Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 09:45, курсовая работа
На формирование интеллектуальной традиции существенное влияние оказали особенности исторического пути России, сложности ее политической организации, специфика национальных отношений и, конечно же, те культурно-правовые традиции, которые формировались на протяжении всего развития российского общества.
В этом смысле интеллектуальные и культурно-правовые традиции, основанные на понимании и восприятии идей либерализма, демократизма и правовой государственности, в своем институциональном содержании призваны играть роль своеобразных социально-исторических координат в самоопределении государства и общества и, следовательно, совершенствовать политическую и правовую систему российского государства.
Введение
Глава I. Определение основных понятий
1. Правовая система и правовая семья: понятия и соотношение
2. Правосознание
Глава II. Сложный характер российской правовой системы
1. История возникновения и развития российской правовой системы
2. Правовая система Российской Федерации на современном этапе развития: особенности отдельных форм российского права:
Нормативно-правовой акт
Правовой обычай
Правовая доктрина
Прецедент
3. Соотношение правовой системы Российской Федерации и романо-германской правовой семьи
4. Действие традиционно-правовой системы на территории Российской Федерации
Заключение
При этом "общее
значение римского права не исчерпывается
его вкладом в
Повышенный интерес в России к римскому праву, историческое, "культурное" и иное влияние римского права на процесс становления и развития российского права, несомненно, сближает его с основанным на базе римского права романо-германским правом4. Но означает ли это идентичность их "римских корней", а вместе с тем и самих рассматриваемых правовых систем?
Сомнительно, поскольку: а) характер и степень воздействия римского права на российское и романо-германское право далеко не одинаковы и трудно сопоставимы: на первое оно лишь влияет, тогда, как сущность, структуру, принципы деятельности и содержание второго оно предопределяет; б) формы воздействия римского права на российское и романо-германское право далеко не идентичны и не сопоставимы. В то время как механизм воздействия римского права на российское ограничивается, в основном набором идей и принципов и лишь в отдельных случаях — норм и институтов, то в отношении романо-германского права в полной мере используется весь набор форм и средств воздействия; и в) сферы "приложения" и природа самого механизма воздействия римского права на рассматриваемые правовые системы весьма различны и трудно сопоставимы.
Дело в том, что когда речь идет о воздействии римского права на романо-германское право, то, по существу, имеется в виду влияние одной системы права на другую внутри и фактически одной и той же правовой и общей культуры, весьма сходного менталитета, одной и той же ("западной") цивилизации, одной и той же континентальной системы.
Строго говоря, термин и понятие рецепции римского, европейского по своей природе и характеру права в связи с этим представляется довольно условным и относительным, поскольку это многовековое действо осуществляется внутри такого же по своей природе и характеру европейского права.
Иначе обстоит дело с природой воздействия римского права на российское право. Последнее по отношению к первому выступает не как родственное, внутриродовое или внутритиповое явление, а как внешнее, а в ряде отношений — даже чуждое право.
В научной литературе в связи с этим вполне обоснованно отмечалось, что с принятием христианства на Руси и появлением церкви со своими каноническими законами, которые мало согласовывались с русскими обычаями, в стране могло возникнуть такое положение, когда национальное право могло быть заменено чуждым ему иностранным правом. "Однако благодаря устойчивости русского права это привело только к частичному заимствованию византийских норм".
Следует заметить,
что "частичное заимствование"
последних, наряду с соответствующими
идеями, традициями в правотворчестве
и принципами, "наполнявшими" право
восточной части Римской
Таким образом, отмечая общность, а точнее — сходство российского и романо-германского права по признаку воздействия на них римского права, мы не можем не заметить и весьма существенных различий их в этом отношении.
В силу сказанного
аргумент о принадлежности или вхождении
российского права в романо-
Кроме названного
аргумента, приводимого в подкрепление
тезиса о принадлежности российского
права к романо-германскому
Среди них называется, например, по преимуществу кодифицированный характер российского законодательства, которое сопоставимо в этом отношении с романо-германским законодательством. Особо при этом подчеркивается последовательность и преемственность процесса кодификации российского права на всех этапах его развития: от дореволюционного периода к советскому, а от советского — к постсоветскому. Акцентируется, в частности, внимание на том, что "до революции 1917 г. Россия фактически была страной цивильного (романо-германского) права", ставившей в "центр законодательного процесса" кодификацию и систематизацию законодательных актов, и что Советский Союз унаследовал этот стиль. В доказательство этого утверждения приводится Гражданский кодекс России 1922 г., "многое перенявший из Германского Гражданского кодекса", и другие модифицированные и систематизированные акты.
Среди общих признаков
и черт, сближающих российское пра-
во с романо-германским, в научной литературе
выделяется их док-
тринальный характер.
Рассматривая доктрину в широком смысле, не только как систему идей и взглядов, формирующих целостное представление о предмете и явлении, но и как научные труды юристов-теоретиков и практиков, посвященные рассмотрению того или иного социально значимого вопроса, как различные мнения экспертов, комментарии законодательных актов, социально значимые документы, многие авторы исходят из того, что в правотворческом и правоприменительном процессах России, как и большинства западных стран, доктрина выступает в качестве одного из неформальных источников права и имеет для них непреходящее значение.
