Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:59, дипломная работа
В Конституции Российской Федерации закреплены такие институты, как основы конституционного строя, федеративное устройство государства, система государственной власти и система местного самоуправления, не маловажное место занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности. Конституция Российской Федерации гласит что: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»1. Основы правового статуса человека и гражданина отражают, прежде всего, взаимоотношения государства и личности, и это включает в себя принадлежность к гражданству и регулирование отношений по поводу него. Гражданство является тем необходимым условием, которое является обязательным для того, чтобы человек получил те или иные права, свободы и мог исполнять обязанности, признаваемые за гражданином, кроме того, от государства гражданин так же имеет право требовать создания благоприятных условий для жизни, защиту и покровительство гражданам Российской Федерации, находящимися за её пределами. Гражданство - это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на их признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека, то есть гражданином государства является не то лицо, которое проживает на его территории, а то лицо, которое имеет определенные особые связи с государством, которые и составляют содержание гражданства. Так, например, гражданин пользуется защитой государства, может участвовать в управлении делами государства и обязуется исполнять его законы.
Введение 5
1 Конституционно-правовые основы статуса ребенка в Российской Федерации 7
2 Международно-правовое регулирование прав ребенка 20
3 Правовое регулирование гражданства детей по российскому законодательству 28
4 Практика и правовое регулирование вопросов гражданства детей в странах СНГ и зарубежных странах 52
Заключение 78
Список использованной литературы и источников 81
В случае, когда ребенок выехал на постоянное проживание за границу и его родители вышли из гражданства Украины, ребенок может выйти из гражданства Украины по ходатайству одного из родителей. Если ребенок выехал на постоянное проживание за границу с одним из родителей и он вышел из гражданства Украины, а второй является гражданином Украины, ребенок может выйти из гражданства Украины по ходатайству об этом того из родителей, который вышел из гражданства Украины. Если ребенок выехал на постоянное проживание за границу с одним из родителей и он вышел из гражданства Украины, а второй является иностранцем или лицом без гражданства, ребенок может выйти из гражданства Украины по ходатайству того из родителей, который вышел из гражданства Украины97.
Ребенок, который соответственно действующему законодательству Украины считается постоянно проживающим за границей, может выйти из гражданства Украины по ходатайству одного из родителей.
Ребенок, который приобрел гражданство Украины по рождению, если на момент его рождения родители или хотя бы один из них были иностранцами или лицами без гражданства, может выйти из гражданства Украины по ходатайству одного из родителей независимо от местожительства ребенка.
Ребенок, который усыновлен супругами, один из которых является гражданином Украины, а второй является иностранцем, может выйти из гражданства Украины по ходатайству усыновителя, который является иностранцем.
Ребенок, усыновленный иностранцами или лицами без гражданства, может выйти из гражданства Украины по ходатайству одного из усыновителей.
Выход
из гражданства Украины
Выход детей в возрасте от 14 до 18 лет из гражданства Украины может происходить только с их согласия.
Следует говорить и о получении гражданства РФ бывшими гражданами Украинской ССР. Так, например, Определение Конституционного Суда РФ от 03.02.2010 N 237-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Гужвы Артема Владимировича на нарушение его конституционных прав положениями статей 13 и 27 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации», статьи 9 и пункта «ж» статьи 16 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», статьи 198, части третьей статьи 246 и частей второй и третьей статьи 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»98.
В
жалобе в Конституционный Суд Российской
Федерации А.В. Гужва оспаривает конституционность
статей 13 и 27 Закона Российской Федерации
от 28 ноября 1991 года N 1948-1 «О гражданстве
Российской Федерации», статьи 9 и пункта
«ж» статьи 16 Федерального закона от 31
мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской
Федерации», статьи 198, части третьей статьи
246 и частей второй и третьей статьи 366
ГПК Российской Федерации.
А.В. Гужва,
родившийся в августе 1986 года в городе
Арциз Одесской области Украинской ССР,
в 1995 году вместе со своей матерью и сестрой
прибыл на территорию Российской Федерации.
