Правовая традиция в российском праве: проблемы и пути развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 09:45, курсовая работа

Описание работы

На формирование интеллектуальной традиции существенное влияние оказали особенности исторического пути России, сложности ее политической организации, специфика национальных отношений и, конечно же, те культурно-правовые традиции, которые формировались на протяжении всего развития российского общества.
В этом смысле интеллектуальные и культурно-правовые традиции, основанные на понимании и восприятии идей либерализма, демократизма и правовой государственности, в своем институциональном содержании призваны играть роль своеобразных социально-исторических координат в самоопределении государства и общества и, следовательно, совершенствовать политическую и правовую систему российского государства.

Содержание

Введение
Глава I. Определение основных понятий
1. Правовая система и правовая семья: понятия и соотношение
2. Правосознание
Глава II. Сложный характер российской правовой системы
1. История возникновения и развития российской правовой системы
2. Правовая система Российской Федерации на современном этапе развития: особенности отдельных форм российского права:
Нормативно-правовой акт
Правовой обычай
Правовая доктрина
Прецедент
3. Соотношение правовой системы Российской Федерации и романо-германской правовой семьи
4. Действие традиционно-правовой системы на территории Российской Федерации
Заключение

Работа содержит 1 файл

чистовик.docx

— 148.86 Кб (Скачать)

Особенности этого источника права:

 Во-первых, это акт нормативного  характера, то есть документ, содержащий  определенные нормативы (предписания). Именно этим нормативно-правовой  акт отличается от акта применения  права или акта толкования  права.

Во-вторых, это правовой акт, то есть содержит он не любые нормы, существующие в обществе, а именно нормы права. Этим нормативно-правовой акт отличается от акта нормативного содержания, но не являющегося правовым. Такими актами нормативного характера, не содержащими  норм права, являются, например, инструкции по использованию бытовых приборов или электротехники.

В-третьих, это акт, создаваемый  в результате правотворческой деятельности государства или всенародным  волеизъявлением (референдумом). Круг субъектов правотворчества узок. Нормативно-правовые акты принимаются  по строго определенной процедуре, степень  сложности которой зависит от юридической силы будущего нормативно-правового  акта.

В-четвертых, нормативно-правовые акты обладают общеобязательностью, то есть они рассчитаны не на заранее определенный круг субъектов правоотношений, а  на любого и каждого, кто попадает в сферу действия нормативно-правового  акта. Это качество отличает нормативно-правовой акт от индивидуального правового  акта, рассчитанного на конкретный случай и на конкретное лицо, например, акт о назначении пенсии.

В-пятых, нормативно-правовой акт оформляется  в виде официального письменного  государственного документа, то есть имеют  определенную документальную форму (закон, указ, постановление и т.д.). Перечень необходимых атрибутов нормативно-правового  акта жестко установлен: название акта; наименование органа, принявшего акт; время его вступления в законную силу и прекращения действия и  так далее.

В-шестых, нормы в нормативно-правовом акте группируются по определенным структурным  образованиям. В структуру нормативно-правового  акта входят статьи, главы, разделы.8

Действующие в обществе нормативно-правовые акты составляют единую систему, которой  присущи иерархичность, согласованность, обусловленность, специализация, дифференцированность.

По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные  акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации.

Закон – это обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной  власти либо непосредственно народом ( в ходе референдума), регулирующий наиболее важные общественные отношения  и имеющий свойства прямого действия.9

Подзаконный акт – это официальный  нормативно-правовой акт, установленный  компетентным органом исполнительной государственной власти, органом  местного самоуправления, который содержит общеобязательные юридические нормы  и регулирует свой круг общественных отношений.10

Подзаконные акты по отношению к  законам имеют вспомогательный  характер, они призваны создавать  благоприятные правовые условия  для всесторонней и полной реализации предписаний и требований соответствующих  законов.

По содержанию нормативно-правовые акты классифицируются в известной  мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного  содержания. Наряду с отраслевыми  нормативными актами (например, трудовое, семейное, уголовное законодательство) действуют и акты комплексного характера. Они включают нормы различных  отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Примером таких комплексных нормативно-правовых актов является хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство.

