Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 08:12, курсовая работа
Особое место в формировании духовного мира личности, её сознания и культуры, активной жизненной позиции, принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на преобразования сознания личности. Право и мораль - важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии, характер которого определяется конкретно-историческими условиями и социально-классовой структурой общества.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРАВА……………………………………. 5
Раздел 1.1. Термин право………………………………………. 5
Раздел 1.2. Позитивное право…………………………………. 8
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ МОРАЛИ………………………………….. 11
Раздел 2.1. Термин морали …………………………………….. 11
Раздел 2.2. Функции морали…………………………………… 14
ГЛАВА 3.ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАВА И МОРАЛИ……………….. 18
Раздел 3.1. Единство права и морали………………………….. 18
Раздел 3.2. Противоречия между правом и моралью………… 22
Раздел 3.3. Отличительные особенности……………………… 27
Заключение …………………………………………………………. 30
Список использованных источников ……………………
Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский государственный университет
Юридический колледж БГУ
Курсовая работа
Право и мораль
Выполнил:
учащийся 2 курса 499 группы
Юридического колледжа БГУ
Отделения на основе общего базового образования
Очной формы обучения
Плотников Никита Олегович
____________
Руководитель:
Преподаватель
Минск
2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРАВА……………………………………. 5
Раздел 1.1. Термин право………………………………………. 5
Раздел 1.2. Позитивное право…………………………………. 8
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ МОРАЛИ………………………………….. 11
Раздел 2.1. Термин морали …………………………………….. 11
Раздел 2.2. Функции морали…………………………………… 14
ГЛАВА 3.ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАВА И МОРАЛИ……………….. 18
Раздел 3.1. Единство права и морали………………………….. 18
Раздел 3.2. Противоречия между правом и моралью………… 22
Раздел 3.3. Отличительные особенности……………………… 27
Заключение …………………………………………………………. 30
Список использованных источников …………………………….. 33
ВВЕДЕНИЕ
Особое место в формировании духовного мира личности, её сознания и культуры, активной жизненной позиции, принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на преобразования сознания личности. Право и мораль - важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии, характер которого определяется конкретно-историческими условиями и социально-классовой структурой общества.
Каждое исторически конкретное общество требует строго определенной меры социального регулирования общественных отношений. Регулирование общественных отношений осуществляется путем реализации определенных социальных норм: норм права, норм морали, норм, установленных общественными организациями, норм обычаев, норм традиций, норм ритуалов и т.д. В общем плане социальные нормы - это правила поведения общественного характера, регулирующие взаимоотношения людей и деятельность организаций в процессе их взаимодействия.
На протяжении многих веков вопрос о взаимодействии права и морали волновал лучшие умы человечества. И сейчас он не потерял своей актуальности, потому что эти понятия являются важнейшими факторами общественной эволюции, непременными спутниками современного общества. От их взаимодействия зависит не только развитие, но и само выживание человечества. Право как социальный институт существовало не всегда. Если «естественное общество» возникает вместе с появлением древнего человека (homo habelis - “человек умелый”) около 2 млн. лет назад, а «гражданское общество» - с появлением человека современного типа (homo sapiens - «человек разумный») примерно 40 тыс. лет назад, то впервые право возникло в Египте не позднее 5 тысяч лет назад. Следовательно, длительное время общество обходилось без права, и строило свои взаимоотношения при помощи обычаев и норм морали. Так, на смену примитивным формам регуляции жизни человека, какими были первобытное стадо, род, племя, союз племен, приходили более совершенные и сложные. Им стало право. Поэтому с точки зрения механизма, т.е. набора правил, средств и институтов, с помощью которых регулировалась жизнедеятельность человека можно выделить два этапа в развитии человеческого общества: общество без права (доправовое общество), общество с правом (правовое организованное общество).
Целью данной работы является рассмотрение общих методологических аспектов соотношения права и морали, а также особенности их взаимодействия.
При написании этой работы рассматриваются следующие задачи:
- понятие право;
- понятие морали;
- взаимосвязь права и морали;
- единство права и морали;
- противоречие между правом и моралью;
- отличительные особенности.
В юридической литературе взаимодействие права и морали получило освещение в ряде монографий и статей, в учебной литературе. Среди них следует прежде всего отметить работы Пенькова Е.М., Лукашевой Е.А поставивших ряд важных теоретических проблем, связанных с исследованием природы и сущности права и нравственности как важнейших социальных регуляторов, Агешина Ю.А., Алексеева С.С., Хропанюка В.Н. и многих других, затронувших в своих работах некоторые аспекты данной проблемы.
ГЛАВА 1. Понятие права
На протяжении всего своего существования, общество, в противоборствах, конфликтах и столкновениях страстей, шаг за шагом вырабатывало мощный регулятор, которым впоследствии стало право. [2, c.76]
Право формируется из обычаев, табу, которые преобразуются, отбираются, приспосабливаются к новым социальным отношениям, основанным на частной собственности, социальном и классовом расслоении общества.[19, c.138]
1.1.Термин право
Очень часто в нашей жизни мы встречаемся со словом «право», прекрасно представляя себе, когда речь идет о моральном или юридическом праве. Однако эти представления совершенно не исчерпывают всей многозначности этого юридического феномена. «Юристы всё ещё ищут определение права, » - писал Имануил Кант около 200 лет тому назад, обобщая более чем двухтысячелетнюю историю постижения природы этого явления. Его слова справедливы и сегодня, так как до сих пор по-прежнему не существует общепризнаного определения права. Более того, по мнению российского учёного Спиридонова Л. И., вряд ли эта задача вообще может быть разрешима при помощи формально-логических средств, которые только могут быть использованы для разработки традиционных определений. [17, c.89]
Есть множество определений права. В качестве примера можно привести несколько из них.
