Президент РК: статус и правовое положение

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 18:25, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы дипломного исследования. Демократические преобразования, проводимые в Республике Казахстан в начале 90-х годов, привели к необходимости поиска новой модели организации государственной власти. Основой такой модели послужили общепризнанный в современном мире принцип разделения властей, а также введение института президентской власти. Для Казахстана данный институт являлся новым. С апреля 1990 года, когда он был введен в Республике Казахстан был накоплен определенный опыт, который требует обобщения. В Республики Казахстан произошло становление, не только института президентской власти, но и парламентаризма, независимой судебной власти, органов исполнительной власти.

Содержание

Список сокращений…………………………………………………………………3
Введение……………………………………………………………………………..4
Правовое положение Президента Республики Казахстан…....................7
Становление и развитие института президентства в Казахстане..………....7
Место Президента РК и его функции в системе органов государственной власти……………………..………………………...............................................11
Особенности института первого президента Республики Казахстан………17
Полномочия Президента Республики Казахстан …………………………24
2.1 Полномочия Президента Республики Казахстан, связанные с формированием и деятельностью органов государственной власти …………..24
2.2 Полномочия Президента Республики Казахстан во внешней политике …30
2.3 Полномочия Президента Республики Казахстан как верховного главнокомандующего и по введению чрезвычайного положения………….…31
2.4 Полномочия Президента в отношении решения вопросов гражданства, награждения государственными наградами, республиканского референдума……………………………………………………………..………...32
2.5 Акты президента Республики Казахстан по вопросам своей компетенции.34
Порядок вступления в должность и прекращения полномочий Президента Республики Казахстан ………………………………………………………39
Порядок вступления в должность Президента РК…………………………..39
Порядок прекращения полномочий Президента РК………………...............40
Статус бывших президентов Республики Казахстан………………………51
Заключение………………………………………………………………………….52
Глоссарий…………………………………………………………………………...55
Список использованных источников……………………………………………..57
Приложение А………………………………………………………………………60

Работа содержит 1 файл

Статус Презид.doc

— 357.00 Кб (Скачать)

Реализуя свои конституционные  полномочия, Президент через своих  полномочных представителей в Государственной  Думе, Совете Федераций и Конституционном  Суде РК взаимодействует с законодательной и судебной ветвями власти.

Место Президента в системе органов государственной власти определилось не сразу. С введением в РСФСР института президента и выборами первого Президента РСФСР была заложена основа конституционного кризиса.  Кризис был предопределен половинчатостью конституционной реформы 1990-1991 годов, когда в Конституцию РСФСР 1978 года были введены элементы механизма разделения властей и введена должность Президента РСФСР, при сохранении неопределенного статуса Съезда Народных Депутатов как высшего органа государственной власти, имеющего право принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению РСФСР. Это привело к противоречиям конституционных норм, не разграничивших полномочия исполнительной, законодательной и судебной власти.

Это спровоцировало противостояние и  противопоставление формальных полномочий исполнительной власти во главе с Президентом РСФСР и законодательных органов в лице Съезда Народных Депутатов и Верховного Совета РСФСР.

Замена Советов народных депутатов  другой системой представительных учреждений в 1993 году представлялась решением развязки противоречий в системе государственной власти. Все вопросы и проблемы, касающиеся взаимоотношений и взаимодействия главы государства и парламента были сформулированы в проекте новой Конституции 1993 года.

Конституция 1993 года поставила точку в разногласиях между Президентом и парламентом. Парламент становился в прямом смысле законодательным органом и статусно выравнивался с другими ветвями власти, обеспечивая тем самым необходимый конституционно-правовой баланс.

Следствием вышеизложенного можно считать, что Президент РК, являясь главой государства, организовывает взаимодействие всех ветвей власти, обеспечивая тем самым согласованное их функционирование.

Основные функции Президента Республики Казахстан определены в статье 80 Конституции Республики Казахстан. К ним относятся:

Президент Республики Казахстан является гарантом Конституции Российский Федерации, прав и свобод человека и гражданина; Президент Республики Казахстан в установленном Конституцией Республики Казахстан порядке принимает меры по охране суверенитета Республики Казахстан, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; Президент Республики Казахстан в соответствии с Конституцией Республики Казахстан определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; Президент Республики Казахстан как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Первая и одна из важнейших функций Президента как гаранта Конституции Республики Казахстан, прав и свобод человека и гражданина рассматривается как обязанность Президента, прежде всего, обеспечить положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности, не выходя за рамки своей компетенции. Президент Республики Казахстан является гарантом Конституции Республики Казахстан, а не Конституций субъектов Республики Казахстан, но поскольку последних должны соответствовать Федеральной Конституции, то функцию президента необходимо рассматривать как всей системы Конституционной законности в стране. Президент не может не принимать участия, если хоть один орган государственной власти не соблюдает Конституцию Республики Казахстан, а тем более, если при этом каким - либо образом ущемляются права и свободы каких - либо групп или слоев населения. Президент не только имеет право, но и обязан принимать меры по ликвидации нарушений Конституции Республики Казахстан, вплоть до применения самого широкого принуждения на законной основе, если на территории государства действуют организованные преступные банды или незаконные вооруженные формирования, от которых исходит прямая и реальная угроза безопасности государства и правам человека в мирное время.

