Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:59, дипломная работа
В Конституции Российской Федерации закреплены такие институты, как основы конституционного строя, федеративное устройство государства, система государственной власти и система местного самоуправления, не маловажное место занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности. Конституция Российской Федерации гласит что: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»1. Основы правового статуса человека и гражданина отражают, прежде всего, взаимоотношения государства и личности, и это включает в себя принадлежность к гражданству и регулирование отношений по поводу него. Гражданство является тем необходимым условием, которое является обязательным для того, чтобы человек получил те или иные права, свободы и мог исполнять обязанности, признаваемые за гражданином, кроме того, от государства гражданин так же имеет право требовать создания благоприятных условий для жизни, защиту и покровительство гражданам Российской Федерации, находящимися за её пределами. Гражданство - это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на их признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека, то есть гражданином государства является не то лицо, которое проживает на его территории, а то лицо, которое имеет определенные особые связи с государством, которые и составляют содержание гражданства. Так, например, гражданин пользуется защитой государства, может участвовать в управлении делами государства и обязуется исполнять его законы.
Введение 5
1 Конституционно-правовые основы статуса ребенка в Российской Федерации 7
2 Международно-правовое регулирование прав ребенка 20
3 Правовое регулирование гражданства детей по российскому законодательству 28
4 Практика и правовое регулирование вопросов гражданства детей в странах СНГ и зарубежных странах 52
Заключение 78
Список использованной литературы и источников 81
Министерство
образования и науки Российской
Федерации
(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ТГУ)
Юридический институт
Кафедра
международного и конституционного
права
УДК 342.71
ДОПУСТИТЬ
К ЗАЩИТЕ В ГАК
Зав. кафедрой международного
и конституционного
права
канд.юрид.наук, доцент
___________А.М.Барнашов
"_____"_________2011г.
Дипломная работа
Гражданство детей
Аранжина
Юлия Александровна
Руководитель
канд.юрид.наук,
доцент
__________В.В. Кровельщикова
Автор работы
____________Ю.А. Аранжина
Томск 2011
Министерство
образования и науки Российской
Федерации
(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ТГУ)
Юридический институт
Кафедра
международного и конституционного
права
ЗАДАНИЕ
по подготовке дипломной работы
студентка Аранжина Юлия Александровна, ОДО, 5 курс______________
Тема дипломной работы «Гражданство детей»_______________________
Утверждена
1 декабря 2011__________________________
Руководитель работы Кровельщикова Валерия Владимировна, к.ю.н., доцент
Сроки выполнения дипломной работы:
Научный
руководитель__________________
С положением
о порядке организации и
Аннотация
Данная
дипломная работа посвящена вопросам
гражданства детей, понятия ребенка
и его прав. В работе рассматриваются
общественные отношения в сферах
правового и
Дипломная работа состоит из 4 глав. В первой главе дипломного проекта рассмотрены конституционно-правовые основы статуса ребенка, дана классификация прав ребенка и понятие ребенка, закреплены принципы прав ребенка.
Во второй главе закрепляется, как международное право регулирует права ребенка и какие есть правовые акты по данному вопросу.
В третьей главе представлены исходные начала посвященные гражданству и правовое регулирование гражданства детей по российскому законодательству.
Четвертая
глава посвящена практике и правовому
регулированию вопросов гражданства
детей в странах СНГ и
Введение
1 Конституционно-правовые
основы статуса ребенка в Российской Федерации
2
Международно-правовое регулирование
прав ребенка
20
3 Правовое
регулирование гражданства детей по российскому
законодательству
4
Практика и правовое регулирование вопросов
гражданства детей в странах СНГ и зарубежных
странах
Заключение
Список
использованной литературы и источников
Введение
В Конституции Российской Федерации закреплены такие институты, как основы конституционного строя, федеративное устройство государства, система государственной власти и система местного самоуправления, не маловажное место занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности. Конституция Российской Федерации гласит что: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»1. Основы правового статуса человека и гражданина отражают, прежде всего, взаимоотношения государства и личности, и это включает в себя принадлежность к гражданству и регулирование отношений по поводу него. Гражданство является тем необходимым условием, которое является обязательным для того, чтобы человек получил те или иные права, свободы и мог исполнять обязанности, признаваемые за гражданином, кроме того, от государства гражданин так же имеет право требовать создания благоприятных условий для жизни, защиту и покровительство гражданам Российской Федерации, находящимися за её пределами. Гражданство - это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на их признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека, то есть гражданином государства является не то лицо, которое проживает на его территории, а то лицо, которое имеет определенные особые связи с государством, которые и составляют содержание гражданства. Так, например, гражданин пользуется защитой государства, может участвовать в управлении делами государства и обязуется исполнять его законы.
