Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 22:53, реферат
Особое место в формировании духовного мира личности, ее сознания и культуры, активной жизненной позиции принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на и развитие и совершенствование.
Право и мораль – важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в теснейшем взаимодействии. Такое взаимодействие объективно обусловлено, так как генезис и реальное бытие права и морали определяются едиными сферами общественных отношений, в которых развертываются сложные и подчас противоречивые связи данных социальных регуляторов.
Введение. ……………………………………………………………...2
1. Право и мораль как часть социальных норм. ……………………3
2. Взаимосвязь права и морали. ……………………………………..6
3. Общие и отличительные черты права и морали. ………………..9
Заключение. ………………………………………………………….13
Библиографический список. ……………………………………
Введение.
……………………………………………………………...2
1. Право
и мораль как часть социальных
норм. ……………………3
2. Взаимосвязь
права и морали. ……………………………………..6
3. Общие
и отличительные черты права и морали.
………………..9
Заключение.
………………………………………………………….13
Библиографический
список. ………………………………………..14
Особое
место в формировании духовного
мира личности, ее сознания и культуры,
активной жизненной позиции принадлежит
праву и морали, которые являются
важнейшими социальными регуляторами,
включенными в систему общественных отношений,
целенаправленно воздействующими на и
развитие и совершенствование.
Право
и мораль – важнейшие элементы
человеческой культуры, всегда выступающие
в теснейшем взаимодействии. Такое
взаимодействие объективно обусловлено,
так как генезис и реальное бытие права
и морали определяются едиными сферами
общественных отношений, в которых развертываются
сложные и подчас противоречивые связи
данных социальных регуляторов.
Целью
данной работы является рассмотрение
общих методологических аспектов соотношения
права и морали, а также особенности их
взаимодействия.
При написании работы рассматривал следующие задачи:
В
юридической литературе взаимодействие
права и морали получило освещение
ряде монографий и статей, в учебной
литературе. Среди них следует
прежде всего отметить работы Пенькова
Е.М., Лукашевой Е.А поставивших
ряд важных теоретических проблем,
связанных с исследованием природы
и сущности права и нравственности как
важнейших социальных регуляторов, а Агешина
Ю.А., Алексеева С.С., Хропанюка В.Н затронули
в своих работах некоторые аспекты данной
проблемы.
Каждое исторически конкретное общество
требует строго определенной меры социального
регулирования общественных отношений.
Регулирование общественных отношений осуществляется путем реализации определенных социальных норм:
В
общем плане социальные нормы
— это правила поведения
Как
вид социальных норм, моральные установления
характеризуются общими родовыми признаками
и являются правилами поведения,
определяющими отношение
Нормы
морали –
правила поведения людей, которые устанавливаются
в обществе в соответствии с моральными
представлениями людей о добре и зле, справедливости
и несправедливости, долге, чести, достоинства
и охраняются силой общественного мнения
или внутренним убеждением.
Со
времен Канта существует убеждение,
что сфера нравственности охватывает
сугубо внутренний мир человека, поэтому
оценить поступок как нравственный
или безнравственный можно лишь по отношению
к лицу, которое его совершило. Человек
как бы извлекает из себя нормы своего
поведения, в себе, в глубине своей «души»,
дает оценку своим действиям. С данной
точки зрения человек, взятый отдельно,
вне его отношений к другим людям, может
руководствоваться нравственными правилами.
Существует
и компромиссная позиция в
оценке нравственного регулирования,
согласно которой нормы морали имеют
двоякую природу: одни имеют в
виду самого индивида , другие – отношение
индивида к обществу. Отсюда деление этики
на индивидуальную и социальную.
Наиболее
распространенным и аргументированным
является представление об абсолютном
характере норм морали и отсутствии
в них какого-либо индивидуального
фактора. Существует точка зрения, что
нравственность представляет не требования
человека к самому себе, а требования общества
к человеку. Не человек определяет, как
он должен относиться к другому человеку,
не отдельный индивид оценивает свое поведение
как хорошее или плохое, а общество, которое
может признать какой-либо поступок нравственно
хорошим, хотя он не хорош для индивида,
и оно же может считать поступок недостойным
с нравственной стороны, хотя последний
вполне одобряем с индивидуальной точки
зрения.
