Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 09:11, контрольная работа
История показывает, что только тогда правотворческая и правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное место занимает и сознательное, организующее творчество, умная работа. При изучении этих сознательных и созидательных процессов в правотворчестве и правоприменении, теория права формулирует тему правопонимания, правосознания и правовой культуры.
Введение 3
1. Проблема происхождения права. 5
2.Причины происхождения права 7
3.Понятие и сущность права. Проблемы познания права. 9
Заключение 16
Список используемой литературы 17
История
показывает, что только тогда правотворческая
и правоприменительная
Правовое осознание, понимание оказывает активное воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе и государстве, способствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию и укреплению целостности общества, порядка в нем. Здоровое понимание права обществом и государством является основой крепости государства, эффективного функционирования политической и правовой систем.
Развитое правопонимания, правосознание и правовая активность граждан являются основой верховенства права в цивилизованном обществе, фундаментом правового государства.
В литературе исследования правого сознания проводились довольно часто, а вот тема понимания права в современной науке юриспруденции, затрагивалась не так часто, данная тематика присуща больше философским суждениям.
Следует отметить, что отмечая принципиально важную роль, как опыта, так и творческой способности разума в процессе познания права мы еще не решаем проблемы, а лишь констатируем факты. Природа же этой творческой активности в общем-то остается не вполне понятной. Скорее даже совсем непонятной. Поэтому следует особое внимание уделить историческому развитию проблемы познания права, потому что история позволяет проследить основные закономерности исследования. Можно сказать, что в настоящее время историко-правовое познание права как целостное образование, владея трехэтажным домом, живет на одном, причем нижнем, этаже. Но если мы не понимаем природы этой активности, то, что же делать – следует ограничиться констатацией и надеждой, что будущее развитие познания права решит эту проблему, как, впрочем, уже не раз бывало в истории права.
В
любом историческом обществе для
поддержания в нем порядка
требуется регулирование с
В первобытном обществе нормативным социальным регулятором были нормы-обычаи — правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного повторения в течение длительного времени. Обычное право — система норм, опирающихся на обычай.
Нормы-обычаи были основаны на естественно-природной необходимости и имели значение для всех сторон жизни общины, рода, племени, для регламентации хозяйственной жизни и быта, семейных и иных взаимоотношений членов рода, первобытной морали, религиозно-ритуальной деятельности. Их целью было поддержание и сохранение кровнородственной семьи. Это были “мононормы”, т.е. нерасчлененные, единые нормы.1
В них переплетались, чётко не проступая, самые разнообразные элементы: морали, религии, правовых начал.
Мононормы не давали преимуществ одному члену рода перед другим, закрепляли “первобытное равенство”, жестко регламентируя их деятельность в условиях противостояния суровым силам природы, необходимости обороняться от враждебных племен. В мононормах права членов рода представляли собой оборотную сторону обязанностей, были неотделимы от них, поскольку первобытный индивид не имел выделенного осознанного личного интереса, отличного от интереса рода. Только с разложением первобытного строя, с появлением социальной неоднородности все более самостоятельное значение приобретают права. Возникновение мононорм было свидетельством выхода человека из животного царства в человеческое сообщество, движущееся по пути прогресса.
В условиях общественной собственности и коллективного производства, совместного решения общих дел, неотделенности индивида от коллектива в качестве автономной личности, обычаи не воспринимались людьми как противоречащие их личным интересам. Эти неписаные правила поведения соблюдались добровольно, их выполнение обеспечивалось, в основном, силой общественного мнения, авторитетом старейшин, военачальников, взрослых членов рода. При необходимости к нарушителям норм-обычаев применялось принуждение, исходившее от рода или племени в целом (смертная казнь, изгнание из рода и племени и др.).
В первобытном обществе преобладало такое средство охраны обычая, как “табу” — обязательный и непререкаемый запрет (например, запрет под страхом тягчайших наказаний кровнородственных браков). Кроме запретов (табу), возникли такие способы регулирования, как дозволение и позитивное обязывание (только в зачаточной форме).2 Дозволения имели место в случаях определения видов животных и времени охоты на них, видов растений и сроков сбора их плодов, пользования той или иной территорией, источниками воды и др. Позитивное обязывание имело целью организовать необходимое поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров, изготовления орудий и др.
