Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 18:25, дипломная работа
Актуальность темы дипломного исследования. Демократические преобразования, проводимые в Республике Казахстан в начале 90-х годов, привели к необходимости поиска новой модели организации государственной власти. Основой такой модели послужили общепризнанный в современном мире принцип разделения властей, а также введение института президентской власти. Для Казахстана данный институт являлся новым. С апреля 1990 года, когда он был введен в Республике Казахстан был накоплен определенный опыт, который требует обобщения. В Республики Казахстан произошло становление, не только института президентской власти, но и парламентаризма, независимой судебной власти, органов исполнительной власти.
Список сокращений…………………………………………………………………3
Введение……………………………………………………………………………..4
Правовое положение Президента Республики Казахстан…....................7
Становление и развитие института президентства в Казахстане..………....7
Место Президента РК и его функции в системе органов государственной власти……………………..………………………...............................................11
Особенности института первого президента Республики Казахстан………17
Полномочия Президента Республики Казахстан …………………………24
2.1 Полномочия Президента Республики Казахстан, связанные с формированием и деятельностью органов государственной власти …………..24
2.2 Полномочия Президента Республики Казахстан во внешней политике …30
2.3 Полномочия Президента Республики Казахстан как верховного главнокомандующего и по введению чрезвычайного положения………….…31
2.4 Полномочия Президента в отношении решения вопросов гражданства, награждения государственными наградами, республиканского референдума……………………………………………………………..………...32
2.5 Акты президента Республики Казахстан по вопросам своей компетенции.34
Порядок вступления в должность и прекращения полномочий Президента Республики Казахстан ………………………………………………………39
Порядок вступления в должность Президента РК…………………………..39
Порядок прекращения полномочий Президента РК………………...............40
Статус бывших президентов Республики Казахстан………………………51
Заключение………………………………………………………………………….52
Глоссарий…………………………………………………………………………...55
Список использованных источников……………………………………………..57
Приложение А………………………………………………………………………60
Во втором десятилетии "обильный дождь" нефтедолларов поднял его тонус, и малейшие сдвиги в экономике начал приписывать к своим личным заслугам. И так началась кампания восхваления Назарбаева и создания его культа. Легенды и мифы про него, как правило, хорошо продуманы, доступны обывателям. Среди различных слоев населения есть люди, которые верят и любят Назарбаева, но и немало граждан, которые ненавидят его.
Сторонники режима говорят и пишут много мифов, к ним приобщаются, так называемые платные зарубежные эксперты.
Также не соответствуют мифы о смелости решения Назарбаева по ликвидации ядерных боеголовок, так как они принадлежали Республики Казахстан со дня подписания 21 декабря 1991 года соглашения глав государств СНГ. Ядерный потенциал, размещенный в советское время как на территории Казахстана, так Украины и Беларуси, уничтожались совместными действиями США и России. Назарбаев не только не имел доступа к пульту управления ядерными боеголовками, но не имел возможности получить необходимую компенсацию за размещение их на исконной земле казахов. А в личном плане он теперь претендует на Нобелевскую премию.
Нанесен огромный урон базам социальной сферы. Под видом президентских реформ (к примеру, оптимизация школ, ликвидация неперспективных населенных пунктов и т.д.). Сокращались и уничтожались объекты здравоохранения, образования, науки, культуры и т.д. Значительно сократилась численность врачей, медперсонала, в 2 раза число больничных коек, в 10 раз количество детсадов, в 3 раза массовых библиотек и в 5 раз число клубных учреждений. Резко снизились показатели благоустройства жилищного фонда. Частые аварии в системе коммунального хозяйства стали нормами. И здесь есть отпечаток политики ЛН, так как в течение своего президентства, увлекшись строительством Астаны и возведением своих резиденций, оставил остальные города республики без средств на поддержание таких стратегически важных объектов, как энергоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение и других составляющих этих густонаселенных пунктов. Казахстан не обеспечил экономическую независимость. ЛН распродал все прибыльные предприятия и отрасли иностранным фирмам и компаниям. Теперь согласно договорам, подписанным, как правило, на 40 лет, они являются хозяевами в сфере передела продукции. Они инвестируют добычу полезных ископаемых, и они же вывозят минеральное сырье, оплатив мизерные льготные налоги. Доля иностранных собственников в разделе продукции составляет до 80%, которая участвует в формировании объема внутреннего валового продукта и создает видимость в росте макроэкономики, а на деле мало способствует улучшению благосостояния народа. ЛН своей заслугой считает, что вовлек 120 миллиардов долларов прямых инвестиций, но он не обнародывает то, что инвестеры в разы больше вывозят из казахстана богатства. Кому это выгодно? Что касается микроэкономики, кроме разговоров о развитии малого и среднего бизнеса, за 20 лет ЛН ничего полезного не добился. Сегодня половина потребительских товаров завозится извне, опять же по словам самого ЛН, 80% некоторых пищевых продуктов также импортируется. Объемы производства важнейших видов промышленной продукции и продукции аграрного сектора в первое десятилетие ЛН сократилось до минимума, а ожидающийся их рост во втором десятилетии далеко не достигает уровня 1990 года, за исключением добычи нефти.
