Понятие права,проблемы право понимания

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Термин “право” — многогранно, имеет богатое разностороннее содержание.
Во-первых, его используют в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п.), в рамках которого речь идет о нравственных, политических, культурных и иных возможностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом; поступить по совести; изменить, следуя моде, свой вид; право члена общественного объединения и т.п.).

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа ТГП.docx

— 65.94 Кб (Скачать)

                                                ВВЕДЕНИЕ

Термин “право” —  многогранно, имеет богатое разностороннее содержание.

Во-первых, его используют в общесоциальном смысле (моральное  право, право народов и т.п.), в  рамках которого речь идет о нравственных, политических, культурных и иных возможностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом; поступить по совести; изменить, следуя моде, свой вид; право члена общественного  объединения и т.п.).

Во-вторых, с помощью этого  слова обозначается определенная правовая возможность конкретного субъекта. В данном случае такое право называется субъективным, принадлежащим личности и зависящим от его воли и желания (право на образование, на труд, на пользование  культурными ценностями, на судебную защиту и т.д.).

В-третьих, под этим значением  понимают юридический инструмент, связанный  с государством и состоящий из целой системы норм, институтов и  отраслей. Это так называемое объективное  право (конституция, законы, подзаконные  акты, правовые обычаи, нормативные  договоры).

Данный объект рассмотрения — право именно в этом, последнем, смысле. В рамках такого понимания  право является системой общепринятых, формально определенных юридических  норм, которые  определяют консолидированную  волю общества (конкретные интересы различных  классов, социальных групп, слоев), устанавливаемых  и обеспечиваемых государством, и  направленных на урегулирование общественных и социальных взаимоотношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Сущность права

 

1.1 Понятие и  признаки права

Нужно отметить, что возможны разные подходы к определению  права, отражающие своеобразие взглядов, традиций, ученых и юристов. Вопрос о понятии и сущности права  привлекал своим вниманием ни один крупный философ древности. Мы хотим раскрыть  некоторые  теории понимания права, подходы  к сущности права.

