Правотворчество

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования в настоящее время вопросов законотворчества, и, в частности, его постоянного совершенствования подтверждается нижеследующими обстоятельствами.
Процесс законотворчества за последние восемь – десять лет переживает пик своего развития. Ежемесячно в Российской Федерации принимается до 2000 разноуровневых нормативных актов.

Содержание

Введение ...............................................................................................................3
Глава 1. Общая и общая характеристика законотворчества......................
Понятие законотворчества.......................................................................
Соотношение законотворчества и правотворчества...........................
Принципы законотворчества.................................................................
Глава 2. Законотворческий процесс в РФ..........................................................
2.1. Стадии и структура правотворческого процесса.....................................
2.2. Виды правотворчества в РФ......................................................................
2.3. Законотворческий процесс в Российской Федерации.............................
Глава 3. Проблемные вопросы законотворчества и возможные пути их решения. ................................................................................................................
3.1. Проблема создания единого правового пространства в России........
3.2. Тенденции развития федерального законотворчества.........................
3.3. Особенности референдума, как вида законотворческой деятельности...........................................................................................................
Заключение ..............................................................................................................
Литература ............................................................

Работа содержит 1 файл

готово.docx

— 92.84 Кб (Скачать)

     Необходимо  учитывать, что законодательная  инициатива не предполагает обязанности  законотворческого органа принять  предложенный проект, тем более в  том виде, в котором он представлен. Наличие такой обязанности было бы посягательством на верховенство представительной власти. Но при использовании  права законодательной инициативы законотворческий орган связан волеизъявлением  субъекта, имеющего такое право, следовательно, должен рассмотреть проект и принять  по нему решение. Этим законодательная  инициатива отличается от других видов  законотворческих предложений. 

     Проекты законов и законодательных предложений  представляются к рассмотрению вместе с обоснованием необходимости их разработки, развернутой характеристикой  целей, задач и основных положений  будущих законов и их местом в  системе законодательства, а также  ожидаемых социально-экономических  последствий их применения.  

     Следующая стадия - это внесение законопроекта  в повестку дня заседания законотворческого  органа. Утверждение повестки дня - прерогатива самого законотворческого  органа, который решает, какие вопросы  и в какой последовательности должны быть рассмотрены на заседании. Обсуждение проекта закона на заседании  законотворческого органа дает возможность  полно и всесторонне ознакомиться с проектом, досказать по нему мнения и соображения, внести все необходимые  изменения и улучшения и в  результате сформировать наиболее целесообразный и оптимальный вариант законодательного акта.  

     Процесс создания закона завершается его  опубликованием. Чтобы стать общеобязательными  велением государства, правовая норма  должна объектироваться в общедоступных печатных изданиях, и этот процесс представляется особенно важным. 

     Опубликование законов главная предпосылка  их вступления в силу и юридическое  основание презумпции знания законов. Нельзя полагать, что граждане могут  знать неопубликованный закон, и  налагать на них ответственность  за нарушение неизвестных им правил. Опубликование есть установленный  законом способ доведения до всеобщего  сведения принятого законодательного акта, заключающийся, как правило, в  помещении полного и точного  его текста в общедоступном, официальном  органе печати. 
 
 
 
 

     [1] Научные основы правотворчества./Отв.  ред. Р.О. Халорина. М.: Юрид. лит., 1981. - С.37. 

     1 Ковачев Д.А. Механизм социалистического правотворчества. М., Юрид. лит., 1977.С. 58. 

     2 Кривовенко Л.Т. Право законодательной инициативы.//Советское государство и право.1979. №3. С.З-П

     1.4. Принципы законотворчества  

     Законотворческий  процесс - это не только особая форма  государственной деятельности по разработке и установлению правовых норм, но и  творческий процесс, строящийся на основополагающих принципах, образующих его логические основы. 

     В юридической литературе выделяют четыре основополагающих принципа: 

     - Принцип адекватного отражения  нормативно-правовых потребностей. 

     - Принцип понятийной определенности. 

     - Принцип модальной сбалансированности.  

     - Принцип ретребутивной обеспеченности.[1] 

     Принцип адекватного отражения нормативно-правовых потребностей. 

