Проблемы теории государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 18:50, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по теории государства и права.

Работа содержит 1 файл

Проблемы ТГП лекции.docx

— 247.46 Кб (Скачать)

Особое значение имеют так называемые специальные нормы (jus singulare), предусматривающие определенные законом исключения (изъятия) из общего правила для особых случаев. Примером могут служить особые условия поставки товаров для государственных нужд, к которым применяются специальные правила, предусмотренные § 4 гл. 30 ГК; льготы для инвалидов и участников войны; льготы для работников в условиях Крайнего Севера и т. и.

Более общие (родовые), но тем не менее конкретные правила для данного рода отношений имеют, например, нормы, определяющие понятия и основания возникновения отдельных институтов права: понятие и стороны обязательств в гражданском праве (ст. 307, 308 ГК), понятие трудового договора и его содержания в трудовом праве (ст. 15 КЗоТ); виды наказаний в общей части УК в уголовном праве (ст. 21 УК).

3. От конкретных норм отличаются нормы всеобщего содержания. Наиболее общее содержание имеют нормы, устанавливающие исходные начала (принципы) или общие определения для всего национального права в целом или для отрасли права. К общеправовым нормам-принципам относятся прежде всего нормы гл. I Конституции РФ "Основы конституционного строя", определяющие понятие и наименование Российской Федерации как демократического, федеративного, правового государства с республиканской формой правления (и. 1 ст. 1); о признании человека, его прав и свобод высшей ценностью и об обязанностях государства по отношению к ним (ст. 2); о народовластии и формах его выражения (ст. 3); о разделении властей (ст. 10) и др.

Конституция РФ определяет также такие исходные понятия, как суверенитет Российской Федерации и верховенство Конституции и законов РФ на всей ее территории (ст. 4), принципы федеративного устройства (ст. 5), принципы социального государства (ст. 7) и признания свободы экономической деятельности и форм собственности (ст. 8) и т. и.

Общие принципы и положения закрепляются также в отраслевых кодексах и других законах применительно к каждой отрасли права. Например, гл. I КЗоТ определяет задачи и сферу действия законов о труде, устанавливающих уровень оплаты труда и всемерную охрану трудовых прав работников; основные трудовые права и обязанности работников; недействительность условий договоров о труде, ухудшающих положение работников по сравнению с законодательством о труде.

Аналогично (применительно к своей сфере регулирования) определяются основные начала гражданского законодательства (гл. I ГК), общие положения УК РФ, других отраслей права.

Нормы, устанавливающие исходные начала правового регулирования и учреждающие принципы, институты или структуру органов государства, носят название учредительных, или отправных.

Нормы, устанавливающие легальные определения тех или иных правовых понятий, носят название дефинитивных.

Как отправные (учредительные), так и дефинитивные нормы не формулируют деталей правового регулирования, но они подлежат обязательному учету при применении любы соответствующих им конкретных норм права в целом либо его отдельных отраслей. Так, ч. 2 ст. 16 Конституции РФ прямо устанавливает: "Никакие другие положения настоящей КоН ституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации". Глава I УК РФ прямо закрепляет задачи и основные принципы уголовной ответственности (ст. 2—8 УК). Статья 8 ГК предусматривает, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом или иными правовыми актами, и из тех действий, которые хотя и не предусмотрены законом или иным актом, "но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности" (ч. 1 ст. 8 ГК).

Таким образом, в некоторых случаях общие начала, принципы права вытекают как бы из всей совокупности, общего смысла норм Конституции или кодекса для отдельной отрасли права.

По степени категоричности предписаний различаются императивные и диспозитивные нормы.

3. Императивные нормы — это нормы категорические, не допускающие отступлений от правила, предписанного нормой. Они характерны прежде всего для норм публично-правового регулирования, т. е. для конституционного, административного, уголовного, судебно-процессуального, финансового права.

Императивными могут быть и предписания норм гражданского или трудового права, например: "Трудовой договор заключается в письменной форме" (ч. 1 ст. 18 КЗоТ); "Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации" (ч. 2 ст. 51 ГК); нормы о признании мнимых, притворных или противоправных сделок ничтожными (§ 2 гл. 9 ГК).

Диспозитивные нормы, характерные для частного (гражданского, трудового, семейного) права, допускают регулирование отношения по соглашению сторон и устанавливают правило лишь на случай отсутствия соглашения.

