Президент РК: статус и правовое положение

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 18:25, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы дипломного исследования. Демократические преобразования, проводимые в Республике Казахстан в начале 90-х годов, привели к необходимости поиска новой модели организации государственной власти. Основой такой модели послужили общепризнанный в современном мире принцип разделения властей, а также введение института президентской власти. Для Казахстана данный институт являлся новым. С апреля 1990 года, когда он был введен в Республике Казахстан был накоплен определенный опыт, который требует обобщения. В Республики Казахстан произошло становление, не только института президентской власти, но и парламентаризма, независимой судебной власти, органов исполнительной власти.

Содержание

Список сокращений…………………………………………………………………3
Введение……………………………………………………………………………..4
Правовое положение Президента Республики Казахстан…....................7
Становление и развитие института президентства в Казахстане..………....7
Место Президента РК и его функции в системе органов государственной власти……………………..………………………...............................................11
Особенности института первого президента Республики Казахстан………17
Полномочия Президента Республики Казахстан …………………………24
2.1 Полномочия Президента Республики Казахстан, связанные с формированием и деятельностью органов государственной власти …………..24
2.2 Полномочия Президента Республики Казахстан во внешней политике …30
2.3 Полномочия Президента Республики Казахстан как верховного главнокомандующего и по введению чрезвычайного положения………….…31
2.4 Полномочия Президента в отношении решения вопросов гражданства, награждения государственными наградами, республиканского референдума……………………………………………………………..………...32
2.5 Акты президента Республики Казахстан по вопросам своей компетенции.34
Порядок вступления в должность и прекращения полномочий Президента Республики Казахстан ………………………………………………………39
Порядок вступления в должность Президента РК…………………………..39
Порядок прекращения полномочий Президента РК………………...............40
Статус бывших президентов Республики Казахстан………………………51
Заключение………………………………………………………………………….52
Глоссарий…………………………………………………………………………...55
Список использованных источников……………………………………………..57
Приложение А………………………………………………………………………60

Работа содержит 1 файл

Статус Презид.doc

— 357.00 Кб (Скачать)

к) воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам;

л) благотворительным  организациям и религиозным объединениям, а также учрежденным ими организациям;

м) анонимным жертвователям (для гражданина - без указания любого из следующих сведений: фамилии, имени, отчества, адреса места жительства и даты рождения; для юридического лица - без указания любого из следующих сведений: идентификационного номера налогоплательщика, названия, даты регистрации, банковских реквизитов, отметки об отсутствии государственной или муниципальной доли в уставном (складочном) капитале либо о наличии такой доли с указанием ее размера, об отсутствии иностранного участия в уставном (складочном) капитале либо о наличии такого участия с указанием доли этого участия);

н) юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования.

Для голосования на выборах  Президента Республики Казахстан изготавливаются избирательные бюллетени. Избирательные бюллетени являются документами строгой отчетности, степень защиты которых определяется Центральной избирательной комиссией Республики Казахстан. Нумерация избирательных бюллетеней не допускается. Порядок изготовления избирательных бюллетеней, их число, а также требования, предъявляемые к изготовлению избирательных бюллетеней, утверждаются Центральной избирательной комиссией Республики Казахстан не позднее, чем за 35 дней до дня голосования.

Порядок голосования  также описан в законе. Голосование  проводится с 8 до 20 часов по местному времени. О времени и месте  голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного голосования в соответствии со статьей 66 данногоФедерального закона - не позднее чем за пять дней до дня досрочного голосования.

По окончании процедуры  голосования производится подсчет  голосов избирателей и составляются протоколы об итогах голосования  участковыми избирательными комиссиями.

Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно непосредственно членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. При этом могут присутствовать представители партий, блоков и движений, независимые и международные наблюдатели. Закон описывает процедуру вскрытия урн, сортировки бюллетеней, оформление результатов, упаковки и опечатывания бюллетеней.

На основании данных, содержащихся в протоколах избирательных комиссий субъектов Республики Казахстан об итогах голосования и протоколах об итогах голосования участковых избирательных комиссий Центральная избирательная комиссия Республики Казахстан после предварительной проверки правильности их составления путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через десять дней после дня голосования определяет результаты выборов Президента Республики Казахстан.

