Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 21:51, реферат
Мораль и право их общие черты и их разница
1. Социальные нормы и их виды
2. Взаимоотношение права и морали
3. Моральные нормы юриста-профессионала
ТЕМА 3. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
3.1. Социальные нормы и их виды
3.2. Взаимоотношение права и морали
3.3. Моральные нормы юриста-
Контрольные вопросы
Темы рефератов
ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ
3.1. Социальные нормы и их виды
Люди в современном цивилизованном обществе в своей повседневной жизни и деятельности руководствуются множеством различных норм и правил. Норма (лат.) - это правило, точное предписание. Будучи определенным образцом, эталоном, моделью поведения личности, коллективов людей, она необходима в человеческом общежитии, особенно в современном обществе, характеризующемся сложностью и многообразием социальных связей и отношений. Все нормы, существующие в обществе, обычно подразделяются на технические и социальные.
1. Технические нормы - это правила взаимодействия
людей с силами и объектами природы, техникой,
орудиями и инструментами труда. Это правила
проведения строительных работ, агротехнические
нормы, технические стандарты, нормы расходования
материалов, топлива и т. д. В современную
эпоху научно-технической революции, усложнения
производственных процессов, возрастания
значения экологических проблем их роль
особенно значительна.
В широком смысле к техническим нормам
можно отнести также правила математики,
языка, аутотренинга, спортивных игр, физиологические,
медицинские, санитарно-гигиенические
и иные нормы. Ряд технических норм закрепляется
в нормативных правовых актах, приобретая
тем самым юридическую силу. Обычно они
называются технико-правовыми. Это правила
противопожарной безопасности, эксплуатации
различных видов транспорта, энергетики,
госстандарты и т.д.
2. Социальные нормы регулируют отношения между
людьми и их коллективами. Они объединены
тем, что создаются и развиваются на протяжении
всей истории человечества, выражают потребность
социальных систем в саморегуляции, входят
в структуру общественного сознания и
обусловлены уровнем цивилизованности
общества, его потребностями и интересами.
Все социальные нормы обычно подразделяются на следующие виды:
обычаи;
традиции;
деловые обыкновения;
религиозные;
политические;
нормы общественных объединений (корпоративные);
моральные;
правовые.
Обычаи - такие правила поведения, которые сложились исторически, на протяжении жизни многих поколений и вошедшие в привычку в результате многократного повторения. Есть обычаи нравственного содержания (нравы), различного рода правила этикета, обрядов, ритуалов.
Традиции - близки к обычаям и во многом идентичны им. Однако их создание не обязательно связано с длительным существованием соответствующей нормы, а возникает на базе распространения какого-либо примера поведения, воспринятого тем или иным коллективом либо обществом в целом (например, застолье как форма празднования определенных памятных дат). Как и обычаи, традиции опираются не только на поддержку общественного мнения, но и на психологические факторы - стремление людей следовать модному поведению, боязнь осуждения со стороны окружающих. Привычка соблюдать обычаи и традиции для большинства членов общества превращается во внутреннюю потребность, стереотип поведения.
Деловые обыкновения - складываются в производственной, научной, учебной деятельности людей и направлены на повышение ее эффективности. В современном обществе существуют как древние, многовековые обычаи и традиции, которые носят реакционный характер и с которыми необходимо бороться (кровная месть, умыкание невесты и др.), так и новые, отражающие динамику современной жизни и основанные на идеях коллективизма, добра и человечности.
Религиозные нормы - правила, установленные различными церковными конфессиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Библия, Талмуд, Коран, Сунна, Законы Ману и др.), в актах, принимаемых церковными обществами, собраниями духовенства или высших чинов церкви, в комментариях религиозных книг. Такие нормы регламентируют отправление обрядов, церковных служб, соблюдение постов. Религиозные нормы могут иметь также нравственное содержание (например, заповеди из Ветхого Завета - не убий, не укради, почитай родителей своих и др.).
В древности и Средние
века были длительные периоды, когда
многим религиозным нормам придавался
юридический характер (каноническое
право в средневековой Европе).
В современных мусульманских
государствах основными источниками
права являются религиозные книги
- Коран и Сунна. Известно также, что
в первые годы советской власти нормы
мусульманского права применялись в некоторых
регионах Средней Азии и Кавказа.
Ныне в большинстве цивилизованных стран
люди имеют возможность беспрепятственно
совершать религиозные обряды, не связанные
с насилием над личностью, нарушением
общественной морали (вступление в брак,
погребение усопших и др.). Однако правового
значения такого рода акты не имеют.
