Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 21:35, курсовая работа
Актуальность исследования в настоящее время вопросов законотворчества, и, в частности, его постоянного совершенствования подтверждается нижеследующими обстоятельствами.
Процесс законотворчества за последние восемь – десять лет переживает пик своего развития. Ежемесячно в Российской Федерации принимается до 2000 разноуровневых нормативных актов.
Введение ...............................................................................................................3
Глава 1. Общая и общая характеристика законотворчества......................
Понятие законотворчества.......................................................................
Соотношение законотворчества и правотворчества...........................
Принципы законотворчества.................................................................
Глава 2. Законотворческий процесс в РФ..........................................................
2.1. Стадии и структура правотворческого процесса.....................................
2.2. Виды правотворчества в РФ......................................................................
2.3. Законотворческий процесс в Российской Федерации.............................
Глава 3. Проблемные вопросы законотворчества и возможные пути их решения. ................................................................................................................
3.1. Проблема создания единого правового пространства в России........
3.2. Тенденции развития федерального законотворчества.........................
3.3. Особенности референдума, как вида законотворческой деятельности...........................................................................................................
Заключение ..............................................................................................................
Литература ............................................................
Таким
образом, совершенствование и исполнение
правил законодательной (юридической)
техники, видится нам базисным направлением
законотворческого процесса в Российской
Федерации.
[1]
Магомедов С.К. Технико-
[2]
Исаков В. Подготовка и
[3]
Российская газета, N 71, 19.04.2002.
[4]
Магомедов С.К. Технико-
[5]
Тихомиров Ю.А. Действие
[6]
Такова позиция И.Н. Синюкова,
изложенная в его книге "Специализация
и унификация российского законодательства"
(Саратов, 1993).
[7]
Постановление Правительства
[8]
Постановление Правительства
[9]
Приказ Минюста РФ от 19 января
2001 г. N 14 "Об утверждении Регламента
законопроектной деятельности
[10]
Приказ Минюста РФ и Института
законодательства и
[11]
Приказ Минюста РФ и Института
законодательства и
2.2
Виды правотворчества в
…законодательные
органы должны быть так построены, чтобы
они создали право, действительно
отвечающее нуждам народа.
Общая
теория права. Элементарный очерк. Профессора
Московского Университета В.М. Хвостова.
(по изданию 1911 года)
Правотворчество
- богатая по содержанию, сверхсложная
деятельность по выработке общих
правил поведения. В зависимости
от субъектов правотворчество
1)
непосредственное
2)
правотворчество
3)
правотворчество отдельных
4)
правотворчество органов
5)
локальное правотворчество (
6)
правотворчество общественных
В
зависимости от значимости правотворчество
делится на:
1)
законотворчество (правотворчество
высших представительных
2)
делегированное
3)
подзаконное правотворчество (
Конституция
РФ четко определила трех основных
участников законодательного процесса:
это Президент, Совет Федерации,
Государственная Дума. Попытаемся кратко
описать каждую из сторон этого треугольника.
Согласно
Конституции РФ, право принятия федеральных
и федеральных конституционных
законов принадлежит
В
Государственной Думе 450 депутатов,
из которых 225 имеют мандаты от партий
и политических движений и избирались
по партийным спискам, а еще 225 проходили
в Думу через одномандатные округа.
Все депутаты обладают одинаковыми
полномочиями.
В
Совете Федерации 178 членов; в него входят
по два представителя от каждого
субъекта РФ – глава законодательного
(представительного) и глава исполнительного
органа власти, т.е. вакансии в верхней
палате замещаются по должности. В отличие
от депутатов Государственной Думы
члены Совета Федерации занимаются
законотворчеством лишь эпизодически.
Палаты
Федерального Собрания имеют общую
задачу – принятие законов, хотя круг
ведения и полномочия каждой палаты
при этом различны.
Что
же касается Президента РФ, то за ним
Конституция закрепила право
подписания и обнародования, принятых
двумя палатами законов, тем самым,
сделав его полноправным участником
законотворческого процесса.
Итак,
что же следует понимать под законодательным
процессом в Российской Федерации?
Действующее
законодательство, как Конституция,
так и иные законодательные акты,
не содержит легального понятия законодательного
процесса. Что зачастую, на практике,
позволяет давать широкое, ошибочное
понятие законодательному процессу.
