Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 07:01, лекция
Государство является главным звеном политической системы, ее центральным структурным элементом и занимает в политической системе особое место:
— центральный аппарат государственной власти (глава государства, Правительство. Парламент, Верховный суд) образуют высший уровень политической системы. На этом уровне принимаются нормативные акты, определяющие право вое положение и механизм действия всех элементов политической системы;
Правонарушение
представляет собой сложную систему
взаимодействия различных элементов,
которые образуют состав правонарушения.
В состав правонарушения входят: объект,
субъект, объективная и субъективная
сторона.
Объект правонарушения это лицо или
общественное отношение, регулируемое
или охраняемое правом, которым правонарушение
причиняет или может причинить вред.
Субъект правонарушения — это дееспособное
физическое или юридическое лицо.
Объективная сторона - это внешнее
проявление конкретного общественно вредного
деяния, осуществляемого в определенных
условиях, месте и времени и причиняющего
ущерб общественным отношениям.
Субъективная сторона характеризует
психическое отношение субъекта к совершенному
общественно вредному деянию и его- последствиям.
Выраженное в форме умысла или неосторожности
- это психическое отношение образует
вину. Вина является обязательным признаком
субъективной стороны, необходимым условием
наступления юридической ответственности.
Иногда в процессе выбора и анализа правовой нормы, которая должна быть применена к конкретному случаю, в законодательстве обнаруживается пробел. Пробелом называют отсутствие правовой нормы, регулирующей определенные общественные отношения. Пробелы бывают действительными и мнимыми. Действительный пробел имеет место при отсутствии юридической нормы, регулирующей такие общественные отношения, которые по своему характеру являются правовыми. Когда же речь идет об отсутствии правовой нормы, регулирующей общественные отношения, по своему характеру не являющиеся правовыми, то говорят о мнимом пробеле. Действительные пробелы подлежат устранению, мнимые пробелы в этом не нуждаются.
По причинам возникновения пробелы бывают первоначальными и последующий. Первоначальные пробелы могут возникнуть в силу целого ряда причмн: недостатков юридической техники, недосмотра законодателем и т.п. Возникновение последующих пробелов обуславливается появлением новых общественных отношений. Существуют два пути устранения пробелов в законодательстве. Первым путем является совершенствование законодательства в процессе правотворческой деятельности. Второй путь - восполнение пробела в процессе применения права, когда правоприменительный орган, обнаружив пробел, принимает решение во аналогии закона или по аналогии права.
Аналогией
закона называется принятие решения
по конкретному делу на основе правовой
нормы, регулирующей сходный случай.
Применение аналогии закона возможно
в том случае, когда:
а) отсутствует правовая норма, необходима
для принятая решения по рассматриваемому
дел;
б) отсутствует обычай делового оборота,
регулирующий данное общественное отношение;
в) отношение не урегулировано соглашением
сторон;
г) в законодательстве имеется норма, регулирующая
сходные отношения. На основе этой нормы
и выносится решение по делу. Если имеются
вышеперечисленные обстоятельства, но
отсутствует норма, регулирующая сходные
отношения, то решение принимается по
аналогии права. Аналогия права - это
принятие решения по делу на основе общих
принципов права.
Принципами
права называются основополагающие
идеи, которые тем или иным образом зафиксированы
в праве и характеризуют его содержание.
Различают принципы права в целом и принципы
отдельных отраслей. К общеправовым относятся:
принцип равенства всех перед законом,
принцип верховенства закона вал другими
нормативно-правовыми актами, принцип
примата (первенства) международного права
над внутригосударственным, принцип юридической
ответственности за вину, принцип справедливости,
принцип демократизм, принцип гуманизма,
принцип законности и др. Все общие принципы
права обуславливаются характером общественных
отношений и тесно связаны между собой.
Принципы отдельных отраслей, как правило,
закрепляются в кодифицированных нормативно-правовых
актах и характеризуют наиболее существенные
черты конкретной отрасли права.
Противоположностью пробелу является ситуация, когда в процессе применения права обнаруживается не одна, а несколько юридических норм, причем противоречащих друг другу. В таких случаях говорят о коллизии законов. Коллизией законов называется расхождение (или столкновение) содержания двух или более действующих нормативно-правовых актов, изданных по одному и тому же вопросу. Коллизия законов разрешается путем выбора того нормативно-правового акта, который должен быть применен к рассматриваемому случаю.
Выбор
применяемой нормы
1. Если имеется расхождение между актами,
изданными одним и тем же правотворческим
органом, то применяется акт, изданный
позднее. (Подобное расхождение возможно
из-за того, что принятие нового нормативно-правового
акта не всегда сопровождается одновременной
отменой акта устаревшего, ранее регулировавшего
данные общественные отношения).
2. Если имеется расхождение между общим
и специальным нормативно-правовыми актами,
то преимущество отдается специальному
акту, если только он прямо не отменен
изданным позднее общим актом.
3. Если по содержанию расходятся нормы,
находящиеся в актах, принятых разными
органами, то применяется норма, принятая
вышестоящим органом.
4. Если по содержанию расходятся нормы
федерального и регионального законодательства,
приоритет отдается федеральному нормативно-правовому
акту.