Статья 72 пункты 4, 5 указывают основания  для признания выборов не состоявшимися  или недействительными. Центральная избирательная комиссия Республики Казахстан признает выборы Президента Республики Казахстан не состоявшимися в случае:

а) если в выборах приняли  участие менее половины избирателей, включенных в списки избирателей  на момент окончания голосования;

б) если число голосов  избирателей, поданных за зарегистрированного  кандидата, набравшего наибольшее число голосов избирателей по отношению к другому зарегистрированному кандидату (другим зарегистрированным кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

Выборы Президента Республики Казахстан признаются недействительными:

а) в случае, если допущенные при проведении голосования или  установлении итогов голосования нарушения  не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;

б) в случае, если количество избирательных участков, где итоги голосования признаны недействительными, составляет не менее одной четвертой от общего количества избирательных участков;

в) по решению суда.

Повторное голосование по выборам  Президента Республики Казахстан назначается Центральной избирательной комиссией в случае, если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них по результатам общих выборов не был избран на должность Президента Республики Казахстан, Центральная избирательная комиссия Республики Казахстан назначает повторное голосование по выборам Президента Республики Казахстан по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Повторное голосование проводится через 21 день со дня голосования на общих выборах с соблюдением требований закона.

В случае, если выборы Президента Республики Казахстан признаны несостоявшимися, недействительными, а также по ряду других случаев Парламент Республики Казахстан назначает повторные выборы Президента Республики Казахстан.

Согласно закону Президент Республики Казахстан, избранный в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и настоящим законом, вступает в должность по истечении четырех лет со дня вступления в должность Президента Республики Казахстан, избранного на предыдущих выборах Президента Республики Казахстан, а при проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения четырех лет со дня вступления в должность Президента Республики Казахстан, избранного на предыдущих выборах, назначены повторные выборы Президента Республики Казахстан, - на тридцатый день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией Республики Казахстан общих результатов выборов Президента Республики Казахстан.

Сама по себе церемония  инаугурации является лишь формальным мероприятием государственного значения, фиксирующем официального вступление законно избранного народом в ходе голосования Президента Республики Казахстан. Она кратко освещена в Конституции РК. Собственно церемония главным образом заключается в приведении нового Президента к присяге в торжественной обстановке обычно в присутствии высших государственных должностных лиц (по конституции на церемонии принесения присяги обязательно должны присутствовать члены Правительства, депутаты Парламента и судьи Республики Казахстан, члены Конституционного Совета) и представителей иностранных государств. Очень часто на церемонии инаугурации глав крупных государств прибывают главы или равные им по рангу должностные лица других государств. Подобного рода визиты являются символом дружеских отношений и признания нового, законно избранного народом Президента страны. Церемония принесения присяги заключается в произнесении вступающим в должность Президентом следующих слов: “Клянусь при осуществлении полномочий Президента Республики Казахстан уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Республики Казахстан, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу”, приведенный текст присяги содержится в Конституции. С момента принесения присяги Президент считается вступившим в должность и приступает к исполнению своих обязанностей в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан, определяющими его полномочия.

Выводы:

Президент Республики вступает в должность с момента принесения народу следующей присяги: «Торжественно клянусь верно служить народу Казахстана, строго следовать Конституции и законам Казахстана, гарантировать права и свободы граждан, добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности Президента Республики Казахстан». Текст присяги произносится Президентом Республики на государственном языке.

Присяга приносится во вторую среду января в торжественной  обстановке в присутствии депутатов Парламента, членов Конституционного Совета, судей Верховного суда, а также всех бывших Президентов Республики. В случае, предусмотренном статьей 48 Конституции, лицом, принявшим на себя полномочия Президента Республики Казахстан, присяга приносится в течение одного месяца со дня принятия полномочий Президента Республики.

Президент Республики присягает  на Конституции Республики. После принесения присяги исполняется Государственный гимн Республики Казахстан. Президенту председателем Центральной избирательной комиссии вручается удостоверение, нагрудный знак, штандарт Президента Республики Казахстан и орден «Алтын Кыран» («Золотой Орел»).

В случае, если лицо избрано Президентом Республики на второй срок полномочий, нагрудный знак, штандарт Президента Республики Казахстан и орден «Алтын Кыран» («Золотой Орел») ему повторно не вручаются.

Президент Республики избирается сроком на пять лет. Пятилетний срок полномочий применяется к лицу, которое будет избрано Президентом Республики по итогам президентских выборов, проведенных в связи с истечением семилетнего срока полномочий Президента Республики, избранного на выборах 4 декабря 2005 года.

