Право и мораль

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 01:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение общих методологических аспектов соотношения права и морали, а также особенности их взаимодействия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… 3



ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРАВА……………………………………. 5



Раздел 1.1. Термин право………………………………………. 5

Раздел 1.2. Позитивное право…………………………………. 8



ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ МОРАЛИ………………………………….. 11



Раздел 2.1. Термин морали …………………………………….. 11

Раздел 2.2. Функции морали…………………………………… 14



ГЛАВА 3.ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАВА И МОРАЛИ……………….. 18



Раздел 3.1. Единство права и морали………………………….. 18

Раздел 3.2. Противоречия между правом и моралью………… 22

Раздел 3.3. Отличительные особенности……………………… 27



Заключение …………………………………………………………. 30



Список использованных источников …………………………….. 33

Работа содержит 1 файл

Курсавая (1).doc

— 173.00 Кб (Скачать)

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский государственный университет

Юридический колледж БГУ

 

 

                                                                           Кафедра общеправовых и

                                                                           гражданско-правовых дисциплин

 

Курсовая работа

 

Право и мораль

 

 

 

Выполнил:

учащийся 2 курса 499 группы

Юридического колледжа БГУ

Отделения на основе общего базового образования

Очной формы обучения

Плотников Никита Олегович

 

____________

Руководитель:

Преподаватель                                                                                         Магир

 

 

 

 

Минск

2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………     3

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРАВА…………………………………….     5

 

Раздел 1.1. Термин право……………………………………….    5

Раздел 1.2. Позитивное право………………………………….  8

             

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ МОРАЛИ…………………………………..   11

 

Раздел 2.1. Термин морали ……………………………………..   11

Раздел 2.2. Функции морали……………………………………  14

 

ГЛАВА 3.ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАВА И МОРАЛИ………………..   18

 

Раздел 3.1. Единство права и морали…………………………..  18

Раздел 3.2. Противоречия между правом и моралью…………   22

Раздел 3.3. Отличительные особенности………………………   27

 

Заключение ………………………………………………………….  30

 

Список использованных источников ……………………………..   33

 

ВВЕДЕНИЕ

Особое место в формировании духовного мира личности, её сознания и культуры, активной жизненной позиции, принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на преобразования сознания личности. Право и мораль - важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии, характер которого определяется конкретно-историческими условиями и социально-классовой структурой общества.

      Каждое   исторически   конкретное   общество    требует    строго определенной  меры   социального   регулирования   общественных   отношений. Регулирование  общественных  отношений   осуществляется   путем   реализации определенных   социальных   норм:   норм   права,   норм    морали,    норм, установленных    общественными    организациями,    норм    обычаев,    норм традиций,  норм  ритуалов  и  т.д.  В  общем  плане   социальные   нормы  - это    правила    поведения    общественного     характера,     регулирующие взаимоотношения   людей   и   деятельность   организаций   в   процессе   их взаимодействия.

        На  протяжении  многих  веков  вопрос о взаимодействии права и морали   волновал   лучшие   умы человечества. И сейчас он не потерял  своей  актуальности,  потому  что  эти понятия являются важнейшими факторами  общественной  эволюции,  непременными спутниками современного общества. От их  взаимодействия  зависит  не  только развитие, но и само выживание человечества. Право  как  социальный  институт существовало не всегда. Если  «естественное  общество»  возникает  вместе  с появлением древнего человека (homo habelis  -  “человек  умелый”)  около   2 млн.  лет  назад,  а  «гражданское  общество»  -   с   появлением   человека современного типа (homo sapiens - «человек разумный»)  примерно 40 тыс.  лет назад, то впервые право возникло в Египте не  позднее  5  тысяч  лет  назад. Следовательно, длительное время общество обходилось  без  права,  и  строило свои взаимоотношения при  помощи  обычаев  и  норм  морали.  Так,  на  смену примитивным  формам   регуляции  жизни  человека,  какими  были  первобытное стадо, род, племя, союз племен, приходили более совершенные  и  сложные.  Им стало право. Поэтому с точки зрения механизма, т.е. набора  правил,  средств и институтов, с помощью которых регулировалась   жизнедеятельность  человека можно выделить два этапа в развитии  человеческого общества: общество без права (доправовое  общество), общество с правом   (правовое организованное общество).

Целью данной работы является рассмотрение общих  методологических аспектов соотношения права и морали, а также особенности их взаимодействия.

        При написании этой работы  рассматриваются следующие задачи:

- понятие право;

- понятие морали;

- взаимосвязь  права и морали;

- единство права и морали;

- противоречие между правом и моралью;

- отличительные особенности.

В юридической литературе взаимодействие права и  морали  получило освещение в ряде монографий и статей, в учебной литературе. Среди них  следует прежде всего отметить работы Пенькова Е.М., Лукашевой  Е.А  поставивших  ряд важных теоретических проблем, связанных с исследованием природы  и  сущности права и нравственности как важнейших социальных регуляторов,  Агешина  Ю.А., Алексеева  С.С.,  Хропанюка  В.Н. и многих других, затронувших  в  своих  работах  некоторые аспекты данной проблемы.

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Понятие права

На протяжении всего своего существования, общество, в противоборствах, конфликтах и столкновениях страстей, шаг за шагом вырабатывало мощный регулятор, которым впоследствии стало право. [2, c.76]

Право формируется   из   обычаев,   табу,   которые   преобразуются,   отбираются, приспосабливаются к  новым  социальным  отношениям,  основанным  на  частной собственности, социальном и классовом расслоении общества.[19, c.138]

1.1.Термин право

Очень часто в нашей жизни мы встречаемся со словом  «право»,  прекрасно представляя себе, когда речь идет о моральном или юридическом праве. Однако эти представления  совершенно не исчерпывают всей многозначности этого юридического феномена. «Юристы всё ещё ищут  определение  права,  »  - писал Имануил Кант около 200 лет тому  назад,  обобщая  более  чем  двухтысячелетнюю историю постижения природы этого явления. Его слова справедливы  и  сегодня, так как до сих пор  по-прежнему  не  существует  общепризнаного  определения права. Более того, по мнению российского учёного Спиридонова Л. И., вряд  ли эта задача вообще  может  быть  разрешима  при  помощи  формально-логических средств,  которые    только   могут   быть   использованы   для   разработки традиционных определений. [17, c.89]

Есть множество определений права. В качестве примера можно привести несколько из них.

Право – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.[20,c.177]

Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения»[21, c.226]

В определении термина «право» разные авторы ставят аспект на разных позициях, но в своем абсолютном большинстве все они согласны, что право является одним из сильнейших регуляторов общественных отношений.

