Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 15:11, курсовая работа
Право – объект изучения различных наук как юридического, так и неюридического характера
Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Типы правопонимания…………………………………………………………………6
1.Юридический позитивизм…………………………………………………………………..6
2. Нормативизм……………………………………………………………………………….10
3.Теория естественного права……………………………………………………………….12
4.Социологическая юриспруденция………………………………………………………...16
5.Историческая школа права………………………………………………………………...18
6.Психологическая теория права…………………………………………………………….20
Глава 2. Объективное и субъективное право: характер соотношения……………………...24
Глава 3. Функции права………………………………………………………………………..32
3.1 Понятие функций права……………………………………………………………………35
3.2 Виды функций права……………………………………………………………………….35
Заключение……………………………………………………………………………………...41
Литература………………………………………………………………………………………43
Понятие
права
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Типы правопонимания…………………………………………
Глава 2. Объективное и субъективное право: характер соотношения……………………...24
Глава
3. Функции права……………………………………………
3.1 Понятие
функций права……………………………………………
3.2 Виды
функций права……………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Понятие права является
Право – объект изучения различных наук как юридического, так и неюридического характера. Будучи сложным, многогранным и разноуровневым общественным явлением, право попадает в поле зрения и социологии, и правоведения, и антропологии и многих других наук. Каждая из них подходит к праву по-своему, исходя из собственной природы и характера. Отсюда – проблема многообразия наук о праве, и, как следствие, правопониманий.
Само понятие права является неоднозначным, поскольку в разных правовых системах сложились различные подходы к определению сущности и признаков права. В мире существовало и существует множество различных теорий права и теорий государства, изучающие государственно-правовые явления с разных сторон. Все эти теории имеют разные предметы своего исследования – право, законы, судебные решения, политическую власть, государство и т. д. И все теории права и теории государства имеют в своей основе разные подходы к своему предмету, разное понимание терминов «право», «государство», разные типы правопонимания. Возникают вопросы касательно определения понятий объективного и субъективного права, их первичности и вторичности по отношению друг к другу и т. д. Касательно функций права так же возникают многочисленные мнения. В итоге все эти составляющие образуют в целом понятие права.
Имеющуюся исследовательскую
Первая группа работ касается
вопросов исследования
Ко второй группе относятся исследования, касающиеся проблемы объективного и субъективного права. Здесь необходимо выделить работы С.С. Алексеева4, Б.А. Чагина5, Г.Н. Полянской6 и других.
Третью группу составляют
Таким образом, можно
Исходя из этого, цель
Для реализации поставленной
цели необходимо решить
Объектом анализа выступает
Источниковую базу работы
Первую группу образуют
Вторую группу составили
В целом все группы источников
позволяют проиллюстрировать
Структура курсовой работы
Глава
1. Типы правопонимания
Основополагающей проблемой теории государства и права является проблема сущности и социальной природы права. Правопонимание – это цельная, взаимосвязанная концепция правовых идей, обладающих особым набором свойств. Многие юристы и философы обращались к этому вопросу с древнейших времен.
Например, римские юристы разграничивали значение понятия «право» как минимум в двух смыслах: 1) право – то, что всегда является справедливым и добрым, т. е. философское осмысление понятия «право»; 2) право – то, что полезно всем или многим в каком-либо государстве, каковым является гражданское право. Таким образом, делается акцент на том, что право представляет собой государственно установленные нормы, оформленные в писаном законе или правовом обычае и т. д.
По большому счету можно выделить два типа правопонимания, основываясь на критерии соотношения права и закона: юридический и легистский тип правопонимания. Для юридического правопонимания вопрос «что такое право?» – подлинный. Для легистов же не стоит такой проблемы, для них право – это только официально действующее законодательство. Суть такой классификации типов правопонимания состоит в различении или отождествлении понятий «право» и «закон».
Для предмета теория государства и права вопрос о типе правопонимания имеет решающее значение, ибо определяется именно им. С одной стороны, многообразие типов правопонимания дает почву для критики, с другой – вносит неясность и может кардинально перестроить всю систему взглядов юриспруденции.
