Президент РК: статус и правовое положение

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 18:25, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы дипломного исследования. Демократические преобразования, проводимые в Республике Казахстан в начале 90-х годов, привели к необходимости поиска новой модели организации государственной власти. Основой такой модели послужили общепризнанный в современном мире принцип разделения властей, а также введение института президентской власти. Для Казахстана данный институт являлся новым. С апреля 1990 года, когда он был введен в Республике Казахстан был накоплен определенный опыт, который требует обобщения. В Республики Казахстан произошло становление, не только института президентской власти, но и парламентаризма, независимой судебной власти, органов исполнительной власти.

Содержание

Список сокращений…………………………………………………………………3
Введение……………………………………………………………………………..4
Правовое положение Президента Республики Казахстан…....................7
Становление и развитие института президентства в Казахстане..………....7
Место Президента РК и его функции в системе органов государственной власти……………………..………………………...............................................11
Особенности института первого президента Республики Казахстан………17
Полномочия Президента Республики Казахстан …………………………24
2.1 Полномочия Президента Республики Казахстан, связанные с формированием и деятельностью органов государственной власти …………..24
2.2 Полномочия Президента Республики Казахстан во внешней политике …30
2.3 Полномочия Президента Республики Казахстан как верховного главнокомандующего и по введению чрезвычайного положения………….…31
2.4 Полномочия Президента в отношении решения вопросов гражданства, награждения государственными наградами, республиканского референдума……………………………………………………………..………...32
2.5 Акты президента Республики Казахстан по вопросам своей компетенции.34
Порядок вступления в должность и прекращения полномочий Президента Республики Казахстан ………………………………………………………39
Порядок вступления в должность Президента РК…………………………..39
Порядок прекращения полномочий Президента РК………………...............40
Статус бывших президентов Республики Казахстан………………………51
Заключение………………………………………………………………………….52
Глоссарий…………………………………………………………………………...55
Список использованных источников……………………………………………..57
Приложение А………………………………………………………………………60

Работа содержит 1 файл

Статус Презид.doc

— 357.00 Кб (Скачать)

Первая ситуация. Президент  чувствует себя больным (физически, но не умственно), он в ясном уме  и поэтому сам объявляет, что  не может продолжать исполнение полномочий Президента в силу физической немощи. Для этой ситуации как раз и  подходит начальная формула ч. 2 ст. 92: Президент “прекращает исполнение полномочий досрочно” в силу стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Но это практически означает ту же самую добровольную отставку – лишь с указанием конкретного основания.

Вторая ситуация. Состояние  здоровья Президента таково, что требуется  специальное авторитетное медицинское  заключение; что касается собственного мнения Президента, то либо его невозможно спросить, например, при стойкой  потере сознания, либо это мнение при состоянии Президента не может иметь решающего значения, к примеру, при наступивших глухоте, слепоте и т. д. Речь идет, следовательно, о случаях, когда, в отличие от отставки, личная воля Президента объективно не может быть решающим фактором, и Председатель Правительства объявляет о принятии на себя исполнения обязанностей Президента на основании медицинских документов. Правда, и здесь не все так просто, как это кажется на первый взгляд. Поэтому необходимо рассмотреть разные варианты, хотя для того, чтобы кто-то не искал косвенных форм свержения Президента, что вполне возможно в подобных условиях и чтобы, это было фактически невозможно.

Один вариант, как говорится, бесповоротный. Медицинская комиссия констатирует, что Президент уже  не в состоянии вернуться к делам. Тогда Председатель Правительства приступает к исполнению обязанностей Президента, думается, со дня и часа, когда ему стало известно заключение медицинской комиссии; и делает специальное объявление об этом. И со дня такого объявления начинается отсчет указанных в Конституции 3 месяцев для проведения новых выборов.

Другой вариант –  положение, когда Президент по состоянию  здоровья не может временно исполнять  свои обязанности, но есть надежда на то, что лечение восстановит его  силы, после чего он опять сможет вести государственные дела. Для подобного варианта слова ч. 3 ст. 92 Конституции “во всех случаях, когда Президент Республики Казахстан не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Республики Казахстан” надо трактовать таким образом, что в данное время Премьер замещает Президента.

Вопрос состоит в  том, нужно ли в этом случае Президенту делать специальное заявление. Очевидно, все зависит от конкретной ситуации. Если Председатель Правительства РК уходит в отпуск, он возлагает свои обязанности на одного из первых заместителей. Никаких публичных заявлений не делается, но издается соответствующее распоряжение Председателя. Конечно, если первый заместитель один, то можно обойтись и без распоряжения, поскольку указанное правило предполагается логически либо находит отражение в законе о Правительстве.

