Правовая традиция в российском праве: проблемы и пути развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 09:45, курсовая работа

Описание работы

На формирование интеллектуальной традиции существенное влияние оказали особенности исторического пути России, сложности ее политической организации, специфика национальных отношений и, конечно же, те культурно-правовые традиции, которые формировались на протяжении всего развития российского общества.
В этом смысле интеллектуальные и культурно-правовые традиции, основанные на понимании и восприятии идей либерализма, демократизма и правовой государственности, в своем институциональном содержании призваны играть роль своеобразных социально-исторических координат в самоопределении государства и общества и, следовательно, совершенствовать политическую и правовую систему российского государства.

Содержание

Введение
Глава I. Определение основных понятий
1. Правовая система и правовая семья: понятия и соотношение
2. Правосознание
Глава II. Сложный характер российской правовой системы
1. История возникновения и развития российской правовой системы
2. Правовая система Российской Федерации на современном этапе развития: особенности отдельных форм российского права:
Нормативно-правовой акт
Правовой обычай
Правовая доктрина
Прецедент
3. Соотношение правовой системы Российской Федерации и романо-германской правовой семьи
4. Действие традиционно-правовой системы на территории Российской Федерации
Заключение

Работа содержит 1 файл

чистовик.docx

— 148.86 Кб (Скачать)

Правовая  мораль. Мораль – важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания. Она представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу, окружающей действительности.

Приведённое определение отражает лишь наиболее общие черты морали. Фактически же содержание и структура  этого явления глубже, богаче и  включает в себя также психологические  моменты: эмоции, интересы, мотивы, установки  и другие слагаемые. Но главное в  морали – это представления о  добре и зле. 

Соотношение права и морали - это  не односторонний процесс влияния  морали на право, это та связь, которая  взаимно обогащает и развивает  правовые и нравственные отношения.

  Общие и особенные черты права и морали целесообразно рассматривать с точки зрения единства и различия.

Единство права и морали состоит  в том, что:

1. И те, и другие являются нормами.  Следовательно, и правовые, и моральные  нормы логически и генетически  имеют в своей основе социальную  оценку предписываемого поведения.  И те, и другие нормы являются  предписаниями общего характера,  имеющими сходную структуру и  предназначенными для регулирования  общественных отношений. Из этого,  в свою очередь, следует общность  их функционального назначения- нормы права и морали формируют  эталоны и стандарты, включаемые  в ценностно-нормативную ориентацию  общества;

2. Сферы регулирования моральных  и правовых норм в значительной  степени совпадают. И право  и мораль обладают способностью  проникать в самые различные  области общественной жизни. Ни  право, ни мораль не ограничиваются  обособленной сферой социальных  отношений. Они связаны с поведением  людей в широких областях их  социального взаимодействия. Учитывая  это, а также принимая во  внимание "универсальность" морали, её "вездесущий", "всепроникающий" характер, можно сделать вывод  о том, что нельзя разграничивать  право и мораль по предметным  сферам их действия. Ведь право  возникает и действует, прежде  всего, в таких сферах, как отношения  собственности и политической  власти. Однако они не обособлены  от морали, все политические отношения  всегда подлежат моральной оценке (политические акции государства,  внутренняя и внешняя его политика, деятельность политических лидеров  и тому подобное). Таким образом,  право и мораль входят в  сферу культуры общества, являются  ценностными формами сознания.

3. Право и мораль как социальные  регуляторы неизменно имеют дело  с проблемами свободной воли  индивида и его ответственности  за свои действия, что обеспечивает  возможность сознательного выбора  определённой позиции, принятия  решения. Право и мораль обращены  к разуму и воле человека, помогая  ему адаптироваться в сложном  и изменчивом мире общественных  отношений. Свобода и ответственность - пружины исторической активности человека, способ его существования в правовых и нравственных отношениях;

4. У права и морали одни  и те же задачи, одна общественная  цель: формирование отношений между  людьми; они призваны охранять  людей от общественно опасных  посягательств, закреплять сложившиеся  материальные и духовные отношения  между людьми, оказывать целенаправленное  воздействие на их поведение;

5. Право и мораль предполагают  относительную свободу индивидов,  что обеспечивает способность  сознательного принятия решений;

6. Право и мораль в историческом  развитии обладают преемственностью: каждое новое поколение не  создаёт заново всех норм поведения,  а заимствует правовые и моральные  ценности прошлых эпох, видоизменяя  и развивая их4.

