Мораль и право

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 21:51, реферат

Описание работы

Мораль и право их общие черты и их разница

Содержание

1. Социальные нормы и их виды

2. Взаимоотношение права и морали

3. Моральные нормы юриста-профессионала

Работа содержит 1 файл

Мораль и право.docx

— 46.85 Кб (Скачать)

ТЕМА 3. ПРАВО В  СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

3.1. Социальные нормы и  их виды

3.2. Взаимоотношение права  и морали

3.3. Моральные нормы юриста-профессионала

Контрольные вопросы

Темы рефератов

ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ

3.1. Социальные нормы  и их виды

Люди в современном  цивилизованном обществе в своей  повседневной жизни и деятельности руководствуются множеством различных  норм и правил. Норма (лат.) - это правило, точное предписание. Будучи определенным образцом, эталоном, моделью поведения  личности, коллективов людей, она  необходима в человеческом общежитии, особенно в современном обществе, характеризующемся сложностью и  многообразием социальных связей и  отношений. Все нормы, существующие в обществе, обычно подразделяются на технические и социальные.

1. Технические нормы - это правила взаимодействия людей с силами и объектами природы, техникой, орудиями и инструментами труда. Это правила проведения строительных работ, агротехнические нормы, технические стандарты, нормы расходования материалов, топлива и т. д. В современную эпоху научно-технической революции, усложнения производственных процессов, возрастания значения экологических проблем их роль особенно значительна. 
     В широком смысле к техническим нормам можно отнести также правила математики, языка, аутотренинга, спортивных игр, физиологические, медицинские, санитарно-гигиенические и иные нормы. Ряд технических норм закрепляется в нормативных правовых актах, приобретая тем самым юридическую силу. Обычно они называются технико-правовыми. Это правила противопожарной безопасности, эксплуатации различных видов транспорта, энергетики, госстандарты и т.д. 
     2. Социальные нормы регулируют отношения между людьми и их коллективами. Они объединены тем, что создаются и развиваются на протяжении всей истории человечества, выражают потребность социальных систем в саморегуляции, входят в структуру общественного сознания и обусловлены уровнем цивилизованности общества, его потребностями и интересами.

Все социальные нормы обычно подразделяются на следующие виды:

обычаи;

традиции;

деловые обыкновения;

религиозные;

политические;

нормы общественных объединений (корпоративные);

моральные;

правовые.

Обычаи - такие правила поведения, которые сложились исторически, на протяжении жизни многих поколений и вошедшие в привычку в результате многократного повторения. Есть обычаи нравственного содержания (нравы), различного рода правила этикета, обрядов, ритуалов.

Традиции - близки к обычаям и во многом идентичны им. Однако их создание не обязательно связано с длительным существованием соответствующей нормы, а возникает на базе распространения какого-либо примера поведения, воспринятого тем или иным коллективом либо обществом в целом (например, застолье как форма празднования определенных памятных дат). Как и обычаи, традиции опираются не только на поддержку общественного мнения, но и на психологические факторы - стремление людей следовать модному поведению, боязнь осуждения со стороны окружающих. Привычка соблюдать обычаи и традиции для большинства членов общества превращается во внутреннюю потребность, стереотип поведения.

Деловые обыкновения - складываются в производственной, научной, учебной деятельности людей и направлены на повышение ее эффективности. В современном обществе существуют как древние, многовековые обычаи и традиции, которые носят реакционный характер и с которыми необходимо бороться (кровная месть, умыкание невесты и др.), так и новые, отражающие динамику современной жизни и основанные на идеях коллективизма, добра и человечности.

Религиозные нормы - правила, установленные различными церковными конфессиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Библия, Талмуд, Коран, Сунна, Законы Ману и др.), в актах, принимаемых церковными обществами, собраниями духовенства или высших чинов церкви, в комментариях религиозных книг. Такие нормы регламентируют отправление обрядов, церковных служб, соблюдение постов. Религиозные нормы могут иметь также нравственное содержание (например, заповеди из Ветхого Завета - не убий, не укради, почитай родителей своих и др.).

В древности и Средние  века были длительные периоды, когда  многим религиозным нормам придавался юридический характер (каноническое право в средневековой Европе). В современных мусульманских  государствах основными источниками  права являются религиозные книги - Коран и Сунна. Известно также, что  в первые годы советской власти нормы мусульманского права применялись в некоторых регионах Средней Азии и Кавказа. 
     Ныне в большинстве цивилизованных стран люди имеют возможность беспрепятственно совершать религиозные обряды, не связанные с насилием над личностью, нарушением общественной морали (вступление в брак, погребение усопших и др.). Однако правового значения такого рода акты не имеют. 
     Религиозные запреты и дозволения, представляя собой элементарные нормы человеческих взаимоотношений, концентрируют в себе выработанный тысячелетиями опыт социального общежития людей. Это источник божественной и человеческой мудрости, путеводный компас благоденствия, нормального существования человечества.

