Проблемы теории государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 18:50, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по теории государства и права.

Работа содержит 1 файл

Проблемы ТГП лекции.docx

— 247.46 Кб (Скачать)

Все вышеназванные подходы к определению  партии отражают важные для ее жизнедеятельности  моменты и имеют определенное познавательное значение. Вместе с  тем они страдают некоторой односторонностью и не раскрывают в полной мере сущность политической партии. Поэтому в научной  литературе предпринимаются попытки  дать своего рода "синтетическое" определение партии через установление целой системы признаков, критериев. Политическую партию тем самым можно охарактеризовать как организованную группу единомышленников, представляющую интересы части народа и ставящую своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.

Основными отличительными признаками политической партии являются:

- связь  с определенным классом, социальным  слоем, группой или их совокупностью,  т.е. наличие социальной базы;

- обладание  определенной программой деятельности, отражающей единство мировоззренческих  установок и идеологических принципов  членов партии;

- наличие  формализованной организационной  структуры (членство, субординация  органов, партийный аппарат и  т.д.);

- установка  на достижение политической власти  и действия по ее практическому  воплощению.

Специфика партии как политического института  – это открытая борьба за политическую, государственную власть. Какую бы конкретную цель ни ставила перед  собой партия – будь то построение коммунизма или охрана окружающей среды  – она добивается того с помощью  борьбы за власть. Этим политическая партия и отличается, прежде всего, от других разновидностей общественных объединений (общественных организаций и движений), которые также активно участвуют  в политической жизни, но не добиваются прямого контроля над правительственной  властью.

 

Взаимодействие государства и  партий, иных объединений граждан  характеризуется наличием прямой и  обратной связи между ними.

В частности, политические партии, иные объединения граждан

через институт выборов формируют  депутатский корпус представительных органов государственной власти;

вносят в Парламент инициативные законопроекты через народных депутатов- иногда Конституция государства  предоставляет руководящим (центральным) органам некоторых негосударственных  объединений граждан право законодательной  инициативы;

могут по ряду вопросов быть субъектами правотворчества (например, когда трудовой коллектив заключает договор  с собственником предприятия);

могут по ряду вопросов быть субъектами правоприменения (например, к числу  лиц, которые имеют право в  определенных случаях составлять протокол об административном правонарушении, в частности, относится целый  ряд представителей общественных организаций);

могут по ряду вопросов быть субъектами контрольной деятельности государства (например, члены инспекции рабочего контроля профсоюзов; общественные инспектора охраны природы и др.).

В свою очередь, воздействие государства  на партии, иные объединения граждан  проявляется, в частности, в том, что оно

разрабатывает общеобязательные "правила  игры" субъектов политической системы, т. е. устанавливает юридические  нормы, определяющие порядок их легализации, дальнейшей легальной деятельности;

регистрирует объединения граждан;

охраняет права объединений  граждан (суд, прокуратура и др.);

контролирует законность их деятельности;

содействует реализации некоторых  решений негосударственных объединений  граждан, неисполняемых соответствующими субъектами права добровольно (например, решений КТС по трудовым спорам).

 

13.Право  и культура.

 

Правовая культура — система ценностей, правовых идей, убеждений, навыков и стереотипов поведения, правовых традиций, принятых членами определённой общности (государственной, религиозной, этнической) и используемых для регулирования их деятельности[32].

Для многонациональных и мультирелигиозных обществ характерно одновременное существование в рамках одного государства нескольких правовых культур. Например, Россия является многонациональным государством, поэтому в нём одновременно существуют элементы русской, мусульманской, цыганской и других этнических правовых культур. Также выделяется правовая культура как общества в целом, так и отдельной личности (индивидуума). Разные виды правовых культур несопоставимы между собой, каждая из них имеет свою определённую самоценность.

Правовая культура общества зависит  от уровня развития правового сознания населения, уровня развития правовой деятельности (правотворческой и правореализуещей), и уровня развития всей системы законодательства.

Правовая культура человека выражается в способности пользоваться своим  правом, действовать в рамках права, а также в наличии правовой грамотности[34].

Правосознание — форма субъективного восприятия правовых явлений людьми.

Выделяют индивидуальное, групповое  и общественное правосознание. Также  оно делится на законоодобряющее, законопослушное и закононарушающее.

Виды правовой культуры

В зависимости от носителя правовой культуры различают четыре ее два  вида, среди которих есть и подвиды [1]: 
- А. Теоретическая правовая культура ("теоретическое тело" - проф. Ю.Н. Дмитриенко); 
- Б. "Практическая правовая культура" (асп. И.В. Дмитриенко: - а)правовая культура общества; 
- б) правовая культура личности; 
- в) правовая культура группы.

Правовая культура общества

Это разновидность общей культуры, представляющая собой систему ценностей, достигнутых человечеством в  области права и относящихся  к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, состояния юридической практики и др. Высокий уровень правовой культуры является показателем правового  прогресса. Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов  и других субъектов права; она  выступает отправным моментом, базой  для такого рода активности и в  целом для правовой культуры личности.

 
ФУНКЦИИ: Познавательно-преобразовательная функция связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества. Она призвана содействовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставить человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего развития. Праворегулятивная функция направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамичного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы, а стало быть, и общества в целом.Ценностно-нормативная функция. Она проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Здесь идет речь о ценностях в праве и самом праве как ценности. Правосоциализаторская функция может быть изучена через призму формирования правовых качеств личности. Правовая культура выполняет и коммуникативную функцию. Обеспечивая общение граждан в юридической сфере, она существует через это общение и влияет на него. Прогностическая функция охватывает правотворчество и реализацию права, обеспечение правомерного поведения граждан, их социальной активности, включает анализ тенденций, характерных для всей правовой системы.

