Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:20, курсовая работа
Термин “право” — многогранно, имеет богатое разностороннее содержание.
Во-первых, его используют в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п.), в рамках которого речь идет о нравственных, политических, культурных и иных возможностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом; поступить по совести; изменить, следуя моде, свой вид; право члена общественного объединения и т.п.).
-происхождение права;
-соотношение права и закона;
-критерии права.
Представители первой тенденции предполагали, что правила поведения, нормы права вносятся в человеческое общество волей государства либо силой провидения (божественной волей). Оно не является результатом развития социума, а вносится в него извне. При этом право и закон отождествляются, а субъект права лишается возможности оценивать правовые предписания как несправедливые или справедливые. Точнее, отсутствие в законе интереса индивида не освобождает его от исполнения норм, несущих государственный или иного происхождения интерес. Вторая тенденция правопонимания возникает из иных подходов к возникновению права. Происхождение правовых предписаний обосновывается из внутреннего развития общества. Социальная практика, совместная деятельность людей, столкновение их интересов являются источником права. Право и закон, соответственно различаются в том случае, если закон не несет в себе идей общечеловеческой справедливости. Именно этим двум направлениям соответствуют естественно-правовые и позитивистские концепции права. Охарактеризуем некоторые из теорий понимания права.
4.2 Естественно-правовые теории правопонимания
Естественное право называется
естественным потому, что оно вытекает
из природы: природы вещей, человека,
всеобщего, универсального порядка. Право
естественное - результат развития
гражданского общества, оно суть естественного
порядка вещей. Естественные права
существуют как таковые, независимо
от того, закреплены они в каких-либо
источниках или нет. Эти права
являются прирожденными. В некоторой
степени они обусловлены
Естественные права определены
в виде идей, представлений, они отражаются
в морали, нравственности, обычаях
и в юридических нормах. Право
на жизнь, безопасное существование, свободное
передвижение личности - примеры закрепления
естественных прав в юридических
нормах.
Теория естественного права
Естественно-правовая традиция
содержит в себе мысль о единении,
тождестве справедливости и права.
Учение о справедливости занимает центральное
место в теориях естественного
права, древних и современных. Справедливое
право действует в
4.3 Позитивистское понимание права
Позитивистское понимание права полагается на то, что право - это система детерминант, порождающих строго определенные последствия в сфере юридической практики. За исходное начало берется опыт функционирования государственных институтов: законов, прецедентов, судов, парламентов, правительств, чиновников и т.п. Право мыслится как порождение и инструмент государства. Оно этатизируется, подвергается огосударствлению, рассматривается как форма осуществления государственной политики. Сущность позитивистского подхода состоит в том, что право не возникает как результат естественного исторического развития. Оно всегда позитивно, то есть дано какой-либо силой (государством, богом, высшим разумом). Несмотря на разнообразие трактовок и подходов, общим для данного направления является признание правом только норм, созданных государством. В юридическом позитивизме правом признается любая норма (вне зависимости от содержания), обладающая формально-юридическими качествами, то есть позитивизм выводит формулу «закон есть закон» независимо от содержания. Эта теория вообще исключает из понятия права вопрос о его содержании.
Юридический позитивизм сравнивает понятия права и закона, тогда как естественно-правовые концепции исходят из различения права и закона.
Это теория имеет как
недостатки, так и достоинства, благодаря
которым оно и сегодня является
одним из самых распространенных.
Негативные оценки позитивизма связаны
с тем, что его отказ от социальной
оценки права привел к одиозному
звучанию формулы «закон есть закон».
Эта формула может открыть
дорогу волюнтаризму и произволу
в области правотворчества и
в государственном управлении в
целом. Все, что порождает государство,
является ценным само по себе, так как
сила, его создающая, является совершенной
и абсолютной. К числу недостатков
позитивизма относится его
Этатический позитивизм описывает право как систему велений или предписаний государства, адресованных гражданам и их объединениям. По одну сторону - государство и право, логически и исторически связанные между собой, по другую - гражданское общество, интересы которого отражаются в праве лишь после того, как они трансформируются в государственные интересы. В своих крайних вариантах этатический позитивизм почти полностью растворяет сущность права в государстве, рассматривает право как нечто вторичное по отношению к государству, как функцию государства, его инструмент. Единственной силой права является принудительная мощь государства.
Социологический позитивизм объединяет связь между обществом и государством, верховенствует и там и здесь. Социологические школы исходят из того, что законодатель не создает право, а лишь открывает его. Такой подход оправдан, особенно в той мере, в какой отрицает «свободу воли», «волюнтаризм» законодателя и ориентирует науку на изучение реальных процессов, происходящих в обществе.
Однако многое зависит от того, как трактуется развитие права в слоях общества, какая часть реальных правоотношений рассматривается в качестве основных, каким целям служит основная идея. Она может использоваться как для того, чтобы потребовать от законодателя реформ, изменений действующего законодательства, так и для того, чтобы не допустить сколько-нибудь существенных законодательных новшеств, поскольку новое право еще не сложилось.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Права даны человеку от природы, носят естественный и неотъемлемый характер, определены в качестве высшей социальной ценности, являются непосредственно действующими, находятся под защитой государства, соответствуют международным, стандартам.
Правовые нормы, являются едиными масштабами (эталонами) человеческой деятельности, показывают границы поступков людей, меру, рамки, объем их возможного и должного поведения. Именно с помощью права, законов субъекты общественных отношений — индивидуальные и коллективные — ставятся под юрисдикцию государства, которое в интересах всего общества запрещает или разрешает определенные действия, ограничивает или расширяет сферу личных желаний и устремлений, предоставляет права, возлагает обязанности, ответственность, поощряет полезную и пресекает вредную деятельность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