С
другой точки зрения, нравственные
законы заложены в самой природе человека.
Внешне они проявляются в зависимости
от той или иной жизненной ситуации, в
которой оказывается индивид.. Другие
же категорически утверждают, что нормы
нравственности – это требования, обращенные
к человеку извне.
Видимо,
нет оснований проводить
Элементами морального регулирования являются:
Право
же, хотя и принадлежит к области
духовной жизни людей, представляет
собой по основным своим характеристикам
внешне объективированный институционный
социальный регулятор, который способен
опосредовать самые разнообразные отношения,
лишь бы они поддавались внешнему контролю
и обеспечивались государственно-принудительными
мерами, а также при помощи особых только
ему присущих средств, гарантирует
организованность, упорядоченность общественных
отношений в условиях цивилизации.
Право
в практической жизни людей –
явление, относящееся к обыденным
делам, к конфликтам, к согласованию
сталкивающихся интересов. Выражается
и реализуется оно в законах,
правительственных
Право
строится и функционирует на основе
определенных принципов, которые выражают
его сущность и социальное назначение.
В них отражаются главные свойства и особенности
права, придающие ему качество государственного
регулятора меры свободы и справедливости
в общественных отношениях.
Право строится на следующих принципах:
Таким образом право – это система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженных большей частью в законодательстве и регулирующих общественные отношения.
Мораль и право тесно взаимосвязаны, более того, можно говорить о глубоком взаимопроникновении права и морали. Они взаимообусловливают дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений. Объективная обусловленность такого взаимодействия определяется тем, что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей. Другими словами, законы правового государства воплощают в себе высшие моральные требования современного общества.
По мнению Ю.А. Агешина: «…право, активно воздействуя на мораль, способствует более глубокому ее укоренению в обществе, в то же время оно само под влиянием морального фактора постоянно обогащается: расширяется его нравственная основа, повышается авторитет, возрастает его роль как социального регулятора общественных отношений». Таким образом, воздействию права на мораль сопутствует процесс обратного влияния морали на право.
В
регулировании общественных отношений
право взаимодействует с
Применение
норм права требует проникновения
в нравственную оценку жизненных
отношений, обстоятельства по конкретному,
юридически значимому делу. Анализ моральных
отношений необходим при рассмотрении
брачно-семейных, а также многих гражданских
и уголовных дел.
Как
форма общественного сознания, система
отношений и норм - мораль зародилась
раньше политической и правовой форм
сознания, раньше государственной организации
общества. Обычаи, мораль регулировали
взаимоотношения людей в первобытнообщинном
строе.
Нормы
морали - продукт исторического развития
человечества. Они сформировались в
борьбе со злом, за утверждение добра,
человеколюбия, справедливости, счастья
людей. На развитие морали оказывают воздействие
социально-политические отношения, другие
формы общественного сознания. Моральные
принципы и нормы в значительной мере
определяются также социально-экономическими
условиями жизни общества. В развитии
человечества отмечается нравственный
прогресс, возрастание нравственной культуры.
Однако нравственное развитие человечества
претерпевает определенные противоречия.
Общечеловеческое в морали сталкивается
с проявлениями группового морального
сознания, происходит взаимодействие
общечеловеческого и классового.
Значительное
влияние на мораль, на утверждение
общечеловеческих норм в ней оказывает
религия. Общечеловеческое содержание
нравственности обрело выражение в
«золотом правиле»: «поступай по отношению
к другим так, как ты хотел бы, чтобы они
поступали по отношению к тебе». Принцип
морали - это основные начала, исходные
требования, охватывающие общественную
и личную жизнь человека. Они конкретизируются
в виде норм, регулирующих поведение людей
в определенных жизненных ситуациях. Нормы
морали тогда становятся действенной
основой нравственного поведения человека,
когда они утверждаются в его самосознании,
приобретают качество убеждения, сливаются
с его чувствами.
История
развития цивилизации свидетельствует,
что право и мораль как составные части
культуры общества органически связаны
друг с другом. Правовая система государственно-организованного
общества закрепляет жизненно важные
для всего общества требования морали,
нравственную культуру населения страны,
исходит из того, что нравственная основа
права является важной составной величиной
общей регулятивной потенции права, что
право должно быть нравственным, законы
должны быть справедливыми и гуманными.