Действующая Конституция закрепляет право на гражданство, закрепляет порядок, согласно которому гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с Федеральным Законом. Таким законом в настоящее время является Закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года2.
В
данном законе о гражданстве Российской
Федерации специальная глава
посвящена регулированию
Обеспечение и защита прав и интересов ребенка, в первую очередь, гарантированных Конституцией Российской Федерации, представляет собой сегодня одну из актуальных государственно-правовых проблем. Осложнившиеся в результате политических и социально-экономических перемен условия функционирования российского государства и общества не могли не повлиять на положение детей. За последнее десятилетие произошли существенные изменения как в правовом статусе ребенка, базирующемся на нормативных актах российского законодательства, - так и в реальной жизни.
В
своей дипломной работе главной
целью является изучение правового статуса
ребенка в Российской Федерации, основы
которого заложены в ее Конституции. Предметом
исследования является правовая и социальная
природа, современное состояние и перспективы
укрепления правового статуса ребенка
в России, а также пути преодоления данных
проблем и анализ теории и практики гражданства
детей в законах стран СНГ и зарубежных
странах.
Высшими ценностями современного общества и государства являются человек любого возраста и его права. При этом если о правах человека на государственном уровне заговорили еще в XVIII в., то для выделения среди них прав ребенка потребовалось еще два столетия. На протяжении тысячелетий дети рассматривались как будущие члены общества. По мере становления представлений о самоценности человеческой личности в них стали видеть не только объект воспитательного воздействия, но и равноправного партнера общественных отношений.
В основе такого понимания лежит признание ребенка личностью, обладающей таким же достоинством, как и взрослый. Различие состоит главным образом в том, что совершеннолетние могут защищать свои интересы самостоятельно, а дети вынуждены обращаться за помощью к тем, кто должен обеспечивать их права.
Следует говорить о Конвенции ООН о правах ребенка - важнейшего международного документа, утвердившего целый ряд правовых принципов и понятие ребенка. «Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее»3.
Права
несовершеннолетних признаны международным
правом и законодательством
В ст. 3 Федерального закона «О гражданстве РФ» указано, что ребенок - это лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет. Таким образом, Закон о гражданстве приравнивает к этому понятию категории малолетних и несовершеннолетних детей4.
Отмечено также, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту. В названном международно-правовом акте содержится призыв к национальным правительствам и местным властям признавать права детей и соблюдать их путем принятия законодательных и иных мер. Особенно важным является положение Декларации о том, что человек имеет права с момента своего рождения.
Следует говорить и о конституционно-правовом статусе ребенка, который отдельно не закреплен в Конституции РФ, а устанавливается исходя из основных положений конституционно-правового статуса гражданина. Под правовым статусом гражданина принято понимать определенный набор прав, которыми он обладает для вступления в предполагаемое правоотношение. Это понятие синонимично понятию «правосубъектность»5. Таким образом, конституционно-правовой статус ребенка - это совокупность прав, свобод, обязанностей ребенка и гарантий их реализации, установленная конституционным законодательством, а именно: Конституцией РФ, федеральным законодательством РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Вследствие
того, что права и свободы человека
и гражданина могут быть ограничены
только федеральным законом, законы
субъектов РФ лишь расширяют права
ребенка и устанавливают