Понятие права,проблемы право понимания

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Термин “право” — многогранно, имеет богатое разностороннее содержание.
Во-первых, его используют в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п.), в рамках которого речь идет о нравственных, политических, культурных и иных возможностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом; поступить по совести; изменить, следуя моде, свой вид; право члена общественного объединения и т.п.).

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа ТГП.docx

— 65.94 Кб (Скачать)

-происхождение права;

-соотношение права и  закона;

-критерии права.

Представители первой тенденции  предполагали, что правила поведения, нормы права вносятся в человеческое общество волей государства либо силой провидения (божественной волей). Оно не является результатом развития социума, а вносится в него извне. При этом право и закон отождествляются, а субъект права лишается возможности  оценивать правовые предписания  как несправедливые или справедливые. Точнее, отсутствие в законе интереса индивида не освобождает его от исполнения норм, несущих государственный или  иного происхождения интерес. Вторая тенденция правопонимания возникает  из иных подходов к возникновению  права. Происхождение правовых предписаний  обосновывается из внутреннего развития общества. Социальная практика, совместная деятельность людей, столкновение их интересов  являются источником права. Право и  закон, соответственно различаются  в том случае, если закон не несет  в себе идей общечеловеческой справедливости. Именно этим двум направлениям соответствуют  естественно-правовые и позитивистские концепции права. Охарактеризуем некоторые  из теорий понимания права.

 

4.2 Естественно-правовые  теории правопонимания

Естественное право называется естественным потому, что оно вытекает из природы: природы вещей, человека, всеобщего, универсального порядка. Право  естественное - результат развития гражданского общества, оно суть естественного  порядка вещей. Естественные права  существуют как таковые, независимо от того, закреплены они в каких-либо источниках или нет. Эти права  являются прирожденными. В некоторой  степени они обусловлены экономическими, духовными и иными условиями, но по сути своей они являются прирожденными, отсюда следует их непоколебимость, неизменность, абсолютность. Естественные права возникают независимо от того, выражены ли они в нормах или нет.

Естественные права определены в виде идей, представлений, они отражаются в морали, нравственности, обычаях  и в юридических нормах. Право  на жизнь, безопасное существование, свободное  передвижение личности - примеры закрепления  естественных прав в юридических  нормах.            Теория естественного права представляет собой совокупность концепций, основывающихся на следующем определении права: право - это представление о справедливом праве, стоящем над законом и  противопоставляемом ему. Естественное право при этом может брать верх над позитивным правом и действующим государственным порядком. Естественное право при этом имеет оценочную функцию по отношению к праву государственному, к закону.

Естественно-правовая традиция содержит в себе мысль о единении, тождестве справедливости и права. Учение о справедливости занимает центральное  место в теориях естественного  права, древних и современных. Справедливое право действует в противоборстве добра и зла, света и тьмы как  активный творец и защитник добра.

 

4.3 Позитивистское  понимание права

Позитивистское понимание  права полагается на то, что право - это система детерминант, порождающих строго определенные последствия в сфере юридической практики. За исходное начало берется опыт функционирования государственных институтов: законов, прецедентов, судов, парламентов, правительств, чиновников и т.п. Право мыслится как порождение и инструмент государства. Оно этатизируется, подвергается огосударствлению, рассматривается как форма осуществления государственной политики. Сущность позитивистского подхода состоит в том, что право не возникает как результат естественного исторического развития. Оно всегда позитивно, то есть дано какой-либо силой (государством, богом, высшим разумом). Несмотря на разнообразие трактовок и подходов, общим для данного направления является признание правом только норм, созданных государством. В юридическом позитивизме правом признается любая норма (вне зависимости от содержания), обладающая формально-юридическими качествами, то есть позитивизм выводит формулу «закон есть закон» независимо от содержания. Эта теория вообще исключает из понятия права вопрос о его содержании.

Юридический позитивизм сравнивает понятия права и закона, тогда  как естественно-правовые концепции  исходят из различения права и  закона.

