Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 18:25, дипломная работа
Актуальность темы дипломного исследования. Демократические преобразования, проводимые в Республике Казахстан в начале 90-х годов, привели к необходимости поиска новой модели организации государственной власти. Основой такой модели послужили общепризнанный в современном мире принцип разделения властей, а также введение института президентской власти. Для Казахстана данный институт являлся новым. С апреля 1990 года, когда он был введен в Республике Казахстан был накоплен определенный опыт, который требует обобщения. В Республики Казахстан произошло становление, не только института президентской власти, но и парламентаризма, независимой судебной власти, органов исполнительной власти.
Список сокращений…………………………………………………………………3
Введение……………………………………………………………………………..4
Правовое положение Президента Республики Казахстан…....................7
Становление и развитие института президентства в Казахстане..………....7
Место Президента РК и его функции в системе органов государственной власти……………………..………………………...............................................11
Особенности института первого президента Республики Казахстан………17
Полномочия Президента Республики Казахстан …………………………24
2.1 Полномочия Президента Республики Казахстан, связанные с формированием и деятельностью органов государственной власти …………..24
2.2 Полномочия Президента Республики Казахстан во внешней политике …30
2.3 Полномочия Президента Республики Казахстан как верховного главнокомандующего и по введению чрезвычайного положения………….…31
2.4 Полномочия Президента в отношении решения вопросов гражданства, награждения государственными наградами, республиканского референдума……………………………………………………………..………...32
2.5 Акты президента Республики Казахстан по вопросам своей компетенции.34
Порядок вступления в должность и прекращения полномочий Президента Республики Казахстан ………………………………………………………39
Порядок вступления в должность Президента РК…………………………..39
Порядок прекращения полномочий Президента РК………………...............40
Статус бывших президентов Республики Казахстан………………………51
Заключение………………………………………………………………………….52
Глоссарий…………………………………………………………………………...55
Список использованных источников……………………………………………..57
Приложение А………………………………………………………………………60
Порядок введения в действие
и опубликования актов
1. Акты Президента нормативного характера вводятся в действие на всей территории Республики одновременно по истечении 10 дней после их официального опубликования, если иное не будет установлено Президентом.
2. Акты Президента
ненормативного характера
3. Акты Президента
публикуются в официальных
4. Акты Президента могут быть также опубликованы в иных органах печати, обнародованы по телевидению, радио, в Интернете, переданы по телеграфу, телефаксу, разосланы соответствующим государственным органам, а также организациям и их должностным лицам.
5. Не подлежат публикации акты Президента, содержащие государственные секреты Республики или иную охраняемую законом тайну. На подлинниках таких актов ставится гриф секретности, и они в установленном порядке доводятся до сведения органов, организаций, должностных лиц и граждан, на которых распространяется их действие. Содержание названных актов Президента может излагаться в средствах массовой информации в установленном порядке.
Государственное обеспечение деятельности Президента Республики Казахстан
Обеспечение, обслуживание и охрана Президента Республики и его семьи осуществляются за счет республиканского бюджета.
Заработная плата и отпуск Президента Республики
1. Заработная плата Президента Республики определяется в порядке, установленном законодательством.
2. Президенту Республики
предоставляется ежегодный
Обеспечение Президента Республики
1. На период пребывания
на посту Президента
2. Президент Республики обеспечивается автомобильным транспортом специального назначения, специально оборудованными самолетами и вертолетами, а также иными видами специально оборудованных транспортных средств.
3. Жилищное и транспортное
обслуживание Президента
4. Медицинское, санаторно-
5. Обеспечение специальными
средствами связи
На весь период деятельности Президента Республики образуется и формируется личная библиотека и личный архив Президента Республики.
Охрана Президента Республики
1. Охрана Президента Республики возлагается на Службу охраны Президента Республики.
2. Охране подлежат
супруга (супруг) Президента Республики
и другие совместно
Администрация Президента Республики
Администрация Президента Республики Казахстан является государственным органом, на который возлагается:
1) обеспечение деятельности Президента Республики;
2) своевременное и
полное информирование
3) безусловное и исчерпывающее выполнение решений Президента Республики и контроль за их исполнением;
4) осуществление иных полномочий, устанавливаемых главой государства.
Консультативно-совещательные органы, учреждения и организации при Президенте Республики
1. В целях осуществления конституционных полномочий Президента Республики и обеспечения его деятельности образуются Совет Безопасности и иные консультативно-совещательные органы, а также Ассамблея народа Казахстана, Высший Судебный Совет, иные учреждения и организации при Президенте Республики.
2. Президент Республики:
1) определяет состав Совета Безопасности и иных консультативно-совещательных органов, а также Ассамблеи народа Казахстана, Высшего Судебного Совета, образует иные учреждения и организации при Президенте Республики;
2) назначает руководящих должностных лиц консультативно-совещательных органов, Ассамблеи народа Казахстана, Высшего Судебного Совета, иных учреждений и организаций при Президенте Республики;
3) утверждает положения о Совете Безопасности и иных консультативно-совещательных органах, об Ассамблее народа Казахстана, иных учреждениях и организациях при Президенте Республики;
4) ежеквартально заслушивает отчеты Секретаря Совета Безопасности и руководящих должностных лиц иных консультативно-совещательных органов о работе этих органов, а также отчеты Председателя Высшего Судебного Совета.
3. Сотрудники аппаратов консультативно-совещательных органов при Президенте Республики, а также аппаратов Ассамблеи народа Казахстана и Высшего Судебного Совета являются сотрудниками Администрации Президента Республики.
