Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 21:35, курсовая работа
Актуальность исследования в настоящее время вопросов законотворчества, и, в частности, его постоянного совершенствования подтверждается нижеследующими обстоятельствами.
Процесс законотворчества за последние восемь – десять лет переживает пик своего развития. Ежемесячно в Российской Федерации принимается до 2000 разноуровневых нормативных актов.
Введение ...............................................................................................................3
Глава 1. Общая и общая характеристика законотворчества......................
Понятие законотворчества.......................................................................
Соотношение законотворчества и правотворчества...........................
Принципы законотворчества.................................................................
Глава 2. Законотворческий процесс в РФ..........................................................
2.1. Стадии и структура правотворческого процесса.....................................
2.2. Виды правотворчества в РФ......................................................................
2.3. Законотворческий процесс в Российской Федерации.............................
Глава 3. Проблемные вопросы законотворчества и возможные пути их решения. ................................................................................................................
3.1. Проблема создания единого правового пространства в России........
3.2. Тенденции развития федерального законотворчества.........................
3.3. Особенности референдума, как вида законотворческой деятельности...........................................................................................................
Заключение ..............................................................................................................
Литература ............................................................
С
мая 1990 г. по 2003 г. принято почти 1000 законов.
Ежемесячно принимается до 2000 разноуровневых
нормативных актов. Это намного превосходит
прежние темпы законотворчества.
Вместе
с тем столь стремительный
темп законотворчества породил ряд
острых противоречий и проблем.
Во-первых,
действующее законодательство России
не всегда является системным: не всегда
согласованно действуют акты бывшего
СССР, Российской Федерации и международно-
Во-вторых,
порой уже подготовленные нормативные
акты не унифицированы по структуре,
не связаны с действующим
В-третьих,
велико число ведомственных актов.
В то же время имеются законы,
регулирующие мелкие, незначительные
вопросы, которые целесообразно
решать подзаконными актами.
В
четвертых, резко увеличился объем дублирования
законодательного материала. По этому
поводу В.Б.Исаков, руководитель Правового
управления Аппарата Госдумы, пишет: Мы,
например, никак не можем убедить разработчиков
отраслевых законов "не тащить" в
них разделы о социальной защите, пенсионных
и налоговых льготах, составляющих предмет
специального законодательства[2].
Кроме
того, действующие законы изобилуют
иностранными терминами, зачастую федеральные
законы носят декларативный характер.
Проблематика
федерального законодательства подчеркивается
и в Послании Президента РФ от 19.04.02
«России надо быть сильной и конкурентоспособной»
К
слову сказать, за период с 1990 по 2003
год в действующие и вновь
принимаемые законодательные
Плохо
реализуемое законодательство, порой,
превращается в «библиотеку законов»,
которой никто не пользуется. Неисполнение
и нарушение законов стало
трагедией нашего государства. В 2002
г. суды признали недействительными
более 1600 правовых актов. Законодательство
должно быть доступным, действующим
и развивающимся, открытым для понимания
и использования всеми
Анализ
российского законодательства требует
отметить тенденцию неравномерного
развития его отраслей и подотраслей,
что затрудняет установление их сбалансированного
соотношения. Внутри отраслей наблюдаются
как «вакуумы», когда отсутствует регуляция
отдельных институтов, так и, напротив,
чрезмерное дробление правовых актов
и норм, регулирующих отдельные виды отношений.
Отсутствие или слабость общей и отраслевых
концепций развития законодательства
затрудняет разработку научных основ
системы законодательства. А ведь это
целостная система со своими элементами,
их внутренними связями, в которой существуют
свои закономерности. Вряд ли нужно поддерживать
тенденцию искусственной дифференциации
и специализации отраслей и подотраслей
[6], поскольку далеко не все традиционные
отрасли сложились в обновленном виде.
В
чем же причины столь серьезных
проблем, противоречий и недостатков?
Как
подчеркивают исследователи, большинство
указанных проблем
Однако
наряду с субъективными причинами,
и в частности, нарушением правил
законодательной техники, необходимо
выделить и объективные причины,
в том числе, стремительные изменения
действительности. В стране появлялись
новые общественные отношения, сменялись
старые, в связи с чем, законодатель
просто не мог поспеть за изменяющимися
условиями действительности. На наш
взгляд, если и можно было избежать
ошибок связанных с законодательной
техникой, то уж уследить за стремительно
меняющейся обстановкой в стране просто
невозможно. Законодателю приходилось
в поспешном порядке «латать дыры, чтобы
корабль не затонул», поэтому поспешность,
меняющаяся действительность играли не
последнюю роль в проблемах связанных
с законотворчеством.
Но
несмотря на проблемы и недостатки законотворчества,
можно подчеркнуть и ряд несомненных положительных
черт современного законотворчества.