Это теория  имеет как  недостатки, так и достоинства, благодаря  которым оно и сегодня является одним из самых распространенных. Негативные оценки позитивизма связаны  с тем, что его отказ от социальной оценки права привел к одиозному  звучанию формулы «закон есть закон». Эта формула может открыть  дорогу волюнтаризму и произволу  в области правотворчества и  в государственном управлении в  целом. Все, что порождает государство, является ценным само по себе, так как  сила, его создающая, является совершенной  и абсолютной. К числу недостатков  позитивизма относится его трактовка  прав человека как конституционных, данных государством и закрепленных в законодательстве. Такой подход позволял государствам не только давать права своим гражданам, но и ограничивать, забирать их совсем. Современная доктрина прав и свобод человека не укладывается в позитивистские рамки. Вместе с тем юридический позитивизм имеет ряд непререкаемых заслуг перед современным правоведением. Именно позитивистские школы признаны классическими, и в настоящее время не потеряли своей актуальности разработанные понятия: учения о правовой норме и структуре, виды толкования права, понятие субъекта права, основания юридической ответственности и многие другие разработки. К заслугам юридического позитивизма относится утверждение принципа верховенства закона, требование строгой законности. Юридический позитивизм условно может быть подразделен на три большие группы учений, существующих в разных странах и возникших в разное время: государственно-институционный (этатический), социологический и антропологический (психологический и биологический).

Этатический позитивизм описывает право как систему велений или предписаний государства, адресованных гражданам и их объединениям. По одну сторону - государство и право, логически и исторически связанные между собой, по другую - гражданское общество, интересы которого отражаются в праве лишь после того, как они трансформируются в государственные интересы. В своих крайних вариантах этатический позитивизм почти полностью растворяет сущность права в государстве, рассматривает право как нечто вторичное по отношению к государству, как функцию государства, его инструмент. Единственной силой права является принудительная мощь государства.

Социологический позитивизм объединяет связь между обществом  и государством, верховенствует и  там и здесь. Социологические  школы исходят из того, что законодатель не создает право, а лишь открывает  его. Такой подход оправдан, особенно в той мере, в какой отрицает «свободу воли», «волюнтаризм» законодателя и ориентирует науку на изучение реальных процессов, происходящих в  обществе.

Однако многое зависит  от того, как трактуется развитие права  в слоях общества, какая часть  реальных правоотношений рассматривается  в качестве основных, каким целям  служит основная идея. Она может  использоваться как для того, чтобы  потребовать от законодателя реформ, изменений действующего законодательства, так и для того, чтобы не допустить  сколько-нибудь существенных законодательных  новшеств, поскольку новое право  еще не сложилось.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Права даны человеку от природы, носят естественный и неотъемлемый характер, определены в качестве высшей социальной ценности, являются непосредственно  действующими, находятся под защитой  государства, соответствуют международным, стандартам.

Правовые нормы, являются едиными масштабами (эталонами) человеческой деятельности, показывают границы поступков  людей, меру, рамки, объем их возможного и должного поведения. Именно с помощью  права, законов субъекты общественных отношений — индивидуальные и  коллективные — ставятся под юрисдикцию государства, которое в интересах  всего общества запрещает или  разрешает определенные действия, ограничивает или расширяет сферу личных желаний  и устремлений, предоставляет права, возлагает обязанности, ответственность, поощряет полезную и пресекает вредную  деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бошно С.В.  Правоведение
  2. Лекции по дисциплине  «Теория государства и права»
  3. Добровольская Т.Н. Адвокат / Т.Н.Добровольская // БСЭ. — З-е изд. — М.,1974. — Т.1. — С.219.
  4. Фаизов К.Ш. Преступное предпринимательство / П.С. Яни // Законодательство. — 1999. — №3. — С.78-86.
  5. Горбаток, Н. А. Общая теория государства и права в вопросах и ответах: учеб. пособие / Н. А. Горбаток; М-во внутр. дел Респ. Беларусь, Акад. МВД. – Минск, 2005. – 183 с.
  6. Правовая система Республики Беларусь: состояние, проблемы, перспективы развития: материалы V межвуз. конф. студентов, магистрантов и аспирантов, Гродно, 2005. – 239 с.
  7. Станкевич Г.В., Беланова Г.О. Роль юридической науки в проведении судебной реформы 1864 г. // История государства и права. 2008. №17. С.13.
  8. Успанов У.У. Очерки по теории права.  М., 1915. С.36.
  9. Скаков, А. Б. Прогрессивная система исполнения лишения свободы и ее отражение в новом законодательстве Республики Казахстан: автореф. дис. … д-ра. юрид. наук: 12.00.08 / А. Б. Скаков; Белорус. гос. ун-т. – Минск, 2006. – 43 с.
  10. Корнеева, И. Л. Гражданское право: учеб. пособие: в 2 ч. / И. Л. Корнеева. – М.: РИОР, 2004. – Ч. 2. – 182 с.

 

 

 


Информация о работе Понятие права,проблемы право понимания