Право как нормативно-регулятивная система есть совокупность норм, идей и отношений, которая устанавливает  поддерживаемый средствами власти порядок  организации, контроля и защиты человеческого. Под правом можно понимать систему  нормативных факторов, возложенная на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная в большинстве в законодательстве и регулирующая общественные отношения. Праву характерны следующие признаки: всеобщность, нормативность, общеобязательность, государственная гарантированность, определенность содержания, выраженность в законах и иных источниках и некоторые другие. Данные признаки относятся так называемому позитивному, положительному праву, которое главным образом определенно в законодательстве. Данное  право связано с государством, что и предопределяет большинство его признаков. Например, представим основные признаки права. Право – это возведенная в закон воля. Воля - это сознательно обусловленное и психофизическое состояние объекта, выраженное в целенаправленном состоянии. Воля показывает потребности и интересы человека. Они определяют целенаправленность воли, ее содержание. Воля пронизывает всю деятельность человека, все его стремительное поведение во всех сферах жизни, в том числе и в правовой сфере. Процесс возведения воли в закон представляет собой оформление ее в определенном порядке, издание законодательными органами обязательных нормативных предписаний. Право в данном случае получает государственное освещение или санкционирование. В истории политико-правовой мысли известны разные ответы на вопрос, где воля закрепляется в законе: общенародная, определенного господствующего класса, социальной группы и даже одного индивида. Анализируя содержание воли и сравнивая его с мыслями о справедливости и свободе, можно сделать вывод о сущности права, о его прогрессивном значении. К примеру, социологический подход к праву подразумевает, что государство в лице своих законодательных органов «возводит в закон» существующие независимо от государства мысли справедливости и свободы. Один из признаков такой признак как формальная определенность. Она проявляется в четкости, однозначности законодательных предписаний. Определяется это с помощью правовых понятий, их определений, полученных столетиями правил законодательной техники. Поэтому субъекты права знают правила правомерного поведения, свои права и свободы, обязанности, размер и вид ответственности за совершенное правонарушение. Формальная определенность позволяет внести строгость и четкость в общественный порядок, избежать произвольного толкования и применения юридических норм. Системность права показывает, что нормы права для выполнения своих функций составляют взаимосогласованную, связанную систему. Системность в право определяется законодательством. Законодатель, закрепляя в предписаниях новые юридические нормы, обязательно должен согласовывать их с уже существующими. Системное, непротиворечивое, официально существующее право может выполнить стоящие перед ним требования. Эффективность права находится в зависимости от его системности. Динамизм права выясняется в подвижности, возможности быстрого изменения законодательных положений. Это свойство права наиболее наглядно определяется в период бурных социально-экономических и политических преобразований. Именно в это время интенсивно изменяются и отменяются устаревшие нормативные правовые акты, активно разрабатываются и принимаются новые. Этот признак может входить в некоторое противоречие с требованием стабильности права, но постепенное улучшение права не должно обострять данные два принципа. Право это равный масштаб свободы по отношению к разным людям. Благодаря данному принципу право может выполнять важные социальные функции, проводить равенство всех людей перед законом и судом. Идея социальной справедливости также опосредуется правом. Важным признаком позитивного права является охрана государством, которое поддерживает право своим авторитетом и принудительной силой. Далеко не все нормы права соблюдаются и исполняются исключительно добровольно, в силу внутреннего убеждения. Часть населения подчиняется требованиям предписаний лишь потому, что опасается применения государством санкций. Государственная охрана правовых норм включает в себя государственное принуждение, различные организационные, технические и воспитательные, превентивные (предупредительные) меры государственных органов по соблюдению и исполнению гражданами юридических норм. Данные меры позволяют стабилизировать правовой порядок в обществе. Праву свойственна всеобщность, нормативность. Право через свою документальную форму способно делать те или иные общие уставы  обязательными для всех в стране, на данной территории. Признак письменности характеризует право именно как институционное образование, так как этот признак характеризует право как явление, имеющее определенные внешние формы выражения и внутреннюю структуру. Право обладает целым рядом признаков, которые позволяют его отделять от иных социальных норм, в частности, моральных и религиозных. Различение публичного и частного права осуществляется по нескольким факторам. Один из них - сфера интересов правовой защиты. Публичное право имеет в виду интересы государства как целого, а частное право - интересы индивида. В качестве критерия может использоваться способ судебной защиты. Публичное право охраняется в порядке уголовного или административного производства по инициативе государственного органа. Частное право – это по инициативе лица в порядке гражданского производства. В сфере публичного права государство своими нормами определяет роль каждого субъекта, его права и обязанности по отношению к государству как к целостному образованию. В сфере частного права юридически значимые решения принимаются множеством лиц, действующих самостоятельно.

 

1.2 Функции права:  понятие, виды

Функции права описывают  и показывают пути его воздействия  на поведение людей путем нормативного закрепления и охраны предпосылок  социально значимой деятельности субъектов. Можно выделить следующие виды функций  права.

Социальная функция права  определяется в том, что право  закрепляет условия свободной деятельности человека в сфере семьи, быта, культуры. Охраняя жизнь, честь, достоинство, неприкосновенность личности, гарантируя ей доступ к достижениям культуры и образованию, право тем самым  обеспечивает предпосылки для его  нормального и всестороннего  развития. Иными словами, здесь право  опосредует производство самого человека, продолжение его вида.

Экономическая функция права  определяется в правовом основании  свободной деятельности личности, ее материальную и интеллектуальную собственность, гарантирует возможность владения, пользования и распоряжения принадлежащим  ей имуществом, обеспечивает свободу  предпринимательства, договоров, завещаний  и т.п. Посредством экономической функции опосредуется производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, осуществляемые индивидами по своему усмотрению.