Правовая культура личности

Это обусловленные правовой культурой  общества степень и характер прогрессивно-правового  развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность. 
Правовая культура личности предполагает: 
1. наличие правовых знаний, правовой информации. Информированность была и остаётся важным каналом формирования юридически зрелой личности (интеллектуальный срез); 
2. превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения (эмоционально-психологический срез); 
3. готовность действовать, руководствуясь этими правовыми знаниями и правовыми убеждениями, т.е. поступать правомерно - в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения (поведенческий срез). 
 
Правовая культура личности характеризует уровень правовой социализации члена общества, степень усвоения и использования им правовых начал государственной и социальной жизни, Конституции и иных законов. Правовая культура личности означает не только знание и понимание права, но и правовые суждения о нем как о социальной ценности, и главное - активную работу по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка. Другими словами, правовая культура личности - это ее позитивное правовое сознание в действии. Она включает преобразование личностью своих способностей и социальных качеств на основе правового опыта.

Правовая культура группы

В научной литературе нередко встречается  указание ещё и на третий вид правовой культуры — правовую культуру социальной группы, характеризующуюся уровнем  правосознания данной социальной группы, а также уровнем реального  осуществления ею требований действующего права. Однако, учитывая, что характеристика правовой культуры общества в целом  совпадает с характеристикой  правовой культуры социальной группы, выделять правовую культуру социальной группы из правовой культуры общества целесообразно непосредственно  при изучении конкретной социальной группы, а не правовой культуры как  таковой.

 

14.Суверенитет  государства. Проблемы понимания  суверенитета.

 

Государственный суверенитет — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права; необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства; возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма; обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права.

 

 

15.Право и мораль.

 

     Правовые и  моральные нормы имеют общее  целевое назначение - воздействие  на поведение людей. Право и  мораль лежат в одной плоскости.  Оба этих института нормируют  поведение человека в отношении  других  людей с социальной  точки зрения. Оба принимают во  внимание как социальный результат  поведения, так и мотивы поведения.  Оба имеют социальное происхождение  и социальную поддержку  Вместе  с тем, право и мораль являются  различными социальными регуляторами, каждый из которых обладает  особой спецификой.

     Правовые нормы  имеют широкий диапазон действия. Вне правовых норм оказываются   сравнительно небольшие сферы  общественных отношений, регуляторами  которых выступают нормы морали  и религиозные нормы.

     Правовые нормы  функционируют в самых разных  сферах предметной деятельности  людей. Действие чисто моральных  регуляторов распространяется на  небольшой круг общественных  отношений, таких как любовь, дружба, сострадание, взаимопомощь.

     Мораль - это система исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их отношение друг к другу и обществу, к определенному классу, социальной группе, государству и поддерживающихся личными убеждениями, традицией, воспитания, силой общественного мнения.

     Нормы права  допускают гораздо большую свободу  и способность к видоизменениям  нежели  нормы морали. Общественные  взгляды меняются  гораздо медленнее,  общественное мнение отличается  большей устойчивостью, чем право,  поэтому требованиям морали  свойственно  большее постояннство. Напротив,  правовая санкция находится в  руках законодателя. Сегодня - осуждается  один тип поведения, завтра - другой, прямо противоположный. Если в действительности резкие колебания довольно редки, то это объясняется тем, что законодатель не в состоянии оторваться от окружающей среды.

     Нормы права  и морали не отделены друг  от друга непреодолимой преградой.  Если моральная норма, охраняемая  общественным мнением будет снабжена  юридической санкцией и обеспечена  государственным принуждением, то  эта норма, не переставая быть  моральной, становится в то  же время правовой нормой. Наоборот, если норма права лишается  юридического обеспечения, то  она, если встретит поддержку  общества, станет моральной нормой, если же такой поддержки не  встретит, то потеряет всякое  значение.

     Необходимо  отметить, что нет таких сфер, где действовали исключительно  нормы права  или нормы морали. Единство действия права и  морали обусловлено единством  целей, а именно  воздействием  на поведение индивида. Мораль  и право имеют общее функциональное  назначение  - они формируют стандарт, модель поведения. Нормы права  запрещают посягать на жизнь  человека, присваивать себе его  вещи, не исполнять обещанного. То  же буквально  повторяют нормы  морали. В результате одно и  то же действие, нарушая одновременно  и норму морали и норму права,  приводит и к правовому и  моральному осуждению. Таким образом,  сферы действия морали и права  не обособлены, между ними существует  общность и тесное взаимодействие.

     Для права  и морали характерно структурное  единство. И право и мораль  имеют одинаковую структуру - в обоих видах норм есть  указание на условия действия  нормы, сформулировано само правило  поведения, а также указаны  последствия за неисполнение  нормы. То есть структура права  и морали тождественна.

      Право и  мораль являются фиксацией   объективной действительности, выступают  в качестве своеобразной системы  оценок  объективной реальности. Кроме того, право и мораль  формулируют, закрепляют ценности, определяют приоритет каких-либо  установок.

     И право и  мораль представляют собой модель  поведения . При этом право  не затрагивает мотивов поведения  человека. Мораль же направлена  на регулирование  мотивации  поведения людей, требует  внутреннего  самоопределения личности. Моральная  свобода означает, что человек  внутренне оценивает  свое  поведение, мотивирует и  оправдывает  свои действия.

Информация о работе Проблемы теории государства и права