В Российской Федерации действуют  следующие виды законов:

  1. Конституция РФ – основополагающий, фундаментальный правовой акт высшей юридической силы, который закрепляет конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяет форму правления страны и т.д.

2. Федеральные конституционные законы – законы, предусмотренные Конституцией и органически с ней связанные (например, законы о судебной системе). В Конституции РФ 1993 года названо четырнадцать таких конституционных законов. Примером последних могут быть законы о Правительстве Российской Федерации (ст. 114), о Конституционном Суде Российской Федерации (ст. 128), об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации (ст. 137 Конституции РФ). Для конституционных законов установлена более сложная процедура их прохождения и принятия в Федеральном Собрании. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента (ст. 108 Конституции РФ).11

3.Федеральные законы – текущие, регулирующие различные стороны государственной и общественной жизни. Такие законы носят временный характер. Обыкновенные законы делятся, в свою очередь, на кодификационные и текущие. К кодификационным относятся Основы законодательства Российской Федерации и кодексы. Основы – это федеральный закон, который устанавливает принципы и определяет общие положения регулирования определенных отраслей права или сфер общественной жизни. Кодекс – это закон кодификационного характера, в котором объединены на основе единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие область общественных отношений. Кодекс чаще всего относится к какой-либо одной отрасли права (например, Уголовный кодекс, гражданский кодекс).12

  1. Законы субъектов Федерации – нормативно-правовые акты, издаваемые представительными органами конкретных субъектов РФ и действующие на территории данного субъекта.13

Еще одним видом нормативно-правовых актов Российской Федерации являются указы Президента Российской Федерации. По своему правовому статусу Президент  РФ является главой государства, издающим распоряжения и указы. Это определено Конституцией. Распоряжения Президента обычно издаются по текущим вопросам оперативного характера и не должны содержать нормы права. Указы  Президента могут носить нормативный  характер. Об этом прямо сказано  Конституции РФ 1993 года. Нормативными являются, например, указы Президента от 6 марта 1995 года " Об основных принципах  осуществления внешнеторговой деятельности в Российской Федерации ", от 23 февраля 1995 года " О компенсационных выплатах семьям с детьми, обучающимися и  другими категориями лиц ". Конституция  Российской Федерации не определяет виды актов, издаваемых центральными органами исполнительной власти – министерствами, государственными комитетами и ведомствами. Единых форм нормативно-правовых актов  у них нет. На практике министерства чаще всего издают приказы и постановления. Из них нормативными обычно являются инструкции и постановления. Например, инструкция Министерства финансов Российской Федерации « О правилах выпуска  и регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации». Акты министерств, государственных комитетов  и ведомств РФ могут быть отменены Правительством Российской Федерации.

Конституция – важнейший источник российской правовой системы. Она может рассматриваться как источник права в следующих значениях:

  1. Высшая юридическая сила Конституции проявляется, во-первых, в том, что нормы законов и иных нормативных правовых актов должны соответствовать нормам Конституции, и, во-вторых, в том, что сами законы и иные нормативные правовые акты принимаются предусмотренными Конституцией органами и в установленном ею порядке.
  2. Конституция России имеет прямое действие.
  3. Российская Конституция в определенной степени формирует структуру федерального законодательства, т.е. в ряде статей оговари вает, какие и в каких случаях должны быть изданы законодательные акты.
  4. Конституция России указывает на особую значимость как источника права гл. 1 «Основы конституционного строя». Никакие по правки, изменения, вносимые в Конституцию, не могут противоречить положениям этой главы. Глава 1 Конституции является источником самого конституционного законодательства.

Конституция Российской Федерации  1993 г. значительно отличается от прежнего Основного закона 1978 г., который так и не смог преодолеть свое советское социалистическое происхождение. Если охарактеризовать новую Конституцию России в контексте мирового конституционного опыта, то можно сказать, что она последовательно вписывается в ряд конституций «второго поколения», принятых в европейских странах после окончания Второй мировой войны.