Сама манера общения президента со своими подчиненными много о чем говорит. Он ведет себя с ними не как первый среди равных, а как хозяин со слугами. Свысока и повелительно он относится ко всем - будь то министр, депутат, бизнесмен или писатель. При этом для него являются несущественными такие понятия, как Конституция, законы, ветви власти, бизнес, гражданское общество, права человека, СМИ и т.д. Потому как он позиционирует себя в качестве верховного арбитра, стоящего над всеми существующими государственными и общественными институтами. И эту политическую девиацию у нас почему-то упорно называют президентской формой правления. Попробовал бы, к примеру, Барак Обама или Николя Саркози привести в парламент своего человека за руку и навязать его местным обитателям в качестве спикера. А у нас в соответствии с Конституцией Нурсултан Назарбаев представляет спикера в сенате. Стоит ли говорить, что в истинно демократической республике, в которой функционируют независимые друг от друга ветви власти, подобное никому в голову не взбредет.
На различных совещаниях мы наблюдаем не президента цивилизованной, демократической страны, всенародно избранного на определенный срок с делегированными временными полномочиями. Перед нами во всей красе предстает настоящий восточный деспот, который то в страшном гневе "кошмарит" свою покорную челядь, то по-отечески "поучает своих паучат". Не мудрено, что "вся королевская рать", которая своим неслыханным пресмыкательством и вскормила автократа, в страхе целует ему руки и чуть ли не падает перед ним ниц. Навскидку можно вспомнить кучу "летучих", "ползучих" и всяких "бродячих" фраз, когда-то вылетевших из уст главы государства. Пожалуй, классикой жанра можно назвать его обращение к бизнесменам: "Я могу любого из вас взять за руку и отвести в суд". Эта короткая, но емкая фраза многого стоит. Глава государства во всеуслышание признался, что существующая власть, его детище, есть самая настоящая клептократия.
Крупные мероприятия, ежегодно проводимые в июле в Казахстане, стали ярким свидетельством того, что сегодня в стране культ личности Назарбаева достиг невиданных размеров. В стране наблюдается чрезмерное квазирелигиозное возвеличивание его персоны вплоть до обожествления. Каждый год 6 июля по всему Казахстану проходят масштабные торжественные мероприятия, посвященные годовщине новой столицы, объявляется всенародный праздник. Из госбюджета на проведение этих мероприятий выделяются миллиарды тенге. По странному "совпадению" именно в этот день отмечает свой день рождения и бессменный "лидер" страны - Н.А. Назарбаев, чей "образ" становится предметом массового принудительного поклонения. В этот день народ Казахстана заставляют хором петь песню "Моя страна", написанную самим Назарбаевым, а не популярную песню "Мой Казахстан", которая стала национальным гимном страны. Приглашенные на день рождения иностранные гости и звезды эстрады взахлеб воспевают "хозяина". Перед гостями на торжествах в честь своего дня рождения выступает сам "лидер" и пользуется трибуной, чтобы в очередной раз рассказать о своих "заслугах", как будто все достижения республики достигнуты благодаря лично ему. В стране повсюду висят его портреты, его ликами украшены специальные юбилейные почтовые марки. Назарбаевские газетенки наперебой пишут о том, что его "научные" труды, якобы, с восторгом восприняты всем прогрессивным человечеством, а профессора Оксфорда, Гарварда и Кембриджа в слезах умиления соперничают за право заняться их переводом. Госпропаганда позиционирует своего идола как "выдающегося государственного деятеля, который видит дальше и глубже всех", а Казахстан предстает "самой космической страной из всех космических". Перед "величием" образа Назарбаева померк даже образ приснопамятного Леонида Брежнева или покойного Туркменбаши. У Брежнева на груди красовались пять геройских звезд - ровно столько же наград на груди и у "Елбасы".
Создание культа личности Назарбаева
и его правление вызвали
Таким образом, можно сделать выводы по первой главе:
Президент Республики является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях.
Президент Республики - символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина.
Президент Республики обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом.
Президенту Республики принадлежит право выступать от имени народа и государства.
Президент Республики, его честь и достоинство неприкосновенны. Посягательство на честь и достоинство Президента Республики преследуется по закону.
