Коллективный договор. Государственная система управления охраной труда. Система государственного и муниципального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 09:47, контрольная работа

Описание работы

Коллективный договор — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя, заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК), а также акт социального партнерства работников и работодателя. Его основная задача – регулирование социально-трудовых отношений.

Работа содержит 1 файл

соц политика.docx

— 52.43 Кб (Скачать)

    Вместе  с тем в руках центральных  отраслевых органов исполнительной власти остались важные рычаги воздействия  на подведомственные предприятия и  учреждения, что в некоторых случаях  может свести на нет всю самостоятельность  последних в решении производственных и хозяйственных вопросов, а именно: обеспечение исполнения законов  и других нормативно-правовых актов, в том числе актов центральных  органов исполнительной власти, занятие  должностей руководителей, финансирование в целом или каких-либо мероприятий, контроль. И в законодательстве, и в практической деятельности наблюдается  все больше попыток усилить непосредственное управленческое воздействие на государственные  предприятия и учреждения.

    Фактически  децентрализация управления опирается  лишь на разгосударствление, изменение  форм собственности и соответственно на дифференциацию по формам на частную, органов местного самоуправления, коллективную, государственную. Управление негосударственными предприятиями сосредоточили в  своих руках собственники или  уполномоченные ими лица. Степень  государственного управления предприятиями  системы местного самоуправления также  значительно сократилась, поскольку  они выведены из подчиненности государственных  органов при сохранении ведомственной  принадлежности.

    Таким образом, организация управления охватывает не только государственное, но и негосударственное  управление в пределах, которые регулируются нормами административного права. Элементами организации управления являются:

    а) органы исполнительной власти;

    б) органы, которые входят в организационный  механизм осуществления исполнительной власти (органы государственного управления), но прямо не относятся к органам  исполнительной власти;

    в) нормы административного права, с помощью которых устанавливаются  статус всех звеньев управления, их служащих, пределы взаимоотношений, правовая ответственность субъектов.

    Главной целью государственного управления является создание наиболее благоприятных  условий для формирования исполнительной власти, отвечающей интересам граждан, общества и государства. В рамках главной цели достигаются другие, более конкретные цели, сущность которых  сводится к установлению принципов  и форм, юридическому закреплению  содержания управленческой деятельности. Сюда включаются: решение вопросов относительно системы и структуры  органов управления в зависимости  от их функционального назначения; разграничение между ними компетенции; определение их задач, функций, прав и обязанностей; урегулирование правовых форм взаимодействия высших и низших звеньев административной системы; выбор оптимальных методов управленческой деятельности и форм их реализации. Единство целей, стоящих перед органами исполнительной власти, достигается  с помощью правовых норм, единой правовой природы органов управления и характера выполняемых ими  функций3.

    Правовые  основы организации  управления

    Виды  правовых актов по организации управления по  юридической силе:

  • Конституция  Российской  Федерации,  закрепляющая  в  общем  виде  структуру экономики,     социально-культурной      и      административно-политической деятельности;
  • законы Российской Федерации;
  • постановления палат Федерального Собрания;
  • - конституции,  уставы  и законы  субъектов Российской   Федерации.   Уставы
  • субъектов Российской Федерации, кроме республик, имеют большое значение  для организации управления на уровне  этих  субъектов.  В  уставах,  принимаемых законодательными  (представительными)  органами  соответствующих   субъектов Российской  Федерации,  решаются   важнейшие   вопросы   структуры   органов управления и их статуса;
  • подзаконные акты Президента Российской Федерации  и  органов  исполнительной власти.

    По  содержанию различаются:

  • общие  правовые  акты,  распространяющие  свое  действие   на   общественные отношения независимо от того, в какой сфере или отрасли они возникают;
  • специализированные,  регламентирующие  вопросы  организации   управления   в отдельных отраслях и сферах.

    Функции государственного управления

    Система государственного управления состоит  из повседневного осуществления  определенных функций. Термин «функция»  применяют для обозначения деятельности любых государственных органов  независимо от их цели. Функционировать  — значит действовать, быть в действии, исполнять обязанности. Функция  есть и обязанность, и круг деятельности, и назначение. Функция управления как понятие — это определенное направление специализированной деятельности исполнительной власти, содержание которой  характеризуется однородностью  и целевой направленностью.

    Характер  задач, связанных с управлением, влияет на сущность управленческих функций. Задачи, которые осуществляются органами государственного управления, весьма разнообразны. Каждая управленческая акция предусматривает наличие определенной цели и использование для ее достижения соответствующих способов. Сущность и назначение управленческих функций обусловлены системой социально-экономических, социально-политических и иных факторов, которые существуют в государстве4.

    Содержанием исполнительной власти как самостоятельного вида государственной деятельности является комплекс функций, в которых  непосредственно проявляется властно  организующее содержание государственного управления, осуществляемое в различных  процессуальных формах через постоянный информационный обмен между субъектом  и объектом управления на основе прямых и обратных связей. Функция управления объединяет в одно целое запланированный  результат, практическую деятельность по выполнению намеченных задач и  полученный результат.

    Функции управления — это относительно самостоятельные  и однородные части содержания управленческой деятельности, в которых выражается властно организующее влияние субъекта управления на объект.