Таким нормам присуща формула: "если иное не установлено договором". Например: "Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок" (ч. 2 ст. 610 ГК). Такие нормы предоставляет широкую возможность сторонам договора самим определять условия обязательства.

4. В теории и законодательстве различаются и другие еиды правовых норм.

Например, различаются нормы, по форме выражения диспозиции.

Любая норма по своему содержанию устанавливает права Одной стороны отношения и обязанности другой. Поэтому каждая норма носит предоставительно-обязывающий характер (Предоставляет права и возлагает обязанности). Но по форме выражения нормы о праве собственности, праве на отдых, ца труд являются управомочивающими, чем подчеркивается их главное социальное назначение. Нормы об обязанности платить налоги, соблюдать законы и т. и. являются обязывающими, устанавливая обязанности совершать активные действия.

Нормы, устанавливающие запрещение действия, называются запретительными. Ими являются нормы, устанавливающие уголовную, административную или дисциплинарную ответственности за правонарушения, а также нормы, запрещающие нарушение экологических, санитарных, ветеринарных, противопожарных и иных правил.

Наконец, по форме выражения можно выделить также поощрительные нормы, устанавливающие меры поощрения за успешный труд, награды за доблесть, героизм, примерное поведение и т. и.

По степени определенности различаются абсолютно-определенные, относительно-определенные (альтернативные) и бланкетные нормы права. Названный признак может относиться к различным структурным элементам нормы: гипотезе, диспозиции или санкции. Поэтому, по существу, следует различать, например, нормы с абсолютно-определенной диспозицией ("пенсии не подлежат обложению налогами"); нормы с относительно-определенной гипотезой ("условия договора поставки могут устанавливаться сторонами в пределах настоящих правил") либо альтернативной санкцией ("...наказывается лишением свободы до трех лет или ограничением свободы на тот же срок").

Бланкетными, т. е. прямо не содержащими конкретного правила поведения, могут быть только диспозиции (например, нормы об уголовной, административной или дисциплинарной ответственности "за нарушение правил торговли", "за нарушение правил техники безопасности"). Такие нормы, по существу, не устанавливают содержания правила, а предусматривают наличие других норм, содержащихся нередко в иных нормативных правовых актах. Практика бланкетных норм всегда чревата возможностью неопределенности и произвола в правовом регулировании.

 

20.Право и политика.

 

На соотношение права и политики существует две точки зрения. Первая состоит в том, что право доминирует над политикой, такое понимание  сложилось в период буржуазно-демократических  революций, выдвинувших идеи равенства, прав человека, правового государства, ограничения всевластия государства  правами человека. Правовые нормы  сдерживают и обуздывают политическую власть, которая зачастую стремиться удержаться неправовыми методами. Вторая точка зрения состоит в том, что  политика доминирует над правом. Это  аксиома марксизма: “Политика –  концентрированное выражение экономики, а право – концентрированное  выражение политики”. Такое соотношение  характерно для тоталитарных режимов, которые возникают там, где политические нормы не имеют правовой опоры, где  право не является ограничителем  политической власти, где естественные права человека не выступают в  качестве цели, осуществления политики.

Несомненно, категория собственности  является основой и правовых и  политических норм, поскольку тот, кто  обладает собственностью, обладает и  юридической свободой и политической властью. Правовые нормы возникают  из отношений  людей, собственности  и в результате правотворческой  деятельности государства становятся юридическим, а политические нормы, как бы абстрагируясь от своей  первоосновы – собственности, выступают  как нормы, регулирующие отношения  партий по поводу политической власти.

Исторически признано, что в демократическом  обществе соотношение права и  политики должно быть таким: с одной  стороны право должно стать средством  осуществления государственной  политики через нормы публичного права, с другой стороны, политическая деятельность всех субъектов должна быть жестко регламентирована правом и не выходить за его рамки.

Гражданин как объект политических отношений обладает свободой слова, правом на объединения, на участие  в собраниях, шествиях и демонстрациях, правом на участие в управлении государством, правом, на равный доступ к государственной  службе и другими.

 

21.Проблема взаимоотношений  государства и Церкви. Западная  и Восточная Христианские Церкви.

 

22.Предмет правового  регулирования.

 

Правовое регулирование - это осуществляемое при помощи особой системы правовых средств упорядочивающее воздействие  права на общественные отношения. Признаки правового регулирования состоят  в том, что оно, во-первых, специфично для права, т.е. свойственно только праву, а, во-вторых, осуществляется при  помощи специальной системы правовых средств, именуемой механизмом правового  регулирования.

