Гражданство детей РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:59, дипломная работа

Описание работы

В Конституции Российской Федерации закреплены такие институты, как основы конституционного строя, федеративное устройство государства, система государственной власти и система местного самоуправления, не маловажное место занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности. Конституция Российской Федерации гласит что: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»1. Основы правового статуса человека и гражданина отражают, прежде всего, взаимоотношения государства и личности, и это включает в себя принадлежность к гражданству и регулирование отношений по поводу него. Гражданство является тем необходимым условием, которое является обязательным для того, чтобы человек получил те или иные права, свободы и мог исполнять обязанности, признаваемые за гражданином, кроме того, от государства гражданин так же имеет право требовать создания благоприятных условий для жизни, защиту и покровительство гражданам Российской Федерации, находящимися за её пределами. Гражданство - это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на их признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека, то есть гражданином государства является не то лицо, которое проживает на его территории, а то лицо, которое имеет определенные особые связи с государством, которые и составляют содержание гражданства. Так, например, гражданин пользуется защитой государства, может участвовать в управлении делами государства и обязуется исполнять его законы.

Содержание

Введение 5
1 Конституционно-правовые основы статуса ребенка в Российской Федерации 7
2 Международно-правовое регулирование прав ребенка 20
3 Правовое регулирование гражданства детей по российскому законодательству 28
4 Практика и правовое регулирование вопросов гражданства детей в странах СНГ и зарубежных странах 52
Заключение 78
Список использованной литературы и источников 81

Работа содержит 1 файл

готовый диплом.doc

— 444.50 Кб (Скачать)

         Десять лет с 1979 по 1989 год, комиссия  по правам человека,  в  которой участвовали юристы, врачи,  педагоги,  психологи,  социологи,  культурологи, деятели общественных организаций и религиозных конфессий многих  стран  мира разрабатывали этот проект32.

         20 ноября 1989  года  Генеральная   Ассамблея  ООН  единогласно  приняла Конвенцию о правах детей. Событие  это  настолько  важное  и  значимое,  что многие публицисты и общественные деятели стали  называть  Конвенцию  великой хартией вольностей для детей мировой конституцией прав ребенка33.

         С целью привлечь внимание мирового  сообщества  к  Конвенции,  вопросам защиты прав ребенка ООН провела в 1990  году  Всемирную  встречу  на  высшем уровне в  интересах  детей.  В  ней  участвовали  71  президент  и  премьер-министров государств и правителей мира, чтобы своим  авторитетом  поддержать идеи  Конвенции  о  правах  ребенка.  Роль   Секретариата,   обеспечивающего подготовку и организации встречи, выполнил ЮНИСЕФ.

         Участники встречи приняли Всеобщую  декларацию об обеспечении выживания,  защиты им развития детей и План действий по осуществлению этой декларации  в 90-е годы. Главы 159 делегаций приняли решение попытаться покончить  к  2000 году  с  детской  смертностью  и  недоеданием  в  их  современном  масштабе, обеспечить элементарные гарантии  нормального  физического  и  нравственного развития детей во всем мире34.

         В числе конкретных целевых  заданий были  обязательства:  сокращение  на одну треть смертности  детей в возрасте до 5 лет, сокращение  наполовину  числа случаев материнской  смертности,  случаев  острого  и  умеренного  недоедания среди детей в возрасте до 5 лет; обеспечение всех  семей  питьевой  водой  и нормальными санитарными условиями; обеспечить базовое образование  для  всех детей и полное начальное образование по  меньшей  мере  для  80 %  из  них.

     Защита  многих миллионов детей,  находящихся  в  особо  трудных  условиях,  а также признание и соблюдение во всех странах Конвенции о  правах  ребенка  и другие конкретные цели35.

         Принятие  Всемирной  декларации  об  обеспечении  выживания,  защиты  и развития  детей и Плана действий  по  ее  осуществлению,  это не  только совместное  обязательство,  это выдающийся  документ,  свидетельствующий о создании нового нравственного критерия в мировом сообществе.  Суть  его в том, чтобы дети в первую очередь пользовались плодами  успехов  человечества и  в  последнюю  очередь  страдали  от  его  неудач,  в  том,  что   уровень цивилизации общества, его гуманность будет определяться  тем,  как  общество защищает своих детей и заботится о  них.  В  этом  же  суть  новой  этики  в отношении детства, провозглашенной на этой встрече36.

