Президент РК: статус и правовое положение

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 18:25, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы дипломного исследования. Демократические преобразования, проводимые в Республике Казахстан в начале 90-х годов, привели к необходимости поиска новой модели организации государственной власти. Основой такой модели послужили общепризнанный в современном мире принцип разделения властей, а также введение института президентской власти. Для Казахстана данный институт являлся новым. С апреля 1990 года, когда он был введен в Республике Казахстан был накоплен определенный опыт, который требует обобщения. В Республики Казахстан произошло становление, не только института президентской власти, но и парламентаризма, независимой судебной власти, органов исполнительной власти.

Содержание

Список сокращений…………………………………………………………………3
Введение……………………………………………………………………………..4
Правовое положение Президента Республики Казахстан…....................7
Становление и развитие института президентства в Казахстане..………....7
Место Президента РК и его функции в системе органов государственной власти……………………..………………………...............................................11
Особенности института первого президента Республики Казахстан………17
Полномочия Президента Республики Казахстан …………………………24
2.1 Полномочия Президента Республики Казахстан, связанные с формированием и деятельностью органов государственной власти …………..24
2.2 Полномочия Президента Республики Казахстан во внешней политике …30
2.3 Полномочия Президента Республики Казахстан как верховного главнокомандующего и по введению чрезвычайного положения………….…31
2.4 Полномочия Президента в отношении решения вопросов гражданства, награждения государственными наградами, республиканского референдума……………………………………………………………..………...32
2.5 Акты президента Республики Казахстан по вопросам своей компетенции.34
Порядок вступления в должность и прекращения полномочий Президента Республики Казахстан ………………………………………………………39
Порядок вступления в должность Президента РК…………………………..39
Порядок прекращения полномочий Президента РК………………...............40
Статус бывших президентов Республики Казахстан………………………51
Заключение………………………………………………………………………….52
Глоссарий…………………………………………………………………………...55
Список использованных источников……………………………………………..57
Приложение А………………………………………………………………………60

Работа содержит 1 файл

Статус Презид.doc

— 357.00 Кб (Скачать)

 

Гарантии прав экс-Президентов  Республики

Экс-Президент Республики не может нести ответственность  за действия, связанные с исполнением  им полномочий Президента Республики, за исключением случаев совершения государственной измены.

Заключение

 

Институт президентства появился в Республики Казахстан относительно недавно и поэтому является еще окончательно не сложившимся и не оформившимся. Не вызывает сомнения тот факт, что в его отношении еще юристам-государствоведам еще предстоит выполнить огромный объем работы, чтобы он отвечал и удовлетворял всем требованиям и действовал в любых обстоятельствах, которые могут возникнуть в стране. Многие изменения уже происходят или, постепенно накапливаясь, ожидают своего юридического закрепления, многие лишь намечаются.

Подводя итоги рассмотрению вопроса о конституционно-правовом статусе Президента Республики Казахстан следует отметить, что, несмотря на закрепленный в Конституции Республики Казахстан принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную), фигура Президента РК остается за рамками какой-либо из названных ветвей государственной власти. Существует мнение, что данное обстоятельство обусловлено сложной обстановкой перехода к рыночной экономике, острой социальной напряженностью. Именно поэтому в Республики Казахстан в качестве формы правления установлена президентская республика, но обладающая по сравнению с традиционными президентскими республиками рядом особенностей.

Во-первых, наряду с признаками президентской республики (так, в  частности, контроль Президента за деятельностью  Правительства) данная форма имеет (правда, незначительные) элементы парламентарной республики, состоящие в том, что Парламент может выразить недоверие правительству (хотя решать его судьбу и в этом случае будет Президент).

Во-вторых, налицо дисбаланс  между законодательной и президентской  властью, существенный перевес последней, что в какой-то мере нарушает необходимое равновесие и устойчивость государственной власти в целом.