Политические нормы регулируют отношения классов, сословий, наций, иных социальных партий и других общественных объединений, направленные на завоевание, удержание и использование государственной власти. Они могут существовать как в форме общих лозунгов (принцип народовластия, строительство коммунизма, внедрение основ рыночной экономики и др.), так и в виде более конкретных политических норм (приватизация государственной собственности, внедрение принципов местного самоуправления, экономическая программа, пенсионная, налоговая реформы и т.д.). В любом случае они выступают формой осознания и выражения классового, коллективного, группового интереса, оценки политического бытия. 
     Политические нормы могут содержаться во взглядах философов, политических деятелей, лидеров политических партий, социальных движений, их публичных выступлениях, в уставах и программах партий и иных общественных объединений относительно структуры и характера государственной власти, ее задач и функций, общих и конкретных программ и направлений ее деятельности. В зависимости от конкретно-исторических условий, соотношения классовых, национальных, религиозных сил, уровня сознания общества и его культуры, взаимодействие таких норм бывает различным. Это и взаимоподдержка, и компромиссное согласование, и противоборство. 
     Политические нормы не могут иметь первенства над правом. Иное порождает политический произвол и способствует созданию тоталитарных режимов. Только там возможны подлинно демократический строй и цивилизованное гражданское общество, где политика, политические нормы опираются на закон, где право ограничивает политическую власть, где человек, его интересы и права являются основным объектом деятельности государства.

Нормы общественных объединений (корпоративные нормы) регулируют права и обязанности членов партий, профсоюзов, добровольных обществ (молодежных, женских, творческих, научных, культурно-просветительских, спортивно-оздоровительных и других объединений), порядок их создания и функционирования (структура, порядок управления, полномочие органов объединения, размер членских взносов и т.д.), а также отношения таких объединений с государственными органами и иными объединениями. Такие нормы формулируются в уставах и других документах объединений, выражают волю и интересы их членов и обязательны только для них. К нарушителям корпоративных норм применяются меры воздействия (выговор, исключение из состава объединения и др.), предусмотренные уставами соответствующих объединений. 
     К числу корпоративных относятся также нормы, предусмотренные уставами кооперативов и других негосударственных организаций коммерческого характера. 
     Некоторые наиболее важные стороны организации и деятельности общественных объединений регулируются также и юридическими нормами. Законодательство создает правовую основу организации и деятельности общественных объединений, определяет общий порядок их создания, взаимоотношения с государственными органами. Конституция РФ предусматривает право каждого на объединение, гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. 
     Законом установлены запреты создавать объединения, имеющие преступные цели или осуществляющие свою деятельность насильственными методами, а также совершать действия, выходящие за пределы задач, предусмотренных их уставами.

Мораль - это взгляды, представления людей о добре и зле, о постыдном и похвальном, о чести, совести, долге, справедливости. Одновременно это и нормы, принципы поведения, исходящие из такого рода взглядов, а также чувства, эмоции, оценивающие свое и чужое поведение с точки зрения добра, справедливости и порядочности. 
     Будучи формой общественного сознания, мораль, как и право, носит исторический характер. Она находится в движении, постоянно изменяется, отражая уровень развития общества, его социальную структуру, национальные, бытовые, религиозные и, в первую очередь, экономические факторы. Мораль первобытного общества, эпох рабовладения, феодализма и современные нравственные представления во многом различны, а некоторые из них даже противоположны друг другу. 
     Мораль предполагает ценностную оценку личности не только к другим людям, но и к себе, чувство личного достоинства и самооценку своего поведения. Высшими моральными принципами для человека являются его:

совесть;

порядочность;

честность;

осознание собственного долга.      

Такие выработанные веками общечеловеческие моральные принципы и устои, как честность, правдивость, человеколюбие, милосердие, справедливость, принципиальность, трудолюбие, призваны быть руководящими основами поведения людей, их взаимоотношений друг с другом. Гуманное содержание морали в концентрированном виде сформулировано в известном еще с древних времен "золотом правиле": "поступают в отношении других так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе". Общее правовое предписание современного гражданского общества о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17 Конституции РФ), гармонично дополняет и развивает это правило.

Нормы права (подробно о них см. тему 5).

