Правовая традиция в российском праве: проблемы и пути развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 09:45, курсовая работа

Описание работы

На формирование интеллектуальной традиции существенное влияние оказали особенности исторического пути России, сложности ее политической организации, специфика национальных отношений и, конечно же, те культурно-правовые традиции, которые формировались на протяжении всего развития российского общества.
В этом смысле интеллектуальные и культурно-правовые традиции, основанные на понимании и восприятии идей либерализма, демократизма и правовой государственности, в своем институциональном содержании призваны играть роль своеобразных социально-исторических координат в самоопределении государства и общества и, следовательно, совершенствовать политическую и правовую систему российского государства.

Содержание

Введение
Глава I. Определение основных понятий
1. Правовая система и правовая семья: понятия и соотношение
2. Правосознание
Глава II. Сложный характер российской правовой системы
1. История возникновения и развития российской правовой системы
2. Правовая система Российской Федерации на современном этапе развития: особенности отдельных форм российского права:
Нормативно-правовой акт
Правовой обычай
Правовая доктрина
Прецедент
3. Соотношение правовой системы Российской Федерации и романо-германской правовой семьи
4. Действие традиционно-правовой системы на территории Российской Федерации
Заключение

Работа содержит 1 файл

чистовик.docx

— 148.86 Кб (Скачать)

-  достигнутым  уровнем социально-экономического  развития;

-  уровнем правовой  системы и систем государственной  власти;

-  социальной  структурой общества;

-  соотношением  интересов различных социальных  групп;

-  национальными  традициями.

Правовая  идеология. Правовая   идеология  включает:

- представления людей о желаемых  правовых нормах, о желаемых законах;

- их отношение к существующим  законам, их одобрение или неприятие.

Долгие годы общество подходило  к  правовой   идеологии, как  и вообще к любой  идеологии, предельно  упрощенно: все идеологическое вторично по сравнению с экономикой, базис  определяет надстройку. Хорошо известны хрестоматийные высказывания классиков  марксизма-ленинизма по этому поводу. Считалось очевидным, что содержание  идеологии , в том числе и  правовой   идеологии , определяется классовыми интересами, а те, в свою очередь, интересами экономическими.

Современная действительность расходится с подобным упрощенным пониманием. Связь между экономикой и  идеологией  бесспорна, но она не сводится к предопределенности  идеологии  экономикой. Эта связь  более сложна, она не может быть выражена через категории первичного и вторичного; при одних ситуациях  и в одних исторических условиях приоритет оказывается за экономикой, при других - за  идеологией .Главным, решающим фактором для формирования и экономики, и  идеологии  являются интересы людей. Именно в интересах  людей выражается их отношение к  окружающей действительности, они претворяются и в экономических (базисных), и  в идеологических (надстроечных) отношениях. У тех и у других оказывается  общий источник - интересы людей. Интересы многообразны - они охватывают экономическую, национальную, религиозную, культурную и многие другие сферы. Одной из таких  сфер является  правовая   идеология.

Специфика  правовой   идеологии, ее отличие от других сфер  идеологии  заключается в специфике самого права, в его роли как средства общественного порядка, социального  регулятора. Разносторонние интересы людей - экономические, национальные и  пр. - осознаются ими как интересы правовые. В правовых идеях формулируются  намерения людей претворить свои разносторонние интересы в нормы, установить на основе своих интересов и с их учетом определенный порядок в обществе. Правовые идеи включают обращенность к настоящему - отношение к существующим нормам, отношение позитивное или негативное, а также обращенность к будущему - представления о желаемых правовых нормах.

Существенную роль в формировании  правовой   идеологии  играет уровень  правовой  культуры общества. Уровень  правовой культуры - это обобщенный показатель, отражающий место и роль права в жизни общества. Правовая культура включает уважение к праву, правовую информированность людей, знание ими законов, готовность соблюдать  и выполнять законы, уважение к  правосудию, потребность обращения  в суд за защитой своих прав, отказ от использования противозаконных  силовых средств разрешения конфликтов и т.п. В уровне правовой культуры находит отражение историческое развитие страны и народа. Поэтому  для каждой страны характерен свой уровень, в нем сочетаются правовые нормы вчерашнего и сегодняшнего дня и одновременно закладывается  завтрашний день развития права.