Его мать С.И. Гужва в январе 2004 года приобрела
гражданство Российской Федерации по
рождению в соответствии с действующим
законодательством и с учетом правовой
позиции Конституционного Суда Российской
Федерации, выраженной в его Постановлении
от 16 мая 1996 года N 12-П. При этом в заявление
о выдаче паспорта гражданина Российской
Федерации сведений о сыне (отбывавшем
в тот период наказание в виде лишения
свободы - с октября 2002 года по февраль
2008 года) не внесла. Отец заявителя как
на момент его рождения, так и после (вплоть
до своей смерти) проживал на территории
Украины, по вопросу приобретения гражданства
Российской Федерации не обращался.
Отделом Управления Федеральной миграционной
службы по Пермскому краю в Индустриальном
районе города Перми А.В. Гужве было отказано
в выдаче паспорта гражданина Российской
Федерации.
Решением Индустриального районного суда
города Перми от 2 февраля 2009 года, оставленным
без изменения определением судебной
коллегии по гражданским делам Пермского
краевого суда от 26 мая 2009 года, в удовлетворении
требования о признании отказа незаконным
было отказано.
По мнению
заявителя, оспариваемые законоположения
противоречат статьям 6 (части 1 и 3), 38 и
46 Конституции Российской Федерации, поскольку
препятствуют признанию гражданином Российской
Федерации по рождению лица, постоянно
проживающего на территории Российской
Федерации на момент рассмотрения вопроса
о гражданстве, родившегося позднее 30
декабря 1922 года, утратившего гражданство
бывшего СССР, один из родителей которого
на момент его рождения являлся гражданином
Российской Федерации (поскольку приобрел
гражданство Российской Федерации по
рождению) и постоянно проживал на ее территории,
но при приобретении гражданства Российской
Федерации не заявил ходатайство об оформлении
гражданства Российской Федерации ему
как несовершеннолетнему ребенку, а другой
его родитель был гражданином бывшего
СССР и в отношении него гражданство Российской
Федерации не устанавливалось.
Со
дня вступления в силу Федерального
закона "О гражданстве Российской
Федерации" Закон Российской Федерации
"О гражданстве Российской Федерации"
утратил силу, за исключением ряда
положений, прямо перечисленных
в части первой статьи 44 названного
Федерального закона. Оспариваемые статьи
13 и 27 Закона Российской Федерации «О гражданстве
Российской Федерации» в их числе не указаны.
Поскольку, таким образом, эти законоположения
утратили силу задолго до обращения заявителя
в Конституционный Суд Российской Федерации,
его жалоба в этой части не может быть
принята Конституционным Судом Российской
Федерации к рассмотрению. Таким законом
в настоящее время (как и законом, действовавшим
на момент обращения А.В. Гужвы в уполномоченный
орган с заявлением о выдаче ему паспорта
гражданина Российской Федерации) является
Федеральный закон «О гражданстве Российской
Федерации». Закрепляя принципы гражданства
Российской Федерации и правила, регулирующие
отношения, связанные с гражданством Российской
Федерации, основания, условия и порядок
приобретения и прекращения гражданства
Российской Федерации, этот Федеральный
закон регламентирует в том числе вопросы
гражданства детей при изменении гражданства
родителей (статья 9), а также устанавливает
основания отклонения заявлений о приеме
в гражданство Российской Федерации и
о восстановлении в гражданстве Российской
Федерации (статья 16).
Развивая
приведенную правовую позицию применительно
к новому правовому регулированию приобретения
гражданства Российской Федерации, установленному
Федеральным законом «О гражданстве Российской
Федерации», Конституционный Суд Российской
Федерации в определениях от 21 апреля
2005 года N 118-О и от 24 мая 2005 года N 235-О указал,
что признание гражданства Российской
Федерации по рождению родителей, постоянно
проживавших на территории Российской
Федерации и бывших гражданами СССР, в
соответствии с Постановлением Конституционного
Суда Российской Федерации от 16 мая 1996
года N 12-П является в силу принципа «право
крови», действовавшего согласно законодательству
и в период существования СССР, основанием
признания гражданства Российской Федерации
по рождению и их ребенка - независимо
от места его рождения на территории бывшего
СССР, если только он не утратил это гражданство
по собственному свободному волеизъявлению.