Система права и ее элементы
Норма права (юридическая норма, правовая норма) — общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование общественных отношений. Норму права можно представить как своеобразную первоначальную единицу, из которых складывается вся система права.
Структура юридической нормы представлена гипотезой, диспозицией и санкцией. Гипотеза есть условие (обстоятельство) действия нормы права, диспозиция — содержание поведения субъекта, санкция — наказание.
Другими
словами, в диспозиции указывается
правило поведения (права и обязанности)
в случае наступления обстоятельства,
предусмотренного в гипотезе. Так, например,
в ст. 274 УК РФ «Нарушение правил эксплуатации
ЭВМ... лицом, имеющим доступ к ЭВМ... {диспозиция),
если это деяние причинило существенный
вред (гипотеза), — наказывается лишением
права... либо обязательными работами на
срок... (санкция)».
Существует несколько классификаций правовых
норм. В зависимости от их функциональной
роли они разделяются на:
• исходные нормы или нормы-принципы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий);
• общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;
• специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид общественных отношений с учетом присущих им особенностей.
В зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) они разделяются на конституционные, гражданские, административные, земельные.
В зависимости от их характера — на материальные (конституционные, уголовные, гражданско-правовые, экологические) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные).
В зависимости от формы выражения диспозиции выделяют нормы:
• управомочивающие (то есть устанавливающие, что можно делать);
• обязывающие (содержащие предписания, что нужно делать);
• запрещающие (устанавливающие, что нельзя делать).
В зависимости от обязательности исполнения, содержащегося в юридической норме правила, правовые нормы подразделяются на:
• императивные (выражающие волю законодателя в категоричной форме и не предусматривающие усмотрения сторон правоотношения);
• диспозитивные
(предусматривающие усмотрение сторон
при регулировании
Другие элементы системы права
Норма права является первичным элементом системы права, под которой понимается внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права. Все эти элементы тесно связаны между собой, составляют единое целое.
Например, п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Эта правовая норма является составной частью института «Права собственности». Институт «Права собственности» входит в подотрасль «Вещное право», которая вместе с другими подотраслями составляет одну из ведущих отраслей в системе права РФ, а именно — «Гражданское право».
Отрасли права, в свою очередь, подразделяются на отрасли материального и процессуального права.
Материальное
право представлено отраслями права,
в которых основной упор делается на установление
прав и обязанностей субъектов. К отраслям
материального права относятся конституционное,
административное, гражданское, трудовое,
экологическое, уголовное, финансовое.
Процессуальное право представлено
отраслями права, основная задача которых
— установление порядка осуществления
и защиты прав и обязанностей субъектов.
Отраслями процессуального права являются,
в частности, уголовно-процессуальное,
гражданско-процессуальное.
В основе деления права на отрасли лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования.
Под источниками права в юридической науке понимают внешнюю форму выражения правовых норм.
Исторически
первым источником права был обычай
— правила поведения, ставшие
юридической нормой вследствие его
общего значения и длительного фактического
применения.
Следующий по хронологии появления вид
источников права — издаваемые государством
нормативно-правовые акты, роль которых
в системе источников права в настоящее
время является ведущей.
Источником
права в странах англо-
К числу источников права некоторое время в отдельных странах относилась и правовая доктрина, которая выражалась в трудах ученых-юристов, на которые можно было ссылаться при разрешении дел.
Признаками источника права обладает и международный нормативный договор.
В настоящее
время в Российской Федерации
источниками права признаются:
• нормативно-правовые акты,
• нормативные договоры,
• обычаи делового оборота (в гражданском
праве).
Система нормативно-правовых актов в Российской Федерации представлена законами, подзаконными актами и локальными нормативными актами.
Закон — это принимаемый в особом порядке (гражданами на референдуме или законодательным органом) и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, возведенный государством в обязательное для исполнения обществом правило.
Законы в Российской Федерации на федеральном уровне подразделяются на Конституцию РФ, Федеральные конституционные и обыкновенные (Федеральные законы).
Правоотношение - это объективно возникающая в обществе в соответствии с законом или даже вне закона форма социального взаимодействия, участники которого, являясь свободными, формально равными и автономными обладают взаимными, корреспондирующими правами и обязанностями и реализуют их в целях удовлетворения своих потребностей и интересов, в порядке не запрещенном законом или гарантированном и охраняемом им в лице определенных органов.
Особенности
правовых отношений:
• Их участники - субъекты правоотношений,
обладающие правосубъектностью;
• Основная масса правоотношений не возникает
без предусматривающих их норм права;
• Участники имеют специфическую связь
в виде прав и обязанностей;
• В основе лежит юридический факт;
• Правоотношения, возникающие на основании
юридических норм, охраняются и гарантируются
государством;
Структура правоотношений:
• по субъектам (физические и юридические
лица);
• по объектам (материальные нематериальные);
• по содержанию (материальное - дозволенное
поведение обязанного лица, юридическое
- субъективные права и юридические обязанности).
Субъекты правоотношений: отдельные
индивиды и организации, в соответствии
с нормами права обладающие субъективными
правами и обязанностями. То есть такой
субъект, который использует свою праводееспособность.
Информация о работе Государство, как особое звено политической системы