Религиозные запреты и дозволения, представляя
собой элементарные нормы человеческих
взаимоотношений, концентрируют в себе
выработанный тысячелетиями опыт социального
общежития людей. Это источник божественной
и человеческой мудрости, путеводный компас
благоденствия, нормального существования
человечества.
Политические нормы регулируют отношения классов,
сословий, наций, иных социальных партий
и других общественных объединений, направленные
на завоевание, удержание и использование
государственной власти. Они могут существовать
как в форме общих лозунгов (принцип народовластия,
строительство коммунизма, внедрение
основ рыночной экономики и др.), так и
в виде более конкретных политических
норм (приватизация государственной собственности,
внедрение принципов местного самоуправления,
экономическая программа, пенсионная,
налоговая реформы и т.д.). В любом случае
они выступают формой осознания и выражения
классового, коллективного, группового
интереса, оценки политического бытия.
Политические нормы могут содержаться
во взглядах философов, политических деятелей,
лидеров политических партий, социальных
движений, их публичных выступлениях,
в уставах и программах партий и иных общественных
объединений относительно структуры и
характера государственной власти, ее
задач и функций, общих и конкретных программ
и направлений ее деятельности. В зависимости
от конкретно-исторических условий, соотношения
классовых, национальных, религиозных
сил, уровня сознания общества и его культуры,
взаимодействие таких норм бывает различным.
Это и взаимоподдержка, и компромиссное
согласование, и противоборство.
Политические нормы не могут иметь первенства
над правом. Иное порождает политический
произвол и способствует созданию тоталитарных
режимов. Только там возможны подлинно
демократический строй и цивилизованное
гражданское общество, где политика, политические
нормы опираются на закон, где право ограничивает
политическую власть, где человек, его
интересы и права являются основным объектом
деятельности государства.
Нормы общественных объединений
(корпоративные нормы) регулиру
К числу корпоративных относятся также
нормы, предусмотренные уставами кооперативов
и других негосударственных организаций
коммерческого характера.
Некоторые наиболее важные стороны организации
и деятельности общественных объединений
регулируются также и юридическими нормами.
Законодательство создает правовую основу
организации и деятельности общественных
объединений, определяет общий порядок
их создания, взаимоотношения с государственными
органами. Конституция РФ предусматривает
право каждого на объединение, гарантирует
свободу деятельности общественных объединений.
Никто не может быть принужден к вступлению
в какое-либо объединение или пребыванию
в нем.
Законом установлены запреты создавать
объединения, имеющие преступные цели
или осуществляющие свою деятельность
насильственными методами, а также совершать
действия, выходящие за пределы задач,
предусмотренных их уставами.
Мораль - это взгляды, представления
людей о добре и зле, о постыдном и похвальном,
о чести, совести, долге, справедливости.
Одновременно это и нормы, принципы поведения,
исходящие из такого рода взглядов, а также
чувства, эмоции, оценивающие свое и чужое
поведение с точки зрения добра, справедливости
и порядочности.
Будучи формой общественного сознания,
мораль, как и право, носит исторический
характер. Она находится в движении, постоянно
изменяется, отражая уровень развития
общества, его социальную структуру, национальные,
бытовые, религиозные и, в первую очередь,
экономические факторы. Мораль первобытного
общества, эпох рабовладения, феодализма
и современные нравственные представления
во многом различны, а некоторые из них
даже противоположны друг другу.
Мораль предполагает ценностную оценку
личности не только к другим людям, но
и к себе, чувство личного достоинства
и самооценку своего поведения. Высшими
моральными принципами для человека являются
его:
совесть;
порядочность;
честность;
осознание собственного долга.
Такие выработанные веками общечеловеческие моральные принципы и устои, как честность, правдивость, человеколюбие, милосердие, справедливость, принципиальность, трудолюбие, призваны быть руководящими основами поведения людей, их взаимоотношений друг с другом. Гуманное содержание морали в концентрированном виде сформулировано в известном еще с древних времен "золотом правиле": "поступают в отношении других так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе". Общее правовое предписание современного гражданского общества о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17 Конституции РФ), гармонично дополняет и развивает это правило.
Нормы права (подробно о них см. тему 5).
3.2. Взаимоотношение права и морали
Среди всех социальных норм
моральные и правовые нормы являются
главными регуляторами человеческого
поведения, обладающими наибольшим
значением и социальным эффектом.
