Мораль и право

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 20:16, реферат

Описание работы

В своем реферате я бы хотел рассмотреть проблему соотношения права и морали, выяснить, чем различаются эти два понятия и в чем состоит их взаимосвязь.

Работа содержит 1 файл

философия права.doc

— 32.00 Кб (Скачать)

Штенцов Эдуард П.  305 гр.  

Право и мораль. 

Проблематизация 

    В своем реферате я бы хотел рассмотреть  проблему соотношения права и  морали, выяснить, чем различаются  эти два понятия и в чем  состоит их взаимосвязь.

    В морали решающее значение имеет уровень элементарных моральных (нравственных) требований, императивов, максим, заповедей.1 Ядром их являются Христовы заповеди-откровения, сконцентрировавшие в предельно кратких формулах сокровенные ценности истинно духовной человечности. С точки зрения общей системы ценностей, право должно отвечать требованиям морали. Но – далеко не всем и не всяким и тем более – не идеологизированным, а общепринятым, общечеловеческим, элементарным этическим требованиям, соответствующим основным началам христианской культуры, или культуры, однопорядковой с христианской, в том числе культуры буддизма, ислама. 
 

Методологизация

    Рассмотреть проблему соотношения права и морали я собираюсь на основе идей философов Фихте и В.С. Соловьева, а также юристов В.А. Туманова и С.С. Алексеева. 
 

Концептуализация

    По  мнению Фихте, право способствует усвоению основополагающих начал морали вот  с какой стороны: «Если человек  и не постигает морального мира путем сознания своих обязанностей, то он все же несомненно постигает его путем требования осуществления своих прав. То, чего он от себя, может быть, никогда не потребует, он потребует от других по отношению к себе».

    По  мнению видного приверженца религиозной  философии В.С. Соловьева, право является инструментом «всеобщей организации  нравственности», право выступает в качестве «принудительного требования реализации определенного минимального добра», определенного «минимума нравственности».

    По  мнению бывшего председателя Конституционного Суда РФ В.А. Туманова, право во всех его проявлениях – как нормативная система, движения общественных отношений, правосудие – должно быть признано нравственностью. Внутренняя моральность права – одно из важнейших условий его эффективности.2  

    Три характерные черты, отличающие мораль и право, являются наиболее существенными:

    во-первых, мораль устремлена к той цели, чтобы  идеалы справедливости, добра, иные моральные  требования воздействовали на человека преимущественно изнутри, через  его сознание, его духовный мир  при помощи стимулов сознания и общественного мнения. Право же преимущественно является внешним регулятором; оно призвано регламентировать людские поступки главным образом путем установления формально-определенных, писаных норм, содержащихся в законах, иных нормативно-обязательных документах, поддерживаемых властью;

    во-вторых, мораль – это область «чистого» сознания, замкнутая на духовной жизни людей и не требующая обязательного внешнего, объективированного выражения (хотя закрепление моральных требований в известных документах, прежде всего религиозных писаниях, канонах, усиливает силу их воздействия). Право же – институционный регулятор; оно в развитом обществе выступает как писанное право входящее в жизнь общества в виде объективированной реальности, устойчивой догмы, независящей от чьего-либо усмотрения ( что является предпосылкой самой возможности стабилизирующего действие права – предпосылкой законности);

    в-третьих, содержание морали самым непосредственным образом сосредоточено на долге, обязанностях, ответственности людей за свои поступки. Право же призвано в первую очередь «говорить о правах», оно сфокусировано на субъективных правах отдельных лиц, нацелено на то, что бы определять и юридически обеспечивать статус субъектов, их юридические возможности и, следовательно, обеспечивать свободу их поведения.

    На  последней из указанных особенностей морали и права хотелось бы сделать акцент. Ведь широко распространено и порой считается чуть ли не аксиоматическим, общепринятым мнение о том, что мораль - регулятор более мягкий, более человечный, уступчивым и покладистый, нежели право с его суровыми процедурами и санкциями. И будто бы только она, мораль, достойна высоких, даже превосходных оценок. И будто бы именно морали уготована наиболее значительная перспектива в будущем, в решении судьбы человека и человечества.

Информация о работе Мораль и право