Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 21:35, курсовая работа
Актуальность исследования в настоящее время вопросов законотворчества, и, в частности, его постоянного совершенствования подтверждается нижеследующими обстоятельствами.
Процесс законотворчества за последние восемь – десять лет переживает пик своего развития. Ежемесячно в Российской Федерации принимается до 2000 разноуровневых нормативных актов.
Введение ...............................................................................................................3
Глава 1. Общая и общая характеристика законотворчества......................
Понятие законотворчества.......................................................................
Соотношение законотворчества и правотворчества...........................
Принципы законотворчества.................................................................
Глава 2. Законотворческий процесс в РФ..........................................................
2.1. Стадии и структура правотворческого процесса.....................................
2.2. Виды правотворчества в РФ......................................................................
2.3. Законотворческий процесс в Российской Федерации.............................
Глава 3. Проблемные вопросы законотворчества и возможные пути их решения. ................................................................................................................
3.1. Проблема создания единого правового пространства в России........
3.2. Тенденции развития федерального законотворчества.........................
3.3. Особенности референдума, как вида законотворческой деятельности...........................................................................................................
Заключение ..............................................................................................................
Литература ............................................................
Степень
устойчивости правопорядка любого государства
во многом зависит от соблюдения принципа
единообразия судебной практики. Игнорирование
судом правил, созданных им самим,
ставит под сомнение законность вынесенных
решений, в основу которых это
правило было положено. С другой
стороны, при подтверждении судом
высшей инстанции правильности принятого
решения либо при использовании
вышестоящим судом при
Требование
о необходимости единообразия при
рассмотрении дел судами нашло отражение
и в Конституции РФ, согласно которой
на Верховный Суд (ст. 126) и Высший
Арбитражный Суд (ст. 127) возложены
функции осуществления
Вопрос
нормативности постановлений
Рассматривая
проблему судебного нормотворчества,
следует обратить внимание и на такую
категорию актов, как письма Высшего
Арбитражного Суда РФ, вопросы юридической
силы которых в литературе практически
не исследовались. Вместе с тем такие
письма, применяемые в арбитражной
практике, представляют особый интерес.
Условно можно все письма разделить
на два вида. К первому относятся
информационные письма, разъясняющие
отдельные положения
К
другому виду писем относятся
письма с обзорами практики рассмотрения
споров по отдельным категориям дел.
В чем заключается цель, преследуемая
Высшим Арбитражным Судом при
издании таких писем? Очевидно, в
том, чтобы на примерах судебной практики
указать на ошибки, допускаемые судами
при разрешении споров, и показать
правильный выход при разрешении
подобного спора, который может
возникнуть в будущем. Более того,
в обзоры включаются дела (примеры
дел), правильность решения которых
подтверждает Высший Арбитражный Суд.
Все
приведенные выше случаи говорят
о том, что Верховный Суд и
Высший Арбитражный Суд на практике
принимают акты, подлежащие обязательному
соблюдению судами, а следовательно, и
регулирующие определенным образом конкретные
правоотношения. Соответственно, можно
сделать вывод, что фактически данные
судебные органы в действительности осуществляют
нормотворческую функцию.
[1]
О судебной системе Российской
Федерации. ФКЗ №1- ФКЗ от 31 декабря
1996 года (в ред. Федеральных
[2]
Ю.А. Тихомиров, И.В.
[3]
Лившиц Р.З.. Современная теория
права. Краткий очерк. М., 1992. - С.
46.
[4]
См.: Иванов С. А. Трудовое право
переходного периода: новые
[5]
О конституционном суде
[6]
Теория государства и права.
Екатеринбург. 1996. С. 374-375.
[7]
Гражданский процессуальный
[8]
Арбитражный процессуальный
2.5
Реализация международно-
Нарастающие
интеграционные процессы обусловливают
более тесное взаимодействие национального
и международного права. Их взаимовлияние
становится мощным фактором правового
развития в современном мире. В
метафорическом плане перед нами
«пересекающиеся параллели», когда
две правовые системы то сходятся,
то расходятся. Причем взаимовлияние
внутреннего права и «внешних»
правовых систем весьма своеобразно. К
отраслям национального права как бы примыкают
соответствующие международные нормативные
массивы или отрасли (международное образовательное,
экологическое право и др.), становясь
в известной степени их источником.
В
свою очередь, отраслевая система национального
права воздействует на отраслевую специализацию
международного права. Да и общую
теорию государства и права теперь
нельзя развивать сугубо на национальной
основе, ибо международное право и сравнительное
правоведение расширяют ее источниковедческую
базу.