Оспариваемые
положения Федерального закона «О гражданстве
Российской Федерации» ни по своему буквальному
смыслу, ни во взаимосвязи с иными нормами
действующего законодательства не предполагают
применение к совершеннолетним лицам,
обратившимся за признанием гражданства
Российской Федерации по рождению, - как
родившимся позднее 30 декабря 1922 года
и утратившим гражданство СССР, если хотя
бы один из их родителей на момент рождения
ребенка был гражданином СССР и постоянно
проживал на территории Российской Федерации,
- процедуры приема в гражданство Российской
Федерации и не расходятся с приведенными
правовыми позициями Конституционного
Суда
Российской Федерации99.
В законодательстве Республики Грузия закреплены общие демократические основы института гражданства детей, воспринятые законодательством большинства стран СНГ. Институт гражданства детей в законодательстве Республики Грузия также имеет свои особенности - сущностные и процедурные. В Органическом законе Республики Грузия регулируются следующие вопросы гражданства детей100:
- гражданство ребенка, родители которого являются гражданами Грузии;
- гражданство ребенка, один из родителей которого является гражданином Грузии;
- гражданство ребенка, родители которого являются лицами без гражданства;
- гражданство ребенка, родители которого являются гражданами другого государства;
- гражданство детей неизвестных родителей;
-
гражданство ребенка при
-
гражданство ребенка при
- гражданство ребенка, один из родителей которого приобрел гражданство Грузии;
-
возможность выбора
-
приобретение ребенком
-
сохранение гражданства
-
гражданство ребенка, над
-
свобода решения вопроса
-
гражданство недееспособных
-
спор по поводу детей,
Общим принципом определения гражданства новорожденных детей в Грузии является «принцип крови»: ребенок, оба родителя которого к моменту его рождения являются гражданами Грузии, считается гражданином Грузии независимо от места рождения.
«Принцип почвы» используется при определении гражданства ребенка при разном гражданстве родителей. Так, при разном гражданстве родителей, если к моменту рождения ребенка один из них является гражданином Грузии, ребенок считается гражданином Грузии в том случае, если:
а) родился на территории Грузии;
б) родился за пределами Грузии, но один из его родителей имеет постоянное место жительства на территории Грузии;
в) один из родителей к моменту его рождения (независимо от места рождения) является гражданином Грузии, а другой - лицом без гражданства или неизвестен101.
При разном гражданстве родителей, если к моменту рождения ребенка один из них является гражданином Грузии и оба проживают за пределами Грузии, вопрос гражданства ребенка, который родился за пределами Грузии, решается по соглашению родителей, если родители не придут к соглашению - законодательством той страны, в которой родился ребенок.
В случае установления отцовства ребенка, мать которого - лицо без гражданства, а отцом признан гражданин Грузии, ребенок независимо от места рождения становится гражданином Грузии.
Гражданство ребенка, родители которого являются лицами без гражданства, определяется по «принципу почвы»: согласно законодательству, дети лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Грузии, являются гражданами Грузии в случае, если они родились на территории Грузии.
Вопрос
гражданства ребенка, рожденного на
территории Грузии, родители которого
являются гражданами другого государства,
решается законодательством
Ребенок, найденный на территории Грузии, оба родителя которого неизвестны, считается гражданином Грузии, до тех пор пока не будет установлено иное.
Изменение гражданства обоими родителями соответственно влечет за собой изменение гражданства ребенка, не достигшего 14 лет. Изменение гражданства ребенка в возрасте от 14 до 18 лет допускается лишь с его согласия102.
Во-первых,
при изменении гражданства
Во-вторых, если из гражданства Грузии выходит один из родителей и вместе с ребенком, не достигшим 14 лет, выезжает на постоянное жительство за пределы территории Грузии, ребенок утрачивает гражданство Грузии.
В-третьих, выход из гражданства Грузии либо утрата гражданства Грузии одним из родителей не влекут за собой изменения гражданства ребенка.