Отмеченные моменты свидетельствуют  об общности регулятивных функций права  и морали, присущей им нормативности, об их определённом «родстве».

С точки зрения Е.А. Лукашевой, исследование проблемы взаимодействия права и  морали следует начинать с генезиса и социальной сущности нормы, выявления  её места в системе общественных отношений, в социальной деятельности людей. Нормативная структура - один из важнейших признаков правовой и моральной системы, поэтому  рассмотрение социальной природы нормативности  будет способствовать раскрытию  как общего присущего праву и  морали, так и специфики социальных регуляторов5. Право и мораль как составные части духовной культуры общества органически связаны друг с другом, «взаимодействуют» по следующим направлениям:

1. Система права закрепляет жизненно  важные для всего общества  требования морали, нравственные  установления, такие заповеди христианской  морали, как «не убий», «не укради»,  «не лжесвидетельствуй».

2. Законодательная власть в работе  по совершенствованию права учитывает  состояние общественной морали, нравственную культуру населения.  От этого зависит отношение  людей к принятым законам, их  реализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Сложный характер российской правовой системы

 

История развития российской правовой системы

 

Становление и эволюция российской правовой системы происходили  по общим закономерностям, присущим развитию любой национальной правовой системы, хотя в этих процессах были и свои особенности.

Русское право представляет собой весьма оригинальное явление  на правовой карте мира и имеет  тысячелетнюю историю. По мере становления  и развития – от древнего права  к средневековому и далее к  советскому праву – оно приобретало  все большее своеобразие. В XX столетии Россия дала миру принципиально новый тип правовой системы – социалистическое право, оказавшее значительное воздействие на правовые представления миллионов людей и повлиявшее на законодательство многих стран мира.

Русское государство с  момента своего возникновения занимало обширнейшую территорию. Ее населяло множество народов, имевших разную культуру, психологию, верования и  находившихся к тому же на различных  стадиях исторического развития. Это предопределило длительное сосуществование  весьма несходных правовых порядков на российских просторах.

Можно указать на три характерные черты  русского права.

Первая черта – это неразвитость юридических традиций у российского населения, зачастую переходящая в правовой нигилизм, в отрицание самой необходимости и ценности права.

Государственная власть поддерживала и насаждала с помощью юридических  средств господствующую идеологию, а та в свою очередь активно  влияла на содержание правовых норм. Девять веков преобладания христианства и  семьдесят лет «марксистско-ленинской  идеологии» характеризуют вторую черту русского права, суть которой – идеологизация правовых норм, подчинение права идеологии.

Географическое положение  русского государства и сосуществование  и взаимодействие различных культур  способствовали формированию третьей характерной черты русского права – слиянию в нем европейских и азиатских начал. Свойственные западной культуре юридические формы тесно соединялись в России с присущими Востоку коллективизмом, соборностью, общиной. Евразийский характер русской правовой культуры делает ее восприимчивой к иностранным влияниям.

Русское право выросло  на основе восточнославянских, а отчасти  финно-угорских и скандинавских (норманнских) юридических обычаев в конце  I тысячелетия нашей эры. При возникновении и в первые века своего существования оно обладало всеми основными признаками древнего права в его восточном варианте. Однако внешние влияния, общение с более культурными народами, в первую очередь с наследницей Восточной Римской империи Византией, ускорили переход Руси к средневековому праву, что и произошло в XI–XII вв.

Замедленное изживание  норм и институтов древнего права  объясняется отставанием средневековой  Руси в социально-экономическом  развитии, а также политикой изоляционизма, которую православная страна проводила  перед лицом более передовой  католической и протестантской Европы: ограничение людских контактов  и идеологическая неприязнь мешали заимствованию прогрессивных новелл в правовой сфере.

Древнейшим источником права на Руси были юридические обычаи. Усиление княжеской власти способствовало возникновению  законодательства, основу которого составляет «Русская Правда» – фундамент русского, украинского, белорусского и литовского права.

«Русская Правда» –  важнейший памятник древнерусского права. Она включала в себя нормы  различных отраслей права, и в  первую очередь уголовного и процессуального. Источником «Русской Правды» было обычное  право. Вместе с тем она обобщила отдельные законы, принимавшиеся  князьями, т.е. означала определенную систематизацию права.