В
советской истории длительное время
выдерживалась ориентация на признание
приоритета за национальным правом. С
принятием Основ гражданского законодательства
Союза ССР и союзных республик
вводится новелла о приоритете правил
международного договора, которая постепенно
получает широкое распространение
и в других отраслях законодательства.
Конституция России 1993 г. ввела принцип
«включенности» международно-правовых
актов в правовую систему и
признала приоритет правил международных
договоров над нормами законов
в случае их противоречия. И все
же в государственно-правовой практике
возникают острые проблемы, для решения
которых необходимо творчески разрабатывать
систему международных норм и
механизм их реализации и действия
в национальной правовой системе, в
том числе в российской [1]. Причем
акцент делается на имплементации преимущественно
международно-договорных правил.
Наиболее
основательно интересующие нас проблемы
разработаны в последнее время
И.И. Лукашуком и С.Ю. Марочкиным.[2] Значение
общепризнанных принципов и иных международных
норм нельзя недооценивать. К тому же в
рамках межгосударственных объединений
принимаются своеобразные акты.[3] Спецификой
международно-правовых актов и норм объясняются
особенности способов и процедур их реализации.
В правовой системе страны эти акты «встречаются»
с другими, связанными между собой, и оказывают
влияние как на законотворчество, так
и на правоприменение.
Начнем
с выяснения соотношения
Назовем
их:
а)
обеспечение национально - государственных
интересов, закрепленных в ст. 1, 2, 3,
4, 8, 10, 15 Конституции РФ;
б)
соответствие принципам российской
правовой системы и построения законодательства
и его отраслей, основным юридическим
понятиям;
в)
сохранение устойчивой компетенции
субъектов российского права
и их взаимоотношений;
г)
охрана прав и свобод человека и
гражданина;
д)
обеспечение устойчивости национальных
параметров экономики;
е)
наличие процедур реализации норм и
защиты законных интересов граждан
и юридических лиц[4].
Все
международно-правовые акты «входят»
в правовую систему РФ только после
их ратификации, одобрения, присоединения.
Таковы конституционный императив
и процедуры, установленные в
п. 4 ст. 15, п. «б» ст. 86, п. «г» ст. 106
Конституции РФ и в Федеральном
законе «О международных договорах
Российской Федерации».
Своеобразна
юридическая природа
Признается
либо их равная сила, либо приоритет
международных норм; либо сохраняется
«дочерняя» привязанность, либо возникает
приоритет трансформированных норм,
с чем мы согласны. Закон служит
формой «государственного
Рассмотрим
механизм реализации международно-правовых
актов, который складывается пока медленно
и противоречиво. Их нормы весьма
своеобразно «расплавляются» в нормах
национального права. Обратим в этой связи
внимание на еще одну конституционную
норму, которая часто предается забвению.
Речь идет о п. 6 ст. 125, согласно которому
не соответствующие Конституции РФ международные
договоры РФ не подлежат введению в действие
и применению. В данном случае имеются
в виду возможные дела в Конституционном
Суде об оценке конституционности федеральных
законов о ратификации. Но пока таких дел
не было.
Органы
государственной власти субъектов
РФ не только участвуют в подготовке
международных договоров. Они обеспечивают
в пределах своих полномочий выполнение
международных договоров РФ. При
этом возникают немалые трудности,
когда в конституциях, уставах
и других актах эти функции
либо почти не отражены, либо закреплены
в преувеличенном масштабе.
Возрастает
роль суда в применении ратифицированных
или одобренных международно-правовых
актов. Конституционный Суд нередко ссылается
на них, реже - Высший Арбитражный Суд и
Верховный Суд РФ.
Особую
остроту приобретает проблема разрешения
юридических коллизий между международными
и национальными нормами. Признание
приоритета первых, согласно п. 4 ст. 15 Конституции
РФ, не дает всех оснований для ее
решения. Кто устанавливает
[1]
Миронов Н.В. Международное
[2]
Лукашук И.И. Нормы международного права
в правовой системе России. М.: Изд-во "Спарк",
1997; Марочкин С.Ю. Действие норм международного
права в правовой системе Российской Федерации.
Тюмень: Изд-во Тюменского госуниверситета,
1998.
[3]
Хартли Т.К. Основы права
[4]
Концепции развития
Заключение
Уровень
закона никогда не превысит уровня
научно-теоретических познаний, существующего
в конкретном обществе в данный временной
период[1].
Итак,
в заключение работы подведем итоги
проделанному исследованию.
Как
мы определили, под правотворчество
необходимо понимать организационно-оформленную
деятельность государства по возведению,
государственной воли путем выявления
потребностей в нормативно-правовом
регулировании общественных отношений
и создания в соответствии с потребностями
новых правовых норм, замена и отмена
действующих.