С одной стороны, необходим единый, универсальный поход к предмету теории государства и права, но с другой стороны, его выработать невозможно ввиду того, что право – понятие, складывающееся из множества факторов, часть которых меняется. Поэтому найти единственно верную комбинацию практически невозможно. Ввиду этого и существует множество теорий, которые с разных позиций рассматривают понятие и сущность права. Наиболее значимыми в истории политико-правовой мысли являются трактовки права, данные представителями юридического позитивизма, нормативизма, теории естественного права, социологической юриспруденцией, исторической школы права, психологической теории права.
1. 1 Юридический позитивизм
Впервые термин «позитивизм» (позитивное значение) ввел в научный оборот О. Конт (1798-1857 гг.) для обозначения как своей философии, так и своей социальной теории (социальная физика). Позитивное знание – это наблюдаемое, исчисляемое и проверяемое на опыте знание.
Что касается юридического позитивизма, то разумней определить дату его зарождения годами творчества И. Бентама. «С общими взглядами Бентама на кодификацию и законодательство тесно связаны его взгляды на право, которое, по его мнению, является исключительно волей суверена, изданной в соответствующей форме»12. Поэтому он отвергает естественное право и фактически начинает юридический позитивизм, который был в последствии развит Дж. Остином (1790-1859 гг.), которого стали называть отцом правового позитивизма. В его трудах «Определение предмета юриспруденции» и «Лекции о юриспруденции, или философия позитивного закона» изложены базовые идеи этого направления. Он развил утилитаристский тезис Дж. Бентама о том, что право – это «повеление суверена»13, и снабдил его развёрнутым обоснованием.
В итоге право представляет в относительно определенной и легко обозреваемой совокупности правил (норм), принципов и типологических делений. Если, по представлениям Дж. Бентама, право следует воспринимать как совокупность знаков, изданных или одобренных сувереном для регулирования должного поведения определенного класса лиц, находящихся под его властью, то, согласно Остину, такого суверена можно представить себе – в зависимости от обстоятельств – в виде не только лица, но и учреждения, которое действительно, а не формально является сувереном для подвластных в данном политическом сообществе. Источником права, таким образом, является суверенная власть, причем важнейшей гарантией нормального функционирования права и самой суверенной власти выступает привычка большинства к повиновению. «Нет поэтому, согласно Остину, оснований относить к разряду позитивного закона, к примеру, распоряжение оккупационных армейских властей, даже если они и дают этому распоряжению наименование закона»14.
В конструкции Остина суверен предстает воплощением всевластного учреждения, а норма права – нормой властного принуждения, или «правилом, установленным одним разумным существом, имеющим власть над другим разумным существом, для руководства им»15. Приказ суверена, снабженный санкцией, и есть, по сути дела, правовая норма (норма позитивного закона).
Таким образом, норма получает юридический характер только в том случае, когда некто, обладающий необходимыми властными возможностями и способностями, в состоянии придать ей обязывающую силу принуждения под угрозой причинить вред (негативные последствия) нарушителю данной нормы. «Санкции, установленные позитивным законом, имеют характер юридический и политический одновременно, поскольку они реализуются на практике данным политическим сообществом в принудительном порядке. В этом смысле право в целом является приказом суверенной власти, устанавливающим обязанности и находящим гарантии их реализации в политических санкциях и принуждении»16.
Суть юридико-позитивистского подхода в понимании и истолковании права хорошо передается формулой «закон есть закон». «В историческом плане позитивистский подход выделяется своим негативным отношением к любым конструкциям, которые допускают или терпимо относятся к допущению, что помимо реально существующего и воспринимаемого государства и связанного с ним массива законодательства существует некое более разумное право и связанное с ним государство, являющее собой эталон для сопоставлений. Подобный же негативизм он распространяет и на концепции естественных и неотчуждаемых прав»17. Другой важной и более оправданной особенностью использования формулы «закон есть закон» является признание её необходимейшим условием нормального общения в нормально организованном человеческом (политическом, трудовом, имущественном) общежитии, своего рода краеугольным камнем в громадном здании государственности и неотъемлемым атрибутом повседневного правового общения.