    Следовательно, функцию государственного управления можно определить как часть управленческой деятельности государства, которая  осуществляется на основании закона или иного правового акта органами исполнительной власти присущими им методами для выполнения задач государственного управления.

    Функции исполнительной власти, являются относительно самостоятельными и универсальными. Существуют различные подходы относительно их классификации. Их делят на политические и технические функции, или функции  общего управления и специализированные функции, функции осуществления  суверенитета (внешнего и внутреннего), экономические, социальные, социально-воспитательные функции и т. п.

    Наиболее  распространенной в отечественной  литературе является классификация  функций государственного управления на общие, специальные и вспомогательные.

    Общие функции оказывают объективно необходимое  влияние на определенные процессы, которые происходят в хозяйственной, политической, социально-культурной и  иных сферах. Эти функции являются основными, присущими любому управлению, независимо от того, на каком уровне и в каких отраслях они осуществляются. Общие функции государственного управления — прогнозирование, планирование, организация, регулирование, координация, учет, контроль. Эта классификация  построена на основании внутренней технологии управленческой деятельности.

    Функция прогнозирования. Необходимость в прогнозировании вытекает из самой природы государственного управления, ибо оно должно решать как повседневные задачи, так и перспективные проблемы. Прогнозирование — это научное предвидение, систематическое исследование состояния, структуры, динамики и перспектив управленческих явлений и процессов, присущих субъекту и объекту управления. Прогнозирование обусловлено также характером объекта управления, который отличается значительной динамичностью. Нельзя осуществлять управленческие действия без знания их последствий. Поэтому управленческая система должна быть прогнозируемой. Государственное управление призвано решать долгосрочные, перспективные задачи. Если органы исполнительной власти не будут иметь прогнозов, решение этих задач будет осуществляться в условиях соответствующей неопределенности. В управленческом процессе прогнозирование используется и как функция, и как принцип, и как метод управления. Поэтому органы исполнительной власти должны разрабатывать прогнозы, управлять ими, решать на их основании свои задачи.

    Функция планирования присутствует на всех уровнях иерархии управления. Она состоит в определении цели, направлений, задач, способов реализации тех или иных процессов (социальных, экономических, политических, культурных и др.), разработке программ, с помощью которых должна быть достигнута цель. Путь реализации функции планирования имеет такой схематический вид: необходимость — задачи — функция — решение (цель). Методика планирования основывается на принципах научности, комплексности, многовариантности решений, выборе оптимального варианта, нормативности и др.

    Функция организации связана с созданием организационного механизма. Цель этой функции — сформировать управляющие и управляемые системы, а также связи и отношения между ними. Особенность функции организации относительно иных самостоятельных функций состоит в том, что это единая функция, которая обеспечивает взаимосвязь и эффективность всех иных функций управления. Содержание функции организации включает создание органов управления, построение структуры аппарата управления, формирование управленческих подразделений, звеньев, разработку положений об органах управления, установление взаимосвязей между управленческими структурами, подбор и расстановку кадров и др. Организация означает также реорганизацию и ликвидацию органов управления, предприятий, учреждений.

    Благодаря функции регулирования достигается необходимое состояние упорядочения и устойчивости системы управления. Регулирование охватывает главным образом текущие мероприятия по любым отклонениям от задач и заданных программ. С помощью регулирования осуществляются непосредственное руководство, поведение управляемых объектов. Под влиянием регулирования управленческие процессы происходят в заданном направлении и в соответствии с установленной программой. Необходимость оперативного регулирования обусловлена исключительно мобильностью самого управления. Способность управленческой системы самостоятельно сохранять равновесие относительно возбуждающих влияний (отклонений) является результатом осуществления функции регулирования.

    Координация как функция обеспечивает согласование деятельности систем управления. Благодаря координированию согласовываются действия не только руководителей внутри управленческого звена, но и действия руководителей иных управленческих структур.

    Функция учета связана со сбором, передачей, хранением и обработкой данных, регистрацией и группированием сведений о деятельности системы управления, наличии и затратах ресурсов и т. п. Учет является предпосылкой контроля.

    Функция контроля имеет свои особенности относительно всех иных функций. Так, если планирование ставит задачу, организация приводит систему управления в состояние возможности выполнения этой задачи, то контроль характеризуется универсальностью относительно управленческой системы. Контроль призван постоянно представлять информацию о действительном состояния дела относительно выполнения задач.

    Контроль  начинается с получения информации о действительном состояния управляемого объекта и заканчивается принятием  решений, которые предусматривают  соответствующую коррекцию в  системе управления для достижения запланированной цели. Контроль основывается на принципе обратных связей, которые  существуют при любом взаимодействии субъекта и объекта в системе  управления. Каждая общая функция управления взаимосвязана с другими.

    Рассмотренные общие функции управления необходимы для осуществления государственного управления как на общегосударственном, так и на региональных, местных, отраслевых уровнях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 
 

1. Административное право (под ред. Ю. М. Козлова). М., 2000

2. Старилов Ю. Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. I: История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. — М.: Издательство НОРМА, 2002. — 673 с.

3. Чиркин В. Е. Государственное управление. Элементарный курс. М., 2001

4. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. Курс лекций. М., 1997.

5. http://www.tehbez.ru/

6. http://www.ohranatruda.ru/

7. http://www.atis-ars.ru/  
 
 

Информация о работе Коллективный договор. Государственная система управления охраной труда. Система государственного и муниципального управления