   

Термин (слово) «право» многозначен. С его помощью  обозначаются  разные явления:

1. Система норм, издаваемых государством (позитивное право);

2. Определённая система идей, представлений  о  том,  каким  должно   быть позитивное право (естественное право);

3. Определённая   правовая   возможность   конкретного   субъекта  (субъективное право);

4. Явления нравственного, морального характера. [4, c.131]

    Сущность права заключается в  регулировании  общественных  отношений  в условии цивилизации, в достижении на  нормативной  основе  такой  стабильной организации,   организованности   общества,   при    которой    регулируется демократия, экономическая свобода,  свобода  личности.  Высшее  общественное предназначение  права  –  гарантировать  в  нормативном  порядке  свободу  в обществе,  утверждать  справедливость,  создавать  оптимальные  условия  для развития в обществе экономических и духовных факторов, исключая  произвол  и своеволие  в  общественной  жизни.  «Науки  о   праве   в   своих   обширных разветвлениях  везде  говорят  о  началах  справедливости   и   уважения   к достоинству человека». [10, c.231]  

По своим исходным  началам  право  призвано  быть стабилизирующим  и  умиротворяющим  фактором.  Именно   в   этом   заключена важнейшая сторона правового регулирования.

    С точки зрения чисто юридической характеристики,  способов  воздействия на   общественные   отношения   выделяются   регулятивная   (статическая   и динамическая) и охранительная функции права.

    Регулятивная статическая функция права сводится к закреплению, фиксации существующих  общественных  отношений  в  их  статике:  закрепляются   формы собственности,  круг  субъектов  права,   их   правоспособность,   структура государственных органов, круг прав и обязанностей граждан.

    Регулятивная динамическая функция  направлена  на  оформление  движения общественных  отношений  в  форме  правоотношений.  При  этом   определяется порядок возникновения, изменения и прекращения правоотношений.  Эта  функция проявляется в системе норм  обязательного  права  (отношения  купли-продажи, подряда, перевозки, финансовые), трудового, процессуального.     Охранительная функция права направлена на  охрану  регулируемых  правом отношений, на  охрану  основополагающих  ценностей,  признанных  в  обществе (жизнь, честь,  свобода  личности,  собственность,  институты  демократии  и т.д.). В рамках этой  функции  устанавливаются  различные  виды  юридической ответственности  за  действия,   посягающие   на   указанные   ценности,   и предупредительно–охранительные меры иного характера. [19, c.132]

    Таким образом, право призвано служить людям, обществу, обеспечивать его нормальную жизнь.

    Из всего вышеперечисленного можно  сделать  вывод,  что   право  -  это призванная регулировать общественные отношения система общеобязательных  норм,  выраженных  в  законах,  иных  признаваемых государством источниках.

 

1.2. Позитивное право

    В каждом политически организованном  обществе  существует  естественное право, которое охватывает  такие  права,  как:  право  на  жизнь,  право  на свободу, право на равный эквивалент при товарном обмене.

    Особо существенным в  этом  отношения  является  естественное  право  - требования "правового" характера, непосредственно вытекающие  из  жизни,  из разума, во многом  определяющие  мораль  и  обычаи,   и  являющиеся  главным основанием для оценки самого действующего  права  (в  последующем,  особенно при рассмотрении  философско-правовых вопросов   естественное  право  станет предметом специального рассмотрения).

    Естественные права существуют независимо от того, закреплены они,  где-либо в  законе  или  нет,  они  непосредственно  вытекают  из  естественного порядка вещей, из самой жизни, из  существующих  в  обществе  экономических, духовных и даже естественно-природных факторов. С. С. Алексеев считает,  что «…если в условиях цивилизации право (позитивное право) занимает  центральное место в инфраструктуре социального регулирования, то ее исходным  элементом, отправным, активным  фактором,  преломляющим  требования  экономики,  другие объективно  обусловленные   требования   общества,   являются   естественные права». [2, c.76]

    В  отличие  от  естественного  права,  право  в  юридическом   значении предстает как позитивное право, выраженное в законе,  в  других  источниках. Как позитивное право оно:

- создается  людьми,  общественными  образованиями,  законодателями, судами, самими субъектами права и т.д., является результатом их  творчества, целенаправленной волевой деятельности.

   - существует в  виде  закона,  иных  источников,  т.е.  особой  внешне выраженной реальности (а не просто в виде мысли, идеи).

По способу формирования и существования выделяют 3 формы позитивного права:

- обычное право

- право судей

- право законодателя.

   Позитивное право – это право четко определенное, записанное  в  законе, устойчивое, защищаемое особенными государственными органами. Но и  в  данном смысле право имеет два значения:

- субъективное  право  –  свобода  и  возможность   субъекта,  конкретного лица, на юридически обеспеченное  поведение;

- объективное право – здесь термин «право» близок  к  терминам «закон», «законодательство». Имеется в  виду  не  свобода  возможности поведения, а нечто «объективное»  в  обществе  -  юридические нормы, выраженные в  законах,  иных  источниках,  либо в целом (Российское право), либо как часть (гражданского   право).

    Именно, объективное право, является исходным пунктом  при  рассмотрении всего комплекса правовых понятий. В то же время не упустим  из  поля  зрения значения  в юридических делах, во всей нашей жизни субъективных  прав.  Ведь недаром право называется "правом".

    Основное назначение этого крупного института в жизни людей  заключается в  том,  чтобы  -  как   говорил  философ   -   определять   дозволенное   и недозволенное,  т.е.  определять  юридические  возможности  людей,   свободу поведения тех  или  иных  субъектов.  И  этот  крупный  институт  называется "правом"  как раз потому, что он по  основному  своему  назначению  в  нашей жизни призван, условно выражаясь, говорить  о правах. [11, c.315]

    Объективное право называют также  позитивным  правом.  Многие  явления, которые обозначаются словом "право"  (такие,  как  моральные  права,  права- обычаи)  складываются  и  существуют  в  самом  образе  жизни,  в  нравах  и обыкновениях,  в сознании  людей.  Они  служат  критерием  оценки  поведения человека другими людьми, в общественном  мнении,  для  признания   поступков человека  "правильными"  или 

10

"неправильными",   моральным  или  аморальным, соответствующим обычаям или нет.

Объективное  же   право,  в  отличие  от  морали,  обычаев  и  особенно требований   естественного  права,   является   "позитивным"   потому,   что определенные нормы  поведения специально создаются (или  признаются)  людьми и властно  утверждаются  в  общественной  жизни  в  качестве  постоянного  и непререкаемого   императивного   критерия   для   обязательного   поведения. Создаются (или признаются) для того, чтобы императивно,  в  общеобязательном порядке  определять  –  что  юридически  дозволено,  а  что  -    юридически недозволено. И  они в  этой  связи  по  большей  части,  в  идеале  получают определенное внешнее выражение  в  виде  законов,  юридических  прецедентов, иных источников. И  в  таком  внешне   объективированном    (осязаемом,   зримом)   виде объективное право существует как некая   данность, позитивная  реальность  -определенная и неизменная до тех пор, пока в нее не  будут  в  установленном порядке внесены какие-либо изменения.