В российской истории в течение  длительного времени не существовало благоприятных предпосылок для  развития правовой культуры: вековая  монархия без начал конституционализма, подчиненное и бесправное положение  человека в обществе, низкая роль суда (напомним, первая радикальная судебная реформа в России была начата только в 60-х гг. XIX в.), свыше 70 лет господства тоталитарного режима.

Современное развитие общества в известной  мере позитивно сказывается на уровне правовой культуры: повышается авторитет  права, возрастает роль суда. Но уровень  правовой культуры повышается очень  медленно, поэтому и сегодня в  России он отстает в сопоставимых показаниях от уровня наиболее развитых демократических стран.3 Данную проблему российского общества я раскрою в следующих главах своей работы

Правовые  традиции. Изучая вопрос о праве, необходимо сказать, что России так же присутствуют и правовые традиции, при этом роль традиций в праве остается дискуссионным. Это объясняется несколькими факторами.

 Нет ответа и на вопрос  о регулятивной роли традиций: способны ли они вообще в  принципе в конкретных случаях  отбрасывать устаревшие постулаты  и адекватно реагировать на  происходящие изменения в общественном  развитии. Возможно, что в силу  своего консерватизма традиции  вообще оказывают регрессивное  воздействие на государство и  общество, на его политико-правовую  систему и не позволяют утверждаться  в государственно-правовом пространстве  новым тенденциям, что дает возможность  существования противоположного  мнения о той негативной роли, которую традиции способны оказать  на общественный прогресс.

Вопрос этот до сих пор относится  к числу самых полемичных, а, следовательно, задача заключается в определении  той позитивной роли, которую способны играть традиции и традиционные формы  в общественном и правовом развитии государства, а также в обозначении  их регулятивного воздействующего  влияния на процесс правопреемственности.

 Чаще всего термин «традиция»  употребляется в связи с другим  более привычным понятием - обычай, а традиция в этом контексте  рассматривается в качестве одной  из разновидностей обычая. Философский  аспект традиционного основан  на понимании его природы как  явления, качественно влияющего  на общественное развитие, представляется  нам, безусловно, важным. Именно философский аспект в исследовании традиций и традиционного предполагает определенную формулу традиции, по которой последние являются формами движения общества в будущее, так как без сохранения достигнутого состояния не было бы никакого прогрессивного развития человечества.В контексте предлагаемого исследования значительно больший интерес представляет юридический аспект, который позволяет на концептуальной основе по-новому осмыслить проблемы традиций, и, прежде всего, в их культурно-правовом содержании. Отсутствие же в современной научной литературе единой точки зрения значительно сужает содержательное значение понятия «традиция» и в основном сводит его к социальному и нормативному регулированию в обществе и анализу соотношения традиций с иными социальными регуляторами, в частности, с обычаями.

При  рассмотрении вопроса о  традиции в современно литературе делается упор на понятие «культурно-правовая традиция», исходя не из ее формального  содержания, а, применяя при анализе  данного социально-правового явления  функциональный подход. Так, под «культурно-правовой традицией» понимается выраженный в  социально-организованных коллективах  опыт, аккумулирующий правовые ценности, который в определенных пространственно-временных  рамках передается от одного поколения  к другому и приобретает устойчивые формы своего внешнего выражения. Предлагаемое определение позволяет органически  сочетать в себе оба подхода к  проблеме правовой традиции и детерминировать  ее в качестве феномена государственно-правовой действительности. При этом сущностная специфика этого феномена заключается  в том, что, с одной стороны, в  правовой традиции выражаются объективные  потребности общественного развития, связанные с эволюцией права, а, с другой стороны, эти потребности  находят свою материализованную  форму выражения в конкретном государственно-правовом пространстве.

Характерной особенностью культурно-правовых традиций является то, что помимо специфических  форм существования, они имеют особые способы и механизмы внедрения  в государственно-правовое пространство, в индивидуальное и массовое сознание и в социальную практику.