Предмет правового регулирования  – взаимоотношение людей и  гос-ва, людей между собой, социальные и технические нормы.

Правовые методы регулирования:

- централизованное или императивное  регулирование (иначе - авторитарный  прием, субординации, подчинения) - это  жесткое одностороннее регулирование  "сверху донизу" на властно-императивных  началах. Отношения субъектов  в данном случае характеризуются  прямым подчинением одного другому.  Этот прием используется в  сфере публичного права.

- децентрализованное или диспозитивное  регулирование (иначе - автономный  метод, координации, равноправия) - это регулирование, при котором  субъекты общественных отношений  выступают как равноправные стороны;  само регулирование осуществляется  законодателем сверху лишь по  основным направлениям, а непосредственное регулирование реализовывается самими участниками общественных отношений, их индивидуальными согласованными действиями. Этот прием используется в основном в сфере частного права.

Сочетание этих приемов предопределяет использование различных способов правового регулирования - основных, выраженных в нормах права, путей  определения прав и обязанностей. Существуют следующие способы правового  регулирования:

- запрет - возложение обязанности  воздержаться от определенных  действий;

- обязывание - возложение обязанности  совершить активные положительные  действия в пользу государства  или третьих лиц;

- дозволение - предоставление права  на совершение активных положительных  действий в своих интересах.

- факультативным способом правового  регулирования является рекомендование  как совет законодателя по  поводу оптимальных форм поведения  в определенной ситуации.

Использование этих способов дает тип  правового регулирования - определенный порядок регулирования, выражающий общую направленность воздействия  на общественные отношения, которая  зависит от соотношения дозволений и запретов в праве.

Существуют два типа правового  регулирования:

1. Общедозволительный - выражается  формулой "разрешено все, что  прямо не запрещено законом". В основе такого регулирования  лежит общее дозволение, а само  регулирование осуществляется при  помощи конкретных запретов.

2. Разрешительный - выражается формулой "запрещено все, что прямо  не разрешено законом". В основе  такого регулирования лежит общий  запрет, а само регулирование  осуществляется при помощи конкретных  дозволений.

Тип правового регулирования - это  наиболее широкая категория, он может  характеризовать как всю правовую систему, общество в целом (например, общедозволительное регулирование  в праве является, как Вы помните, неотъемлемой чертой демократических  политических режимов), так и отдельную  сферу общественных отношений.

Процесс правового регулирования  осуществляется также определенными  методами правового регулирования, под которыми понимается совокупность способов воздействия на поведение  участников общественных отношений. В  зависимости о преобладания того или иного способа регулирования  выделяют:

- императивный метод;

- диспозитивный метод;

- охранительный метод.

Метод правового регулирования  является одним из важных критериев  разграничения права на отрасли.

 

23.Правопонимание.Позитивистские  концепции.

 

Правопонимание — определённое представление о существе права.

На вопрос: «Что есть право?» разные школы права отвечали по-разному.

Теория юридического позитивизма.

Представляет собой теоретическую  концепцию, основывающуюся на признании  лишь позитивного (официального) права, выраженного в виде юридических  норм. А все остальное, называемое правом, в том числе естественное право, является ни чем иным, как  моральной оценкой действующего права. Не имея официального выражения  и властного обеспечения, оно  представляет собой лишь систему  научных взглядов, а следовательно  не обладает общеобязательной силой. 

Уклоняясь от оценки существующей действительности, юридический позитивизм замыкается на констатации существования права  в отрыве от тех общественных отношений, которые служат его основанием. Отсюда и отрицание им возможности познания сущности права. Главное для него – это описание правовых явлений, изучение внешнего способа их существования. Поэтому право в рассматриваемой  теории сводится исключительно к  совокупности юридических норм или  «агрегату правил, установленных  политическим руководителем, или сувереном», «Всякое право есть команда, приказ» (Остин). Общеобязательная же воля, лежащая  в основе права, вообще не является предметом ее анализа. При чем  нормы права, с точки зрения юридического позитивизма, являются продуктом государственного произвола, а не неизбежным следствием социально-экономического и политического  состояния общества. Более того, эти нормы сами порождают определенные общественные отношения. Таким образом  юридический позитивизм, во-первых, отождествляет право сего нормами, а во-вторых, приписывает ему определенный характер. «Право в объективном смысле, - есть а) норма, б) определяющая отношения  человека к человеку». 

Информация о работе Проблемы теории государства и права