Основываясь
на систематическом анализе норм
Конституции РФ, можно дать такое
определение законодательному процессу.
Законодательный
процесс – это процесс
Попробуем
дать еще одно определение более
близкое к легальному, т.к. им оперирует
Конституционный суд РФ в своей деятельности.
Логика законодательного процесса, представляет
собой конституционно установленный ряд
последовательно сменяющих друг друга
этапов, и характер возникающих, развивающихся
и прекращающихся правоотношений его
участников, их взаимных прав и обязанностей,
также установленных Конституцией Российской
Федерации, направленных на принятие законодательных
актов.
В
большинстве европейских стран,
правовой основой законотворческого
процесса является основной закон страны
– Конституция. Такой же принцип
заложен и в Конституции РФ,
которая определяет субъектов законодательной
деятельности, а также общие вопросы
законотворчества.
Однако
с момента принятия Конституции
РФ в 1993 году, вопросов связанных с
законотворческим процессом стало
не меньше чем ранее. Поспешность
принятия и разработки Конституции
отразились на качестве нормативного
материала Основного закона в
части положений урегулирующих законотворческий
процесс (ст.ст.104-109).
Уже
через два года спустя принятия Конституции
Конституционный суд РФ осуществляет
толкование вышеуказанных статей. В
итоге принимаются четыре Постановления:
-
О толковании статей 105 и 106 Конституции
Постановление
-
О толковании части второй
статьи 105 Конституции Постановление
Конституционного Суда РФ от 12
апреля 1995 г. N 2-П[2];
-
О толковании отдельных
-
О подтверждении обязанностей
Президента РФ, предусмотренных
частью третьей статьи 107 Конституции
РФ Постановление
Таким
образом, применение ст.104-109 Конституции
РФ осуществляется через призму толкований
осуществленных Конституционным судом
РФ. Что на наш взгляд не является
правильным. Отдельные положения
толкований, в литературе носят спорный
характер. Толкования же Конституционного
суда фактически выполняют роль закона
о законотворчестве.
В
настоящее время разве что
порядок принятия поправок к Конституции
РФ урегулирован отдельным Федеральным
законом от 4 марта 1998 г. N 33-ФЗ "О
порядке принятия и вступления в
силу поправок к Конституции Российской
Федерации"[5]. Все остальные законотворческие
процедуры входят в регламенты Федерального
собрания РФ:
-
Регламент Государственной
-
Регламент Совета Федерации
Таким
образом, фактически, законотворческий
процесс строится на толкованиях Конституционного
суда РФ и регламентах Федерального собрания
РФ, принятых, как раз на основе указанных
толкований.
Вышесказанное
позволяет сделать однозначный
вывод: в настоящее время существует
очевидная потребность в
Такой
Закон (назовем его условно –
«О законодательной деятельности в
РФ» не только бы дал легальное
понятие законодательной
Какие
же дополнения и новшества можно
было бы внести в Закон «О законодательной
деятельности» в РФ? В рамках нашего
исследования, мы предлагаем обратить
внимание именно на проблемные вопросы
законодательного процесса, не акцентируя
внимание на стадиях законодательной
деятельности, последние, подробно описаны
и исследованы в юридической
литературе.
Итак,
как же можно сделать законодательный
процесс более совершенным? На какие
недочеты и мелочи необходимо обратить
внимание законодателю?
Во-первых,
обратимся к субъектам
Между
тем, как подчеркивают исследователи
(Карпович В.Д.) можно лишь сожалеть, что
в число субъектов права законодательной
инициативы в Российской Федерации не
вошли группы избирателей, что предусмотрено
конституциями многих демократических
государств мира[8].
Во-вторых,
на практике зачастую возникает вопрос
о том, кто обращается в Правительство
РФ за заключением. Пункт 3 ст.104 закрепляет,
что законопроекты о введении
или отмене налогов, освобождении от
их уплаты, о выпуске государственных
займов, об изменении финансовых обязательств
государства, другие законопроекты, предусматривающие
расходы, покрываемые за счет федерального
бюджета, могут быть внесены только
при наличии заключения Правительства
Российской Федерации.