Объективное право в рассматриваемом отношении,  т.  е.  как  позитивное право,  можно  признать  некоторым  искусственным  и  притом   -   постоянно существующим , "заведенным" на непрерывное действие  для  решения  жизненных ситуаций  внешним образованием (некоторые философы говорят  даже  -  "второй природой"),  существующим в государстве.

В конечном итоге можно прийти к следующему выводу: если в условиях цивилизации право (позитивное право) занимает центральное место в инфраструктуре социального регулирования, то её исходным элементом, отправным, активным фактором, преломляющим требования экономики, другие объективно обусловленные требования общества, являются естественные права. [2, c.119]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Понятие морали

Мораль возникла вместе с появлением человеческого общества и ее установления (нормы) охватывают почти все сферы социальной жизни.[15, c.228]   

Мораль - система исторически определенных взглядов,  норм,  принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей,  регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определенному классу, государству и поддерживаемых личным   убеждением,    традицией,  воспитанием,   силой общественного мнения всего общества, определенного  класса  либо  социальной группы.

В морали выражены представления людей о добре и  зле,  справедливости, достоинстве, чести,   трудолюбии,   милосердии. [13, c.118]  Повелевая,   мораль оценивает, оценивая, – познает.  Вот  то  необычное  распределение  функций, которое отличает ее, та  особая  последовательность  работы  психологических механизмов, которая присуща нравственному сознанию.

Мораль  возникает  и  развивается  на   основе   потребности   общества регулировать поведение людей в различных сферах их жизни.  Мораль  считается одним из  самых  доступных  способов  осмысления  людьми  сложных  процессов социального  бытия.  Коренной  проблемой   морали   является   регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества. Мораль включает:  моральные отношения, моральное сознание, нравственное поведение.

Можно с  полной  уверенностью  сказать,  что  мораль  является  как  бы прародительницей и государства и права,  и  что  отвечать  народным  ожиданиям может только то государственное устройство,  в  котором  и  право  и  мораль находятся в теснейшем взаимодействии. 

    1.1.Термин  мораль

Мораль такая же динамическая регулятивная  система,  как  и  право.  Ее исторический путь лежит от эквивалентных начал: око за око, зуб  за  зуб  (и более крупно –«кровная месть» «мне отмщение и аз воздам» и т.д.)   до  начал неэквивалентных -  «ударят по правой  щеке, подставь левую», т.е.  до 

начал терпимости (толерантности, как определяют эти начала) , прощения,  покаяния, воздаяния за зло добром т.д.

Существует несколько научных определений  морали:

Термин “мораль” по содержанию – латинский аналог древнегреческого ethos (этика).  В  латинском  языке  есть  слово  “mos”  (множественное  число   – “mores”), обозначающее нрав, обычай, моду, устойчивый порядок. На  его  базе Цицерон  с  целью  обогащения  языка  образовал  прилагательное  “моральный” (moralis)  для  обозначения  этики,  назвав  её  philosophia  moralis.   Уже позднее, предположительно в IV веке, появляется слово “мораль”  (moralitas), в качестве собирательной характеристики моральных проявлений.[6, c.23]    В   словаре   русского   языка   мораль   определяется   как   “правила нравственности и сама нравственность”, а нравственность в свою  очередь  как “правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества,  необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение”.[12, c.456]

Мораль и нравственность – одно и  то  же.  В  научной  литературе  и  в практическом обиходе они употребляются как  идентичные.  Впрочем,  некоторые аналитики  пытаются  установить  здесь  различия,  предлагая   под   моралью понимать совокупность норм, а под нравственностью – степень  их  соблюдения, т.е. фактическое состояние, уровень морали. В данном случае  мы  исходим  из тождественности этих понятий. [1, c.99]

Мораль (лат. мoralis – нравственный; mores – нравы) – предмет  изучения этики; общественный институт, выполняющий  функцию  регулирования  поведения человека. Во всяком обществе  действия  громадного  множества  людей  должны быть  согласованны  в  совокупную  массовую  деятельность,  при  всем  своем разнообразии подчинятся определенным общесоциальным законам. Функцию  такого согласования и выполняет мораль  наряду  с  другими  формами  общественной дисциплины, тесно переплетаясь с ними  и  вместе  с  тем  представляя  собой нечто специфическое.  Мораль  регулирует  поведение  человека  во  всех  без исключения сферах его общественной жизни – в труде  и  быту,  в  политике  и науке, в семье и общественных местах,  хотя  и  играет  в  них  неодинаковую роль. [16, c.65]

Другое определение морали дает С.А. Комаров: «Мораль (нравственность) – это взгляды,  представления  и  правила,  возникающие  как  непосредственное отражение условий общественной жизни  в  сознании  людей  в  виде  категорий справедливости и несправедливости, добра и зла,  похвального  и  постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести,  долга,  достоинства  и т.д.» [9, c.64]

Отметим, что моральные установки внутри одной  культурной  традиции могут существенно различаться в разных ситуациях. Одним  из  наиболее  ярких примеров такого варианта является  библейская  притча  о  человеке,  готовом принести в жертву Богу своего  единственного  сына,  согласно  божественному повелению. Разумеется, убийство невинного  ребенка  является  совершенно  не соответствующим нормам христианской морали.  Однако  в  случае,  если  этого хочет Бог, такой  поступок  для  христианина  перестает  быть  антиморальным (хотя  остается  личной  трагедией),  поскольку   источником   установлений, составляющих систему морали для христианина,  является  Бог,  а  значит,  ни одно его повеление по определению не может быть не моральным. Еще  более  изменчивыми  являются   моральные   нормы   и   приоритеты, разделяемые различными субъектами, поскольку в  этом  случае  дополнительным действующим фактором становятся также  особенности  психики  и  личный  опыт каждого отдельного человека.

Не существует никакого единого морального постулата, исходя из которого можно было бы развить  логическую  систему  нравственности  так,  чтобы  она охватывала все без исключения суждения,  подводящие  явления  под  категории "добра" и "зла", «нельзя распутать сложного и запутанного 

узора  морального мира, найдя начало одной его нити, ибо узор  этот  образован  из  нескольких переплетающихся и взаимно перекрещивающихся нитей ». [18, c.12]

Задача науки о морали может заключаться только в  том,  чтобы  отделить каждую из этих нитей от других и показать, каким образом  они  сплетаются  в живую ткань моральной жизни.