Основные конституционные  принципы сформулированы в гл. 1 Конституции  Российской Федерации «Основы конституционного строя». К их числу относятся:

  • народовластие, осуществляемое через представительные органы и непосредственно (референдум);
  • человек, его права и свободы как высшая ценность;
  • федерализм, сочетающий разумную централизацию с широкой децентрализацией;
  • разделение властей;
  • политический и идеологический плюрализм;
  • правовое, социальное, светское государство;
  • свобода экономической деятельности и равноправие форм собственности.14

Никакие другие положения  Конституции не могут противоречить  этим принципам. Соответствующие статьи не могут быть пересмотрены парламентом  – Федеральным Собранием РФ. Для  этого нужно принять новую  Конституцию путем достаточно сложной  процедуры. Новая российская Конституция  относится к числу «жестких»  в том, что касается ее изменения  и внесения в нее поправок.

Весьма широко распространено мнение о том, что Конституция РФ 1993 г. построена по французской модели (имеется в виду Конституция Франции 1958 г. Это утверждение справедливо лишь частично). Конституция РФ 1993 г. во многом (речь не идет об основных конституционных принципах) отлична от французской модели. Достаточно вспомнить, что Россия в отличие от унитарной Франции – федеративное государство. Однако если говорить о предусмотренной Конституцией РФ 1993 г. форме правления, то здесь близость к французской модели очевидна. Россия, как и Франция, – республика президентского типа, причем обе они отличны от президентской республики американского образца.

Несомненная близость российской Конституции к французской модели обнаруживается:

  • в порядке избрания Президента;
  • в его роли в формировании и деятельности правительства;
  • в круге иных полномочий Президента как главы государства;
  • в праве роспуска нижней палаты парламента в порядке, предусмотренном Конституцией;
  • в ответственности правительства перед парламентом.

Если от юридического сравнения  перейти к политологическому, то можно сказать, что Конституция  РФ 1993 г., которую называют «ельцинской», выполняла ту же задачу некоторого ограничения вышедшего за разумные рамки парламентаризма и перераспределения компетенции в пользу президентской власти, что и в свое время «де-голлевская» Конституция во Франции.

В треугольнике «президент – правительство – парламент» позиции российского Президента несколько сильнее, чем французского, но это связано главным образом  с недостаточным развитием партийной  системы в России. Здесь нет  партии, могущей претендовать на парламентское  большинство, и правительство формируется  на непартийной основе. Однако по мере формирования партийной системы  в России близость к французской  модели может стать еще более  очевидной.15

Сходство форм правления  не исключает – и это естественно  – и ряда различий, как, например, определение круга законодательной  компетенции парламента или то, что  по Конституции РФ Президент не является формально главой исполнительной власти.

Много в российской Конституции  положений, которые дают основание  говорить о влиянии на нее Основного  закона ФРГ 1949 г. Это прежде всего восприятие концепции основных прав как непосредственно действующего права. В сущности, ст. 18 Конституции РФ воспроизводит в более широкой редакции абз. 3 ст. 1 Основного закона ФРГ. В то же время каталог прав и свобод человека и гражданина в Конституции РФ шире, чем в Основном законе ФРГ. Это связано главным образом с временным фактором, в особенности с тем, что в 1993 г. стандарты прав и свобод, разработанные международным правом, ушли далеко вперед по сравнению с серединой XX в. Конституция РФ признает примат этих стандартов, равно как и других общепризнанных принципов и норм международного права.

Немецкую модель напоминает и порядок формирования верхней  палаты российского парламента –  Федерального Собрания РФ. Если его  нижняя палата – Государственная  Дума – формируется путем прямых всеобщих выборов, то в верхнюю палату – Совет Федерации – входят по два представителя от каждого  субъекта (члена) Российской Федерации: по одному от представительного и  от исполнительного органов. Это  одно из следствий федерального устройства России.

Следует указать и на сходство институтов судебного конституционного контроля. Созданный в 1991 г. Конституционный Суд РФ был с самого начала, особенно по компетенции, похож на свой аналог в ФРГ (контроль за конституционностью законов, споры о компетенции, федеральные конфликты по вертикали, конституционные жалобы граждан, проверка конституционности политических партий).16

Информация о работе Правовая традиция в российском праве: проблемы и пути развития