Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 14:56, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование государственной системы управления охраной труда в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть общие понятия и определения в области охраны труда.
2. Провести анализ структуры системы государственного управления охраной труда.
Введение……………………………………………………...………………………3
Глава 1. Общие теоретические вопросы охраны труда
1.1 Понятия и определения в области охраны труда …….…………….5
1.2 Основные законодательные акты по охране труда………….…….…7
Глава 2. Структура системы государственного управления охраны труда
2.1 Межотраслевая подсистема……...…………………………………...14
2.2 Функциональная подсистема……….......……………………………17
2.3 Отраслевая подсистема…………………..……………………….…..18
Глава 3. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства по охране труда
3.1 Стандарты в области охраны труда……………………………….…21
3.2 Меры пресечения нарушений в области охраны труда………….…22
Заключение………………………………………………………………………….28
Список использованной литературы…………………………………...…………30
Приложения………………………………………………………………………....33
______________________________
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И СОЦИОЛОГИИ ТРУДА
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
на тему: ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
Омск 2009
Оглавление
Введение……………………………………………………..
Глава 1. Общие теоретические вопросы охраны труда
1.1 Понятия и определения в области охраны труда …….…………….5
1.2 Основные законодательные акты по охране труда………….…….…7
Глава 2. Структура системы государственного управления охраны труда
2.1 Межотраслевая подсистема……...…………………………………..
2.2 Функциональная подсистема……….......…………………………
2.3 Отраслевая подсистема…………………..……………………….…
Глава 3. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства по охране труда
3.1 Стандарты в области охраны труда……………………………….…21
3.2 Меры пресечения нарушений в области охраны труда………….…22
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………...…………
Приложения……………………………………………………
3
Введение
Развитие охраны труда в России как важнейшего института, входящего, прежде всего, в предмет трудового права, позволит создать базу для всего комплекса мер по созданию условий максимальной защищенности работников, которые бы соответствовали, а в дальнейшем, может быть, и превышали требования международных норм. Соблюдение права работника на охрану труда невозможно без наличия четко работающей системы государственного управления охраной труда.
Подтверждение такому подходу можно найти в позиции Правительства Российской Федерации, отраженной в пояснительной записке к проекту «Положения о государственной системе управления охраной труда в Российской Федерации». В проекте отмечается, что в связи с возникновением организаций различных форм собственности, разнообразных организационно-правовых форм, демонтажем доминирующей ранее отраслевой системы управления организациями, в том числе и в вопросах охраны труда, усилением роли органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, назрела настоятельная необходимость создания на основе новой редакции Федерального Закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» стройной системы государственного управления охраной труда, предусматривающей участие в работе по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний социальных партнеров: работодателей, профсоюзов, а также всех уровней управления: федерального, субъектов Российской Федерации, отраслевого, муниципального и непосредственно организаций».
Целью курсовой работы является исследование государственной системы управления охраной труда в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть общие понятия и определения в области охраны труда.
2. Провести анализ структуры системы государственного управления охраной труда.
3. Раскрыть сущность и функции государственных органов, занятых в области охраны труда.
4. Провести анализ стандартов в области охраны труда.
5. Выявить меры пресечения и наказания за правонарушения в области охраны труда.
Объект исследования – охрана труда.
Предмет исследования – государственная система управления охраной труда.
Методы исследования – анализ, синтез, классификация, группировка.
Структура и логика работы. Так как целью курсовой работы является исследование государственной системы управления охраной труда, то сначала нужно обратиться к собственно самой охране труда. Что это такое, чем занимается и какие вопросы решает? Поэтому нужно рассмотреть основные понятия и определения в этой области. Так же уместным будет исследовать законодательную сторону этого вопроса. Далее следует перейти непосредственно к структуре государственного управления в области охраны труда. Анализ уровней и связей между органами и другими субъектами в системе управления охраной труда. Отсюда стоит определить стандарты выполнения этой деятельности и, соответственно, контроль над соблюдением установленных правил.
3
Глава 1. Общие теоретические вопросы охраны труда
2.4 Понятия и определения в области охраны труда
Безопасность - это отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба.
Охрана труда - это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. [4]
Функциями охраны труда являются исследования санитарии и гигиены труда, проведение мероприятий по снижению влияния вредных факторов на организм работников в процессе труда. Основным методом охраны труда является использование техники безопасности, то есть комплекса средств и мероприятий, внедряемых в производство с целью создания здоровых и безопасных условий труда. Техника безопасности содержит требования, выполнение которых должно обеспечить необходимый уровень безопасности предприятия в целом, отдельных его помещений, оборудования и других элементов производственной инфраструктуры. При этом решаются две основные задачи: создание машин и инструментов, при работе с которыми исключена опасность для человека, и разработка специальных средств защиты, обеспечивающих безопасность человека в процессе труда, а также проводится обучение работающих безопасным приемам труда и использования средств защиты, создаются условия для безопасной работы. [32]
Безопасные условия труда - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы.
Основная цель улучшения условий труда — достижение социального эффекта, т.е. обеспечение безопасности труда, сохранение жизни и здоровья работающих, сокращение количества несчастных случаев и заболеваний на производстве.
Улучшение условий труда дает и экономические результаты: рост прибыли (в связи с повышением производительности труда); сокращение затрат, связанных с компенсациями за работу с вредными и тяжелыми условиями труда; уменьшение потерь, связанных с травматизмом, профессиональной заболеваемостью; уменьшением текучести кадров и т.д. Основным документом в нормативно-технической документации является нормативный акт «Система стандартов безопасности труда».