Проанализировав реальный конституционно-правовой статус Президента можно сделать  следующие выводы:

Во-первых, в Казахстане сформулированы основы республики смешанного типа «полупрезидентской» (президентско-парламентской), при которой президент избирается всеобщим голосованием (в этом её отличие от парламентской формы); он располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от правительства; наряду с президентом действует председатель правительство и министры, образующие правительство, в определенной мере ответственное перед парламентом (в этом ее отличие от президентской формы).

Во-вторых, Президент РК - это влиятельная, активная политическая сила, которая может и оказывает значительное воздействие на всю систему  
государственной власти, на внутреннюю и внешнюю политику страны. 
 В третьих, в конституционно правовом статусе главы государства, в нынешней системе взаимодействия его с правительством имеется достаточный потенциал конфликта за преобладающую роль в определении правительственной политики.

В-третьих, с принятием  Конституции активизируется законодательный  процесс. Президент Республики Казахстан стремится упрочить свой правовой статус, усилить свое влияние как главного участника политической жизни страны. Конструктивными здесь могут быть достижения сбалансированной компетенции и реальных полномочий, налаживание динамического равновесия всех институтов власти.

В-четвертых, объективно выдвигается вопрос создания и обеспечения аналитической и прогностической работы относительно роста  
эффективности института президентской власти в государстве. Необходим не разовый порыв, а размеренная поступь, цивилизованный  
подход к сложным проблемам государственного строительства. Последний состоит в том, чтобы позитивные перемены протекали эволюционного, с соответствующей коррекцией и без потрясений. Опыт многих стран свидетельствует, что при условии соответствующей управляемости, профессионализме и системности перемен возможны более существенные и позитивные результаты преобразований. Интегрирующая роль большинства конституционных прерогатив и функций Президента применительно ко всем ветвям власти должна проявиться равномерно без каких-либо изъятий привилегированного отношения, предпочтения одной из них. Для этого требуется слаженная работа всех ветвей власти.

На основании проведенного дипломного исследования, мы можем  внести несколько предложений теоретического характера по совершенствованию казахстанского законодательства о Президенте РК в части вопросов прекращения его деятельности:

1. Возникает практический вопрос: наступает ли для Председателя Правительства исполнение обязанностей Президента при отставке последнего автоматически или же Председатель должен официально объявить о начале исполнения обязанностей? Во многом это, конечно, вопрос формальный, однако, во избежание недоразумений на этот счет было бы полезным толкование соответствующей статьи Конституции со стороны Конституционного Совета РК. Можно предложить следующее толкование: поскольку Конституция говорит лишь об отставке Президента и не предусматривает того, что кто-то должен такую отставку принять, начало развития событий вызывается непосредственно самим фактором официального объявления Президентом об отставке, которая, как сказано, подается в письменной форме (с указанием не только года, месяца и дня, но также и часа, с которого начинается отставка), даже если Президент объявляет о ней в публичном выступлении либо в заявлении по телевидению и т. п.. Причем отставка должна следовать в день объявления о ней; т. е. Президент не может объявить сегодня о том, что через неделю, месяц и т. д. он уходит со своего поста, потому как подобная ситуация и предполагает для Президента возможность “передумать” и отозвать свое заявление.

2. Формулировка ст. 93 в  определенном смысле вызывает  некоторое удивление и недоумение  – получается, что лицо, занимающее  пост Президента РК и совершившее деяние, которое хотя и не подпадает под признаки тяжкого преступления, но все-таки является уголовным преступлением, не может быть отрешено от должности. То есть получается, что уголовный преступник вправе оставаться на посту Президента РК. Конституция, по крайней мере, такую ситуацию полностью не исключает. Конечно, наверно, предполагается, что его все-таки заставят подать в отставку. И все же, что делать, если это не произойдет? Очевидно, при грядущих конституционных реформах в Казахстане придется решить более четко и полно вопрос об различного рода основаниях для отрешения Президента от занимаемой им должности.

3.Можно выделить некоторые  обстоятельства, которые требуют  определенного толкования.