Таким образом, вышесказанное означает, что Президент несет персональную ответственность за организацию бесперебойной работы механизма защиты Конституции и прав человека и гражданина.

Выполняя вторую функцию  по охране государственного суверенитета, независимости России, ее государственной целостности, обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, Президент Республики Казахстан действует, не выходя за рамки своих полномочий, установленных действующей Конституцией. Президент обязан определить нарушения или угрозу нарушения суверенитета, независимости и государственной целостности и предпринять соответствующие меры по их нейтрализации. Эти действия могут быть поэтапными или одновременными, если речь идет о внезапной внешней агрессии, когда требуются решительные меры.

Каждый орган (институт) государственной власти, в рамках своей компетенции, обязан выполнять  функции, которые направлены на реализацию Конституции, на защиту прав и свобод личности. Однако институты государственной власти только частично обеспечивают действие Конституции, поэтому перед Президентом стоит задача сохранить устойчивость государства в целом, потому что только в этих условиях органы государственной власти и должностные лица смогут нормально осуществлять свои полномочия, в нормальном конституционном режиме. Выделяется также главенство Президента в государственной системе. Потому что Президент обеспечивает условия, при которых все институты власти способны выполнять свои функции, а также об обязанности президентского контроля за тем, чтобы все институты власти действовали в рамках своих полномочий и не один из институтов власти не мог посягнуть на прерогативы другого, насильственными методами присвоить власть в стране или чьи - либо властные полномочия.

Третья функция Президента Республики Казахстан указывает на его возможность в определении основных направлений внутренней и внешней политики государства. Ранее эта функция принадлежала Съезду народных депутатов Республики Казахстан. Однако это не означает, что Президент Республики Казахстан играет роль всемогущего правителя страны, на которую претендовал Съезд. Это обусловлено рядом факторов:

Во-первых, в действующей  Конституции последовательно реализована  модель разделения властей. В прежней  Конституции это лишь провозглашалось, но так и не было окончательно закреплено.

Во-вторых, Президент  определяет не вообще все внутреннюю и внешнюю политику государства, а лишь ее основные направления.

В-третьих, реализация данного  полномочия ограничивается правовым условием - соответствием Конституции Республики Казахстан и федеральным законам.

Смысл данной функции  Президента в следующем. Президент  является главой государства, но одновременно он обладает политическим представительством (мандатом), вручаемым ему народом на прямых всеобщих выборах. Рассматривая данную функцию важно установит, какова роль данного полномочия применительно к другим органам государственной власти. Определяя основные направления внутренней и внешней политики, Президент провозглашает собственное понимание государственных приоритетов. В соответствии с Конституцией Президент не должен ни с кем согласовывать свое мнение о направлениях политики. Но с реальности он не может не считаться не с ситуацией в стране, ни с состоянием бюджета, ни с общественным мнением. Однако это не значит, что основные направления политики, определяемые Президентом, должны рассматриваться, как такие, которые могут быть лишь приняты к сведению другими органами власти.

Основные направления  политики определяются Президентом в различных формах:

ежегодные послания Парламенту, содержащие как оценку положения  дел в стране, так и будущие  государственные задачи; бюджетные  послания Президента страны Правительству Республики Казахстан; тематические концептуальные документы Президента; указы, а также некоторые публичные выступления Президента Республики Казахстан.

И четвертая, не менее  важная функция Президента как представителя Республики Казахстан внутри страны и в международных отношениях. Президент, представляя Российскую Федерацию внутри страны, выступает от имени всех федеральных властей во взаимоотношении, прежде всего с властными структурами субъектов Федерации. Примером представительства Президента может служить подписание им от имени федеральной власти договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации. Президент представляет Российскую Федерацию и в отношениях со структурами гражданского общества. Однако он вправе использовать только полномочия, установленные Конституцией. Руководители других федеральных органов власти также могут вступать в отношения с органами власти субъектов Федерации и общественными структурами, но они могут представлять только конкретный государственный орган, в то время как Президент представляет все государство в целом.

В представительстве  в международных отношениях Президент  олицетворяет Российскую Федерацию  как государство - субъект международных  отношений, страну суверенную и независимую. Президент подписывает международные договоры, участвует в переговорах от имени России либо поручает это тому или иному государственному должностному лицу.

В соответствии с международным  правом, Президент пользуется правом на высшие почести при нанесении официальных визитов в другие государства.

