Президент РК: статус и правовое положение

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 18:25, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы дипломного исследования. Демократические преобразования, проводимые в Республике Казахстан в начале 90-х годов, привели к необходимости поиска новой модели организации государственной власти. Основой такой модели послужили общепризнанный в современном мире принцип разделения властей, а также введение института президентской власти. Для Казахстана данный институт являлся новым. С апреля 1990 года, когда он был введен в Республике Казахстан был накоплен определенный опыт, который требует обобщения. В Республики Казахстан произошло становление, не только института президентской власти, но и парламентаризма, независимой судебной власти, органов исполнительной власти.

Содержание

Список сокращений…………………………………………………………………3
Введение……………………………………………………………………………..4
Правовое положение Президента Республики Казахстан…....................7
Становление и развитие института президентства в Казахстане..………....7
Место Президента РК и его функции в системе органов государственной власти……………………..………………………...............................................11
Особенности института первого президента Республики Казахстан………17
Полномочия Президента Республики Казахстан …………………………24
2.1 Полномочия Президента Республики Казахстан, связанные с формированием и деятельностью органов государственной власти …………..24
2.2 Полномочия Президента Республики Казахстан во внешней политике …30
2.3 Полномочия Президента Республики Казахстан как верховного главнокомандующего и по введению чрезвычайного положения………….…31
2.4 Полномочия Президента в отношении решения вопросов гражданства, награждения государственными наградами, республиканского референдума……………………………………………………………..………...32
2.5 Акты президента Республики Казахстан по вопросам своей компетенции.34
Порядок вступления в должность и прекращения полномочий Президента Республики Казахстан ………………………………………………………39
Порядок вступления в должность Президента РК…………………………..39
Порядок прекращения полномочий Президента РК………………...............40
Статус бывших президентов Республики Казахстан………………………51
Заключение………………………………………………………………………….52
Глоссарий…………………………………………………………………………...55
Список использованных источников……………………………………………..57
Приложение А………………………………………………………………………60

Работа содержит 1 файл

Статус Презид.doc

— 357.00 Кб (Скачать)

Порядок введения в действие и опубликования актов Президента Республики

1. Акты Президента  нормативного характера вводятся в действие на всей территории Республики одновременно по истечении 10 дней после их официального опубликования, если иное не будет установлено Президентом.

2. Акты Президента  ненормативного характера вступают  в силу с момента их подписания, если иное не будет установлено Президентом.

3. Акты Президента  публикуются в официальных органах  печати, установленных Законом о нормативных правовых актах Республики Казахстан.

4. Акты Президента могут быть также опубликованы в иных органах печати, обнародованы по телевидению, радио, в Интернете, переданы по телеграфу, телефаксу, разосланы соответствующим государственным органам, а также организациям и их должностным лицам.

5. Не подлежат публикации акты Президента, содержащие государственные секреты Республики или иную охраняемую законом тайну. На подлинниках таких актов ставится гриф секретности, и они в установленном порядке доводятся до сведения органов, организаций, должностных лиц и граждан, на которых распространяется их действие. Содержание названных актов Президента может излагаться в средствах массовой информации в установленном порядке.

Государственное обеспечение деятельности Президента Республики Казахстан

Обеспечение, обслуживание и охрана Президента Республики и  его семьи осуществляются за счет республиканского бюджета.

Заработная плата и  отпуск Президента Республики

1. Заработная плата  Президента Республики определяется в порядке, установленном законодательством.

2. Президенту Республики  предоставляется ежегодный оплачиваемый  отпуск сроком сорок пять календарных  дней.

Обеспечение Президента Республики

1. На период пребывания  на посту Президента Республики  лицо, избранное на эту должность,  обеспечивается резиденциями на  территории Республики, служебной  квартирой в столице Республики  и государственной дачей. 

2. Президент Республики  обеспечивается автомобильным транспортом специального назначения, специально оборудованными самолетами и вертолетами, а также иными видами специально оборудованных транспортных средств.

3. Жилищное и транспортное  обслуживание Президента Республики  и членов его семьи обеспечивается Управлением делами Президента Республики Казахстан, а также в соответствии с их компетенцией Службой охраны Президента Республики и Комитетом национальной безопасности.

