Правотворчество

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования в настоящее время вопросов законотворчества, и, в частности, его постоянного совершенствования подтверждается нижеследующими обстоятельствами.
Процесс законотворчества за последние восемь – десять лет переживает пик своего развития. Ежемесячно в Российской Федерации принимается до 2000 разноуровневых нормативных актов.

Содержание

Введение ...............................................................................................................3
Глава 1. Общая и общая характеристика законотворчества......................
Понятие законотворчества.......................................................................
Соотношение законотворчества и правотворчества...........................
Принципы законотворчества.................................................................
Глава 2. Законотворческий процесс в РФ..........................................................
2.1. Стадии и структура правотворческого процесса.....................................
2.2. Виды правотворчества в РФ......................................................................
2.3. Законотворческий процесс в Российской Федерации.............................
Глава 3. Проблемные вопросы законотворчества и возможные пути их решения. ................................................................................................................
3.1. Проблема создания единого правового пространства в России........
3.2. Тенденции развития федерального законотворчества.........................
3.3. Особенности референдума, как вида законотворческой деятельности...........................................................................................................
Заключение ..............................................................................................................
Литература ............................................................

Работа содержит 1 файл

готово.docx

— 92.84 Кб (Скачать)

Содержание

Введение ...............................................................................................................3

Глава 1. Общая и общая  характеристика  законотворчества......................

    1. Понятие законотворчества.......................................................................
    2. Соотношение законотворчества и правотворчества...........................
    3. Принципы законотворчества.................................................................

Глава 2. Законотворческий процесс в РФ..........................................................

2.1.  Стадии и структура  правотворческого  процесса.....................................

2.2.  Виды правотворчества  в РФ......................................................................

2.3. Законотворческий  процесс в Российской  Федерации.............................

Глава 3. Проблемные вопросы  законотворчества и  возможные пути их решения. ................................................................................................................

3.1.  Проблема создания  единого правового  пространства в  России........

3.2. Тенденции развития  федерального законотворчества.........................

3.3. Особенности референдума,  как вида законотворческой  деятельности...........................................................................................................

Заключение ..............................................................................................................

     Литература ...............................................................................................................   
 
 

     Конституционное право России 

     Дипломные

     Законотворческий  процесс в РФ  

     Содержание

     Введение

           Глава 1. Понятие и общая характеристика законотворчества.

     1.1. Понятие законотворчества

     1.2. Стадии и структура правотворческого  процесса

     1.3. Законотворческий процесс

     1.4. Принципы законотворчества

           Глава 2. Законотворчество в РФ

     2.1 Проблемы создания единого правового  пространства в России. Общая  концепция развития. Тенденции развития  федерального законотворчества

     2.2 Виды правотворчества в Российской  Федерации. Законотворческий процесс  в Российской Федерации

     2.3 Особенности референдума как  вида законотворческого процесса

     2.4 Особенности правотворческой деятельности  судов

     2.5 Реализация международно-правовых  актов в российской правовой  системе

     Заключение

     Список  использованной литературы:

     Введение  

     «Все  прожекты зело исправны должны быть, дабы казну изрядно не разорять и отечеству ущерба не чинить. Кто прожекты будет абы как ляпать, того чина лишу и кнутом драть велю - в назидание потомкам".

     Петр I о законотворчестве. 

     Каждое  государство стремится надлежаще  урегулировать общественные отношения  в различных сферах действительности. 

     Основной  закон Российской Федерации - Конституция[1], закрепив принцип разделения властей, исходит из того, что каждая ветвь  власти принимает нормативные акты по вопросам своего ведения. 

     Между тем, коренные изменения, происходящие в обществе и российской правовой действительности, предъявляют повышенные требования к современному законотворческому  процессу. 

     Актуальность  исследования в настоящее время  вопросов законотворчества, и, в частности, его постоянного совершенствования  подтверждается нижеследующими обстоятельствами. 

     Процесс законотворчества за последние восемь – десять лет переживает пик своего развития. Ежемесячно в Российской Федерации принимается до 2000 разноуровневых нормативных актов. 

     Казалось  бы, что правовые основы законотворческого  процесса в нашей стране сформировались. Приняты Конституция, Конституционные  Федеральные законы и Федеральные  законы, направленные на регулирования  законотворческого процесса. Но можно  ли говорить о совершенстве законотворчества в Российской Федерации? 

     Анализируя  качество принятых за последнее время  федеральных законов, В.В. Путин в  ежегодном Послании Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию Российской Федерации от 18 апреля 2002 г. указал на то, что позитивные результаты в законотворчестве не могут оправдать  принятия законов, часто противоречащих друг другу. Одни законы, будучи принятыми, не исполняются. Другие же постоянно  подвергаются изменениям, иной раз, даже не вступив в силу[2]. 

     Подобные  оценки делают и исследователи законотворческого  процесса. С одной стороны, отмечается, что характерными нарушениями в  законотворческом процессе являются: ошибки в проектировании механизма  правового регулирования; пробелы; избыточная нормативность; погрешности; коллизии между отдельными нормативно-правовыми  актами и т.д.[3]. С другой стороны, Российские законодательные органы уделяют большое внимание юридической  форме принимаемых законодательных  актов, их простоте, точности и компактности. Более четко и единообразно оформляется  структура законов, упрощается стиль  изложения нормативных предписаний, упорядочивается терминология. Наблюдается  тенденция принятия новой редакции законов, не отвечающих изменившимся условиям, вместо неоднократного внесения в них  многочисленных изменений и дополнений[4]. 