Совокупность моральных идей и чувств может быть сведена, таким образом, только к ряду независимых  друг  от  друга  основных  принципов.  Каждый  из последних служит внутренней  основой  целой  массы  явлений 

морали  и  дает начало особой замкнутой системе морали; но сами эти принципы друг  от  друга уже не зависят и потому не обосновывают один другого. Наоборот, каждый  из  них  в  качестве  моральной  аксиомы  вступает  в коллизию  со  всеми  остальными  и  ведет  с  ними  борьбу   за   абсолютное верховенство в царстве морали. "Каждая  из  твоих  добродетелей,  -  говорит Ницше своим образным языком, - жаждет  высшего  развития;  она  хочет  всего твоего духа, чтобы он стал ее глашатаем, она хочет всей твоей силы в  гневе, ненависти и любви; каждая добродетель ревнует тебя к другой". [18, c.14]   Исходом этой борьбы может быть полное и частичное вытеснение  одним  принципом  всех других  либо  распределение  между  ними  власти  на  отдельные  компетенции каждого из них (так,  например,  в  общественной  жизни  и  в  жизни  личной господствуют совершенно различные и противоречащие друг  другу  нравственные принципы, так что то, что считается хорошим в первой, признается  дурным  во второй, и наоборот); возможно  даже  и  отсутствие  всякого  исхода,  вечная борьба моральных чувств в душе  у  человека,  своего  рода  «Burgerkrieg  in Perma-nenz» [18, c.28]

 

    2.2. Функции морали.

С  точки  зрения  субъектно-объектой  науки  мир   представляет   собой совершенно бесцельное пространство, не имеющее цены. Смысла нет 

15

ни  в  чем. Нет ничего верного и нет  ничего  неверного.  Всё  лишь  функционирует,  как механизм. Нет ничего  морально  неправильного  в  лености,  во  лжи,  краже, самоубийстве, убийстве, геноциде. Ничего  морально  неправильного  нет,  ибо никакой морали не существует, есть лишь функции. [19, c.46-47]

Специфическая  сущность  морали конкретно раскрывается во взаимодействии сформированных функций:

-регулятивной, (включает в себя оценочно-императивную,  ориентирующую, отчасти коммуникационную (упорядочивая общение людей));

-воспитательной,  (содержит  в  себе  отчасти  оценочно-императивную, мотивационную);

- познавательной, (содержит ориентирующую и прогностическую);

- оценочно-императивной,

- ориентирующей,

- мотивационной,

- коммуникативной (обеспечивает общение людей), прогностической и др.

Поскольку  функция  регуляции  поведения  осуществляется  не  только с помощью требований морали, но и норм права,  административных  установлений, технических,  социально-гигиенических  правил  и  т.п., то   следует   отличать нравственную регуляцию от всякой иной, и, прежде всего от правовой.

Элементами  морального  регулирования  являются:

  - идеал, выражающий представление  общества,    классов, социальной  группы  о  нравственном  совершенстве;

  - система норм, соблюдение которых является  необходимым  условием функционирования общества, достижения им своих моральных ценностей;

16

  - особые формы  социального  контроля,  обеспечивающие  реализацию моральных норм, в том числе общественное мнение.

    Регулятивная. Следует отметить, что особенностью регулирования поведения людей  является  его оценочно-императивное  содержание,  специфической  функцией  морали   можно, вероятно,  считать  оценочно-императивную,  которая  отличает   нравственную регуляцию от всякой иной, вне моральной. В нравственном  освоении  человеком действительности органически сливаются оценка и повеление (императив).

    Мораль регулирует поведение, как отдельного лица, так и общества.  Суть в том, что не одни люди контролируют жизнь других, а каждый сам строит  свою позицию, ориентируясь по моральным ценностям.

    Познавательная функция подчинена  функции  регулирования  поведения,  точнее, оценочно-императивной функции. Поскольку мораль интересует  знание  не  само  по  себе (как науку), а знание,  преломленное  в  ценностях  или  освещающее  условия морального выбора. Эта функция морали  не  тождественна  научному  познанию. Она дает индивиду не просто знание  объектов самих по  себе,  а  ориентирует его в мире окружающих культурных ценностей, предопределяет предпочтения  тех из них, которые отвечают его потребностям и интересам.   Моральное сознание видит мир  через  особую  призму  и  фиксирует  это видение в понятиях добра и зла, долга и ответственности. Это не  объективно- научное исследование мира как он  есть,  это  постижение  не  устройства,  а смысла явлений. Для человека такое знание ничуть  не  менее  важно.  Главная его особенность - человекомерность. А если суть человека - в  поиске  своего пути в мире, то "нашего" мира еще нет, он  еще  должен  появиться  благодаря нашим усилиям. Потому на нас ложится ответственность за себя и за других.

    Воспитательная. Мораль, как уже не  раз  повторялось,  делает  человека человеком.  Потому-то  нравственное  воспитание  всегда 

17

считалось   основой всякого другого. Нравственность  не  столько  приучает  к  соблюдению  свода правил, сколько воспитывает саму  способность  руководствоваться  идеальными нормами  и  "высшими"  соображениями.  При  наличии  такой   способности   к самоопределению человек  может  не  только  выбирать соответствующую линию поведения, но и постоянно развивать  ее,  т.е.  самосовершенствоваться.  Все конкретные  достоинства,  которые  мы  находим  у  нравственно   воспитанной личности, вытекают из фундаментальной ее способности поступать как должно, исходить из ценностных представлений, сохраняя при этом свою автономию.[19, c.167]

    Следует отметить, что выделение  определенных  функций  морали  (как  и отдельный анализ каждой из них) является достаточно  условным,  поскольку  в реальности они всегда тесно  слиты  друг  с  другом.  Именно  в  целостности функционирования проявляется своеобразие ее воздействия на  бытие  человека. А также для успешного функционирования и развития  морали  важно  свободное, не ущемленное проявление всех  ее  функций,  их  гармоническая  целостность, единство.

    Получалось так, что статичные структуры, которые связывают и удерживают один уровень организации,  часто  на  другом  уровне  организации  вынуждены сражаться за своё существование. Мораль - это не простой набор  правил.  Это очень сложная борьба конфликтующих структур ценностей. Этот конфликт  -  то, что остаётся от эволюции И каждый этап эволюции оставляет после  себя  ворох проблем.  Из этой борьбы между конфликтующими статическими структурами  возникают концепции добра и зла.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3.Взаимосвязь права и морали

    Мораль  и  право  тесно  взаимосвязаны,  более  того,  можно   говорить о глубоком взаимопроникновении права  и  морали. Они   взаимообуславливают, дополняют  и  взаимообеспечивают  друг друга  в  регулировании  общественных отношений. Объективная обусловленность  такого  взаимодействия  определяется тем,  что   правовые   законы   воплощают   в   себе   принципы   гуманизма, справедливости,  равенства  людей.   Другими   словами,   законы   правового государства  воплощают  в  себе  высшие  моральные  требования  современного общества.

    По  мнению  Ю.А.  Агешина:  «…право,  активно  воздействуя  на  мораль, способствует более глубокому ее укоренению в обществе, в  то  же  время  оно само под влиянием морального фактора постоянно обогащается: расширяется  его нравственная  основа,  повышается  авторитет,  возрастает   его   роль   как социального   регулятора   общественных   отношений».[14, c.73]   Таким   образом, воздействию права на мораль сопутствует процесс обратного влияния морали  на право.