Они распространяются на все общество,
близки по содержанию, взаимно дополняют
друг друга, определяются, прежде всего,
экономическими, а также политическими,
культурными и другими
Право и мораль являются фундаментальными
историческими ценностями, показателями
цивилизованности общества, его социального
и культурного прогресса.
Наряду с общими чертами, между правом
и моралью есть и довольно значительные
различия. Главные среди них следующие:
Мораль и право возникают
в разное время. Мораль существует с
момента возникновения
Нормы права создаются (изменяются,
отменяются) государством в процессе деятельности
полномочных государственных органов
либо санкционируются им (акты некоторых
общественных организаций, например органов
местного самоуправления). Правотворчество
- это монополия государства, его исключительная
прерогатива.
Для создания норм морали не нужна специальная
целенаправленная деятельность. Они формируются
стихийно в процессе жизни и практической
деятельности людей, спонтанно признаются,
как бы санкционируются социальными общностями,
группами, коллективами, не имеют государственно-властного
значения и не нуждаются в признании государством.
Правовые нормы формально определены, т.е. закрепляются в официальных письменных актах государства (законах, иных нормативных правовых актах, судебных решениях и т.д.) либо иных санкционированных государством текстах (религиозные книги, произведения видных ученых-юристов), на которые можно ссылаться при решении юридических дел, и вне такой внешне выраженной официальной формы существовать не могут. Моральные же нормы и принципы, как правило, не имеют четких, письменно зафиксированных и тем более официальных форм выражения и существуют в основном в сознании людей. Правда, некоторые из них формулируются в произведениях литературы и искусства, религиозных источниках (Библия, Талмуд), исторических летописях, программах и уставах различных партий и иных общественных объединений.
У морали и права различны оценочные критерии поведения людей. В праве используются такие критерии как правомерно-неправомерно, законно-незаконно, имеет право - несет обязанность и т.д. Для моральной оценки существуют иные критерии: морально-аморально, честно-нечестно, похвально-постыдно, благородно-подло и т.д.
Мораль и право не всегда
совпадают также и по сферам их
действия. Мораль регулирует более
обширный круг отношений, и ее воздействие
на социальные связи шире и глубже.
Практически не существует областей
жизни людей, которые в той
или иной степени не подлежат моральным
оценкам. Право же регулирует не все,
а наиболее важные сферы общественных
отношений (собственность, власть, правосудие,
экология, взаимоотношения личности
и государства и некоторые
другие), которые могут и должны
быть регламентированы государственно-властными
средствами, где возможно и необходимо
властное вмешательство государства.
Целый ряд личных, бытовых и
иных отношений, где действуют моральные
установления (любовь, дружба, вкусы, привычки
и т.д.), в сферу регулирующего
воздействия права не входят.
В то же время право содержит большое число
норм, содержание которых имеет косвенное
отношение к морали. Таковыми являются,
например, ряд норм нотариального делопроизводства,
правила ведения судебного протокола,
порядок оформления сделок и др. Однако
необходимость соблюдения любых правовых,
в том числе и таких, норм и правил - это
не только юридическая обязанность, но
и моральный долг соответствующих работников.
Их нарушение влечет не только правовую
ответственность, но и моральное порицание
виновных работников.
Право и мораль различны
также и по степени конкретности
своих предписаний. Моральные нормы
обычно носят более общий характер
и представляют собой, как правило,
принципы поведения, рассчитанные на большой
комплекс разнообразных поступков
(принципиальность, взаимопомощь, правдивость
и т.д.). Нормы же права обычно более
конкретны, четко указывают права
и обязанности участников правоотношений.
Так, если мораль требует правдивости
во взаимоотношениях людей, то право
предусматривает
Различия между правом
и моралью можно провести также
по методам их обеспечения. Нормы
права наряду с иными методами
(убеждением, воспитанием, профилактикой,
материальным и моральным поощрением
и др.) обеспечиваются также государственным
принуждением в случае их нарушения,
юридическими санкциями (различными мерами
юридической ответственности, применяемыми
судом и иными
Соблюдение норм морали опирается на другое:
на силу общественного воздействия, авторитет
коллектива, в котором живет, работает,
учится гражданин. Общественное мнение,
меры духовного и организационного воздействия
(моральное осуждение, исключение из коллектива
и т.п.), порицание аморальных поступков
окружающими - вот на что опирается мораль.
Не следует сбрасывать со счетов также
внутренние стимулы нравственного поведения:
совесть, чувство стыда, долг, честь, порядочность.