Прибывшие из Византии священнослужители  привезли на Русь сборники византийского  канонического права, нормы которого на протяжении нескольких веков постепенно внедрялись в русскую правовую систему. В результате подобной рецепции, заимствования  появилась искаженная византийско-русская  редакция законников, изданных в Константинополе  после Свода Юстиниана – так  называемой Кормчей книги. Нормы  византийского права – в целом  более передового, чем древнерусское, – использовались церковными судами, но в силу особой роли христианской религии в средневековом обществе они также оказали позитивное воздействие на светское законодательство Руси – России.

Русская церковь с момента  введения христианства стремилась обеспечить защиту своих интересов от чьих бы то ни было посягательств. С этой целью  она добилась издания специальных  актов княжеской власти, получивших название церковных уставов. Данными  документами определялось правовое положение православной церкви и  духовенства, устанавливались круг дел, подсудных церковным инстанциям, а также разнообразные льготы для церкви и ее людей.

Развитие законодательства путем издания отдельных актов  представляло много неудобств, так  как в результате накапливался огромный несистематизированный юридический  материал, разобраться в котором  было весьма трудно. Многие грамоты  просто терялись, а действующие противоречили  друг другу. Следовательно, по мере объединения  русских земель возникла потребность  в кодификации существовавшего  законодательного массива. Изменить разом  нормы гражданского права было невозможно. Гораздо проще оказалось привести к одному знаменателю организацию  судов и судопроизводство. Вот  почему первые общегосударственные  сборники законов, появившиеся после  «Русской Правды», представляют собой  процессуальные кодексы и называются судебниками. Первый судебный устав  – Судебник 1497 г. – был издан князем Иваном III, второй, сменивший его судебник – Царский – появился в самом начале правления Ивана IV-в 1550 г.

Наряду с Царским судебником в 1551 г. был составлен сборник церковного законодательства, который ввиду разделения его на сто глав получил позднее наименование Стоглав. Этот памятник русского права принимался церковным собором и содержал нормы об управлении православной церковью, о ее обрядах, о церковном суде.

Последовавшие за принятием  Судебника 1550 г. дополнительные указы и постановления (1550–1649 гг.) стали собираться в центральных органах управления – в приказах – в своеобразные хронологические сборники правовых норм. Каждый приказ отбирал для себя те статьи или указы, которые относились к его ведению.

Развитие русского права  в XV-XV] вв. способствовало появлению весьма уникального законодательного акта, который был подготовлен и принят Земским собором 1649 г., – Соборного уложения царя Алексея Михайловича. Соборное уложение подготавливалось более полугода и стало результатом творческой переработки многих предыдущих законодательных актов (судебников, грамот, указов), свода юридических норм Юго-Западной Руси (Литовский статут 1588 г.). Это важнейший из кодексов допетровской России, служивший основой русского права на протяжении почти двух веков, вплоть до издания в период царствования Николая I Свода законов Российской империи. Соборное уложение 1649 г. было первым законодательным актом, который был действительно опубликован и разослан в виде книги по всей России. Отдельные нормы Соборного уложения были включены в Свод законов и таким образом действовали вплоть до свержения монархии в стране.

За семь веков русское  писаное право проделало значительную эволюцию. Однако оно не стало единственным источником русского права: подавляющее  большинство населения – крестьяне  – в повседневной жизни продолжали руководствоваться «заветами глубокой старины» – юридическими обычаями, которые существовали в их общине на протяжении многих столетий, практически  не изменяясь.

В 1721 г. Россия была провозглашена империей. Но историю имперского права принято исчислять с 1696 г., когда Петр I стал единодержавным правителем России. Правовая система императорской России была направлена на утверждение государства как решающей силы в правотворчестве.

В 60-е годы XIX в. появляются благоприятные условия для развития правовых начал и в деле осуществления крупнейшей в истории страны правовой реформы, заложившей основы правовой государственности в России. Если предшествующая история характеризовалась некоторой задержкой правового развития (сильные общинные традиции, правовой нигилизм и т.д.), то конец XIX – начало XX в. знаменуются значительным подъемом в юридической сфере.

Информация о работе Правовая традиция в российском праве: проблемы и пути развития