         Конвенция не дает конкретных  показателей и это трудно сделать,  так  как существуют различные  условия,  возможности  и   традиции  в  разных  странах.  Конвенция  определяет  общие  стандарты,  нравственные  и  правовые   нормы, которые способствуют политике в защиту детства.

         Каждая страна, с учетом этих  мировых стандартов и  своих   возможностей, совершенствует  национальное  законодательство,  осуществляет   практическую деятельность в интересах детей в  соответствии  с  конкретными  требованиями Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты  и  развития  детей  и Плана действия по осуществлению этой декларации37.

     Помимо  Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка существует и ряд других международно-правовых актов, которые закрепляют права ребенка, такие как:

     Конвенция № 79 об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах, принятая в Женеве 9 октября 1946 г.38, и Конвенция № 90 о ночном труде подростков в промышленности, принятая в Сан-Франциско 10 июля 1948 г39.

     Также следует сказать, что одним из направлений социальной защиты подростков является законодательное ограничение  минимального возраста, с которого возможен прием на работу. Указанной проблеме были посвящены несколько международных документов, среди которых важное место занимают:

     - Конвенция МОТ № 7 об определении минимального возраста для допуска детей на работу в море (Генуя, 15 июня 1920 г.)40,

     - Конвенция МОТ № 10 о минимальном возрасте допуска детей на работу в сельском хозяйстве (Женева, 25 октября 1921 г.)41,

     - Конвенция МОТ № 33 о возрасте приема детей на непромышленные работы (Женева, 30 апреля 1932 г.)42,

     - Конвенция МОТ № 60 о возрасте приема детей на непромышленные работы (Женева, 22 июня 1937 г.)43,

     Конвенция МОТ № 123 о минимальном возрасте допуска на подземные работы в шахтах и рудниках (Женева, 22 июня 1965 г.)44. Каждый из перечисленных документов устанавливает минимальный возраст в определенной сфере производства.

     Все эти Конвенции, принимаемые под  эгидой Организации Объединенных Наций  и Международной Организацией Труда  ставили своей целью оградить несовершеннолетних подростков от всех форм экономической эксплуатации, от выполнения любой работы, которая  может представлять опасность для их здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб здоровью, а также физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Правовое  регулирование гражданства детей по российскому законодательству
 

     Исходные  начала, посвященные гражданству, помещены в гл. 1 Конституции РФ «Основы  конституционного строя». В ст.6 Конституции  закреплено:

     «1. Гражданство РФ приобретается и  прекращается в соответствии с федеральным  законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

     2. Каждый гражданин РФ обладает  на ее территории всеми правами  и свободами и несет равные  обязанности, предусмотренные Конституцией  РФ.

     3. Гражданин РФ не может быть  лишен своего гражданства или права изменить его»45.

     В данное время в нашей стране действует  ФЗ « О гражданстве РФ» от 31 мая 2002 года, он является основным специальным  правовым источником по вопросам гражданства46. Этот акт пришел на смену Закону РФ от 28 ноября 1991г. «О гражданстве РФ»47. В нем закреплены основные принципы приобретения гражданства РФ детьми.

     Другим  специальным актом является Положение  о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г48.

     Также для понимания категории «гражданство» важное значение имеют и подзаконные акты, в особенности принимавшиеся ранее Министерством внутренних дел РФ, затем Федеральной миграционной службой.

     Итак, гражданство РФ – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей49.

     Наличие гражданства соответствующего государства  является естественным состоянием для  человека. Так право на гражданство  закрепляется и во Всеобщей декларации прав человека, в которой говорится: «1. Каждый человек имеет право на гражданство. 2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство»50.

     Гражданство есть устойчивая связь лица и государства. Так гласит Федеральный закон  «О гражданстве РФ», и это означает, что гражданство существует постоянно. Большинство лиц приобретает гражданство по факту рождения, остается в гражданстве своего государства на всю жизнь.