Политическая функция  права определяется в правовом обеспечении  участия личности в делах общества, ее возможности объединяться с другими  в общественные организации и  партии, лично или через выборных лиц влиять на содержание принимаемых  государственными органами политических решений, гарантирует разные способы  выражения отношения человека к  деятельности государства. Право опосредует политическую свободу, отношения людей в сфере борьбы за власть, участие граждан в ее распределении и осуществлении.

Воспитательная функция  определяется правом посредством описания в диспозициях правовых норм моделей  необходимого или дозволенного поведения  людей. Санкция нормы оказывает  воспитательное воздействие путем  установления мер воздействия на правонарушителей.

Право выполняет юридические  функции. К ним относятся регулятивная и охранительная функции.

Регулятивная функция - это  направление воздействия права, которое призвано обеспечить четкую организацию общественных отношений, их функционирование и развитие в  соответствии с потребностями общественного  прогресса. Регулятивная функция обеспечивается путем закрепления этих отношений  в нормативных правовых актах (регулятивная статическая функция), а также  с помощью данной функции право  обеспечивает высокую степень свободы  и организованности общественных отношений, их постоянное совершенствование и  развитие (регулятивная динамическая).

Охранительная функция права  определена на охрану положительных  и вытеснение вредных для общества отношений, на пресечение и предотвращение противоправного поведения. Охранительное  воздействие выражается в определении  запретов на совершение противоправных деяний, в установлении юридических  санкций за совершение указанных  деяний, в непосредственном применении юридических санкций к лицам, совершившим правонарушение. Одни отрасли  права содержат нормы преимущественно  регулятивного характера, как, например, гражданское, трудовое, земельное право. Другие отрасли выполняют в большей  степени охранительную функцию, например, уголовное право.

 

1.3 Понятие и  классификация принципов права

Под принципами понимают главенствующие положения права, его основные начала, выражающие объективные закономерности, тенденции и потребности общества, определяющие сущность всей системы, отрасли  или института права и имеющие  в силу их правового закрепления  общеобязательное значение.

К обще социальным модно отнести такие принципы, как социальной свободы, справедливости, демократизма, гуманизма и другие.

Специально-юридическими представленные такие принципы, как законность, равенство всех перед законом, правосудие, взаимная ответственность личности и государства и др.

Принципы права классифицированы в зависимости от  распространенности в системе права, по степени их значимости. Они делятся на общие, межотраслевые и отраслевые принципы.

Общими называются принципы, применяемые во всей системе права, закрепленные, как правило, в основном законе страны. К ним относятся  принципы социальной свободы, гуманизма, равноправия, законности и другие.

Межотраслевые принципы описывают  руководящие начала, которые выражают особенности нескольких родственных  отраслей права. Примером может служить  принцип коллегиальности рассмотрения уголовных и гражданских дел, гласность судебного разбирательства, который является единым для гражданского процессуального и уголовного процессуального  права.

Отраслевые принципы захватывают  более существенные черты конкретной отрасли права, так, например, отраслевым является принцип презумпции невиновности, в соответствии с которым никто  не может быть обвинен в совершении преступления, пока это не установлено  судом. Также никто не обязан доказывать свою невиновность, пока не доказана его  вина. Этот принцип является уголовно-правовым.

 

В гражданском процессуальном праве имеет место также отраслевой принцип диспозитивности. Данный принцип  является отражением автономного положения  субъектов спорных правоотношений. Основным движущим началом гражданского судопроизводства служит инициатива участвующих  в деле лиц. В соответствии с принципом  диспозитивности гражданские дела, по общему правилу, возникают, развиваются, изменяются, переходят от стадии к  стадии и прекращаются, главным образом, под влиянием инициативы участвующих  в деле лиц. Рассмотрим некоторые  из названных принципов различных  видов.