     В демократическом обществе объективно - необходимое определяет логический слой законотворческого процесса. Каждая правовая норма должна иметь свой логический фундамент, содержание определено закономерностями общественного развития, его реальными потребностями. 

     Воля  законодателя, как регулирующая сторона  его сознания, должна быть оптимально мотивированна. А.А. Кененов и Г.Т. Чернобель выделяют мотивацию как «особую логическую стадию законотворческого процесса». Задача состоит в том, чтобы создать надежный организационно-правовой заслон немотивированным (или недостаточно мотивированным) законодательным актам. Только научно обоснованный норматив может быть облечен в официальные правовые нормы, и это следовало бы закрепить конституционно. 

     Немаловажным подставляется вопрос о подготовке плана законодательных работ на перспективу. Коллектив авторов во главе с проф. Ю. Тихомировым предлагает в плане законопроектных работ на 2-3 года предусматривать темы важнейших законопроектов с указанием на то, кто и в какие сроки должен их подготовить.  

     В.Н. Синюков считает, что «возможно, потребуется мораторий на некоторые забежавшие вперед законы, акты для сбалансирования их предписаний с реальными экономическими и политическими возможностями общества».[2] 

     Принцип понятийной определенности 

     Язык  закона - единственный способ выражения  мысли законодателя, а правотворческое  мышление лежит в основе законодательной  деятельности. Он ее и основное средство формулирования правовой нормы. 

     Язык  нормативного акта должен быть понятен  и общеупотребителен, в то же время  ему необходимо быть четким, и ясным, кратким. Логичность текста закона - общее  требование для процесса нормотворчества  достигается через ясность языка  закона. Он должен быть настолько прост, чтобы каждый гражданин мог бы точно и правильно понять права  и обязанности, которые порождает  для него правовая норма, общий смысл  правового предписания, и иметь  четкую установку на его выполнение. Но здесь возникает опасность  излишнего упрощения правового  языка, которая может привести к  его вульгаризации, стать помехой  правильного словесного выражения  некоторых тонкостей законодательной  регламентации. Соответственно, по мнению С.Пасова Б.П.: «доступность языка можно выразить через два основных критерия: 

     I. Каждый должен точно и правильно  понимать свои права и обязанности,  которые порождает закон. 

     2. Каждый мог понять общий смысл  юридического предписания в связи  с его предназначением в системе  социальных норм».1 

     Лаконизм - еще одно основное требование к  языку законодателя. 

     Требование  точности языка заключается в  наиболее полном и правильном, отражении  сути правового предписания.  

     Правовые  определения должны базироваться на определенно консенсусе. Слова и  выражения, имеющие юридическое  значение, должны использоваться в  одном и том же смысле во всех правовых актах. 

     Е.Лукьянов справедливо считает необходимым  установить правило: «каждый новый  термин должен быть четко определен  в том нормативном акте, где  он появился впервые и внесен в  соответствующий перечень».1 

     Еще одно необходимое требование к правовым определениям - они должны быть дискурсивными, т.е. находящимся в общем логическом «сцеплении» с предшествующими  общепризнанными определениями. 

     Принцип модальной сбалансированности 

     Модальный феномен всякой нормативной реальности выражается, как правило, в модусах: «разрешено», «требуется» («обязательно»), «запрещено». Правовой характер этот модальной  триптих приобретает в общественных отношениях, одной из сторон которых  выступает власть. Эффективность  функционирования таких отношений  обусловлена тем, насколько сбалансированы, т.е. в каком логическом отношении  находятся составные правовой модальности, как они согласуются между  собой. Нормальное, социально здоровое законодательство - не произвольный набор  того или иного количества нормативов. Каждый модус имеет конкретные логические предпосылки. Любое, самое незначительное противоречие в законодательстве - это функциональная «дыра», деформирующая  и дестабилизирующая правоприменительный  процесс. 

     К сожалению, отработанной концепции  модусной сбалансированности правовых нормативов, вырабатываемых и принимаемых их законодателем, в нашем правоведении нет.  