Во-первых,
за рассматриваемый период создана
надлежащая правовая база основ законотворческого
процесса. Вслед за Конституцией РФ,
приняты Федеральные
Созданы
общие черты законотворческой концепции,
которые находят отражение в
ряде нормативных актов.
Так,
в 2000 году принимается Постановление
Правительства РФ от 15 апреля 2000 г. N
347 "О совершенствовании
В
целях реализации вышеназванного Постановления
принимаются следующие
В
августе 2001 г. были сформулированы Основные
требования к концепции и разработке
проектов федеральных законов (утв.
постановлением Правительства РФ от
2 августа 2001 г. N 576)[8].
В
последствии разрабатываются:
-
Регламент законопроектной
-
О взаимодействии Министерства
юстиции РФ и Института
-
Методические правила по
Во-вторых,
в юридической литературе и практике
сложились определенные требования
к юридической технике.
В
третьих, в последнее время законотворческие
органы РФ уделяют большое внимание юридической
форме принимаемых законодательных актов,
их простоте, точности и компактности.
Более четко и единообразно оформляется
структура законов, упрощается стиль изложения
нормативных предписаний, упорядочивается
терминология. Наблюдается тенденция
принятия новой редакции законов, не отвечающих
изменившимся условиям, вместо неоднократного
внесения в них многочисленных изменений
и дополнений.
В-четвертых,
все чаще в законы стали вводиться
терминологические словари, где
даются определения основных понятий
конкретного нормативного правового
акта. И подобную практику следует
признать положительной, поскольку
в таких словарях законодатель устанавливает
четкое и ясное понимание определенных
терминов, тем самым устраняя многозначность
толкования правых норм.
В
последнее время усиливается
тенденция взаимосвязи
Проведенный
анализ позволяет предвидеть некоторые
общие тенденции и
Вариант
первый - ориентация на механическое увеличение
количества федеральных законов - не
дает необходимых результатов, поскольку
по-прежнему придает им самодовлеющий
характер и отрывает их от целевых
программ и других документов, актов.
Вариант
второй - параллельное развитие федерального
законодательства и законодательства
субъектов РФ - может укрепить их
законодательную базу, но излишняя
стремительность темпов законотворчества
затруднит реализацию самих федеральных
законов.
Вариант
третий - сохранение прежних соотношений
законов, указов и иных подзаконных
актов - может по-прежнему ослаблять
правовую стабильность в стране.
Вариант
четвертый - игнорирование объема саморегуляции,
который будет увеличиваться
по мере укрепления местного самоуправления
и институтов прямой демократии, - может
ослабить социальный эффект действия
законов.
Вариант
пятый - недооценка курса на последовательную
реализацию законов в их системной
связи - будет усиливать деструктивные
тенденции и приведет к дальнейшему
снижению уровня законности в стране.
Нетрудно
заметить, сколь важно оценить
все названные варианты и не поддаться
искушению действовать лишь на волне какого-либо
одного из них. Системный и аналитический
подход к состоянию российского законодательства
и тенденциям его развития в целом, а также
его отдельных отраслей, подотраслей и
институтов требует комплексной, а не
односторонней оценки и прогнозов. Это
значит, что концепции отраслей законодательства
должны обрисовать «вариантную картину»
их развития, в тесной связи с тенденциями
развития российского законодательства
и в контексте социально-экономического
и политического развития страны.
Системное
видение законодательства способствует
его планомерному и целенаправленному
развитию и эффективности регулирования
общественных отношений. Нарушение
или недооценка системных основ
законодательства пагубно отражается
на уровне как отраслевого, так и
комплексного правового регулирования.
Развитие законодательства не сводится
к быстрому увеличению его массива,
хотя в последние годы в условиях
бума законотворчества сформировался
именно такой тип правопонимания.
Законодательство трактуется скорее как
процесс законотворчества, когда
все - и депутаты, и ученые, и специалисты,
и руководители - одержимы идеей
подготовки и принятия законов. Сам
факт их принятия стал рассматриваться
как синоним эффективности
Что
же касается будущего и современности
законотворческого процесса в Российской
Федерации, то на наш взгляд, при
соблюдении правил законодательной
техники, перечисленных проблем
можно легко избежать. В этой связи
процитируем Ю.А. Тихомиров. Автор
выделяет четыре основные направления
комплексного применения законодательной
техники.
Во-первых,
систематическое и планомерное
воздействие на законодательную
деятельность, когда с ее помощью
удается тщательно и юридически
корректно формировать нормативную ткань
будущего закона, проводить юридическую
экспертизу с точки зрения соблюдения
правил законодательной техники, не допускать
и исправлять законодательные ошибки.
Во-вторых,
законодательная техника
В-третьих,
законодательная техника
В-четвертых,
законодательная техника служит
средством обучения основам правотворчества
и правоприменения.