Принцип гуманизма представлен  основополагающим для правового  государства. Его суть заключается  в закреплении правом отношений  между людьми на основе человеколюбия, уважения достоинства личности, создания всех условий, необходимых для нормального  существования и развития личности. Гуманизм проявляется в том, что  экономический и социальный строй, закрепленный законодательством, должен исключать угнетение, бесчеловечное  отношение к личности. Система  гарантий, существующая в государстве, обязана, при ее последовательной реализации, защитить гражданина от неправомерного посягательства. Наибольшее значение принцип гуманизма приобретает для охранительных отраслей права, в первую очередь для уголовного. Наказание, применяемое к преступнику, должно служить целям воспитания, а не унижения. Полное и неуклонное проведение принципа гуманизма позволяет надеяться на исправление преступника и возвращение его к социально-активной правомерной жизни. В полной мере гарантии прав и свобод личности могут работать только в правовом государстве. Принцип равенства граждан перед законом выражается в том, что все граждане, независимо от национальной, религиозной и иной принадлежности, должностного и иного положения, имеют равные права и обязанности, в одинаковой степени отвечают перед законом. Данный принцип проявляется в равном исходном положении всех граждан государства. В государстве устанавливается равная для всех возможность иметь права и обязанности, однако, в зависимости от конкретной ситуации, в отношении каждого гражданина она проявляется по-разному, в зависимости от таланта, трудолюбия, социальных условий и т.п. субъективных факторов. Кроме того, этот принцип выражается в равных общегражданских правах. Эти права гарантируются основным и иными законами государства и охватывают право избирать и быть избранным, право на труд, на охрану здоровья, на образование, на жилье и т.д. Речь в данном случае идет именно об общегражданских правах и свободах. Специальные права и свободы вытекают из должностного, выборного и иного положения. В этой связи остро стоит вопрос о реальном воплощении общегражданских прав и свобод, о ликвидации привилегий, которые для других порождают дополнительные права. Данный принцип проявляется в равной ответственности перед законом. Все без исключения граждане должны отвечать за совершенные правонарушения, независимо от занимаемого должностного и служебного положения. Принцип демократизма в формировании и реализации права проявляется в широком участии представителей населения, трудовых коллективов, граждан в формировании правовой политики и совершенствовании законодательства. В реализации права показателем демократизма является порядок образования и функционирования правоприменительных, в том числе правоохранительных органов, степень их доступности для граждан, уровень юридической помощи населению. Принципы права наряду с другими юридическими нормами, т.е. конкретными правилами поведения, способны регулировать общественные отношения. Они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному делу (при аналогии права, например).

 

1.4 Право в системе  социальных норм. Социальная роль  и ценность права

Порядок отношений между  членами общества определяется и  регулируется социальными нормами: моральными, нравственными, этическими, религиозными, корпоративными и др. Правовые нормы - одна из разновидностей социальных норм, обладающая собственными специфическими признаками. Выше эти  признаки были названы. Рассмотрим взаимодействие и различие между правом и иными  социальными нормами.