В данной главе было рассмотрено  правовое положение Президента Республики Казахстан. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что на Президента Республики Казахстан, который является главой государства и главным должностным лицом возложены задачи и функции направленные на обеспечение слаженного функционирования, как государственных органов, отдельных граждан, так и всего государства в целом.

 

1.3  Особенности института первого президента Республики Казахстан

 

Первый президент независимого Казахстана, бессменный лидер страны с апреля 1990г. по настоящее время. В мае 2007г. Нурсултан Назарбаев  получил право избираться президентом  неограниченное количество раз. В последний  раз переизбран на пост главы государства в апреле 2011г. Является обладателем титула "Лидер нации". В данном докладе мы рассмотрим подробнее его политическую деятельность, вехи биографии и некоторые интересные факты из жизни бессменного лидера нашего государства.

Родился он 6 июля 1940 года в селе Чемолган Алматинской области в семье чабана. После окончания Каскеленской средней школы и неудачной попытки поступить в КазГУ он подался по комсомольской путевке в Темиртауское фабрично-заводское училище, что дало ему возможность избежать службы в армии (на всю жизнь). Оттуда он был направлен в Днепродзержинское металлургическое училище. После ввода в 1960 году доменной печи в строй Назарбаев работал чугунщиком разливочных машин доменного цеха Кармета, а затем стал горновым доменной печи, старшим газовщиком. Поскольку казахов среди рабочих практически не было, Назарбаева активно привлекали к комсомольской деятельности в качестве представителя коренной национальности: он участвовал в съездах ВЛКСМ и молодежных фестивалях. Вскоре Назарбаев вступил в партию и стал парторгом цеха. Настоящий карьерный взлет Назарбаев пережил, когда в середине 70-х годов Караганду посетил тогдашний первый секретарь Компартии Казахстана Д.А. Кунаев. Ему запомнился молодой, активный партийный казах. В 1977 году Назарбаев стал секретарем, несколько месяцев спустя - вторым секретарем Карагандинского обкома партии, а в декабре 1979 года - секретарем ЦК Компартии Казахстана, курирующим экономику и промышленность. Не долго пришлось Назарбаеву работать секретарем ЦК Компартии Казахстана по промышленности. Кунаев, потренировав Назарбаева на партийной работе, выдвинул его на более ответственную работу - в марте 1984 года Назарбаев возглавил Совет Министров Казахстана. В 1986 году с приходом к власти Горбачева М.С. положение Кунаева резко ухудшилось. Горбачев готовил "почву" для снятия Кунаева с должности первого секретаря ЦК КП Казахстана и исключения его из состава Политбюро ЦК КПСС. Нужны были исполнители этой грязной работы, и притом их надо было искать из близкого окружения самого Кунаева. На XVI съезде КП Казахстана Председатель Совета Министров КазССР Назарбаев выступил с докладом и подверг резкой критике деятельность первого секретаря ЦК КПК Кунаева. В первый же день съезда он открыто обвинил своего вчерашнего покровителя в развале республиканской экономики. И даже назвал родного брата Кунаева, Аскара, тогда президента Академии наук КазССР, алкоголиком (Кстати, и после отставки Кунаева Назарбаев не оставил бывшего шефа в покое. Он откопал старые анкеты Кунаева, который до 1949 года в графе "национальность" писал "татарин"). Но остальные делегаты Назарбаева не поддержали. Вечером заворготделом ЦК Компартии Казахстана Султанов по поручению Кунаева провел работу в кулуарах съезда и на следующий день Кунаева единогласно переизбрали на пост первого секретаря ЦК КП Казахстана. Поняв, к чему все идет, Назарбаев тоже проголосовал "за". Кунаев не простил Назарбаеву предательства и попытался добиться от Москвы его отставки с поста председателя Совета министров Казахстана. Но Горбачев не только поддержал своего человека, но и начал с его помощью "казахстанское дело" о взяточничестве чиновников: тогда, например, было возбуждено дело против первого секретаря Чимкентского обкома Аскарова, которого выгнали с работы и осудили на девять лет. А в декабре 1986 года КГБ Казахстана по приказу Москвы инспирировал алма-атинский молодежный бунт: в день открытия пленума ЦК КПК Кунаев планировал организовать "стихийную" демонстрацию трудящихся в свою поддержку, но с подачи органов госбезопасности демонстранты вышли на площадь с националистическими лозунгами. О декабрьском восстании в Казахстане Назарбаев изложил свое мнение как Председатель правительства Казахстана в средствах массовой информации:

Газета "Экспресс-хроника" от 11.12.1990г. ": Н.А. Назарбаев: Какие трагические события? Самое настоящее хулиганство было 18 числа. Милиционеров били, забрасывали камнями. Мы-то сейчас не говорим об этом. Среди раненных милиционеров и солдат было на много больше, чем этих".