Право – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.[20,c.177]
Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения»[21, c.226]
В определении термина «право» разные авторы ставят аспект на разных позициях, но в своем абсолютном большинстве все они согласны, что право является одним из сильнейших регуляторов общественных отношений.
Термин (слово) «право» многозначен. С его помощью обозначаются разные явления:
1. Система норм, издаваемых государством (позитивное право);
2. Определённая система идей, представлений о том, каким должно быть позитивное право (естественное право);
3. Определённая правовая возможность конкретного субъекта (субъективное право);
4. Явления нравственного, морального характера. [4, c.131]
Сущность права заключается в регулировании общественных отношений в условии цивилизации, в достижении на нормативной основе такой стабильной организации, организованности общества, при которой регулируется демократия, экономическая свобода, свобода личности. Высшее общественное предназначение права – гарантировать в нормативном порядке свободу в обществе, утверждать справедливость, создавать оптимальные условия для развития в обществе экономических и духовных факторов, исключая произвол и своеволие в общественной жизни. «Науки о праве в своих обширных разветвлениях везде говорят о началах справедливости и уважения к достоинству человека». [10, c.231]
По своим исходным началам право призвано быть стабилизирующим и умиротворяющим фактором. Именно в этом заключена важнейшая сторона правового регулирования.
С точки зрения чисто юридической характеристики, способов воздействия на общественные отношения выделяются регулятивная (статическая и динамическая) и охранительная функции права.
Регулятивная статическая функция права сводится к закреплению, фиксации существующих общественных отношений в их статике: закрепляются формы собственности, круг субъектов права, их правоспособность, структура государственных органов, круг прав и обязанностей граждан.
Регулятивная динамическая функция направлена на оформление движения общественных отношений в форме правоотношений. При этом определяется порядок возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Эта функция проявляется в системе норм обязательного права (отношения купли-продажи, подряда, перевозки, финансовые), трудового, процессуального. Охранительная функция права направлена на охрану регулируемых правом отношений, на охрану основополагающих ценностей, признанных в обществе (жизнь, честь, свобода личности, собственность, институты демократии и т.д.). В рамках этой функции устанавливаются различные виды юридической ответственности за действия, посягающие на указанные ценности, и предупредительно–охранительные меры иного характера. [19, c.132]
Таким образом, право призвано служить людям, обществу, обеспечивать его нормальную жизнь.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что право - это призванная регулировать общественные отношения система общеобязательных норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках.
1.2. Позитивное право
В каждом политически организованном обществе существует естественное право, которое охватывает такие права, как: право на жизнь, право на свободу, право на равный эквивалент при товарном обмене.
Особо существенным в этом отношения является естественное право - требования "правового" характера, непосредственно вытекающие из жизни, из разума, во многом определяющие мораль и обычаи, и являющиеся главным основанием для оценки самого действующего права (в последующем, особенно при рассмотрении философско-правовых вопросов естественное право станет предметом специального рассмотрения).
Естественные права существуют независимо от того, закреплены они, где-либо в законе или нет, они непосредственно вытекают из естественного порядка вещей, из самой жизни, из существующих в обществе экономических, духовных и даже естественно-природных факторов. С. С. Алексеев считает, что «…если в условиях цивилизации право (позитивное право) занимает центральное место в инфраструктуре социального регулирования, то ее исходным элементом, отправным, активным фактором, преломляющим требования экономики, другие объективно обусловленные требования общества, являются естественные права». [2, c.76]
В отличие от естественного права, право в юридическом значении предстает как позитивное право, выраженное в законе, в других источниках. Как позитивное право оно:
- создается людьми, общественными образованиями, законодателями, судами, самими субъектами права и т.д., является результатом их творчества, целенаправленной волевой деятельности.
- существует в виде закона, иных источников, т.е. особой внешне выраженной реальности (а не просто в виде мысли, идеи).
По способу формирования и существования выделяют 3 формы позитивного права:
- обычное право
- право судей
- право законодателя.
Позитивное право – это право четко определенное, записанное в законе, устойчивое, защищаемое особенными государственными органами. Но и в данном смысле право имеет два значения:
- субъективное право – свобода и возможность субъекта, конкретного лица, на юридически обеспеченное поведение;
- объективное право – здесь термин «право» близок к терминам «закон», «законодательство». Имеется в виду не свобода возможности поведения, а нечто «объективное» в обществе - юридические нормы, выраженные в законах, иных источниках, либо в целом (Российское право), либо как часть (гражданского право).
Именно, объективное право, является исходным пунктом при рассмотрении всего комплекса правовых понятий. В то же время не упустим из поля зрения значения в юридических делах, во всей нашей жизни субъективных прав. Ведь недаром право называется "правом".
Основное назначение этого крупного института в жизни людей заключается в том, чтобы - как говорил философ - определять дозволенное и недозволенное, т.е. определять юридические возможности людей, свободу поведения тех или иных субъектов. И этот крупный институт называется "правом" как раз потому, что он по основному своему назначению в нашей жизни призван, условно выражаясь, говорить о правах. [11, c.315]
Объективное право называют также позитивным правом. Многие явления, которые обозначаются словом "право" (такие, как моральные права, права- обычаи) складываются и существуют в самом образе жизни, в нравах и обыкновениях, в сознании людей. Они служат критерием оценки поведения человека другими людьми, в общественном мнении, для признания поступков человека "правильными" или
10
"неправильными", моральным или аморальным, соответствующим обычаям или нет.