3.2. Взаимоотношение  права и морали

Среди всех социальных норм моральные и правовые нормы являются главными регуляторами человеческого  поведения, обладающими наибольшим значением и социальным эффектом. Они распространяются на все общество, близки по содержанию, взаимно дополняют  друг друга, определяются, прежде всего, экономическими, а также политическими, культурными и другими факторами, являются средствами выражения и  гармонизации личных и групповых  отношений. 
     Право и мораль являются фундаментальными историческими ценностями, показателями цивилизованности общества, его социального и культурного прогресса. 
     Наряду с общими чертами, между правом и моралью есть и довольно значительные различия. Главные среди них следующие:

Мораль и право возникают  в разное время. Мораль существует с  момента возникновения человеческого  общества, всегда сопутствует жизни  и деятельности личности, в то время  как право складывается позже, на определенной ступени социального  развития, когда общество разделяется  на противоположные классы и возникает  государство.

Нормы права создаются (изменяются, отменяются) государством в процессе деятельности полномочных государственных органов либо санкционируются им (акты некоторых общественных организаций, например органов местного самоуправления). Правотворчество - это монополия государства, его исключительная прерогатива. 
     Для создания норм морали не нужна специальная целенаправленная деятельность. Они формируются стихийно в процессе жизни и практической деятельности людей, спонтанно признаются, как бы санкционируются социальными общностями, группами, коллективами, не имеют государственно-властного значения и не нуждаются в признании государством.

Правовые нормы формально  определены, т.е. закрепляются в официальных  письменных актах государства (законах, иных нормативных правовых актах, судебных решениях и т.д.) либо иных санкционированных  государством текстах (религиозные  книги, произведения видных ученых-юристов), на которые можно ссылаться при  решении юридических дел, и вне  такой внешне выраженной официальной  формы существовать не могут. Моральные же нормы и принципы, как правило, не имеют четких, письменно зафиксированных и тем более официальных форм выражения и существуют в основном в сознании людей. Правда, некоторые из них формулируются в произведениях литературы и искусства, религиозных источниках (Библия, Талмуд), исторических летописях, программах и уставах различных партий и иных общественных объединений.

У морали и права различны оценочные критерии поведения людей. В праве используются такие критерии как правомерно-неправомерно, законно-незаконно, имеет право - несет обязанность и т.д. Для моральной оценки существуют иные критерии: морально-аморально, честно-нечестно, похвально-постыдно, благородно-подло и т.д.

Мораль и право не всегда совпадают также и по сферам их действия. Мораль регулирует более  обширный круг отношений, и ее воздействие  на социальные связи шире и глубже. Практически не существует областей жизни людей, которые в той  или иной степени не подлежат моральным  оценкам. Право же регулирует не все, а наиболее важные сферы общественных отношений (собственность, власть, правосудие, экология, взаимоотношения личности и государства и некоторые  другие), которые могут и должны быть регламентированы государственно-властными  средствами, где возможно и необходимо властное вмешательство государства. Целый ряд личных, бытовых и  иных отношений, где действуют моральные  установления (любовь, дружба, вкусы, привычки и т.д.), в сферу регулирующего  воздействия права не входят. 
     В то же время право содержит большое число норм, содержание которых имеет косвенное отношение к морали. Таковыми являются, например, ряд норм нотариального делопроизводства, правила ведения судебного протокола, порядок оформления сделок и др. Однако необходимость соблюдения любых правовых, в том числе и таких, норм и правил - это не только юридическая обязанность, но и моральный долг соответствующих работников. Их нарушение влечет не только правовую ответственность, но и моральное порицание виновных работников.

Право и мораль различны также и по степени конкретности своих предписаний. Моральные нормы  обычно носят более общий характер и представляют собой, как правило, принципы поведения, рассчитанные на большой  комплекс разнообразных поступков (принципиальность, взаимопомощь, правдивость  и т.д.). Нормы же права обычно более  конкретны, четко указывают права  и обязанности участников правоотношений. Так, если мораль требует правдивости  во взаимоотношениях людей, то право  предусматривает ответственность  за приписки, лжесвидетельство в суде, мошенничество и т.д.

Различия между правом и моралью можно провести также  по методам их обеспечения. Нормы  права наряду с иными методами (убеждением, воспитанием, профилактикой, материальным и моральным поощрением и др.) обеспечиваются также государственным  принуждением в случае их нарушения, юридическими санкциями (различными мерами юридической ответственности, применяемыми судом и иными правоохранительными  органами). 
     Соблюдение норм морали опирается на другое: на силу общественного воздействия, авторитет коллектива, в котором живет, работает, учится гражданин. Общественное мнение, меры духовного и организационного воздействия (моральное осуждение, исключение из коллектива и т.п.), порицание аморальных поступков окружающими - вот на что опирается мораль. Не следует сбрасывать со счетов также внутренние стимулы нравственного поведения: совесть, чувство стыда, долг, честь, порядочность.

Информация о работе Мораль и право