Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:59, дипломная работа
В Конституции Российской Федерации закреплены такие институты, как основы конституционного строя, федеративное устройство государства, система государственной власти и система местного самоуправления, не маловажное место занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности. Конституция Российской Федерации гласит что: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»1. Основы правового статуса человека и гражданина отражают, прежде всего, взаимоотношения государства и личности, и это включает в себя принадлежность к гражданству и регулирование отношений по поводу него. Гражданство является тем необходимым условием, которое является обязательным для того, чтобы человек получил те или иные права, свободы и мог исполнять обязанности, признаваемые за гражданином, кроме того, от государства гражданин так же имеет право требовать создания благоприятных условий для жизни, защиту и покровительство гражданам Российской Федерации, находящимися за её пределами. Гражданство - это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на их признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека, то есть гражданином государства является не то лицо, которое проживает на его территории, а то лицо, которое имеет определенные особые связи с государством, которые и составляют содержание гражданства. Так, например, гражданин пользуется защитой государства, может участвовать в управлении делами государства и обязуется исполнять его законы.
Введение 5
1 Конституционно-правовые основы статуса ребенка в Российской Федерации 7
2 Международно-правовое регулирование прав ребенка 20
3 Правовое регулирование гражданства детей по российскому законодательству 28
4 Практика и правовое регулирование вопросов гражданства детей в странах СНГ и зарубежных странах 52
Заключение 78
Список использованной литературы и источников 81
По буквальному смыслу пункта «а» части первой статьи 12 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" во взаимосвязи с его статьей 3, положение данного пункта распространяется только на лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, однако оно подлежит применению в системной связи с другими законоположениями, касающимися определения наличия у лица гражданства Российской Федерации, и с учетом следующей правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в сохраняющем свою силу Постановлении от 16 мая 1996 года N 12-П.
Следовательно, употребленное в части второй статьи 13 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" применительно к указанным в ней лицам выражение "считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации" означает, что такие лица считаются состоявшими в российском гражданстве по рождению не только в прошлом, до утраты ими гражданства бывшего СССР, но и после этого они продолжали и продолжают сохранять российское гражданство вплоть до момента, пока оно не будет прекращено на основании их собственного волеизъявления. Они не утрачивают его в силу одного только факта проживания за пределами Российской Федерации на момент вступления в силу названного Закона, так как в его статье 4 установлено, что проживание гражданина Российской Федерации за ее пределами не прекращает российского гражданства56.
Из данной правовой позиции следует, что признание гражданства Российской Федерации по рождению родителей в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 1996 года N 12-П является в силу принципа "права крови" (jus sanguinis), действовавшего согласно законодательству и в период существования СССР, основанием признания гражданства Российской Федерации по рождению и их ребенка - независимо от места его рождения на территории бывшего СССР, если только он не утратил это гражданство по собственному свободному волеизъявлению.
Таким образом, положение пункта «а» части первой статьи 12 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" о приобретении ребенком гражданства Российской Федерации по рождению - в его конституционно-правовом смысле, выявленном в настоящем Определении на основе правовых позиций, которые были выражены в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющем свою силу, - распространяется также на лицо, оба родителя которого или единственный его родитель признаны гражданами Российской Федерации по рождению, независимо от места рождения данного лица на территории бывшего СССР, при условии, что оно являлось гражданином бывшего СССР, не изъявило свободно своего желания прекратить принадлежность к гражданству Российской Федерации, не является гражданином другого государства и прибыло на постоянное жительство в пределы Российской Федерации57.
В ФЗ «О гражданстве РФ» рассматриваются разные случаи приобретения гражданства детьми, так например, отдается приоритет российскому гражданству в ситуации, когда одним родителем ребенка является гражданин РФ, а вторым родителем – лицо без гражданства либо когда второй родитель отсутствует; в данном случае неважно, где родился ребенок. В п. «б» ч. 1 ст. 12 говорится, что ребенок приобретает гражданство РФ по рождению, если «один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно»58. Решение данной проблемы очевидно, в соответствии с международной Конвенцией от 30 августа 1961 г. «О сокращении безгражданства», мы не можем ориентироваться на волю второго родителя, поскольку это сделает ребенка тоже лицом без гражданства59. А если родитель известен, однако он отсутствует на момент решения вопроса о гражданстве ребенка, в этом случае российское гражданство другого родителя имеет решающее значение.
Если у ребенка оба родителя или единственный родитель – иностранные граждане или лица без гражданства, проживающие в России, применяются принцип почвы и недопущение безгражданства ребенка. Согласно п. «г» ч. 1 ст. 12, если ребенок «родился на территории РФ, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему свое гражданство», ребенок приобретает гражданство РФ, при этом мнение самих родителей не имеет решающего значения.
Если оба родителя ребенка не известны, то ключевое значение имеет, нахождение ребенка на территории РФ, т.е. принцип почвы. В ч.2 ст. 12 Закона 2002г. говорится, что «Ребенок, который находится на территории РФ и родители которого неизвестны, становится гражданином РФ в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения»60. Здесь речь идет о таких случаях, когда, например, ребенка подкинули, а цвет кожи дает возможность предположить, что родители или один из них имеют иностранное происхождение. Если родители ребенка нашлись, власти нашего государства, естественно готовы рассмотреть их претензии, в том числе доказательства того, что это их ребенок.