     А между тем, некачественное законотворчество имеет негативные социальные, юридические, а порой и политические последствия. Вызывает опасение и то обстоятельство, что «деятельность по созданию нормативно-правовых актов может превратиться в череду бесконечных теоретических споров и дискуссий»[5]. Возникает и такая  опасная тенденция, как обесценивание  норм права[6]. 

     Возникает логичный вопрос: как обстоит дело с законотворчеством в зарубежных странах? Все ли проблемы законотворчества решены в странах с богатым  демократическим прошлым (например, во Франции, США, Швейцарии)? В последние  годы апелляция к зарубежному  опыту стала одним из критериев  работоспособности тех или иных правовых основ, попробуем и мы обратиться к иностранному опыту, тем более, что современная правовая система представляет собой во многом заимствование иностранного опыта. Отдельным исследователям зарубежный опыт кажется «юридической панацеей». Но так ли это? 

     Тем временем, в теории и практике Российского  законотворчества возникает множество  вопросов: Что следует считать  законотворческой ошибкой? На какой  стадии законотворчества возникают  ошибки? Может ли быть положителен  для России зарубежный опыт законотворчества? Эти и многие другие вопросы возникают  лишь при общем рассмотрении вопроса  законотворчества. 

     В связи с вышесказанным, актуальным, на наш взгляд, является анализ современного правового регулирования законотворчества в РФ, выявление достоинств зарубежного  опыта, поиск путей совершенствования  Российского законотворчества. 

     Итак, цель данной дипломной работы –  исследовать правовые основы и проблематику законотворчества в РФ и ряде зарубежных стран. 

     Исходя  из поставленной цели, мы ставим перед  собой следующие задачи: 

     - рассмотреть понятие, принципы  и стадии законотворческого процесса; 

     - проанализировать современные тенденции  развития правотворческого процесса  РФ; 

     - выявить проблемы создания единого  правового пространства в России;  

     - проанализировать тенденции развития  федерального законотворчества; 

     - исследовать виды правотворчества  в Российской Федерации, в том  числе, особенности референдума,  как вида законотворческого процесса; особенности правотворческой деятельности  судов; реализацию международно-правовых  актов в российской правовой  системе; 

     - в заключение работы наметить  проблематику законотворческого  процесса в РФ, пути решения  сложившейся проблематики, акцентировать  внимание на положительном опыте  законотворчества зарубежных стран. 

     В связи с тем, что тема «Законотворчество» достаточно обширна, и могла бы быть предметом не одной дипломной  работы, и даже монографии, мы считаем  необходимым, обратить внимание, прежде всего, на проблемные аспекты законотворчества в Российской Федерации. Ведь именно правовые проблемы и пробелы в  этой области юриспруденции мешают развитию всей правовой системы страны. 

     В работе будут проанализированы большая  часть монографий посвященных законотворчеству, изданных за последние десять –  двенадцать лет. Так, например, можно  выделить таких экспертов: Ю.А. Тихомиров, А.С.[7] Приголкин[8] и др. 

     Исследование  будет неполным, если не обратить внимание на юридическую периодику - именно в ней обостряются актуальные и современные проблемы законотворчества, подчеркиваются преимущества и недостатки законотворческого процесса, намечаются тенденции его развития. Так, например, необходимо выделить следующих авторов: М.Г. Потапов[9], С.К. Магомедов[10], Н. Ельцов[11] и др. 

     Безусловно, в работе будут проанализирован  весь пласт Российского законодательства направленного на регулирование  «правоотношений законотворчества». 

     В тоже время, несмотря на большое количество исследований в области законотворчества, нельзя говорить об исключительной проработанности  проблематики рассматриваемой темы. В этой связи, попробуем обратиться к зарубежному опыту, ведь именно он был положен в качестве правового  фундамента ряда конституционных основ  в РФ, в том числе и в части законотворчества. 
 
 
 

     [1] Конституция Российской Федерации  от 12 декабря 1993 года // Российская  газета. – 25 декабря 1993 г. 

     [2] Послание Президента от 19.04.02 «России  надо быть сильной и конкурентоспособной» // Российская газета. - №71. 

     [3] Лукашева А.В. Законотворческие  ошибки // Гражданин и право. - №3-4. - 2000г. – с.24. 

     [4] Магомедов С.К. Технико-правовые  аспекты законотворчества // Адвокат. - №7. - июль 2002 г. – с. 32. 

     [5] Там же. 

     [6] Надеев Р. Законотворческие ошибки // Российская юстиция. - №5. - май 2001г.  – с.72. 

     [7] См.например: Тихомиров Ю.А. Теория закона. - М.: Наука, 1982. 

     [8] См. например: Приголкин А.С. Процессуальные формы правотворчества./Под ред. П.Е. Недобайло, В.М.Горшенева.- М.: Юрид. лит., 1976. 

     [9] См. например: Потапов М.Г. Система  норм права и система нормативных  правовых актов субъекта Федерации  // Журнал российского права. - №12. - декабрь 2001 г. 

     [10] См.например: Магомедов С.К. Технико-правовые аспекты законотворчества // Адвокат. - N 7. - 2002 г. 

     [11] См. например: Ельцов Н. Юридическая  экспертиза в практике работы  органов юстиции // Российская  юстиция. - №7. - 2001 г.

     1.1. Понятие законотворчества  

     В современном обществе люди и различного рода их объединения постоянно соприкасаются  с правилами (нормами), зафиксированными в законах и подзаконных актах - с их требованиями, запретами и  дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают  при их нарушении. Каждое государство  устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с  помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает. Законодательство охватывает большинство  сфер человеческой жизнедеятельности, расширяет границы своего регулирующего  воздействия на общественные отношения  по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей в их общении друг с другом. 

Информация о работе Правотворчество