    Исследуя вопрос о взаимодействии права и морали, большинство правоведов отмечают,  что  все,  регулируемое  правом,  так  или  иначе,   регулируется морально, т.е. подлежит моральной оценке. 

  3.1. Единство права и морали

   Отметим, что право и мораль имеют общие черты,  свойства.  Главные  их  общие  черты проявляются в том, что они входят в содержание культуры  общества,  являются ценностными  формами  сознания,  имеют  нормативное  содержание   и   служат регуляторами  поведения  людей.  Право  и  мораль  имеют  общие  социальные, экономические,  политические  условия  жизни  общества,  служат  общей  цели согласованию  интересов  личности  и  общества,  обеспечению  и   возвышению достоинства человека, поддержанию общественного порядка.  Их единство,  как  и  единство  всех  социальных  норм  цивилизованного общества,  основывается  на  общности   социально-экономических   интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.

Что же общего между правом и моралью?

1.  И  те,  и  другие  являются  надстроечными  явлениями   над   экономическим базисом и обществом;

2.  Имеют   общую   экономическую,   социально-политическую   и  идеологическую основу;

3. Им  свойственна  общая  цель:  утверждение  общечеловеческих ценностей в обществе;

4.  Они  состоят  из   общих   правил   поведения,   выражающие  определенную  волю,  т.е.  направлены  на   установление   и  поддержание на необходимом уровне  дисциплины  и  порядка  в  обществе;

5. Имеют нормативный характер, и в тех, и в других присутствуют санкции,   обеспечивающие   негативные    последствия    для нарушителей нормы;

6.  Представляют  собой  средства  активного   воздействия   на поведение людей.

Исследуя сущность морали, отметим, что мораль возникает из  социальной потребности в  согласовании  поведения  индивида  с  интересами  социального целого, в преодолении противоречия между  интересами  личности  и  общества.

Мораль выступает как нормативное осознание  такого  рода  противоречий,  как ответ на эту социальную потребность.  И право и мораль обладают  способностью  проникать  в  самые  различные области  общественной  жизни.  Ни  право,  ни   мораль   не   ограничиваются обособленной сферой социальных отношений. Они связанны с поведением людей  в широких областях  их  социального  взаимодействия.  Учитывая  это,  а  также принимая   во   внимание   «универсальность»   морали,   ее    «вездесущий», «всепроникающий»  характер,  можно  сделать  вывод   о   том,   что   нельзя разграничивать право и мораль по предметным сферам их

20

действия. Ведь право возникает и действует, прежде  всего,  в  таких  сферах  как отношения собственности и политической власти. Однако они не  обособлены  от морали. В тоже  время,  действие  права  также  выходит  далеко  за  пределы указанных отношений.

Следовательно, право и мораль  не  имеют  специфических  предметно  или пространственно обособленных сфер  общественных  отношений,  а  действуют  в едином «поле» социальных  связей.  Отсюда  общность,  точное  взаимодействие норм права и морали. Тесная  связь  права  и  морали,  определяемая  едиными сферами общественных  отношений,  не  означает,  что  во  всех  исторических условиях  они  «работают»  однонаправлено,  взаимно  дополняя  друг   друга. Реальная картина соотношения права и  морали  может  быть  выявлена  лишь  в результате конкретно-исторического анализа.

  Общность права и морали, порожденная едиными общественными отношениями, дополняются общностью их функционального значения, право и мораль  формируют эталоны  и  стандарты,   включаемые   в   ценностно-нормативную   ориентацию общества. Предписания  права  и  морали  вырастают  из  деятельности  людей, образуя «связный  ряд  общения»,  приобретающих  в  результате  многократной повторяемости нормативный  характер  и  выступающих  регуляторами  поведения людей. Общность права и  морали  (по  Гегелю)  определяется,  прежде  всего, общностью  их  субстанции  свободы.  С  одной  стороны,  Гегель   определяет посредством понятия свободы  нравственность:  «нравственность  есть  понятие свободы, ставшее наличным  миром  и  природой  самосознания».[5, c.113]  С  другой стороны, право Гегель определяет как «наличное бытие свободной воли»[5, c.114]

     Следует подчеркнуть, что все  политические  отношения  всегда  подлежат моральной оценке (политические акции государства, внутренняя и  внешняя  его политика, деятельность политических лидеров и т. п.)  

Таким образом, и правовая и моральная системы политически  насыщены,  и это объединяет их.

Право во всех его  проявлениях  –  как  нормативная  система,  движение общественных отношений, правосудие должно  быть  пронизано  нравственностью.

Внутренняя моральность права – одно из  важных  условий  его  эффективности. Право вовсе не претендует  на  то,  чтобы  в  системе  социальных  ценностей стоять выше нравственности. Однако, социальные схемы, отодвигающие право  на задний план, делающие его чем-то второстепенным, в истории  нашего  общества пока ничего кроме вреда не приносили.

Правовая жизнь общества не может развиваться  вне  моральных  категорий гуманизма  и  социальной  справедливости,   совести   и   чести,   добра   и человеческого   достоинства,   свободы   и   ответственности.    Органически включенность этих нравственных  идеалов  и  принципов  в  реальные  правовые связи и отношения – свидетельство повышения  идеалов  и  моральной  ценности права.  «Нравственное  измерение»   права   –   неотъемлемое   условие   его дальнейшего  развития  и   совершенствования,   усиление   его   личностной, гуманистической ориентации.

Правовые  и  нравственные  нормы  имеют  общее  целевое  назначение   – воздействие  на  поведение  людей.  Вместе  с  тем,   различные   социальные регуляторы, каждый из которых обладает своей спецификой.

Общее в праве и морали обусловлено еще  и  тем,  что  их  нормы  всегда являются фиксацией сущего и формулируют на его основе должное.

Право и  мораль  как  социальные  регуляторы  неизменно  имеют  дело  с проблемами свободной воли индивида и его ответственности  за  действия.  Они обращены к разуму и воле человека, помогая ему адаптироваться  в  сложном  и изменчивом мире общественных отношений.

Свобода и ответственность –  пружины исторической активности человека, способ  его  существования  в  правовых  и нравственных отношениях.

Вместе с тем право и мораль  выступают  как  мерила  свободы  индивида, определяют  ее  границы.  Право  является  формально  конкретно  исторически обусловленной мерой свободы. Причем речь идет не об абстрактной  свободе,  а о  тех   ее   масштабах,   которые   детерминированы   конкретным   способом производства, социальной структурой, культурным развитием  общества.  «Право по своей сущности и, следовательно, по  своему  понятию  –  это  исторически определенная  и  объективно   обусловленная   форма   свободы   в   реальных отношениях, мера этой свободы, формальная свобода».[3, c.204]

 

           3.2. Противоречия между правом и моралью    

Следует отметить, что право и мораль - два своеобразных, самостоятельных института социального регулирования, они взаимодействуют, но взаимодействуют именно как особые, суверенные явления, каждое и которых при опосредовании общественных отношений выполняет свои особые функции и имеет свою особую ценность. [2, c.136] 

Вопрос  о  порождающих  причинах противоречий между моралью и правом решается по-разному. Одни объясняют это изменениями в  экономической  жизни, другие  -  влиянием  иных  частей  надстройки,  формальной   определенностью правовых норм.