Книга Нурсултана Назарбаева "Без правых и левых". 1991 год. Москва, издательство "Молодая гвардия", страница 180. До независимости Казахстана осталось совсем мало времени, и Нурсултан Назарбаев, наверное, решает поменять тактику в отношении событий Декабря 1986 года:

"У каждого человека  бывают в жизни моменты, когда он внезапно оказывается перед проблемой серьезного выбора. …Когда собравшийся на площади народ устремился в город, я понял, что стою перед таким выбором: или я должен решиться на поступок, или спокойно вернуться в здание ЦК. Второе представилось мне непростительной изменой людям - они были правы! Я пошел с ними в голове колонны".

То, что Нурсултан Назарбаев  не возглавлял колонну демонстрантов, сами желтоксановцы писали неоднократно в печати. Они дружно доказывали обратное. И по какую сторону баррикад в те трагические для казахского народа дни стоял Назарбаев - желтоксановцы тоже говорили.

В 1989 году на место обанкротившегося Колбина первым секретарем ЦК Компартии  Казахстана был назначен Назарбаев. Как всегда при этом народ был  ни при чем, его мнением и желанием власть не считалась.

Какова была позиция  Назарбаева при распаде Советского Союза, боролся ли он за независимость  Казахстана, за его суверенитет?

Назарбаев в те дни  придерживался твердой позиции (позиции  Горбачева) и даже тогда, когда распад СССР был однозначно решен, он поддержал предложение Горбачева о создании конфедеративного союза.

Известно также, что  в течение 8 суток (с 8 по 16 декабря 1991 г.) Назарбаев откладывал объявление независимости Казахстана, оставшегося  фактически в единственном числе "субъектом" Республики Казахстан, ибо все остальные союзные республики к тому времени объявили о своей независимости и стали суверенными странами. Таким образом, Нурсултан Назарбаев добился независимости Казахстана и стал его первым президентом.

В 1993 год администрация  Назарбаева инициировала "самороспуск" местных советов, что по действовавшей  тогда Конституции было незаконным, потому что орган власти не мог  осуществить самороспуск. В середине декабря 1993 года президент продавил решение о самороспуске, а до этого он вынудил парламент принять без обсуждения ряд важных законов. Среди них - закон о делегировании президенту фактически исключительных полномочий, в т. ч. по принятию законов и возможности единолично формировать высшие государственные органы. После этого был принят Кодекс о выборах в Казахстане. Уже тогда в этом документе появились выгодные Назарбаеву формулировки, противоречащие нормам Конституции. Дело в том, что, в соответствии с ч.4 ст.76 Конституции РК, принятой в январе 1993 года, одно и то же лицо не может занимать должность президента более двух сроков подряд. При этом в Кодексе о выборах появилась формулировка о том, что одно и то же лицо не может баллотироваться на пост президента более двух раз подряд. Разница здесь принципиальная, потому что срок - это определенный законом промежуток времени нахождения на посту, а "разы избрания" - это факт участия в выборах. При новой формулировке уже тогда была заложена возможность провести референдум по продлению полномочий президента, поскольку голосование граждан на референдуме не является избранием (т.к. в избирательном бюллетене на референдуме записана совсем другая формулировка). После того, как парламент принял этот кодекс, он через два дня был распущен. Притом, что ни один закон в стране не может противоречить нормам Конституции, они уже тогда ее нарушили. А в марте 1995 года Назарбаев во второй раз разыгрывает похожую комбинацию. Тогда решением Конституционного суда (очень сомнительным, надо сказать, но об этом долго рассказывать) было признано, что парламентские выборы проводились неправильно (хотя в тот период господствовал Назарбаев, и все было под ним). Тогда президент во второй раз распускает парламент. Незадолго до этого он издает указ о создании такого органа, как Ассамблея народов Казахстана. Так вот, в отсутствие парламента, якобы от имени общественности Ассамблея народов Казахстана принимает резолюцию о необходимости проведения референдума о продлении полномочий Назарбаева без выборов на следующий срок. При этом в стране еще нет закона о референдуме. Тогда Назарбаев 25 марта издает указ с формулировкой "указ президента, имеющий силу конституционного закона". Т.е. он, по сути, присвоил себе чужие полномочия и с весны по осень 1995 года издал более 130 подобных законов. Фактически нынешнее законодательство Казахстана создано не парламентом, а самим президентом. В первую половину президентства Назарбаев вел себя более скромно, а во второй половине с появлением нефтедолларов он начал раскрывать свои природные таланты. В первом десятилетии все провалы и неудачи он списывал на развал Союза и на Коммунистическую партию, которую сам возглавлял в Казахстане. Затем якобы ему помешали кризис в странах Юго-Восточной Азии и дефолт в России и т.д.

Информация о работе Президент РК: статус и правовое положение