2. Полномочия Президента Республи
2.1 Полномочия Президента Республи
Полномочия Президента Республики Казахстан наиболее широки в отношении органов исполнительной власти. Согласно Конституции Республики Казахстан, Президент назначает на должность Председателя Правительства Республики Казахстан. До акта назначения Президент должен получить согласие Парламента. Внесение Президентом кандидатуры на пост Председателя Правительства должно быть осуществлено в определенные сроки (например, не позднее месячного срока после вступления в должность вновь избранного Президента или в течение недели со дня отклонения кандидатуры на этот пост Парламента).
Президент Республики Казахстан имеет право по своему усмотрению председательствовать на заседаниях Правительства. Президент также имеет право назначать на должность и освобождать от должности заместителей Председателя Правительства и министров без участия какого - либо иного органа, но делает это только по предложению Председателя Правительства. В полномочия Президента Республики Казахстан также входит решение вопросов об отставке Правительства Республики Казахстан. Это решение может быть принято в трех случаях:
-по собственному усмотрению;
-в случае подачи Правительством заявления об отставке;
-в случае выражения
недоверия Правительству Парлам
Президент Республики Казахстан имеет право отправить в отставку не только весь состав Правительства, но и отдельных его членов. Поскольку отдельные члены Правительства назначаются Президентом Республики Казахстан самостоятельно, то и согласия Парламента в этом случае не требуется.
Президент может отменить постановления и распоряжения Правительства в случаях фактов противоречия акта Правительства Конституции Республики Казахстан, закону, указу Президента Республики Казахстан.
Президент Республики Казахстан представляет Парламенту на должность Председателя Национального Банка Республики Казахстан. Он же ставит вопрос перед Парламентом об освобождении Председателя НБРК от должности. Само же назначение или смещение осуществляется Парламентом.
Полномочия Президента Республики Казахстан в отношении законодательной власти:
Президент Республики Казахстан назначает выборы Парламента в связи с истечением срока ее полномочий, предусмотренные Конституцией РК или ее роспуском. Порядок выборов устанавливается федеральным законом.
Президент Республики Казахстан также имеет право распускать Парламент, но только в точно установленных Конституцией случаях:
- Парламент большинством общего состава депутатов трижды отклоняет представленную Президентом РК кандидатуру на должность Председателя Правительства РК;
- Парламент в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РК.
Президент Республики Казахстан назначает референдум (общегосударственное голосование избирателей), порядок проведения которого устанавливается федеральным конституционным законом «О референдуме». Президент назначает референдум с указанием даты (в выходной день) своим указом после заключения Конституционного Совета о том, что все требования, предусмотренные законодательством, соблюдены.
Президент Республики Казахстан вносит законопроекты в Мажилис парламента. В течение 14 дней Президент подписывает и обнародует (промульгирует) федеральные законы, то есть законы, действующие на всей территории России.
Президент Республики Казахстан обладает правом вето - это отказ главы государства в санкционировании закона, лишь приостанавливающее вступление его в силу, так как Парламенту предоставляется право принятия этого закона вторичным голосованием, требующим квалифицированного большинства голосов.
Ежегодно Президент Республики Казахстан обращается к Парламенту с посланиями об основных направлениях внешней и внутренней политики государства. Эти послания заслушиваются на совместном заседании палат Парламента. Помимо ежегодных посланий Президента обращается к Парламенту с иными посланиями. Например, послание по национальной безопасности в 1996 году.
Также Президент Республики Казахстан наделен полномочиями обращаться в Конституционный Совет с запросом о соответствии Конституции Республики Казахстан:
законов и нормативных актов высших органов государственной власти (Президента РК, палат Парламента, Правительства РК); конституций и уставов, а также иных нормативных актов, договоров между органами государственной власти; международных договоров,
а также вносить запросы в Конституционный Совет о толковании Конституции РК, о том, как следует понимать то или иное положение, содержащееся в Конституции РК. Президент имеет право вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции РК.
Полномочия Президента в отношении судебной власти Республики Казахстан:
Президент представляет Парламенту кандидатуры на должность судей Верховного Суда и остальных судей и председателей судов, Генерального прокурора Республики Казахстан. Назначение этих должностных лиц осуществляет Парламент. Он же по представлению Президента Республики Казахстан может освободить от должности Генерального прокурора. Вопрос об освобождении от должности судей определяется с учетом нормы статьи Конституции РК, решен конституционным Законом РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан».
Полномочия Президента Республики в области обеспечения обороноспособности и безопасности государства
Президент Республики:
1) является Верховным
2) в случае, когда демократические
институты, независимость и
Информация о работе Президент РК: статус и правовое положение