     Участник  «круглого стола» журнала «Советское государство и Право» по вопросам теоретических проблем и перспектив законодательства России Е.А. Черенков, «оценивая нынешнее состояние соотношения  законов и подзаконных актов как временное, вынужденное, считает, что продолжать работу по подготовке и принятию нормативных актов, воссоздающих баланс между законами и актами управленческих органов с ограниченными возможностями последних».1 Такими актами могли бы стать закон о порядке подготовки и принятии законодательных актов, правила подготовки и издания правительственных и ведомственных актов.  

     Закон - гениальный регулятор правовых отношений. Для того, чтобы этот акт высшей государственной власти стал реальной основой правопорядка, А.А. Кеченов и Г.Т. Чернобель считают, что необходимо «установить, во-первых, круг вопросов общеправового характера, который должен регулироваться исключительно на федеральном уровне, и, во-вторых, уточнить систему государственных органов, имеющих право законодательной деятельности».2 

     Именно  общечеловеческие правовые ценности и  создают предпосылки для определенного  согласования внутригосударственного и международного права для установления универсального правового регулятора общественного бытия. 

     Принцип ретрибутивной обеспеченности 

     Ретрибутивная обеспеченность, что в переводе с латыни означает воздаяние, возмещение, оплата, является функциональной спецификой права, условием - его эффективного действия.  

     Закон без санкций теряет свой практический смысл. Образуя механизм юридической  защиты на случай возникновения правонарушающей  ситуации, санкции определяют содержание и реальную функциональную силу принципа неотвратимости юридической ретрибуции, игнорирование которого или непоследовательное проведение могут привести к деградации или даже к гибели самой государственности, как таковой. 

     Совершенствование правоприменительной деятельности - актуальный и злободневный вопрос.  

     Кеченов А.А, Чернобель Г.Т. предлагают «конституционно установить, что судебное рассмотрение юридических споров распространяются на всех субъектов правовых отношений без каких-либо исключений».[3] 

     Любой диктатор может опираться на эту  формулу («верховенство закона»), уничтожая  при этом всякую тень законности. В  подлинно правовом государстве доминирует справедливый закон. Идея справедливости лежит в основе демократической  системы права, определяет культуру взаимоотношений государства и  его граждан, меру правовой свободы  или же ретрибуции. Социально несправедливое не должно иметь юридической силы. Необходимо ввести в юридический оборот такие понятия, как «антиконституционный закон» и «неправомерные санкции». Следует отметить, что в правовом государстве акты общественного протеста, не нарушающие общественный порядок, юридическим ретрибуциям не подлежат. 
 
 
 
 

     [1] Кененов А.А, Чернобель Г.В. Логические основы законотворческого процесса. // Правоведение.I99I №6. C.71. 

     [2] Исполнение законов /"Круглый  стол "журнала" Советское государство  и право //Советское государство  и право.199I.№6.С.4. 

     1 Спасов Б.П.. Закон и его толкование. - М.: Юрид. лит., I986.C.70-9I . 

     1 См .: Лукьянов Е. Указ. раб. С.86. 

     1 Законодательство Российской Федерации:  теоретические вопросы, проблемы  и перспективы развития/ «Круглый  стол» журнала «Советское государство  и право» /1992.№10.С.24. 

     2 .Кененов А.А., Чернобель Г.Т. Указ. Раб. С .74. 

     [3] Кененов А.А., Чернобель Г.Т. Указ. Раб. С .74.

     2.1 Проблемы создания единого правового  пространства в России. Общая  концепция развития. Тенденции развития  федерального законотворчества  

     В период крупных преобразований в  России со всей остротой встали вопросы  о новой роли права, об обновлении и развитии законодательства. Однако дело не сводится к принятию тех  или иных актов, ибо само по себе увеличение их числа не свидетельствует  о повышении уровня правовой урегулированности общественных отношений и укреплении законности. Нужна современная научная концепция, позволяющая предвидеть динамику развития российского законодательства, соотношение его отраслей и подотраслей, определить приоритетные законы на ближайшую перспективу, последовательность принятия иных законов, исходя из интересов граждан и государства, потребностей экономики, социальной и политической сфер. 

     За  последние 13 лет законодательство РФ существенно обновилось. Некоторые  его отрасли создаются заново. Закон постепенно занимает ведущее  положение в правовом регулировании. 

Информация о работе Правотворчество