Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2012 в 18:58, курсовая работа
Право и мораль – это основные элементы человеческой цивилизации, всегда проступающие в предельно близкой взаимосвязи. Характер такой взаимосвязи обусловливается, главным образом, конкретно – историческими обстоятельствами и социально – классовой структурой общества.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….....…3
1. ПОНЯТИЕ МОРАЛИ
1.1 Терминология морали …………………………………………………………..7
1.2 Функции морали …………………….…………………………………..…......10
2. ПОНЯТИЕ ПРАВО
2.1 Терминология права …………………………………………………………...11
2.2 Сущность права ………………………………………………………………..14
3. ЕДИНСТВО, ВЗАИМОСВЯЗЬ, ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ ПРАВОМ И МОРАЛЬЮ
3.1 Единство права и морали………………………………………………………15
3.2 Взаимосвязь права и морали…………………………………………………..18
3.3 Противоречия между правом и моралью……………………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Мораль регулирует поведение, как одного человека, так и общества, весь смысл в том, что не один человек контролирует жизнь всех, а каждый сам выстраивает свою точку зрения, опираясь на индивидуальные моральные ценности. Структура нравственного разума позволяет нам независимо находить линию поведения, не основываясь ни на авторитетные предпосылки, ни на букву закона. В критических жизненных ситуациях единственной действительно реальной опорой, является нравственность и личные моральные критерии.
Познавательная: данная функция не имеет сходств с научным познанием. Она дает индивиду не просто точные знания, о каком либо объекте, а ориентирует на окружающие нас высокоморальные культурные ценности, предопределяя конкретные предпочтения, отвечающие по всем критериям, потребностям и интересам индивида.
Заинтересованный взгляд на окружающий мир и людей дает возможность трезво оценить перспективы и целостное представление о смысле.
Воспитательная: как не раз уже было упомянуто, мораль делает человека человеком. На основании выше сказанного во все времена нравственное воспитание, играло основополагающую роль в жизни общества. Задачей нравственности, является не приучение к соблюдению определенного свода правил, а воспитать способность руководствоваться идеальными нормами и "высшими" соображениями. При наличии такой способности к самоопределению человек может не только выбирать соответствующую линию поведения, но и постоянно развиваться, т.е. самосовершенствоваться.
Мораль - это не простой набор правил. Это очень сложная борьба конфликтующих структур ценностей. Этот конфликт - то, что остаётся от эволюции. Новые структуры по мере развития приходят в противоречие со старыми. И каждый этап эволюции оставляет после себя ворох проблем.
Из этой борьбы между конфликтующими статическими структурами возникают концепции добра и зла.[8]
2. ПОНЯТИЕ ПРАВО
Право возникает из социальных норм догосударственной организации. Оно строится из традиций, табу, которые реорганизуются, отбираются, применяются к новым социальным связям, образованным на личной собственности, социальном и классовом расслоении общества.[9]
Право - это искусство добра и правды.
2.1 Терминология права
«Юристы всё ещё ищут определение права, » - писал Кант около 200 лет назад, складывая в общую картину более чем двухтысячелетнюю историю изучения природы этого явления. Высказывание Канта до сих пор актуально, так как на сегодняшний день не существует общепризнанного определения права.
Существует множество определений права. В работе “Сумма теологии” Аквинат рассматривает:
Вечное право - это мудрость Бога как властителя всех поступков и движений вселенной, оно направляет все действия мироздания. От него происходят все другие, более ограниченные формы права.
Божественное право - такое как заповеди, служит как бы дополнительным руководством для тех предписаний естественного права, которые известны всем разумным людям.
Естественное право - присуще людям как сознательным, моральным и социальным созданиям. Существует один стандарт истины и справедливости для всех людей, он естественен, и все одинаково знают его.
Позитивное право - нужно, чтобы воспрепятствовать людям, совершать зло и обеспечить мир. Если позитивное право, противоречит естественному праву и рассудку, оно не легитимно и является искажением права.