Стандарты ССБТ устанавливают общие требования и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов, общие требования безопасности к производственному оборудованию, производственным процессам, средствам защиты работающих и методы оценки безопасности труда.
Межотраслевые правила и нормы являются обязательными для всех предприятий и организаций независимо от их ведомственного подчинения.
Отраслевые правила и нормы распространяются только на отдельные отрасли. На основании законодательства о труде, стандартов, правил, норм, технологической документации и др. разрабатываются инструкции по охране труда: общие, для отдельных профессий, на отдельные виды работ. [22]
В свою очередь, охрана труда использует достижения в таких областях научных исследований, как "Гигиена труда", "Промышленная санитария", "Эргономика", "Техническая эстетика", "Техника безопасности" и др.
Гигиена труда - это система обеспечения здоровья работающих в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические и иные мероприятия.
Промышленной санитарией является комплекс мероприятий, имеющих цель довести до приемлемого уровня риск воздействия на работника неблагоприятных условий производственной среды.
Негативные факторы трудового процесса приводят к снижению трудоспособности и ухудшению качества выпускаемой продукции.
Длительное воздействие неблагоприятных условий труда может привести к нарушению здоровья работающего, развитию профессионального заболевания или инвалидности.
Эргономика - это наука, изучающая человека в условиях производства с целью оптимизации условий труда, орудий труда и т.п., учитывая при этом антропологию, экономию сил и др.
Техническая эстетика - это наука, изучающая производственную среду с целью её гармонизации, улучшения, удобства и красоты. Техническая эстетика является теоретической основой дизайна. [35]
2.5 Основные законодательные акты по охране труда
Правовое поле для управления, надзора и контроля за безопасностью и охраной труда формируется многообразной и развитой системой законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих разнообразные вопросы и стороны сложной и комплексной проблемы обеспечения условий и безопасности труда. Для реализации законодательных и нормативных требований создана система управления охраной труда, за каждым из элементов и органов которой закреплены свои функции, обязанности и область деятельности, ее порядок и процедура.
Все вопросы, связанные с организацией системы охраны труда на предприятиях и в организациях, требования по безопасности труда регулируются законами, законодательными и нормативными правовыми актами.
По правовому уровню документы, регулирующие вопросы безопасности труда можно подразделить на законодательные акты, нормативные правовые акты и иные нормативные документы по охране труда федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, а также ее субъектов.
Законодательство представляет собой совокупность законов страны в какой-либо области права, в частности в области охраны труда.
Законодательный акт по охране труда — это акт, устанавливающий право работников на охрану труда в процессе трудовой деятельности, принятый или утвержденный законодательным органом.
Нормативный правовой акт по охране труда — это акт, устанавливающий комплекс правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических требований, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности работников в процессе труда, утвержденный уполномоченным компетентным органом.
Основными законодательными актами, регулирующими охрану труда в Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и Трудовой кодекс Российской Федерации.
Законодательные акты, кроме законов, могут включать указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также постановления, письма, положения и другие документы министерств и ведомств.
По общности и действию законодательные и нормативные правовые акты подразделяются на пять уровней (см. рис. 1). [1]
1. Единые акты, действующие на всей территории России для всех предприятий, организаций, учреждений и устанавливающие основные принципы и правила государства в области охраны труда. К ним относятся федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства и федеральных министерств и ведомств. Такие акты утверждаются Государственной Думой, Президентом, Правительством, федеральными министерствами и ведомствами (например, Министерством труда и социального развития).
2. Межотраслевые акты, действующие во всех отраслях экономики без исключения. К ним относятся, например, стандарты системы безопасности труда, санитарные нормы и правила работы с отдельными опасными и вредными производственными факторами, гигиенические нормативы и др. Такие нормативные акты разрабатываются и утверждаются только специально уполномоченными федеральными органами.
3. Отраслевые акты, действующие только в той или иной отрасли (металлургической, химической, текстильной) и не имеющие юридической силы в других отраслях. Они разрабатываются и утверждаются отраслевыми министерствами и ведомствами или другими уполномоченными органами (например, Госгортехнадзором, Госсанэпиднадзором и др.) применительно к конкретной отрасли.
4. Акты субъектов Федерации, действующие только на территории субъекта и регулирующие отдельные вопросы охраны труда применительно к субъекту. Они разрабатываются и утверждаются законодательными и исполнительными органами субъектов Федерации.
5. Нормативные правовые акты предприятия, представляющие собой документы по охране труда, действующие только на конкретном предприятии (приказы, решения, инструкции).
Рис 1. Уровни законодательных и нормативных правовых актов
Законодательные и нормативные правовые акты более низкого уровня не должны противоречить актам более высокого уровня. Так, отраслевые акты не должны противоречить межотраслевым, региональные — единым и межотраслевым, предприятий — отраслевым.
Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» определяет основные направления государственной политики в области охраны труда, которыми являются:
• обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
• принятие и реализация законодательных и нормативных правовых актов об охране труда, федеральных и территориальных программ улучшения условий и охраны труда;
• государственное управление охраной труда;
• государственный надзор и контроль за соблюдением требований по охране труда;
• содействие общественному контролю в области охраны труда;
• расследование несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и их анализ;
Информация о работе Государственная система управления охраной труда