права, но и правовые
суждения о нем как о социальной ценности,
и главное - активную работу по его осуществлению,
по укреплению законности и правопорядка.
Другими словами, правовая культура личности
- это ее позитивное правовое сознание
в действии. Она включает преобразование
личностью своих способностей и социальных
качеств на основе правового опыта.
В научной литературе нередко встречается указание ещё и на третий вид правовой культуры — правовую культуру социальной группы, характеризующуюся уровнем правосознания данной социальной группы, а также уровнем реального осуществления ею требований действующего права. Однако, учитывая, что характеристика правовой культуры общества в целом совпадает с характеристикой правовой культуры социальной группы, выделять правовую культуру социальной группы из правовой культуры общества целесообразно непосредственно при изучении конкретной социальной группы, а не правовой культуры как таковой.
14.Суверенитет
государства. Проблемы
Государственный суверенитет — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права; необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства; возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма; обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права.
15.Право и мораль.
Правовые и
моральные нормы имеют общее
целевое назначение - воздействие
на поведение людей. Право и
мораль лежат в одной
Правовые нормы
имеют широкий диапазон
Правовые нормы
функционируют в самых разных
сферах предметной
Мораль - это система исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их отношение друг к другу и обществу, к определенному классу, социальной группе, государству и поддерживающихся личными убеждениями, традицией, воспитания, силой общественного мнения.
Нормы права
допускают гораздо большую
Нормы права
и морали не отделены друг
от друга непреодолимой
Необходимо
отметить, что нет таких сфер,
где действовали исключительно
нормы права или нормы морали.
Единство действия права и
морали обусловлено единством
целей, а именно воздействием
на поведение индивида. Мораль
и право имеют общее
Для права
и морали характерно
Право и
мораль являются фиксацией
объективной действительности, выступают
в качестве своеобразной
И право и
мораль представляют собой