Эти противоречия преодолеваются, как путем выработки новых нравственных принципов и норм в ходе развития общества, так и путем внесения корректив  в действующее законодательство.

И для права,  и  для  нравственности  их  тесная  связь  оказывается  с течением времени неудобной; обе сферы отношении стремятся к  отдалению  друг от  друга.  Отделение   права   от   нравственности   вызывается   развитием общественной  жизни,  когда  более  сложные   отношения   и   более   частые столкновения отдельных лиц заставляют  позаботиться  об  установлении  более твердых основ юридического  оборота.  Обособление  нравственности  от  права обусловливается   развитием   личности,   когда пробудившиеся    сознание отказывается  следовать  во  всем  принудительному  руководству  общества  и требует для своей духовной жизни свободы убеждений и действий.

Право должно рано или поздно выработать для себя такие  формы,  которые ставит его  в  известное  противоречие  с  началом  нравственной  свободы  и способствуют  его  обособлению  от  нравственности.  Первым  шагом  к  этому обособлению является установление  правил,  точно  и  подробно  определяющих отношения отдельных лиц друг к другу и к обществу.  И  нравственность  имеет свои законы и свои правила, но эти правила и  законы  указывают  лишь  общее направление человеческой воли, предоставляя  нравственному  чувству  каждого отдельного  человека  определить  подробности  и  избрать  меру   исполнения  нравственных велений. Высказывая заповедь любви  к  ближним,  нравственность не определяет точно способов и  размеров  проявления  этой  любви.  Все  это предоставляется нашей  нравственной  свободе.  Отсюда  постоянные  и  вполне допустимые колебания в исполнении  нравственного  закона,  который  у  одних вызывает  лишь  слабую  дань  признания  к  его  требованиям,  у  других   - пожертвование всех своих сил и средств на служение нравственным целям.

Внести сюда какие-нибудь точные требования  -  значит  извратить  самую сущность нравственности, которая необходимо предполагает свободу  каждого  в исполнении нравственного закона. Это не значит, конечно, чтобы  в  моральной области не было общих  норм  поведения:  не  может  быть  для  каждого  лица совершенно особой  нравственности  и  своего  особого  кодекса  правил.  Это значит только, что нравственные заповеди  не  должны  ни  связывать  свободы человека мелочными и подробными определениями его  действий,  ни  тем  более навязывать ему при посредстве актов принуждения и насилия. Они  должны  лишь руководить его свободной деятельностью  и  давать  опорные  пункты  для  его собственных решений.

Коренные нравственные  заповеди  навсегда  и  для  всех должны сохранить свое безусловное значение, но в отношении  к  осуществлению их человеку должна быть предоставлена полная свобода.

Совершенно обратно с этим, право, как только оно  достигнет  известного развития,  должно  усвоить  для   себя   твердые   и   определенные   нормы, принудительно  господствующие  в  жизни.  Будучи  призвано  к  тому,   чтобы устранять споры, возникающие в обществе,  оно  должно  выработать  точные  и подробные правила, определяющие устои общественной жизни. В то время,  когда судебные  приговоры  постановляются  по  свободному  усмотрению  судей,  они находятся в полной зависимости от всех колебаний их  нравственного  чувства.

Не  связанные  в  своих  решениях  ничем,  кроме  своей  совести   и   своих нравственных воззрений,  судьи  могут  постановлять  различные  приговоры  в сходных случаях в зависимости от своего  настроения  и  чувства.  Но  именно этого не может допускать развитый юридический  оборот.  Предназначенное  для того, чтобы создавать надежную  почву  для  разрешения  споров,  право  само должно  быть  бесспорным.  Имея  своей  целью  охранять  отдельных  лиц   от произвола, оно не может зависеть  от  субъективного  усмотрения  судей.  Оно должно быть свободным от изменчивых и временных колебаний  личного  чувства, ибо  только  в  этом  случае   может   оно   служить   задаче   установления общественного мира. Оно должно  установить  определенные  нормы,  наделенные авторитетом   непререкаемостью   и    с    неизменной    последовательностью применяющиеся ко всем случаям, которые под них подходят. В этих качествах  – твердости и определенности – заключается главный  залог  успешного  действия права в жизни; без них  оно  лишается  своего  существенного  значения.  Эти свойства организованного правового порядка и составляют то,  что  называется положительным  характером  его. 

 

25

Стремление  к  усвоению   этого   характера составляет самую основную черту в развитии права.

Угрозы, содержащиеся  в  законах,  прямое  побуждение  к  осуществлению юридических норм, наказание за  их  неисполнение  –  такой  аппарат  внешних средств, и которых выражается принудительный  характер  права  и  с  помощью которых  поддерживается  его  обязательное  значение.  Но  чем  белее  право усваивает  подобный  характер,  тем  более  стремится  оно  к  отрешению  от непосредственной  связи  с   нравственностью,   идеалом   которой   является свободное  осуществление  закона  независимо  от  контроля  власти  и   силы принуждения.

Чем более право  приобретает  черты  положительного  и  принудительного порядка, чем живее сказываются потребности в обособлении  нравственности  от тесного с ним союза. Эта потребность возникает обыкновенно  в  тех  случаях, когда  личное  нравственное  сознание  отказывается   следовать   авторитету общественного  мнения  и  заявляет  притязания   на   свободу   нравственных действий. С постепенным усложнением общественных  отношений  и  с  постоянно возрастающим  разнообразием  положений  и  мнений  сама  собой   открывается возможность  столкновения  между  нравственным  сознанием  отдельных  лиц  и убеждениями среды, к  которой  они  принадлежат.  Если  в  случаях  подобных столкновений  общество  рассматривает  все  свои  этические  требования  как нормы,  подлежащие  принудительному  осуществлению,  это   должно   вызывать протесты  и  противодействие  со  стороны  лиц,   не   согласных   с   этими требованиями.  Поступать  сообразно  с  общей  нормой,  но  вопреки   своем нравственному  решению  для  нравственно  развитой  личности  представляется таким невыносимым внутренним противоречием, что рано или поздно  она  должна потребовать и завоевать для себя свободу в  этом  отношении.  Принудительная система нравственности в случае несогласия лица  с  общими  требованиями  не

26

оставляет  иных  выходов,  как  лицемерие  для  слабых  и  мученичество  для сильных.  Отнимая  у  человека  возможность  делать  добро  по  собственному побуждению и постичь истину силой собственного внутреннего развития, она,  в сущности, преграждает  доступ  к  высшему  нравственному  совершенствованию.