Разница в существе
доктрин и их применении в России
по сравнению с романо-
Небезынтересно отметить, что некоторые западные авторы, весьма трезво и обстоятельно оценивая значимость партийных решений в советский период для развития различных сфер жизни общества, включая правовую, делали довольно необычный для зарубежных исследователей вывод о "неоспоримости доктриналь-ного значения" такого рода документов, поскольку в них содержалось "изложение марксистско-ленинской теории в ее современном звучании по самым разным вопросам". Советский юрист и "любое другое лицо, желающее изучать советское право", заключали авторы, "должны постоянно обращаться к ним".
В других западных исследованиях, исходя из огромной значимости для российского и всего социалистического права идеологических и политических доктрин, социалистическую правовую семью сравнивали даже с правовыми системами, построенными на религиозной основе (исламское, каноническое, индуистское и другие правовые системы), и делали попытки исследования ее в плане "псевдорелигиозной категории".
Наряду с названными
общими признаками и чертами россий-
ской правовой системы и романо-германского
права, приводимыми
в отечественной и зарубежной литературе
в качестве подтвержде ния их родства и
принадлежности российского права к романо-гер-манскому
праву, сторонниками данного мнения приводятся
и другие доводы.
Например, в подтверждение данного тезиса делаются ссылки на то, что как в российском праве, так и в романо-германской правовой семье среди источников права приоритет отдается закону, точнее — нормативному акту, а не судебному решению — прецеденту, как это имеет место в англосаксонском праве.
Отстаивая мнение, согласно которому российская правовая система "продолжает оставаться в рамках континентально-европейс-кой (романо-германской) семьи правовых систем", некоторые отечественные ученые особое внимание акцентируют на том, что "следует помнить, что в рамках континентальных правовых систем (в силу их типологических особенностей, закономерностей их формирования и развития и т. д.) отсутствует судебное правотворчество (судебный прецедент и т. д.) как источник права, что, напротив, характерно для англосаксонской системы права".
Утверждение о том, что закону в романо-германской правовой семье и в российском праве отдается приоритет, является точным и бесспорным. Бросается в глаза, что существует особое сходство в этом плане между советским правом, с одной стороны, и романо-германской правовой семьей — с другой. Однако при более близком рассмотрении "это сходство оказывается формальным".
Дело в том,
что в странах романо-
Даже "в чисто
техническом плане акты, исходящие
от властей в странах романо-
Иными словами, несмотря на то, что между актами, "исходящими от властей" — различными источниками права — и, в первую очередь, между законами советской России и стран романо-германского права существует внешнее сходство, однако между ними нет глубинной, внутренней связи,"генетической" однородности и единства.
Что же касается такого сходства правовой системы постсоветской России с романо-германской правовой семьей, как приоритет закона перед прецедентом, то оно так же, как и в вышеназванном случае, существует, но носит не только внешний, но и весьма условный характер.
Дело в том, что если в романо-германской правовой семье прецедент как источник права (вторичный, а не первичный, реальный, фактический, а не формальный) постоянно признавался и признается (хотя в некоторых отечественных изданиях это, по-видимому, по недоразумению отрицается). И в этом случае можно и нужно говорить о приоритете закона перед прецедентом — продуктом судейского правотворчества, осуществляемого не иначе, как в рамках закона. То по-иному решается данный вопрос в России.
Здесь в течение многих лет идут "позиционные" споры и в результате этого сохраняется полная неопределенность в отношении самого факта существования прецедента как источника права в правовой системе России, а следовательно, подспудно — ив отношении характера его взаимосвязи и взаимодействия с другими источниками права и в первую очередь с законом.
В том случае, если восторжествует мнение, согласно которому российская правовая система не является чуждой прецеденту и он займет свое достойное место как источник права среди других источников российского права, тогда можно и нужно будет говорить о характере его отношений с другими источниками права, в том числе с законом, о приоритете закона, так же как и о сходстве в этом плане (хотя и внешнем) российского права с романо-германским правом. В противном случае разговор на эту тему теряет всякий смысл.
Кроме отмеченных
общих для российской правовой системы
и романо-германского права
В частности, указывается на то, что как для российской, так и для романо-германской системы права свойственен "инквизиторский стиль" судебного рассмотрения дел, сходная методика расследования преступлений, "письменно-документированный" характер проведения следственных действий, значительная роль в системах российского и романо-германского права "цивилистического блока", в особенности — гражданского и гражданско-процессуального права, и др.
Вполне очевидно, что данные факторы, приводимые в доказательство сходства российского права с романо-германским правом и принадлежности первого ко второму, имеют скорее внешний характер, нежели глубинную основу. Основываясь на них, с полной уверенностью можно говорить об общности, сходстве рассматриваемых правовых структур и образований. Более того, можно говорить о гораздо большей близости российского права к романо-германскому праву, чем к другим правовым семьям, или даже — о тенденции развития его, особенно в последние годы, в сторону более глубокого восприятия традиций и ценностей романо-германской правовой семьи.
Однако было бы весьма опрометчивым утверждать, основываясь только на приводимых данных, что российская правовая система является составной частью континентальной правовой семьи.
Этого в настоящее время нельзя сказать даже о восточноевропейских "новых демократиях" — бывших "странах народной демократии" (Венгрия, Чехословакия, Польша и др.), правовые системы которых исторически всегда стояли ближе, а по мнению некоторых авторов, "ранее принадлежали" к романо-германской правовой семье и которые после предоставления им, прежде всего, благодаря советской перестройке, возможности свободного развития бурно устремились в Западную Европу, сохраняя от былой принадлежности к "коммунистической" системе "лишь некоторые черты, совместимые с новой ориентацией".
Информация о работе Правовая традиция в российском праве: проблемы и пути развития