С Президентом иное положение. Его замещение Председателем  Правительства на время отпуска  не предусмотрено. Находясь в отпуске, Президент продолжает оставаться “при исполнении”. Поэтому формулировка ч.3 ст. 92 рассчитана на экстраординарные ситуации. А вот при их наступлении все зависит от конкретных обстоятельств.

Безусловно, было бы трудно не признать за Президентом этого права. И, конечно, замещая Президента, Председатель Правительства опирается на Конституцию и на соответствующий указ Президента. Отсчет 3-месячного срока, предусмотренного ч. 2 ст. 92, в данном случае не производится, т.к. свои обязанности Президент перестает выполнять только временно, причем по собственной “инициативе”.

Однако, думается, надо учитывать и  такое: ситуация со здоровьем не улучшилось, а наоборот изменилась к худшему, и Президент не в состоянии  подписать указ о прекращении  временного исполнения его обязанностей Председателем Правительства. Тогда  нельзя исключить возникновение необходимости в том самом заключении медицинской комиссии, о котором говорилось ранее. Следовательно, переход из одной ситуации с состоянием здоровья в другую зависит от фактических обстоятельств. В сложившихся обстоятельствах пойдет речь уже о досрочном прекращении исполнения полномочий Президента в силу стойкой неспособности их осуществлять по состоянию здоровья (в соответствии с ч.2 ст. 92 Конституции).

Отрешение от должности (процедура  импичмента). Действующая Конституция  РК установила такие основания для постановки вопроса об отрешении, при которых оно практически невозможно. Президент РК, согласно ст. Конституции, может быть отрешен от должности Парламентом только на основании выдвинутого Мажилисом обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Хотя введение таких норм вызвано  опытом конституционного регулирования, существующего в некоторых зарубежных стран, трудно себе вообразить, чтобы  Президентом России был избран человек, способный совершить столь тяжкие деяния. Кроме того, формулировка ст. 93 в определенном смысле вызывает некоторое удивление и недоумение – получается, что лицо, занимающее пост Президента РК и совершившее деяние, которое хотя и не подпадает под признаки тяжкого преступления, но все-таки является уголовным преступлением, не может быть отрешено от должности. То есть получается, что уголовный преступник вправе оставаться на посту Президента РК. Конституция, по крайней мере, такую ситуацию полностью не исключает. Конечно, наверно, предполагается, что его все-таки заставят подать в отставку. И все же, что делать, если это не произойдет? Очевидно, при грядущих конституционных реформах в России придется решить более четко и полно вопрос об различного рода основаниях для отрешения Президента от занимаемой им должности.

С объявлением решения Парламента об отрешении от должности Президента начинается исполнение обязанностей Президента Председателем Правительства РК. Думается, при этом не будет излишним и заявление Председателя Правительства о том, что он приступил к исполнению обязанностей (для общественного спокойствия и нормального хода государственных дел).

Завершая рассмотрение данного  блока проблем, обратим внимание на некоторые любопытные обстоятельства, которые требуют определенного  толкования.

Одно из них таково: в ч. 2 ст. 92 говорится не о досрочном  прекращении полномочий, а о досрочном  прекращении исполнения полномочий. Тождественны или различаются по смыслу упомянутые формулировки? Думается, это не столь принципиально, ведь Президент окончательно расстается с должностью. Но все же надо четко определить: в данном случае с прекращением исполнения полномочий лицо утрачивает статус Президента, т. е. оно более не имеет президентской неприкосновенности по ст. 91, не вправе также полагать, что сохраняет какие-то начала особого положения до вступления в должность нового Президента. Иное дело временное исполнение обязанностей Президента Председателем Правительства согласно ч. 3 ст. 92. Ведь здесь речь идет не о досрочном прекращении исполнения полномочий, а только о краткосрочном замещении Президента.

Другой момент связан с начальными словами ч. 2 ст. 92: “Президент Республики Казахстан прекращает исполнение полномочий досрочно...”. В них явно проглядывает двусмысленность. Выходит, что во всех трех случаях (отставка, болезнь, отрешение) Президент сам прекращает свои полномочия. Между тем, очевидно, что безоговорочным это его решение можно считать только в случае его отставки. При прекращении исполнения полномочий по состоянию здоровья, о чем говорилось ранее, инициатива может исходить как от Президента, так и со стороны (с учетом состояния здоровья). А уж при отрешении от должности и инициатива постановки вопроса, и решение исходят со стороны.

Таким образом, это достаточно существенный фактор, при его различной трактовке возможны неожиданные повороты. Например, нуждается в разъяснении приводившееся положение ч. 3 ст. 92 Конституции о том, на какие случаи распространяется временное исполнение обязанностей Президента Председателем Правительства РК и что вправе (чего не вправе) делать последний в данное время. Прежде всего, как уже можно было видеть, имеются все основания для расширительного толкования нормы ч. 3 ст. 92 в ее увязке с ч. 2: к Председателю Правительства обязанности Президента переходят во всех случаях досрочного прекращения исполнения полномочий Президентом (отставка, состояние здоровья, отрешение от должности) и при замещении Президента.