Если у новорожденного ребенка один родитель – гражданин РФ, а второй – гражданин иностранного государства, то в соответствии с принципом почвы и недопущением безгражданства, следует, что, если на день рождения ребенка один из родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, ребенок приобретает гражданство РФ при условии, что он родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства.
Если
ребенок рождается за границей, при
разном гражданстве родителей
Следует говорить и о приеме в гражданство в упрощенном порядке, который распространяется на определенные группы лиц. Рассмотрим приобретение гражданства в упрощенном порядке детьми и к данной категории также относят и недееспособных лиц.
Согласно ч. 6 ст. 14 ФЗ «О гражданстве РФ» в гражданство РФ принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных ч. 1 ст. 13 данного Закона, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:
1)ребенок, один из родителей которого имеет гражданство РФ, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства РФ. Такого согласие не требуется, если ребенок проживает на территории России;
2)ребенок,
единственный родитель
3)
ребенок или недееспособное
С принятием нового закона казалось, что право детей на гражданство было защищено и урегулировано, но, как и всегда случается, изданный закон оказался несовершенным. Это подтверждается на основе постановлений, определений Конституционного Суда РФ, актов Верховного Суда РФ и др.
В пример можно привести Определение Конституционного Суда РФ от 24 мая 2005 г. N 235-О «По жалобе гражданки Ахметзяновой Залмиры Вадутовны на нарушение ее конституционных прав ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» и ч. 1 ст. 12 ФЗ «О гражданстве РФ»62. В своей жалобе в Конституционный Суд РФ гражданка З.В. Ахметзянова просит проверить конституционность ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации», в соответствии с которой гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу данного Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации, и ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации», определяющей основания приобретения ребенком гражданства Российской Федерации по рождению.
Ахметзянова, родившаяся в 1962 г. в городе Ташкенте и получившая в 1999 г. паспорт гражданина Республики Узбекистан, в связи с переездом в 2001 г. в Российскую Федерацию обратилась с заявлением о признании ее гражданкой России и выдаче российского паспорта, поскольку ее родители родились и проживали на территории Российской Федерации. Письмом от 12 декабря 2003 г. ПВУ ГУВД Краснодарского края заявительнице было разъяснено, что она не может быть признана гражданкой Российской Федерации. Решением Лабинского городского суда Краснодарского края от 25 ноября 2003 г., оставленным вышестоящими судебными инстанциями без изменения, в удовлетворении требования З.В. Ахметзяновой о признании приобретения ею гражданства Российской Федерации по рождению отказано.
Суд указал, что в соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации» гражданами Российской Федерации автоматически признаются граждане, имевшие постоянную регистрацию по месту жительства в Российской Федерации на 6 февраля 1992 г. З.В. Ахметзянова на указанную дату на территории Российской Федерации не проживала и являлась гражданкой другого государства; на момент вступления в силу Федерального закона от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации», согласно ст. 5 которого гражданами Российской Федерации признаются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу данного Федерального закона или приобретшие гражданство Российской Федерации в установленном данным Федеральным законом порядке, заявительница гражданства Российской Федерации не имела и с заявлением о приобретении российского гражданства в установленном им порядке в паспортно-визовую службу не обращалась; ее доводы о том, что она является гражданкой Российской Федерации по рождению, признаны Судом необоснованными, поскольку гражданству родителей следуют несовершеннолетние дети, а на момент вступления в силу указанных Законов З.В. Ахметзянова была совершеннолетней.
По мнению заявительницы, оспариваемые нормы препятствуют признанию ее гражданкой Российской Федерации по рождению и нарушают права и свободы, гарантированные ст. 6 (ч. 3), 17 (ч. 2) и 55 (ч. 2) Конституции Российской Федерации.
По буквальному смыслу п. "а" ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» во взаимосвязи с его ст. 3 положение данного пункта распространяется только на лиц, не достигших возраста 18 лет, однако оно подлежит применению в системной связи с другими законоположениями, касающимися определения наличия у лица гражданства Российской Федерации, и с учетом следующей правовой позиции, выраженной Конституционным Судом РФ сохраняющих свою силу Постановлении. Положение п. «а» ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" о приобретении ребенком гражданства Российской Федерации по рождению.
Следовательно, ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации» и ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации», рассматриваемые во взаимосвязи с другими положениями данных Законов и с учетом правовых позиций, сформулированных Конституционным Судом РФ в указанных решениях, по своему содержанию не направлены на лишение граждан возможности признания их гражданами Российской Федерации по рождению, в связи с чем не могут рассматриваться как нарушающие их конституционные права.
Таким
образом, можно увидеть двойственность
недостаточной регламентации
Ранее
было рассмотрено гражданство новорожденных
детей, теперь речь пойдет о гражданстве
детей при изменении гражданства родителей,
а также лиц их заменяющих.
Общие положения о гражданстве детей
В ФЗ «О гражданстве РФ» в гл. 1 ст. 9 «Гражданство детей», говорится именно об изменении гражданства детей при изменении гражданства родителей:
«1.
Гражданство ребенка при
2. Для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации ребенком в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет необходимо его согласие.
3.
Гражданство Российской
4.
Гражданство ребенка не
Из
этих положений следует, что, во-первых,
Российская Федерация допускает
изменение гражданства ребенка
лишь в соответствии с данным Законом.
Воля родителей может иметь