Одно из них таково: в Конституции РК говорится не о досрочном прекращении полномочий, а о досрочном прекращении исполнения полномочий. Тождественны или различаются по смыслу упомянутые формулировки? Думается, это не столь принципиально, ведь Президент окончательно расстается с должностью. Но все же надо четко определить: в данном случае с прекращением исполнения полномочий лицо утрачивает статус Президента, т. е. оно более не имеет президентской неприкосновенности, не вправе также полагать, что сохраняет какие-то начала особого положения до вступления в должность нового Президента.

Нуждается в разъяснении приводившееся положение Конституции о том, на какие случаи распространяется временное исполнение обязанностей Президента Председателем Правительства РК и что вправе (чего не вправе) делать последний в данное время. Прежде всего, как уже можно было видеть, имеются все основания для расширительного толкования нормы соответствующей статьи Конституции: к Председателю Правительства обязанности Президента переходят во всех случаях досрочного прекращения исполнения полномочий Президентом (отставка, состояние здоровья, отрешение от должности) и при замещении Президента.

Также следует отметить, что полного ответа на вопрос, что  нельзя делать временно исполняющему обязанности Президента, ч. 3 ст. 92 Конституции  не дает. Данные моменты следует  закрепить на уровне конституционного закона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глоссарий

 

Глава государства - высшее должностное лицо, считающееся верховным  представителем государства и, как  правило, носителем исполнительной власти.

Президент РК – глава государства, гарант конституции РК, гарант прав и свобод человека и гражданина.

Институт президентства  – институт, определяющий функционирование и избрание президента.

Конституционно-правовой статус Президента - часть правового  института президенства, определяющая президентскую деятельность.

Объединительная функция Президента РК - проявляется в том, что он, согласно Конституции, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Вето Президента –  это отказ главы государства  в санкционировании закона, поступившего на подпись.

Абсолютное вето –  означает окончательное отклонение главой государства закона, принятого  парламентом.

Относительное (отлагательное) вето – это отказ главы государства  в подписании закона, лишь приостанавливающий вступление его в силу, так как  праву предоставляется право принятия этого закона вторичным голосованием, требующим квалифицированного большинства голосов.

Санкционирование закона – это одобрение закона главой государства посредством подписания его официального текста.

Промульгация закона – это издание Президентом специального акта (указа), содержащего распоряжение об официальном опубликовании закона.

Инаугурация – торжественная  церемония вступления в должность  Президента, главным образом заключается  в приведении нового Президента к  присяге в торжественной обстановке обычно в присутствии высших государственных должностных лиц (по конституции на церемонии принесения присяги обязательно должны присутствовать члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы и суди Конституционного Суда Республики Казахстан) и представителей иностранных государств.

Импичмент (Отрешение  от должности Президента РК) – это особая процедура реализации конституционной ответственности Президента РК в случае совершения им государственной измены или иного тяжкого преступления.

Неприкосновенность Президента – означает, что Президент не может быть арестован, подвергнут задержанию, привлечен к судебной ответственности, пока он находится на своем посту.

Отставка Президента РК - это добровольный уход с поста подписанием письменного заявления, извещающего об оставлении должности, устного объявления будет в данном случае вряд ли достаточно.

Резиденция Президента РК – столица России – Москва, кремль.

 Главный символ  президентской власти – штандарт (флаг) Президента РК, установленный Указом Президента РК от 15 февраля 1994 г.

Выборы Президента РК – осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Военное положение (война) - в конституционном праве особый правовой режим, устанавливаемый при чрезвычайной обстановке и характеризующийся введением в действие чрезвычайных мер в интересах обороны государства или для обеспечения общественного порядка и государственной безопасности, вводится Президентом РК.

Законодательная инициатива - право внесения законопроектов в законодательные органы, влекущее за собой необходимость рассмотрения законопроекта этими органами.

Голосование за Президента РК - подача голосов за выдвинутых кандидатов, обычно осуществляется лично.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты

1.Конституция Республики  Казахстан от 30 августа 1995 г. (с  изменениями от 02.02.2011г.).