4. Медицинское, санаторно-курортное  обслуживание Президента Республики  и членов его семьи обеспечивается Управлением делами Президента Республики Казахстан.

5. Обеспечение специальными  средствами связи осуществляется Службой охраны Президента Республики.

На весь период деятельности Президента Республики образуется и  формируется личная библиотека и личный архив Президента Республики.

Охрана Президента Республики

1. Охрана Президента  Республики возлагается на Службу охраны Президента Республики.

2. Охране подлежат  супруга (супруг) Президента Республики  и другие совместно проживающие  с Президентом члены семьи.

Администрация Президента Республики

Администрация Президента Республики Казахстан является государственным органом, на который возлагается:

1) обеспечение деятельности  Президента Республики;

2) своевременное и  полное информирование Президента  Республики о положении дел  в стране;

3) безусловное и исчерпывающее выполнение решений Президента Республики и контроль за их исполнением;

4) осуществление иных полномочий, устанавливаемых главой государства.

Консультативно-совещательные органы, учреждения и организации при Президенте Республики

1. В целях осуществления конституционных полномочий Президента Республики и обеспечения его деятельности образуются Совет Безопасности и иные консультативно-совещательные органы, а также Ассамблея народа Казахстана, Высший Судебный Совет, иные учреждения и организации при Президенте Республики.

2. Президент Республики:

1) определяет состав Совета Безопасности и иных консультативно-совещательных органов, а также Ассамблеи народа Казахстана, Высшего Судебного Совета, образует иные учреждения и организации при Президенте Республики;

2) назначает руководящих должностных лиц консультативно-совещательных органов, Ассамблеи народа Казахстана, Высшего Судебного Совета, иных учреждений и организаций при Президенте Республики;

3) утверждает положения о Совете Безопасности и иных консультативно-совещательных органах, об Ассамблее народа Казахстана, иных учреждениях и организациях при Президенте Республики;

4) ежеквартально заслушивает отчеты Секретаря Совета Безопасности и руководящих должностных лиц иных консультативно-совещательных органов о работе этих органов, а также отчеты Председателя Высшего Судебного Совета.

3. Сотрудники аппаратов консультативно-совещательных органов при Президенте Республики, а также аппаратов Ассамблеи народа Казахстана и Высшего Судебного Совета являются сотрудниками Администрации Президента Республики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Порядок вступления  в должность и прекращения полномочий Президента РК

3.1 Порядок вступления  в должность Президента РК

 

Процедуру подготовки и  проведения выборов Президента Республики Казахстан можно разбить на несколько этапов.

Первый – принятие и объявление решения Советом  Федерации о назначении выборов Президента.

Второй этап – подготовка проведение выборов – включает формирование списков избирателей, формирование избирательных участков, разнообразную  подготовительную деятельность избирательных  комиссий различных уровней.

Несколько независимо от этой работы, но параллельной вместе с ней происходит выдвижение кандидатов на должность Президента непосредственно от самих избирателей, от различных партий, движений и блоков, сбор необходимых подписей и документов для предоставления в Центральную избирательную комиссию, которая регистрирует выдвинутых кандидатов.

Третий этап – проведение предвыборной агитации, которую осуществляют как непосредственно сами кандидаты, так и выдвинувшие их организации.

Четвертый этап – само голосование, проводимое обычно в воскресенье по всей территории РК, выступающей в данном случае как единый федеральный избирательный округ.

Пятый этап – один из наиболее ответственных – это  подсчет голосов за выдвинутых кандидатов на всех избирательных участках, оформление результатов выборов, определение победителя или в некоторых случаях назначение второго тура, либо признание выборов несостоявшимися или недействительными и принятие решение о назначение повторных выборов на должность Президента.

Заключительным этапом является опубликование результатов прошедших выборов, а также церемония вступления Президента Республики Казахстан в должность и начало исполнения им возложенных на него обязанностей.

Полномочия, компетенцию, порядок избрания и отрешения  от должности Президента РК регулирует глава 4 Конституции “Президент Республики Казахстан”, содержащая 14 статей с 80 по 94. Непосредственно порядку избрания Президента посвящена статья 81, состоящая из четырех частей, в которой эта процедура освящена максимально кратко. Она содержит лишь некоторые базовые принципы (минимальный возраст Президента, необходимость наличия российского гражданства, общий порядок избрания – всенародное тайное голосование и т.п.). Более подробно все эти и другие вопросы урегулированы федеральным законом “О выборах Президента Республики Казахстан”, который в свою очередь был принят согласно содержащемуся в конституции указанию о необходимости принятия подобного федерального закона.