Религиозные нормы описывают  правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих. Они содержатся в  религиозных книгах, произведениях  авторитетных духовных писателей. Этими  нормами определяется порядок организации  и деятельности религиозных объединений, регламентируется отправление обрядов, порядок церковной службы и т.п. Ряд религиозных норм имеет моральное  содержание. В настоящее время  нормы права соприкасаются с  религиозными нормами. Так, законодательством  создана правовая основа деятельности религиозных организаций, установлены  гарантии свободы вероисповедания  и распространения религиозных  убеждений и т.п. Вместе с тем  между правовыми и религиозными нормами имеются существенные различия. Так, религиозные нормы не поддерживаются принудительной силой государства, не имеют формальной структуры, заключены  в иных, неправовых формах (источниках) и имеют ряд других отличий. Тесным является взаимодействие права и  морали. Мораль определяется как известная  совокупность исторически складывающихся и развивающихся взглядов, принципов, убеждений и основанных на них  норм поведения, регулирующих отношения  людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, окружающим. Мораль имеет внутренний и внешний аспекты. Первый выражает глубину осознания  индивидом своего собственного Я, т.е. общественного долга, ответственности, меру духовности. Это то, что называется совестью - способностью к самооценке и самоконтролю, к суду над самим  собой. Второй аспект - конкретные формы  проявления указанных качеств. Эти  два аспекта тесно связаны  между собой. Соотношение между  правом и моралью достаточно сложное. Оно включает в себя четыре компонента: единство, взаимодействие, различие и  противоречия. Единство права и морали выражается в том, что они представляют собой разновидность социальных норм, которые в своей совокупности составляют целостную систему нормативного регулирования и в силу этого  обладают Право в системе социальных норм определенными общими чертами; у них единая нормативная природа. Право и мораль - оба эти явления  обусловлены экономическими, культурными  и иными факторами и причинами. Это делает данные понятия однотипными. И право, и мораль опираются на единый политический фундамент - реальное народовластие, демократизм, легитимную государственность, представляющую интересы различных слоев и групп населения. Мораль и право имеют один и тот же объект регулирования - общественные отношения. Объединяет право и мораль их цель: гармонизация личных и общественных потребностей, развитие личности, утверждение идей справедливости и гуманизма. Они основываются на свободе воли индивида, возможности выбора им вариантов поведения. Как право, так и мораль выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса обществ, его созидательных и дисциплинирующих возможностей. Несмотря на множество общих черт, право и мораль имеют определенные различия. Право и мораль различаются, прежде всего, по способам их установления, формирования, источниками. Правовые нормы создаются либо санкционируются государством и только государством, им же отменяются, дополняются либо изменяются. Право выражает государственную волю и выступает государственным регулятором общественных отношений. По-другому складывается мораль. Ее нормы создаются не государством непосредственно, а всем обществом. Они постоянно возникают и развиваются в процессе практической деятельности людей, их взаимного общения. Для того, чтобы нравственная норма получила право на существование, не нужно санкции официальных властей: достаточно, чтобы она была признана обществом, классом, социальной группой - теми, кто намерен ею пользоваться. Государство оказывает на формирование морали опосредованное, не прямое воздействие. Оно осуществляется через право, политику, идеологию, печать и т.п. В любом государстве действует единое право, чего нельзя сказать о морали. Она дифференцируется в соответствии с классовым, национальным, религиозным, профессиональным и иным делением общества. Право и мораль различаются по методам их обеспечения. Право обеспечивается, охраняется, защищается государством. За правом стоит аппарат принуждения, который следит за соблюдением правовых норм и наказывает тех, кто их нарушает. В этом смысле нормы права носят общеобязательный, непререкаемый характер. В праве, таким образом, объективно заложен принудительный момент. По иному обеспечивается мораль, которая опирается не на силу государственного аппарата, а на силу общественного мнения. Нарушение нравственных норм не влечет за собой вмешательства официальной власти, применения юридических санкций. Само общество, его коллективы решают вопрос о формах воздействия на нарушителей, не соблюдающих моральные запреты. Право и мораль различаются по форме выражения, фиксации. Если правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства или общественных организаций (законах, указах, постановлениях), группируются по отраслям права и институтам, систематизируются для удобства пользования в кодексы, сборники, уставы и т.п., то моральные нормы не имеют четких форм выражения. Они возникают и существуют в сознании людей - участников общественных отношений. Моральные нормы и принципы, возникая под влиянием определенных социальных условий в различных слоях и группах общества, распространяются затем на более широкий круг субъектов, становятся устойчивыми правилами и мотивами поведения. При этом нельзя точно указать ни время их создания, ни сроков их действия. Наметим некоторые другие направления для более детального сравнения морали и права: по характеру и способам их воздействия на сознание и поведение людей; по характеру и порядку ответственности за их нарушение; по уровню требований, предъявляемых к поведению человека; по сферам действия. Право и мораль постоянно взаимодействуют. Они поддерживают друг друга в деле упорядочивания общественных отношений, позитивного влияния на личность, формирования у граждан должной юридической и нравственной культуры, правосознания. Их требования во многом совпадают: действия субъектов, поощряемые правом, поощряются и моралью.

Информация о работе Понятие права,проблемы право понимания