3. Порядок вступления в должность и прекращения полномочий Президента РК
3.1 Порядок вступления в должность Президента РК
Процедуру подготовки и проведения выборов Президента Республики Казахстан можно разбить на несколько этапов.
Первый – принятие и объявление решения Советом Федерации о назначении выборов Президента.
Второй этап – подготовка проведение выборов – включает формирование списков избирателей, формирование избирательных участков, разнообразную подготовительную деятельность избирательных комиссий различных уровней.
Несколько независимо от этой работы, но параллельной вместе с ней происходит выдвижение кандидатов на должность Президента непосредственно от самих избирателей, от различных партий, движений и блоков, сбор необходимых подписей и документов для предоставления в Центральную избирательную комиссию, которая регистрирует выдвинутых кандидатов.
Третий этап – проведение предвыборной агитации, которую осуществляют как непосредственно сами кандидаты, так и выдвинувшие их организации.
Четвертый этап – само голосование, проводимое обычно в воскресенье по всей территории РК, выступающей в данном случае как единый федеральный избирательный округ.
Пятый этап – один из наиболее ответственных – это подсчет голосов за выдвинутых кандидатов на всех избирательных участках, оформление результатов выборов, определение победителя или в некоторых случаях назначение второго тура, либо признание выборов несостоявшимися или недействительными и принятие решение о назначение повторных выборов на должность Президента.
Заключительным этапом является опубликование результатов прошедших выборов, а также церемония вступления Президента Республики Казахстан в должность и начало исполнения им возложенных на него обязанностей.
Полномочия, компетенцию, порядок избрания и отрешения от должности Президента РК регулирует глава 4 Конституции “Президент Республики Казахстан”, содержащая 14 статей с 80 по 94. Непосредственно порядку избрания Президента посвящена статья 81, состоящая из четырех частей, в которой эта процедура освящена максимально кратко. Она содержит лишь некоторые базовые принципы (минимальный возраст Президента, необходимость наличия российского гражданства, общий порядок избрания – всенародное тайное голосование и т.п.). Более подробно все эти и другие вопросы урегулированы федеральным законом “О выборах Президента Республики Казахстан”, который в свою очередь был принят согласно содержащемуся в конституции указанию о необходимости принятия подобного федерального закона.
Вновь принятый закон является очень обширным документом, подробно регулирующим все этапы подготовки, проведения и подведения итогов президентских выборов.
Президентом Республики Казахстан может быть избран гражданин Республики Казахстан не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Республики Казахстан не менее 10 лет. (ст.3.3).
Президент Республики Казахстан избирается гражданами Республики Казахстан на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Парламент Республики Казахстан назначает выборы Президента Республики Казахстан. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 150 дней и не позднее чем за 120 дней до дня голосования.
Кандидаты на должность Президента Республики Казахстан могут быть выдвинуты непосредственно самими избирателями, избирательными объединениями, избирательными блоками.
Подготовка и проведение выборов Президента Республики Казахстан, обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан и контроль за соблюдением указанных прав возлагаются на избирательные комиссии.
Проведение предвыборной агитации разрешается всем гражданам Республики Казахстан, политическим общественным объединениям в любых допускаемых законом формах и законными методами.
Расходы на подготовку и проведение выборов Президента Республики Казахстан производятся за счет средств федерального бюджета.
Кандидаты обязаны создавать
собственные избирательные
Подготовку и проведение выборов Президента Республики Казахстан осуществляют:
- Центральная избирательная комиссия Республики Казахстан;
- избирательные комиссии субъектов Республики Казахстан;
- территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии;
- участковые избирательные комиссии.
Каждый гражданин Республики Казахстан или группа граждан Республики Казахстан, обладающие активным избирательным правом, после официального опубликования решения о назначении выборов Президента Республики Казахстан могут образовать инициативную группу избирателей в количестве не менее 100 человек для выдвижения кандидата. Непосредственное выдвижение избирателями производится инициативной группой избирателей не позднее чем через 30 дней со дня официального публикации решения о проведении выборов Президента Республики Казахстан. Они обращаются в Центральную избирательную комиссию Республики Казахстан с ходатайством в письменной форме о регистрации данной инициативной группы избирателей, предоставляя документы, определенные законом, (ст.33.3-6).
Выдвижение кандидата гораздо чаще производится от избирательного объединением, избирательным блоком также после официального опубликования решения о назначении выборов Президента Республики Казахстан. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвинуть только одного кандидата, который может не являться членом данного избирательного объединения, избирательных объединений, вошедших в избирательный блок. Решение о выдвижении кандидата избирательным объединением принимается тайным голосованием на съезде (конференции) избирательного объединения. По результатам принятого решения данный избирательный блок или объединение также подают в Центральную избирательную комиссию соответствующие документы, указанные в федеральном законе (ст.34.6, 9, 12.)
Предвыборная агитация, проводимая кандидатами и их блоками и объединениями, играет определяющую роль в успешности самой проводимой кампании. Закон устанавливает формы проведения предвыборной агитации. (ст.44).
Предвыборная агитация может проводиться:
а) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;
б) посредством проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий);
в) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
г) в иных не запрещенных законом формах.
Запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов:
а) иностранным государствам
и иностранным юридическим
б) иностранным гражданам;
в) лицам без гражданства;
г) гражданам Республики Казахстан, не достигшим возраста 18 лет;
д) российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов Президента Республики Казахстан;
е) международным организациям и международным общественным движениям;
ж) органам государственной власти и органам местного самоуправления;
з) государственным и муниципальным учреждениям и организациям;
и) юридическим лицам, имеющим государственную или муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов Президента Республики Казахстан;
Информация о работе Президент РК: статус и правовое положение