Но вот полного ответа на вопрос, чего нельзя делать временно исполняющему обязанности Президента, ч. 3 ст. 92 Конституции не дает. Председатель Правительства на время исполнения обязанностей не имеет права лишь распускать Парламента, назначать референдум и вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции. Однако это лишь очень незначительная часть возможностей Президента. А всеми остальными Председатель Правительства, выходит, воспользоваться может?

Думается, в случае замещения Президента при его болезни Председатель Правительства должен заниматься лишь текущими делами, решать самые неотложные вопросы, а все остальное, что требует принятия нормативных актов оставлять до выздоровления Президента. Но, однако, ясно то, что Президент вправе принять принципиальное решение по каждому документу, появившемуся в данный период.

При прекращении полномочий Президента на период до избрания нового Президента тоже целесообразно Председателю Правительства решать только неотложные текущие вопросы, не занимаясь нормотворчеством. Конечно, 3 месяца – срок немалый; за это время могут возникнуть обстоятельства, требующие от Председателя Правительства различных, в том числе и радикальных, действий в рамках полномочий Президента. Однако при нормальном развитии событий он вполне может воздержаться от каких-либо серьезных шагов, которые вынудят избранного позже Президента начинать с переоценки действий лица, бывшего исполняющим обязанности Президента.

Выводы:

Досрочное освобождение, отрешение от должности Президента Республики

1. Президент может  быть досрочно освобожден от  должности решением Парламента  при устойчивой неспособности осуществлять свои обязанности по болезни в порядке, установленном Конституцией.

2. Президент несет  ответственность за действия, совершенные  при исполнении своих обязанностей, только в случае государственной измены, то есть умышленного деяния, совершенного с целью подрыва или ослабления внешней безопасности и суверенитета Республики Казахстан, выразившегося в переходе на сторону врага во время войны или вооруженного конфликта, оказания иностранному государству помощи в осуществлении враждебной деятельности против Республики, и может быть за это отрешен от должности Парламентом в порядке, установленном Конституцией.

3. Вопрос об отрешении Президента Республики от должности не может быть возбужден в период рассмотрения им вопроса о досрочном прекращении полномочий Парламента или Мажилиса Парламента.

Переход полномочий Президента Республики Казахстан 

1. В случае досрочного  освобождения или отрешения от  должности Президента Республики Казахстан, а также его смерти полномочия Президента Республики на оставшийся срок переходят к председателю Сената Парламента; при невозможности председателя Сената принять на себя полномочия Президента они переходят к председателю Мажилиса Парламента; при невозможности председателя Мажилиса принять на себя полномочия Президента они переходят к Премьер-Министру Республики. Лицо, принявшее на себя полномочия Президента Республики, складывает с себя соответственно полномочия председателя Сената, председателя Мажилиса, Премьер-Министра.

2. Лицо, принявшее на  себя полномочия Президента Республики  Казахстан, по основаниям и  в порядке, предусмотренным пунктом  1 настоящей статьи, не вправе  инициировать изменения и дополнения  в Конституцию Республики Казахстан.

3.3 Статус бывших Президентов Республики Казахстан

 

Все бывшие Президенты Республики, кроме отрешенных от должности, имеют  звание экс-Президента Республики Казахстан.

Экс-Президенты Республики являются по праву пожизненными членами  Конституционного Совета Республики.

Экс-Президент Республики вправе присутствовать на совместных заседаниях палат Парламента Республики, торжественных заседаниях, посвященных  вступлению в должность Президента Республики, государственным праздникам Республики, и иных мероприятиях, проводимых государством.

Экс-Президент Республики, его честь и достоинство неприкосновенны. Посягательство на честь и достоинство  экс-Президента Республики преследуется по закону.  

 

Обеспечение экс-президентов  Республики

1. Обеспечение, обслуживание и охрана экс-Президента Республики осуществляется за счет государства.

2. Экс-Президенту Республики  пожизненно:

1) решением Президента  Республики устанавливается пенсия  в размере восьмидесяти процентов  от должностного оклада Президента Республики. При этом пенсия экс-Президента Республики, установленная на условиях настоящего Конституционного закона, повышается с учетом роста должностного оклада Президента Республики;

2) предоставляются квартира  и государственная дача с необходимым  обслуживанием, личная охрана, персональный автомобиль с водителями, бесплатные проезд по стране, медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение.

Материалы личного архива и личной библиотеки Президента Республики Казахстан по завершении служебной  деятельности в качестве Президента Республики находятся в собственности экс-Президента Республики Казахстан.  

Информация о работе Президент РК: статус и правовое положение