Нормативные
обобщения (запреты, дозволения, позитивные
обязывания), ставшие обычными способами
регулирования
Процесс возникновения государства и права протекал при их взаимном влиянии друг на друга и вызван был одними и теми же причинами:
1.
Потребностями экономических
2.
Необходимостью поддерживать
3. Организацией публичной власти, отделенной от населения и способной санкционировать обычаи, устанавливать юридические нормы и обеспечивать проведение их в жизнь;
4.
Превращением человека в
Таким образом, возникновение права было связано с: качественным усложнением производства, политической и духовной жизни общества; обособлением личности как участника общественных отношений со своими притязаниями на автономность существования (социальную свободу); формированием государства, которому потребовался новый нормативный социальный регулятор, способный выполнить задачи: а) обеспечить функционирование общества как целостного организма более высокого порядка, чем первобытное общество, поддерживать в нем порядок и стабильность; б) закрепить и обеспечить индивидуальную свободу автономной личности.
Выполнить
такие задачи было не под силу нормативным
регуляторам
Следует заметить, что главной причиной, по которой право выделилось из всех социальных регуляторов в особую систему норм является появление государства. Государству необходимо было обеспечить функционирование общества как целостного организма более высокого порядка, поддерживать в нем порядок и стабильность и иметь возможность влиять на обычаи, привычки, традиции своих народов.
Понятие права – основная категория правоведения, так как в зависимости от того, как мы определим понятие права, будут зависеть и другие правовые категории, а также отраслевые понятия юридических наук.
Понятие права имеет не только чисто научное значение, но и практический смысл, так как от понимания права зависит законодательная деятельность, ориентация юридической практики, понятие права влияет на правосознание людей.
Право – непростое явление, от того или иного понимания права зависят интересы людей, они влияют на подход людей к праву. Право в различных обществах и конкретных случаях проявляет себя по-разному. На понятие права влияют не только чисто научные усилия, но и обстановка в той или иной стране.
Единого правопонимания в теории нет. Общее во всех теориях права то, что они рассматривают право, во-первых, как социальный институт, как элемент структуры общества, а, во-вторых, право рассматриваются как средство регулирования поведения, как институт, фиксирующий порядок в обществе, порядок в отношениях между людьми.
Всё множество вариантов правопонимания можно свести к 3 основным типам (концепциям правопонимания):
1. нормативное правопонимание;
2. социологическое;
3. нравственное.
Эти концепции и раскрывают сущность права.
С точки зрения нормативного правопонимания право – это система норм, система общеобязательных правил поведения, установленных государством. Такое правопонимание наиболее распространенно в силу его простоты, формального подхода к праву. Это понимание нацелено на узкопрофессиональную юридическую деятельность. В данном случае право определяется по внешним признакам: все то, что исходит от государства, считается правом. В рамках этого правопонимания закон и право равны.
Такое правопонимание обладает определенными недостатками:
1. Право понимается очень узко – как текст закона. Это правопонимание иногда называют узконормативным.
2.
Нет возможности увидеть
3.
Право здесь жестко подчинено
государству, рассматривается
4.
Такое правопонимание не дает
возможности оценить акты
5.
Такое правопонимание
6.
Этот тип правопонимания
7.
С точки зрения этого подхода
права и свободы граждан
Эти и другие недостатки породили иные подходы к правопониманию.
С точки зрения социологического подхода право коренится в природе общественных отношений. Право представляет собой определяет сторону общественной жизни, оно выражается в действиях и поступках людей, т. е. в расчет берется т. н. "живое", действующее право. Право в данном случае понимается как форма и порядок общественных отношений.3
В
нормативном правопонимании первичной
клеткой права считается норма
права, а в социологическом
Суть
социологического правопонимания может
быть сведена к следующему: в процессе
своей обычной
С точки зрения этой концепции законы можно разделить на правовые и неправовые.