Проблемы теории государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 18:50, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по теории государства и права.

Работа содержит 1 файл

Проблемы ТГП лекции.docx

— 247.46 Кб (Скачать)

1.Общая характеристика  теории государства и права  как учебной дисциплины.

 

Теория государства и  права как учебная дисциплина - это юридическая дисциплина, изучаемая на 1 курсах высших учебных заведениях обобщающая достижения науки теории государства и права и излагающая эти достижения в установленных формах.

 

Функции теории государства  и права как учебной дисциплины:

 

- Познавательная, т.е. основной  задачей теории государства и  права выступает передача знаний  о происхождении, становлении  и развитии государства и права  изучающим ее студентам.

- Идеологическая функция проявляется  в том, что теория государства  и права как дисциплина, закладывающая  основы представления будущих  юристов о государстве и праве  ориентируется на факты и достижения, которые составляют основу и  суть действующего государственного  и политического строя.

- Воспитательная функция заключается  в воспитании у людей, изучающих  теорию государства и права  правовой культуры, ценностей отвечающих  запросам общества.

- Вводная функция состоит в  том, что теория государства  и права закладывает базовые  положения и понятия всей юриспруденции,  без хорошего знания теории  государства и права  можно  ставить под сомнение возможность  постижения иных юридических  наук.

- Обобщающая функция заключается  в том, что теория государства  и права обобщает весь комплекс  знаний полученных в процессе  постижения юридической науки.

- другие.

Место теории государства  и права среди юридических  наук и в системе гуманитарного  знания.

 

Гуманитарное знание - система достижений человека в сфере познания социальных отношений, а также, духовной, общественной, умственной, культурной и исторической действительности бытия человека.

 

Соответственно этому определению  теория государства и права является важной наукой в процессе постижения закономерностей общественного  и государственного  развития.

 

Роль теории государства  и прав в развитии отраслевых, межотраслевых  и прикладных юридических наук.

Система юридических наук:

- Теоретико-правовые науки: теория  государства и права, история  отечественного государства и  права, история государства и  права зарубежных стран, история  политических и правовых учений.

- Отраслевые: гражданское право,  уголовное право, административное  право, земельное право и другие.

- Прикладные: судебная медицина, криминология, криминалистика, юридическая психология  и другие.

Теория государства и права  занимает ведущее место среди  теоретико-правовых наук. По отношению  к иным юридическим дисциплинам  теория государства является как  вводной, так и обобщающей дисциплиной. Среди прочих юридических наук теории государства и права присуща  высокая степень фундаментальности. Теория государства и права имеет  важное методологическое значение, ее теории, выводы и концепции значительно  влияют на развитие иных юридических  наук.

 

2.Правовые средства. Виды  правовых средств.

 

Право – многогранное явление, призванное регулировать общественные отношения. Его можно рассматривать с  разных сторон.

В роли социального феномена цивилизации, элемента культуры, меры свободы и  справедливости право в большей  степени характеризуется как цель по отношению к обществу, приобретает мощное социальное звучание.

Наряду с этим право можно  оценивать и как средство (инструмент) для разрешения практически значимых задач общества, для удовлетворения интересов людей. Данный подход в юридической науке называют инструментальным, в рамках которого и исследуются правовые средства.

Как и многие юридические понятия, правовые средства сначала анализировались  на отраслевом уровне – в сфере  гражданского права, где рассматривались  в качестве юридических способов решения субъектами соответствующих  задач, достижения своих целей (интересов).

Вместе с тем проблема правовых средств выступает прежде всего  как общетеоретическая проблема. В теории права под правовыми  средствами понимают институционные явления  правовой действительности, воплощающие  регулятивную силу права, его энергию, которым принадлежит роль ее активных центров.

В самом общем виде правовые средства – это правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей.

Эти цели могут быть различны, но в  конечном счете они сводятся к  справедливой упорядоченности общественных отношений. В качестве правовых средств  выступают нормы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, поощрения, наказания и т.д.

Признаки правовых средств:

1) выражают собой все обобщающие  юридические способы обеспечения  интересов субъектов права, достижения  поставленных целей (в чем проявляется  социальная ценность данных образований  и в целом

права);

2) отражают информационно-энергетические  качества и ресурсы права, что  придает им особую юридическую  силу, направленную на преодоление  препятствий, стоящих на пути  удовлетворения интересов участников  правоотношений;

3) сочетаясь определенным образом,  выступают основными работающими  частями (элементами) действия права,  механизма правового регулирования  – МПР, правовых режимов (т.е.  функциональной стороны права);

4) приводят к юридическим последствиям, конкретным результатам, той или  иной степени эффективности правового  регулирования;

5) обеспечиваются государством.