«Что может быть тягостнее  для  развитого  нравственного  сознания,  как  не средневековый способ нравственно-религиозного восприятия при помощи  костров инквизиции и государственного меча? Там, где водворяется  подобная  система, рано или поздно должен явится и Лютер со своими протестами».[8, c.348]

«Общество не может  не  высказываться  относительно  поведения  своих членов, и чем сильнее говорит в нем голос нравственного чувства,  тем  резче и решительнее будет оно осуждать отдельных лиц  за  отступление  от  заветов морали». [8, c.562] Общественное  мнение  воздействует,   поэтому   с   неизбежной необходимостью  на  нравственное  настроение  отдельных  лиц,  и   устранить подобное воздействие не представляется возможным.

Право, например, разрешает согнать с квартиры бедняка, не уплатившего вовремя деньги, ибо оно позволяет требовать  своего,  допуская  в  известных пределах эгоизм. Напротив, мораль при всех условиях, требует  сострадания  к ближнему, она зиждется на любви, а любовь, по известному  изречению,  тем  и отличается, что «не ищет своего». Во  многих  случаях  то,  что  дозволяется правом, запрещается моралью, которая  обращается  к  человеку  с  заповедями высшими и более строгими.

Разграничивая  нравственность  и   право,   утверждая   практическую необходимость разделения их сфер, мы не можем, однако, отрицать  несомненной и не превращающейся связи их между собой. Жизнь приводит к  их  обособлению, но она не может устранить их взаимодействия.

  Гегель утверждал, что право  и  мораль  отличаются  друг  от  друга.  Нечто  вполне позволительное  с  точки  зрения  права  быть  чем-то  таким,  что   моралью запрещается. Право, например, мне разрешает распоряжаться своим  имуществом, совершенно  не  определяя  пределов  этого  распоряжения,  и  только  мораль содержит определения, которые его ограничивают. [5, c.75]

 

3.3. Отличительные особенности

Как отмечал Новгородцев, что в последнее время все чаще  высказывается утверждение, что право есть минимум требований,  предъявляемых  обществом  к лицу.[1, c.105]  Более  важные  для  внешнего  порядка  юридические   предписания охраняются  более  строгим  контролем  общественной  власти,  но  по  своему содержанию они представляются более ограниченными, чем  нормы  нравственные. Если  прибавляют  иногда  к  этому,  что  право  есть  минимум  нравственных предписаний, или, как говорят иначе – этический минимум, то  в  этом  нельзя не видеть известного недоразумения. Несомненно, что в  области  права  могут относиться не только действия, безразличные с нравственной точки зрения,  но даже  и  запрещаемые  нравственностью.  Право,  никогда  не  может   всецело проникнуться началами  справедливости  и  любви.  Но  если  оно  вступает  в известных случаях в противоречие с нравственными  заветами,  то  его  нельзя называть нравственным, даже  и  в  минимальной  степени.  Это,  конечно,  не исключает  того,  что  находится  под  влиянием  нравственности  и   отчасти воплощает в себе ее требования.

Не будучи всецело нравственным, подчеркнем, что право  дает  известный  простор  личным интересам  и  стремлениям,  даже  в   их   эгоистическом   и   своекорыстном проявлении.  Напротив,  нравственность  представляет  собой   более   чистое воплощение альтруистических начал, и соответственно  с  этим  ее  требования имеют всеобъемлющий и безусловный характер.   Это проявляется по преимуществу в двух направлениях.

1. Право, по сравнению с  нравственностью,  отличается  точностью  и ограниченностью своих предписаний.  Подобно  нравственности,  оно  ограничивает произвол отдельных лиц,  налагая  на  них  известны  обязательства во избежание общих споров и столкновений. Но  в  то время как право ограничивает свои требования строго обозначенными  пределами,  устанавливая  в  каждом  случае  совершенно  ясные  и определенные предписания, нравственность, как мы  понимаем  ее  в настоящее  время,  не  составит  каких-либо  границ   для   своих  предписаний: «…когда говорят, например, о цивилизованном значении права, лично я вижу его величайшую миссию в ограничении безграничных самих по себе притязаний морали» [2, c.139]

Требуя от  нас  служения  людям,  исполнения  закона любви,  нравственность  не  определяет  подробно  ни  формы,   ни  пределов этого служения, предоставляя нам самим  найти  в  каждом  отдельном случае соответствующий способ  выполнения  нравственных заветов. Для достижения  нравственного  совершенства  нет,  и  не может быть, никаких  заранее  установленных  рамок;  это  область  постоянного стремления к добру, высшая цель которого переходит за  пределы всяких личных соображений и расчетов, чтобы торжествовать победу над эгоизмом и подвигах самозабвения и  самопожертвования.

По глубокому замечанию И. Канта, «моральное  состояние  человека,  в  котором он  всегда  должен  находиться,  есть  добродетель,  т.е.   моральное настроение в борьбе, а  не  святость,  в  виде  мнимого обладания полной чистотой  настроений  воли ».[8, c.326]    

  2. Нравственность, не удовлетворяется,  подобно  праву,  требованием  внешних действий, но вменяет людям в обязанность также  и  добрые чувства, без которых исполнение заветов лишается  истинной  цены. Для права безразлично, например, уплачивается ли долг по  чувству честности, или же из одной боязни законного преследования; но для нравственности это не  безразлично:  она  осуждает  те  действия, которые  имеют  одну  видимость   добрых,   а   на   самом   деле подсказываются  своекорыстными   побуждениями.   Если   право   и принимает во внимание внутренние мотивы,

то не при исполнении,  а при нарушении закона, там, где  требуется  определить  виновность  лица,  что,  конечно,  не  может быть  сделано   без   освещения субъективной стороны правонарушения.

Развитие жизни приводит к тому, что право и нравственность обособляются друг  от  друга,   не   утрачивая   своей   связи,   но   приобретая   более самостоятельное значение.

Новгородцев объяснял это тем, что в самих  требованиях  общества  по отношению   к   исполнению   своих   предписаний    заключается    известная двойственность, рано или поздно приводящая в раздвоении этих предписаний  на две самостоятельные области. [1, c.110] Условия общественной жизни требуют,  чтобы известные предписания исполнялись,  во  что  бы  то  ни  стало,  все  равно, соответствуют они или нет желаниям и мнениям отдельных лиц. Сожитие людей  в обществе было бы немыслимо, если бы такие деяния, как воровство и  убийство, ставились исключительно в зависимость от добровольного усмотрения  отдельных лиц. Общество должно требовать обязательного  исполнения  норм,  запрещающих подобные деяния, одинаково от всех своих членов, без различия их  воззрений. С другой стороны, развитое  нравственное  сознание  признает  истинную  цену лишь за  таким  исполнением  моральных  требований,  которое  сопровождается соответствующим  внутренним  настроением.   «Одно  внешнее  исполнение   без надлежащего  нравственного  чувства,  с  подобной  точки  зрения,  не  имеет никакого этического значения».[8, c.84]

    Право  очерчивает  свободу   внешних   действий   человека,   оставаясь нейтральным по отношению к его внутренним мотивам. Иное дело мораль, она  не только  определяет  границы  внешней  свободы,  но  и  требует   внутреннего самоопределения личности. В этом смысле мораль –  неформальный  определитель свободы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Анализируя соотношение права и морали, можно сделать вывод, что  выполнение правовых норм в значительной мере обуславливаются  тем,  в  какой  мере  они соответствуют  требованиям  морали.  Нормы  права  не  должны  противоречить положительным устоям общества. Вместе с тем требования  общественной  морали непременно учитываются государственными органами при разработке  нормативных актов государства.