В юридической науке существует огромное множество определений права и каждое из определений имеет разные тонкие смысловые ниточки:
Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.
Право есть система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают обусловленную экономическими, духовными и другими условиями жизни государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются и санкционируются государством в определенных формах и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и принуждения; являются регулятором общественных отношений.
В сущности, все определения отражают лишь одну коренную мысль, право – есть регулятор общественных отношений. Но право регулирует далеко не всё, а лишь те участки, которые наиболее важны для государства, общества и нормального функционирования жизнедеятельности людей.
2.2 Сущность права
Право в жизни людей – представляет собой явление, относящееся к повседневным делам, к спорам, к конфликтам, к достижению соглашение столкнувшихся мнений и интересов. Выражается и реализуется право в законах, правовых актах, правительственных постановлениях, судебных решениях, адвокатских документах и, затрагивая протекающие дела и заботы, главным образом связано с непосредственной деятельностью законодателей, судей, нотариусов, следователей и прочих представителей юриспруденции.
Право как самостоятельная ортосоль состоит и функционирует на базе определенных принципов, которые выражают сущность и общественное назначение. В принципах права отражаются важные свойства и особенности права, придающие ему качество государственного регулятора меры свободы и справедливости в общественных отношениях.
Право базируется на следующих принципах[10]:
принцип демократизма в формировании и реализации права,
принцип законности,
принцип национального равноправия,
принцип гуманизма,
принцип равенства граждан перед законом,
принцип взаимной ответственности государства и личности.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, право – это система нормативных, общеобязательных установок, основанных на идеи человеческой справедливости, гуманности и свободы, выраженных большей частью общественности и законодательства, цель которого заключается в регулировании общественных отношений.
3. ЕДИНСТВО, ВЗАИМОСВЯЗЬ, ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ ПРАВОМ И МОРАЛЬЮ
Право и мораль такие два понятия, которые по своей сути имеют сходства и различия, противоречия и взаимосвязь, и сущность этих понятий не конкретна, но объективна. Каждое понятие имеет свои начала, свою терминологию, свои парадоксальные различия и конкретные сходства.
3.1 Единство права и морали
Право и мораль как два особых института имеют общие свойства и черты.
Основной совместной чертой этих двух понятий является прямая принадлежность к культуре общества. Так же единство права и морали очень хорошо отображается в регулировании поведения и поступков общества, имея нормативное содержание. Право и мораль имеют общие социально – экономические, политические условия жизни общества, служат общей цели удовлетворять интересы людей и общества.
Единство этих понятий, как и всех остальных социальных институтов, основывается на определенных социально – экономических интересах, культуры общества, и отношению людей к идеологии касательно свободы и справедливости.
Какое же единство между правом и моралью?
1. И то и другое понятие является властвующим над экономическим институтом и обществом;
2. Базовая платформа включает в себя экономическую, социально – политическую, идеологическую основу;
3. Главная цель двух понятий заключается в утверждении общечеловеческих норм, ценностей, тенденций в цивилизованном обществе;
4. Состоят из всеобщих правил поведения, отражающие определенную волю, т.е. направлены на установление и поддержание общественного порядка на должном уровне;
5. Носят нормативно – правовой характер, и в тех и в других присутствуют отрицательные стороны, при нарушении установленных нормативно – правовых норм человек понесет соответствующее совершенному нарушению наказание;
6. Эти два понятия, в сущности, представляют собой основополагающий механизм, который существенно воздействует на поведение людей.
И мораль и право имеют феноменальную способность проникать в разнообразные области общественной жизни. Общность права и морали, зародившаяся в результате единых общественных отношений, плюс ко всему и общность их функционального значения, право и мораль формируют стандарты и эталоны, которые входят в ценностно-нормативную политику общества.