Виды правовых средств. Классифицировать правовые средства можно по различным основаниям. В зависимости от степени сложности их подразделяют на первичные (элементарные) и комплексные (составные). Если к первым относятся простейшие и неделимые предписания – субъективные права и юридические обязанности, поощрения и наказания, льготы и запреты и т.п., то ко вторым – комбинированные, состоящие в свою очередь из простейших – договор, норма, институт, правовой режим и пр. По выполняемой роли они делятся на регулятивные (дозволения) и охранительные (меры защиты); по предмету правового регулирования – на конституционные, административные, гражданские, уголовные и др.; по характеру – на материально-правовые (рекомендации) и процессуальные (иск); по значимости последствий – на обычные (штраф) и исключительные (смертная казнь); по времени действия – на постоянные (гражданство) и временные (премия); по виду правового регулирования – на нормативные (установленные в нормах права запреты) и индивидуальные (акт применения права, акт реализации прав и обязанностей); по информационно-психологической направленности – на стимулирующие (льготы) и ограничивающие (приостановления) и т.д.

 

 

3.Предмет и метод ТГП.

 

Теория государства и права  исследует наиболее важные и общие  юридические проблемы, раскрывает закономерности, общие для всех частей государственно-правового  механизма и  права в целом . В связи с этим, предметом теории  государства и права  является а) выявление сущности, назначения государства и права; б) изучение общих  и специфических закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права, где под закономерностями понимаются реальные устойчивые связи, которые выражают сущность какого-либо предмета или явления.

 

Предмет(объект изучения) – гос-во и право в целом как самостоятельные  отдельные феномены.

Предмет ТГП – изучение закономерностей  возникновения, развития и функционирования гос-ва и права.

Кроме того теория изучает отдельные  явления, которые присущи гос-ву и праву в целом.

Методы, выработанные философией:

1)мировоззренческие – характеризуют  взгляд на мир в целом(агностицизм,  атеизм)

2)методы, с помощью которых изучается  гос-во и право(в чем назначение  права)

3)методы, которые использует юриспруденция  для изучения окружающей действительности.

Ко 2 и 3 методам относятся:

Индукция; дедукция; сравнительный, системный, логический (исп-ся для толкования права), конкретно - исторический(гос-во и право  – уникальные явления каждого  общества. Если имеет место заимствование  – суть заимствованной нормы меняется.

 

Агностицизм – предполагает отсутствие ответов на вопросы откуда произошел  мир, познаваем ли он и на сколько  человек может влиять на него.

Креационизм – мир есть творение, законы природы – результат творения. Человек в этом творении играет особую роль, т.к. является реализатором программы  творения. Он предполагает очень высокую, решающую роль личности в истории. Личность может изменить ход истории.

Диалектика – видение мира, когда  весь мир, любой предмет и любое  явление состоит из взаимосвязанных  постоянно изменяющихся элементов. Все изменяется и нет ни чему конца. Предметы, явления меняют свое содержание, но не уничтожаются.

Синергетика – каждый предмет и  явление представляют собой систему, но эта система может меняться под влиянием некоторых временных  факторов, хотя они малы.

Диалектика – система может  меняться сама по себе, без внешних  воздействий.

Синергетика – причинно-следственные связи не фатальны(предопределения  нет).Когда любая система находится  в точке кипения, у нее всегда есть определенные варианты развития и какой вариант она выбирает, зависит от случайности. Любая стабильность сменяется хаосом, а хаос – стабильностью.

 

4.Определение понятия “механизм государства”.

 

Государственный аппарат (механизм государства) — система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов. Наиболее общие характерные признаки государственного аппарата выражаются в следующем:

  • Механизм государства состоит из людей, специально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений).
  • Государственный механизм представляет собой сложную систему органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи при осуществлении своих непосредственных властных функций[1].
  • Функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и принудительным воздействием.
  • Механизм государства призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан. Сфера властных полномочий государственных органов ограничивается правом, которое максимально обеспечивает гармоничные, справедливые отношения между государством и личностью.

Понятие «механизм государства» и «государственный аппарат»


В юридической науке понятие  «механизм государства» и «государственный аппарат» обычно употребляются как  синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под государственным  аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого  властными полномочиями, а в понятие  «механизм государства» включаются наряду с государственным аппаратом  еще и государственные учреждения и организации, а также «материальные  придатки» государственного аппарата (вооруженные силы, полиция, уголовно-исполнительные учреждения и т. д.), опираясь на которые государственный аппарат действует. Существует научная позиция, в соответствии с которой под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства — те же органы, но в динамике. Изучая аппарат государства, говорят прежде всего о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства — непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимосвязи между собой в процессе осуществления тех или иных функций государства[2].

Принципы работы


Государственный аппарат не является синонимом механизму государства, поскольку механизм государства  помимо государственных органов  включает в себя также государственные  учреждения и предприятия. Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата:

  1. Представительство интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата.
  2. Разделение властей.
  3. Гласность и открытость в деятельности государственного аппарата.
  4. Высокий профессионализм и компетентность.
  5. Законность.
  6. Демократизм.
  7. Субординация и четкое взаимодействие между центром и государственной властью членов федерации (в федеративных государствах).

 

 

5.Происхождение государства.  Факторы, влияющие на происхождение  государства.

 

 

1) Договорная (естественно-правовая) теория происхождения  государства. 

 

     Родоначальником этой  теории принято считать голландского  философа Г. Гроция (1583-1645).

     Государству предшествовало  естественное состояние человека. Условия жизни людей и характер  человеческих отношений в естественном  состоянии представлялись неоднозначным  образом. 

Информация о работе Проблемы теории государства и права