Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:59, дипломная работа
В Конституции Российской Федерации закреплены такие институты, как основы конституционного строя, федеративное устройство государства, система государственной власти и система местного самоуправления, не маловажное место занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности. Конституция Российской Федерации гласит что: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»1. Основы правового статуса человека и гражданина отражают, прежде всего, взаимоотношения государства и личности, и это включает в себя принадлежность к гражданству и регулирование отношений по поводу него. Гражданство является тем необходимым условием, которое является обязательным для того, чтобы человек получил те или иные права, свободы и мог исполнять обязанности, признаваемые за гражданином, кроме того, от государства гражданин так же имеет право требовать создания благоприятных условий для жизни, защиту и покровительство гражданам Российской Федерации, находящимися за её пределами. Гражданство - это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на их признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека, то есть гражданином государства является не то лицо, которое проживает на его территории, а то лицо, которое имеет определенные особые связи с государством, которые и составляют содержание гражданства. Так, например, гражданин пользуется защитой государства, может участвовать в управлении делами государства и обязуется исполнять его законы.
Введение 5
1 Конституционно-правовые основы статуса ребенка в Российской Федерации 7
2 Международно-правовое регулирование прав ребенка 20
3 Правовое регулирование гражданства детей по российскому законодательству 28
4 Практика и правовое регулирование вопросов гражданства детей в странах СНГ и зарубежных странах 52
Заключение 78
Список использованной литературы и источников 81
- культурные права. Согласно Конвенции ООН о правах ребенка, ребенок имеет право на отдых и досуг, игры и развлечения, соответственные его возрасту. Кроме того, государства-участники Конвенции должны уважать и поощрять право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни.
Данная
проблема соблюдения, охраны и защиты
прав детей весьма актуальна для
российского общества. К сожалению,
отрицательные последствия
И так как наше государство является демократическим и должно служить человеку и гражданину любого возраста, обеспечивать его права и свободы, следовательно, данное направление государственной политики должно совершенствоваться и развиваться. Между тем в результате проведенного нами исследования, оказалось, что в реальном решении проблемы отсутствует истинно гуманный, рациональный и взвешенный подход, свидетельствующий о действительной полноценной заботе и охране жизни, здоровья, неприкосновенности, иных прав ребенка в нашей стране.
В результате проверок Генеральной прокуратуры России, выявляются грубейшие нарушения законодательства об охране жизни и здоровья детей. Так в Генеральной прокуратуре в 2009 году состоялся круглый стол «Защита и поддержка прав детей – приоритетная задача государства и гражданского общества»20.
На совещании поднимались вопросы, связанные с жестоким обращением с несовершеннолетними, обеспечением детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей, жильем. Речь также шла о проблемах детей, принятых в приемные семьи, передаваемых под опеку и на патронатное воспитание. Обсуждались вопросы преступности среди несовершеннолетних. Поднимались проблемы детей, воспитывающихся в интернациональных семьях.
Наиболее
серьезную озабоченность
Органы здравоохранения не информируют органы внутренних дел, органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о выявлении детей, проживающих в семьях, где родители употребляют наркотики и алкоголь. Установлены случаи сокрытия врачами фактов обнаружения у детей телесных повреждений и следов побоев.
Образовательные учреждения зачастую формально ведут учет детей, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школах. В результате такого попустительства дети находятся в обстановке, представляющей угрозу их жизни и здоровью.
Была поднята проблема розыска детей, самовольно покинувших семьи. В 2008 г. число таких детей составило свыше 29,5 тыс. Родителями в отношении детей совершено около 6 тыс. преступлений, соединенных с жестоким обращением. В связи с этим прокурорами в 2008 г. – первом полугодии 2009 г. в суды предъявлено более 24 тыс. исков о лишении (ограничении) родительских прав21.
Серьезную озабоченность, по словам первого заместителя Генерального прокурора РФ, вызывают также многочисленные нарушения при устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи. Сложившаяся в последние годы позитивная, на первый взгляд, динамика семейного устройства сопровождается ростом случаев возвращения детей в сиротские учреждения. Поспешно передавая детей опекунам, приемным родителям, патронатным воспитателям, органы опеки и попечительства не всегда получают полную и достоверную информацию о гражданах, принимающих детей: не обследуют их жилищно-бытовые условия, не истребуют справки о состоянии здоровья, характеристики. Опекунами порой назначаются лица, злоупотребляющие спиртными напитками, не имеющие навыков обращения с детьми. Это зачастую приводит к тому, что несовершеннолетние начинают в раннем возрасте употреблять алкоголь, наркотики и психотропные вещества. В 2008 г. в органы внутренних дел было доставлено свыше 299 тыс. таких детей.