При этом правовые традиции выступают  одним из существенных факторов стабилизации общественного и правового развития. Охватывая жизнедеятельность всех социальных групп, культурно-правовые традиции влияют не только на духовно-нравственную сторону жизнедеятельности общества, но и способствуют укреплению государственности, совершенствованию правового развития общества. Посредством создания новых  правовых технологий, в рамках которых  культурно-правовые традиции выступают  в качестве инструментальной системы, формирующей ценностные ориентиры  в обществе, в государстве появляется реальная возможность строить свою нормативно-регулятивную систему, опираясь на общественные интересы и потребности, и, тем самым, обеспечивая возможность  конструктивного развития российского  государства и общества.

На формирование интеллектуальной традиции существенное влияние оказали  особенности исторического пути России, сложности ее политической организации, специфика национальных отношений и, конечно же, те культурно-правовые традиции, которые формировались  на протяжении всего развития российского  общества.

Поэтому процессы реформирования российского  общества должны основываться на национальных особенностях народов России, ментальности ее населения и культурно-правовых традициях.

Сегодня наиболее плодотворным является путь интеграции всех попыток, связанных  с культурно-правовым освоением  политико-правового и социального  пространства российского общества в единое целое. Поэтому интеллектуальная правовая традиция, формировавшаяся  на протяжении всей многовековой человеческой истории, призвана сохранить смысловые  конструкции собственного национально-культурного  бытия того или иного народа, благодаря  чему человеческое общество развивалось  и продолжает развиваться в соответствии со своими традиционными ценностями.

В этом смысле интеллектуальные и  культурно-правовые традиции, основанные на понимании и восприятии идей либерализма, демократизма и правовой государственности, в своем институциональном содержании призваны играть роль своеобразных социально-исторических координат в самоопределении  государства и общества и, следовательно, совершенствовать политическую и правовую систему российского государства.

Однако одного того, что в обществе сложилась свои традиции недостаточно. Прежде всего необходим реальный потенциал для их воплощения в  государственно-правовую практику и  политическую систему государства. Представляется, что это возможно лишь через анализ процесса институционализации  традиций в социальную практику.

Ментальное измерение традиционной основы российской государственности, направленное на формирование гражданского общества, объединяет самобытность политико-правового  сознания и правовой культуры российского  общества с идеей правовых и общечеловеческих ценностей, которые изначально были заложены в национальном самосознании россиян. Именно эта система ценностей  стала определяющим вектором, который  направляет все последующее развитие российской государственности, стремящейся  к свободе и порядку.

Россия является носительницей  самостоятельной правовой традиции, которая основана на особом типе ментальности и самобытности. Россия, в силу своей  склонности к сохранению своих традиций, смогла избежать того глубокого кризиса  ценностей, который сейчас переживает мировое сообщество. Это связано  с тем, что российские культурно-правовые традиции, основанные на свободе, либерализме  и демократии, формировались на протяжении веков и бережно хранились  в общественном и национальном самосознании, передаваясь из поколения в поколение.

Обращение к своим традициям, а, значит и к своему прошлому, необходимо современному российскому обществу для обретения веры в жизненную  силу отечественных демократических  традиций и в историческую подготовленность российского государства к свободе  и демократии.

Задача построения в России федеративного  государства практически совпадает  с задачей становления в стране демократического общества и правового  государства с соответствующей  ему системой ценностей.

В России, в отличие от других федеративных государств, сложилась своеобразная модель федерализма, в которой ни обособленности, ни равенства субъектов  федерации не существует. Поэтому, становится затруднительным определить первоначальную задачу федеративного строительства: федерация как таковая уже  сложилась и существует, тем не менее, нынешние отношения между  центром и субъектами все чаще и чаще заходят в тупик, создавая почву для межнациональных конфликтов, которые центральной власти уже  не под силу разрешить. Представляется, что здесь нужна предметная и  целенаправленная работа, как со стороны  общества, так и со стороны государства.

Сегодня российский федерализм находится  в процессе формирования. Одной из приоритетных задач в утверждении  федеративного устройства является решение проблемы разделения власти по вертикальному принципу, в целях  создания оптимальной модели федеративного  устройства российского государства, основанной на лучших российских традициях  и обеспечивающей стабилизацию межнациональных  отношений.

Информация о работе Правовая традиция в российском праве: проблемы и пути развития