    Право и мораль находятся в тесном единстве и взаимодействии. С  помощью норм права государство добивается  утверждения  прогрессивных  норм  морали, которые в свою очередь способствуют укреплению морального авторитета  права, воспринимаемого как социальная  ценность  всего  общества.  Соблюдение  норм права  входит  в  содержание  нравственного  долга  граждан  в  обществе.  С развитием морального и правового сознания повышается авторитет  норм  права, совершенствуются как нормы морали, так и нормы права.

    Право  должно способствовать утверждению идеалов добра и справедливости в обществе. Судебные и  другие  правоприменительные  органы  обращаются  при определении юридических мер к моральным нормам, а некоторые  правовые  нормы непосредственно  закрепляют  моральные  нормы,  усиливая   их   юридическими санкциями. Через право осуществляется охрана моральных норм  и  нравственных устоев.

    Эффективность правовых норм, их исполнение  во  многом  обусловливается тем, на сколько они соответствуют требованиям морали. Чтобы  правовые  нормы работали, они, по крайней мере, не  должны  противоречить  правилам  морали. Право в целом должно соответствовать моральным взглядам общества.

    Мораль -  необходимая  принадлежность  всякого  общества,  ее  значение неуклонно возрастает, причем  должно  постоянно  усиливаться 

31

взаимодействие правовых и моральных факторов в жизни общества, их взаимная поддержка, а  не поглощение права моралью; чем лучше будет налажено это  взаимодействие,  тем успешнее будет движение общества по пути прогресса.

    Воздействуя на правовую жизнь общества, мораль способствует  укреплению общественного порядка. Служебная функция морали во взаимодействии  с  правом выражается в том, что мораль возвышает качество правового и  в  целом  всего общественного порядка. Это можно проследить на действии правового  положения

«Все, что не запрещено законом – разрешено»  в  регулировании  общественного порядка.   Реализацию  этого  принципа  нельзя  понимать  абсолютно,  в  том смысле, что человек должен руководствоваться  лишь  названным  принципом.  В сознании индивида есть такие факторы, как ответственность,  совесть,  честь, достоинство, долг, которые проникают в правосознание  лица,  взаимодействуют с ним, корректируют его правовое поведение. В условиях становления  рынка  в нашей  стране  совершенствуется  правовая  основа   частной   собственности, договорных  отношений.  Частный  интерес,  предпринимательская   инициатива, прибыль  все  больше  обретают   приоритетное   значение.   Утверждается   и совершенствуется предпринимательская этика. Среди принципов, исповедуемых  в предпринимательской деятельности, важное место занимает  суждение:  «Прибыль выше всего, но честь  выше  прибыли».  В  этом  суждении  находит  выражение моральное сознание цивилизованного предпринимателя.

        Право  и  мораль  -  различные,  но   не   антагонистические   явления.

Гиперболизация особенностей  права  и  морали  может  привести  к  правовому нигилизму,  с  одной  стороны,  к  освобождению   от   моральных   принципов государства, правосудия и т.д. - с другой. Равным образом

 

32

взаимосвязь  права и  морали  не  означает   их   слияния.   При   всей   смысловой   этической

"нагруженности" правовых явлений  вряд  ли  правильно  превращать  мораль  в компонент права, как и право - в категорию этики.

    Всякое нарушение норм права является аморальным поступком, но не всякое нарушение  моральных  норм  является  противоправным  деянием.  В  некоторых случаях право  способствует  избавлению  общества  от  устаревших  моральных догм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Новгородцев Н. И. Право и нравственность. //Правоведение. – Спб.,1995.№6 – 103-113с.  Алексеев С.С. Общая теория права. Курс в 2-х т. – М. Юрид.лит.,1981-82. – 359с.

2. Алексеев С.С. Теория права. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: БЕК, 1995. –  320с. 

3. Алексеев С.С. Философия права. – М.: Норма,1999. – 329с.

4. Алексеев С.С. Цивилистические записки. Межвузовский сборник научных трудов. – М.: СТАТУТ,2001. – 397с.

5. Гегель Г. В. Ф. Философия права. /Пер. с нем. Столпнера Б. Г., Левиной М. И. – М.: Мысль,1990. – 524с.

6. Букреев В. И. Римская И. Н. Этика права. – М.: Юрайт,2000. – 336с.

7. Кант И. Критика чистого разума /Под.ред. Торбова Ц. – 2-е изд., –          София.,2000. –263с.

8. Кант И. Сочинения в 6-и т. Т.4. – М.: Мысль,1965. – 1018с.                

9. Комаров С. А. Общая теория государства и права. Учебник для ВУЗов. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: ЮРАЙТ,1998. – 416с.

10. Кони А. Ф. Избранные сочинения в 2-х т. – 2-е изд., доп. – М.:             Юрид.лит.,1959. – 536,628с.

11. Алексеев С.С. Право: азбука, теория философия. Опыт комплексного исследования. – М.: СТАТУТ, 1999. – 709с

12. Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М.,1987. – 912с.         

13. Общая теория государства и права. Академ.курс в 3-х т. /Под ред. проф. М. Н. Марченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Зерцало,2001. – 528с. 

14. Агешин Ю. А. Политика, право, мораль. – М.: Юрид.лит.,1982. - 160с.

15. Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права: учебник. 2-е изд. перераб. и доп. / А.Ф.Вишневский,  Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; под общ. ред. Проф. В.А.Кучинского. – М.: Изд-во деловой и учеб. лит-ры, 2006. – 656 с.

16. Словарь по этике. /Под ред. Кона И. С. – 3-е изд. – М.: Полит.лит.,1975. – 392с.

17. Спиридонов Л. И. Теория государства и права. Учебник. – М.: Проспект,2001. – 304с.

18. Франк С. Л. Ницше и этика "любви к дальнему" //Франк С. Л. Сочинения. –    М.,1990. – 32с.

19. Черданцев А. Ф. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов. – М.: ЮРАЙТ-М,2001. – 432с.

20. Комаров, С.А. Теория государства и права. – М. : Норма: Инфра-М, 1999. – 440 с.

21. Леушин, В.И. Теория государства и права / Отв.ред. В.М.Корельский, В.Д.Перевалов

 

 

8

 

Информация о работе Право и мораль