     Гражданство не подтверждено автоматическому воздействию  различных внешних факторов. Даже в ситуации со сменой гражданства можно говорить о том, что возникает постоянная и устойчивая связь лица и другого государства, поскольку приобретение нового гражданства – шаг обдуманный по многим параметрам и рассчитанный, как правило, на всю оставшуюся жизнь человека. Порой считают, что некий автоматизм предопределения гражданства ребенка при смешанных браках. На деле же существуют определенные правила: во-первых, родители, вступая в брак, сознательно шли на соответствующие последствия для их ребенка, предопределяя его гражданство по гражданству одного из родителей; во-вторых, государства из чувства гуманизма позволяют такому ребенку, когда он достигнет совершеннолетия, претендовать на гражданство второго родителя. Приобретая новое гражданство, человек, как правило, желает укрепить в своем статусе гражданина данного государства, в том числе быть ему полезным, стать законопослушным51.

     Любой закон о гражданстве обязательно  определяет круг лиц, которые относятся  к числу граждан соответствующего государства.

     Согласно  ФЗ «О гражданстве РФ» 2002г. гражданами РФ являются лица: 1) имеющие гражданство РФ на день вступления в силу данного Закона; 2) которые приобрели российское гражданство в соответствии с названным ФЗ52.

     Приобретение  гражданства регулируется ст. 11 «Основания приобретения гражданства РФ» ФЗ 2002г. Оно приобретается:

  1. по рождению;
  2. в результате приема в гражданство РФ;
  3. в результате восстановления в гражданстве РФ;
  4. по иным основаниям, предусмотренным названным Федеральным законом или международным договором РФ.

     В данной дипломной работе мы рассмотрим именно приобретение гражданства по рождению.

     В соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 12 ФЗ «О гражданстве РФ» 2002г. ребенок  приобретает гражданство РФ по рождению, если на день рождения ребенка «оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство РФ».

     Это правило использовалось и в предыдущем Законе РФ «О гражданстве РФ» 1991г53. Существуют два принципа, которые являются основой данного подхода и широко используются в международном и конституционном праве, это «принцип крови» и «принцип почвы». «Принцип крови» - в отличие от «принципа почвы», при котором ребенок может считаться гражданином той страны, на территории которого он родился, независимо от того, что оба его родителя являются гражданами другого государства. «Принцип почвы» широко используется в США.

     Россия  исходит из предопределяющего значения для гражданства новорожденного ребенка обладания гражданством РФ обоих родителей. Но когда один родитель является гражданином РФ, в определенных аспектах учитывается  «принцип почвы», а также требование о недопущении состояния безгражданства. «Принцип крови» наше законодательство трактует в плане гражданской принадлежности родителей, а отнюдь не их национальности54.

     При разрешении данных вопросов немаловажное место занимают постановления, определения Конституционного Суда РФ, так, например,. Определение Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2005 г. N 118-О «По жалобе гражданки Даминовой Светланы Рашидовны на нарушение ее конституционных прав пунктом «а» части первой статьи 12 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»55.

     В своей жалобе гражданка С.Р. Даминова оспаривается конституционность пункта «а» части первой статьи 12 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», согласно которому ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка). По мнению заявительницы, названное законоположение нарушает ее право на гражданство, поскольку не допускает приобретение гражданства Российской Федерации по рождению лицами, достигшими возраста восемнадцати лет на дату вступления данного Федерального закона в силу, имеющими родителей, которые родились на территории РСФСР, являлись гражданами СССР и гражданство Российской Федерации оформили впоследствии, в порядке признания по рождению, и в связи с этим просит признать его не соответствующим статьям 6 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 21 (часть 1) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

     Даминова  родилась в 1954 году в Узбекской ССР, являлась гражданкой СССР, в настоящее время проживает на территории Российской Федерации. В июле 2003 года родители С.Р. Даминовой оформили гражданство Российской Федерации в порядке признания по рождению в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 1996 года N 12-П по делу о проверке конституционности пункта "г" статьи 18 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации».

     В августе 2003 года паспортно-визовой службой Борисовского районного отдела внутренних дел Белгородской области С.Р. Даминовой было отказано в признании права на гражданство Российской Федерации по рождению, в обмене паспорта гражданина СССР на паспорт гражданина Российской Федерации и регистрации по месту постоянного жительства с января 2003 года. Решением Борисовского районного суда Белгородской области от 19 апреля 2004 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 8 июня 2004 года, С.Р. Даминовой отказано в удовлетворении иска к Борисовскому районному отделу внутренних дел Белгородской области на том основании, что положения статьи 12 Федерального закона от 31 мая 2002 года «О гражданстве Российской Федерации», касающиеся приобретения гражданства Российской Федерации по рождению, в отношении нее не могут быть применены.

Информация о работе Гражданство детей РФ