Предписания права и морали берут свои истоки из деятельности людей, создавая «связный ряд общения», приобретающих в результате многочисленных повторяемостей нормативный характер и выступающих регуляторами поведения людей. Общность права и морали (по Гегелю) определяется, прежде всего, общностью их субстанции. С одной стороны, Гегель определяет посредствам понятия свободы, нравственности: «нравственность есть понятие свободы, ставшее наличным миром и природой самосознания[11]». С другой стороны, право Гегель определяет как «наличное бытие свободной воли[12]»
Стоит отметить тот факт, что все политические отношения и прения всегда подвергаются моральной оценке (политические акции государства, внутренняя и внешняя его политика, деятельность политических лидеров и т. п.)
Таким образом, и правовую и моральную систему объединяет их политическая насыщенность.
Великий судебный деятель А. Ф. Кони выделял большие акценты в проблеме внутреннего убеждения судьи. Судья, по мнению А. Ф. Кони, обязан прилагать все свои душевно – моральные силы для определения истины в деле. «В основе душевного приговора должна лежать не только логическая неизбежность, но и нравственная обязательность»[13]. По мнению Кони «совесть – это высочайшее проявление души. Правосудие не может быть отрешенно от справедливости»[14].
Право во всех его сущностях – как нормативная система, движущая сила всех общественных отношений, правосудие должно быть насквозь пропитано нравственностью. Внутренняя моральность права – одно из важных условий его эффективности. Право совершенно не стремится к тому, чтобы занять высшее место в структурной цепи социальных ценностей. Однако, социальные схемы, которые двигают право на задний план, выставляя его чем-то не существенным и второстепенным, в истории цивилизованного общества ничего кроме отрицательных последствий не приносили.
Правовые и нравственные нормы имеют одинаковые цели – контроль над поведением людей в обществе. Вместе с тем, различные социальные регуляторы, каждый из которых обладает своей спецификой.
Право и мораль как социальные регуляторы по-прежнему сталкиваются с проблемами свободной воли индивида и его ответственности за действия. Они обращены к разуму и воле человека, помогая ему приспособиться в сложном и переменчивом мире общественных отношений. Свобода и ответственность – механизм исторической активности человека, способ его существования в правовых и нравственных отношениях. Право и мораль выступают как величина измерения свободы индивида, определяют ее границы. Право является конкретной исторически - обусловленной мерой свободы. «Право по своей сущности и, следовательно, по своему понятию – это исторически определенная и объективно обусловленная форма свободы в реальных отношениях, мера этой свободы, формальная свобода».[15]
3.2 Взаимосвязь права и морали
Мораль и право тесно взаимосвязаны, более того, можно говорить о глубоком взаимопроникновении права и морали. Они дополняют и поддерживают друг друга в регулировании общественных отношений. Правовые законы, воплощающие в себе принципы справедливости, гуманизма, равенства людей, напрямую определяют объективную обусловленность такого взаимодействия.
Ю.А. Агешина считал: «…право, активно воздействуя на мораль, способствует более глубокому ее укоренению в обществе, в то же время оно само под влиянием морального фактора постоянно обогащается: расширяется его нравственная основа, повышается авторитет, возрастает его роль как социального регулятора общественных отношений».[16]
Таким образом, вступает в силу процесс обратной связи: влияние морали на право, сопутствует процесс обратного воздействия права на мораль.
С точки зрения динамизма, мораль сложносоставное явление, включающее в себя разнородные элементы.
Изучая все глубже и глубже вопрос о взаимодействии права и морали, большая часть дипломированных правоведов отметили, то, что все, регулируемое и контролируемое правом, так или иначе, регулируется и моралью, т.е. подлежит моральной оценке.
Правовая система закрепляет жизненно важные для человека и всего общества требования морали, нравственную культуру населения той или иной страны, исходит из следующего:
важной составной величиной общей регулятивной потенции права, является нравственная основа права;
законы должны быть гуманными и справедливыми, право должно быть нравственным.