2. Конституционный закон  Республики Казахстан от 26 декабря  1995 года № 2733 О Президенте Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.06.2007 г.)

3. Конституционный закон РК «О первом Президенте Республики Казахстан» от      / Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2000 г., № 10

 

Научная и учебная литература

  1. Амандыкова С. К. Конституционное право Республики Казахстан. Астана. 2001.
  2. Авакьян С. А. Президент Республики Казахстан: эволюция конституционно-правового статуса // Вестник Московского университета. Сер. II. Право. 1998. № 1.
  3. Баишев Ж. Конституционное право Республики Казахстан: Учебно-методическое пособие. Алматы. 2001.
  4. Баймаханов М.Т., Аюпова З.К., Ибраева А.С.и др.   Становление правового государства и конституционный процесс в Республике Казахстан: Монография.-Алматы: КазГЮА, 2001.-287 с.
  5. Баглай М.В. Конституционное право Республики Казахстан. Учебник. – М.: Норма, 2003.
  6. Брокгауз Ф.А, Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Современная версия. - М.: Издательство Эксмо 2002.
  7. Габричидзе Б.Н. Чернявский А.Г. Конституционное право России. - М.: Издательский дом Дашков и К, 2005.
  8. Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы / Г.В. Дегтев. - М. - Юристъ, 2006.
  9. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – 3-е изд. – М.: Юристъ, 2002.
  10. Комкова Г.Н. Конституционное право России. - М.: Юристъ, 2005
  11. Комментарий к Конституции Республики Казахстан / Под общ. ред. В.Д. Карповича.– 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Юрайт, 2002.
  12. Комментарий к Конституции Республики Казахстан. - М: Юристь, 2002.
  13. Копабаев О.К.   Конституционно-правовые основы организации государственной власти в Республике Казахстан в соответствии с принципом ее разделения на ветви.- Алматы: Жеті жарғы, 1999.-160 с.
  14. Котенков А. А. Президент – Парламент: становление взаимоотношений в законодательном процессе // Государство и право. 1998. № 9.
  15. Кулябин А. И. Президентство – лучшая ли это форма исполнительной власти // Государство и право. 1992. № 8. 
  16. Тайторина  Б.А.Статья. Научные труды «Әділет». - 2010. - №3(33).
  17. Малиновский В.А. Глава государства суверенного Казахстана.- Алматы, 1998. – 242 с.
  18. Марченко М. Н. Политико-правовой статус института президента // Вестник Московского университета. Сер II. Право. 1992. № 2.
  19. Кузнецов Е.Л. Из истории создания института Президентства СССР // Государство и право. - 1996.- №5.
  20. Лазарев Б.М. Об изменениях в правовом статусе Президента СССР //Советское государство и право. - 1991. - № 8.
  21. Марченко М. Н. Политико-правовой статус института президента // Вестник Московского университета. Сер II. Право. 1992. № 2.
  22. Окуньков Л. А. Вето Президента РК // Журнал российского права. - 1998 г. - №2
  23. Радченко В. М. Президент Республики Казахстан в системе разделения властей // Российская юстиция. 1995. № 8.
  24. Радченко В. И. Президент в конституционном строе РК. - Спб.: Просвет. - 1997.
  25. Сагындыкова А. Н. Конституционное право Республики Казахстан. Алматы. 1999.
  26. Кубеев Е.К. Основы конституционного строя. Караган¬да,2000 г.
  27. Современная организация государственных учреждений в России: Учебник / Т.Г. Архипова, Е.П. Малышева. - М.: РГГУ, 2006.
  28. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. - 2-е изд., изм. И доп. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА, М.), 2000.
  29. Топоркин Б.Н. Конституционное право Республики Казахстан. Хрестоматия. – М.: ИЦК «Академкнига», 2004.
  30. Туманов В. А. Быть России президентской республикой // Российские вести. 1993. 6 апреля.
  31. Чиркин В.Е. Конституционное право России. – М.: Юристъ, 2004.

Информация о работе Президент РК: статус и правовое положение