Еще одной проблемой является доступ детей к информации, пропагандирующей преступления, насилие, жестокость, порнографию. В первом полугодии 2009 г. количество выявленных преступлений, связанных с оборотом детской порнографии, составило 159, что несоизмеримо с реальными масштабами существующей проблемы.
Затронута проблема внутрисемейных отношений, которая на сегодняшний день приобрела особую актуальность. Так, за период 2008 г. – 2009 г. в суды поступило свыше 27 тыс. заявлений по спорам, связанным с воспитанием детей. Обращения такого же характера рассматриваются и органами прокуратуры, органами опеки и попечительства.
Участники круглого стола пришли к выводу, что для улучшения положения детей в России целесообразно разработать и принять комплекс мер, направленных на повышение эффективности предупреждения, выявления и расследования фактов жестокого обращения с детьми, их сексуальной и иной коммерческой эксплуатации, других преступлений, в том числе совершаемых с использованием информационных технологий, активизацию деятельности в этой сфере всех субъектов системы профилактики правонарушений и безнадзорности детей, а также создание механизма правовой защиты прав несовершеннолетних посредством совершенствования законодательства22.
Международное право регулирует вопросы гражданства как важнейшей проблемы, касающейся положения населения. Совокупность норм международного права, регулирующих эти отношения, образует международно-правовой институт гражданства. Международный и внутринациональные институты гражданства не изолированы друг от друга, а активно взаимодействуют между собой, поскольку имеют ряд общих норм. Граница между ними непостоянна и в целом имеет тенденцию к расширению в сторону сферы международно-правового регулирования отношений гражданства.
Международно-правовой институт гражданства находит свое выражение в ряде заключенных международных соглашениях, как прямо, так и косвенно регулирующих отношения гражданства23.
В отношении несовершеннолетних детей тоже принят ряд документов, которые регулируют права ребенка и как одно из их прав – право на гражданство.
Так после Второй мировой войны международное общество приняло несколько правовых документов, определяющих статус жителей населения младше 18 лет и намечающих обязательства государства и общества перед детьми.
В 1959 г. ООН приняла Декларацию прав ребенка, которая оказала значительное влияние на политику и дела правительств и отдельных лиц во всех частях мира.
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно принимает Конвенцию о правах ребенка24.
Человечество постепенно осознает проблему обеспечения достойного существования детей как проблему глобальную.
Разумеется, в разных государствах
и социальных условиях
Очевидно, что многие негативные
явления, связанные с
Основополагающим международным актом, определяющим права ребенка, которым должны следовать страны, входящие в ООН, считается Конвенция о правах ребенка, принятая 20 ноября 1989 г. на 44-й сессии Генеральной ассамблеи ООН и утверждающая международные принципы, направленные на укрепление правового статуса несовершеннолетних25. Для Российской Федерации положения данной Конвенции обязательны в силу ее ратификации постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990 № 1559-1.
В преамбуле Конвенции говорится, что «необходимость в такой защите ребенка была предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка 1924 года и Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 года и признана во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах».
Согласно Конвенции о правах ребенка пункту 1 статьи 32, «государства-участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию»26.
В условиях развития
Не случайно, что внутригосударственные
отношения в области
прав человека стали
непосредственным объектом
международно-правового
Развитие современных
международных отношений
убедительно свидетельствует о
том, что
Вопрос об отдельном рассмотрении прав детей возник сравнительно недавно. Только в результате демократических движений за реформы в XIX веке государства взяли на себя ответственность за защиту ребенка от произвола родителей. Еще до образования ООН, права детей рассматривались, в основном, в качестве мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.
В связи с этим Лига Наций
в 1924 году приняла Женевскую
декларацию прав ребенка. Дети,
их благополучие и права,
В приятой ООН в 1948 году Всеобщей
Декларации прав человека
Время и продолжающиеся
ухудшение положения детей,
потребовали от мирового сообщества
принятия нового документа,
в котором не просто
декларировались права детей,
как это имело место в
За тридцать лет после