Вновь принятый закон  является очень обширным документом, подробно регулирующим все этапы подготовки, проведения и подведения итогов президентских выборов.

Президентом Республики Казахстан может быть избран гражданин Республики Казахстан не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Республики Казахстан не менее 10 лет. (ст.3.3).

Президент Республики Казахстан избирается гражданами Республики Казахстан на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Парламент Республики Казахстан назначает выборы Президента Республики Казахстан. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 150 дней и не позднее чем за 120 дней до дня голосования.

Кандидаты на должность  Президента Республики Казахстан могут быть выдвинуты непосредственно самими избирателями, избирательными объединениями, избирательными блоками.

Подготовка и проведение выборов Президента Республики Казахстан, обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан и контроль за соблюдением указанных прав возлагаются на избирательные комиссии.

Проведение предвыборной агитации разрешается всем гражданам Республики Казахстан, политическим общественным объединениям в любых допускаемых законом формах и законными методами.

Расходы на подготовку и  проведение выборов Президента Республики Казахстан производятся за счет средств федерального бюджета.

Кандидаты обязаны создавать  собственные избирательные фонды  для финансирования своей избирательной  кампании.

Подготовку и проведение выборов Президента Республики Казахстан осуществляют:

- Центральная избирательная  комиссия Республики Казахстан;

- избирательные комиссии  субъектов Республики Казахстан;

- территориальные (районные, городские и другие) избирательные  комиссии;

- участковые избирательные  комиссии.

Каждый гражданин Республики Казахстан или группа граждан Республики Казахстан, обладающие активным избирательным правом, после официального опубликования решения о назначении выборов Президента Республики Казахстан могут образовать инициативную группу избирателей в количестве не менее 100 человек для выдвижения кандидата. Непосредственное выдвижение избирателями производится инициативной группой избирателей не позднее чем через 30 дней со дня официального публикации решения о проведении выборов Президента Республики Казахстан. Они обращаются в Центральную избирательную комиссию Республики Казахстан с ходатайством в письменной форме о регистрации данной инициативной группы избирателей, предоставляя документы, определенные законом, (ст.33.3-6).

Выдвижение кандидата  гораздо чаще производится от избирательного объединением, избирательным блоком также после официального опубликования решения о назначении выборов Президента Республики Казахстан. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвинуть только одного кандидата, который может не являться членом данного избирательного объединения, избирательных объединений, вошедших в избирательный блок. Решение о выдвижении кандидата избирательным объединением принимается тайным голосованием на съезде (конференции) избирательного объединения. По результатам принятого решения данный избирательный блок или объединение также подают в Центральную избирательную комиссию соответствующие документы, указанные в федеральном законе (ст.34.6, 9, 12.)

Предвыборная агитация, проводимая кандидатами и их блоками  и объединениями, играет определяющую роль в успешности самой проводимой кампании. Закон устанавливает формы проведения предвыборной агитации. (ст.44).

Предвыборная агитация может проводиться:

а) на каналах организаций  телерадиовещания и в периодических  печатных изданиях;

б) посредством проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий);

в) посредством выпуска  и распространения печатных, аудиовизуальных  и других агитационных материалов;

г) в иных не запрещенных  законом формах.

Запрещается вносить  пожертвования в избирательные  фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов:

а) иностранным государствам и иностранным юридическим лицам;

б) иностранным гражданам;

в) лицам без гражданства;

г) гражданам Республики Казахстан, не достигшим возраста 18 лет;

д) российским юридическим  лицам с иностранным участием, если доля иностранного участия в  их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов Президента Республики Казахстан;

е) международным организациям и международным общественным движениям;

ж) органам государственной  власти и органам местного самоуправления;

з) государственным и  муниципальным учреждениям и  организациям;

и) юридическим лицам, имеющим государственную или муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов Президента Республики Казахстан;

Информация о работе Президент РК: статус и правовое положение