Полномочия Президента Республики прекращаются с момента вступления в должность вновь избранного Президента Республики, а также в случае досрочного освобождения или отрешения Президента от должности, либо его кончины.

Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Республики более двух раз подряд. Настоящее ограничение не распространяется на Первого Президента Республики Казахстан. 

Президент Республики не вправе быть депутатом представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности  и осуществлять предпринимательскую деятельность.  

Президент Республики имеет знаки  отличия - нагрудный знак и штандарт Президента Республики Казахстан.

Описание нагрудного знака определяется Центральной  избирательной комиссией Республики. Описание штандарта, порядок официального использования нагрудного знака и штандарта определяются Президентом Республики.

Президент Республики по должности становится кавалером  ордена «Алтын Кыран» («Золотой Орел»).

Описание ордена «Алтын Кыран» («Золотой Орел»), основания  и порядок присвоения названного ордена определяются законодательством Республики

 

3.2 Порядок прекращения  полномочий Президента РК

 

Согласно Конституции, Президент обладает неприкосновенностью. Это означает: никто не может применить в отношении Президента физического или психического насилия; его нельзя задержать, ни обыскать, ни арестовать, ни привлечь к любому виду правовой ответственности, пока он состоит в должности Президента; наконец, Президента нельзя свергнуть, ни отстранить от исполнения обязанностей. Это кажется вполне естественным в ходе исполнения Президентом своих полномочий.

Президент РК соответствии Конституцией приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги, прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РК.

Теоретические и практические проблемы, связанные с досрочным  прекращением полномочий Президента РК являются гораздо более сложными, чем вопросы, возникающие при вступлении Президентом в свою должность, когда он начинает исполнять свои обязанности. В статьях Конституции, посвященных этим вопросам, говорится следующее: “Президент Республики Казахстан прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отстранения от должности. При этом выборы Президента Республики Казахстан должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий”. Крайне важное значение имеет и следующая, третья часть ст. 92: “Во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Республики Казахстан. Исполняющий обязанности Президента не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Республики Казахстан”.

Как видно, в данной статье указаны три способа досрочного прекращения исполнения полномочий Президента: отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, отрешение от должности. Рассмотрим каждый из них.

Отставка - это добровольный уход с поста подписанием письменного заявления, извещающего об оставлении должности, устного объявления будет в данном случае вряд ли достаточно. Подача в отставку и принятие Председателем Правительства на себя выполнение обязанностей Президента имеют уже бесповоротный для Президента характер. Иначе говоря, Президент не может потом объявить, что он “передумал” и отзывает свое заявление об отставке.

Правда, возникает практический вопрос: наступает ли для Председателя Правительства  исполнение обязанностей Президента при отставке последнего автоматически или же Председатель должен официально объявить о начале исполнения обязанностей? Во многом это, конечно, вопрос формальный, однако, во избежание недоразумений на этот счет было бы полезным толкование ст. Конституции со стороны Конституционного Совета РК. Можно предложить следующее толкование: поскольку Конституция говорит лишь об отставке Президента и не предусматривает того, что кто-то должен такую отставку принять, начало развития событий вызывается непосредственно самим фактором официального объявления Президентом об отставке, которая, как сказано, подается в письменной форме (с указанием не только года, месяца и дня, но также и часа, с которого начинается отставка), даже если Президент объявляет о ней в публичном выступлении либо в заявлении по телевидению и т. п.. Причем отставка должна следовать в день объявления о ней; т. е. Президент не может объявить сегодня о том, что через неделю, месяц и т. д. он уходит со своего поста, потому как подобная ситуация и предполагает для Президента возможность “передумать” и отозвать свое заявление.

C объявленного момента  (дня и часа) Председатель Правительства  считается автоматически приступившим  к исполнению обязанностей Президента. В свою очередь и премьер незамедлительно делает заявление о том, что вступил в исполнение обязанностей президента. Такое его заявление необходимо для общественного спокойствия и обеспечения нормального продолжения общего хода государственных дел. Но не более того, оно ни коим образом не предназначено для подтверждения законности такого перехода полномочий от Президента страны к председателю правительства.

Состояние здоровья. При  решении вопроса о судьбе полномочий Президента в связи с состоянием здоровья возможны две ситуации.

Информация о работе Президент РК: статус и правовое положение