Шпаргалка по "Трененги и реабилитация"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:15, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 52 вопроса.
№12. Мышечно-суставная и тактильная чувствительность
№16. Масса тела. Расчет ДМТ.

Работа содержит 1 файл

ответы по тренингам.doc

— 656.50 Кб (Скачать)

-оц.индивидуально-  типологических свойств  ЦНС вкл: а)характеристику типа НС; б) характеристику подвижности основных нервных процессов; в)уравновешенности нервных процессов,исследуемую по реакции на движущейся объект;

-взаимосвязь  корково-подкор- ковых  структур гол мозга оценивается по степени выраженности вегетативного компонента условнорефлекторной реакции при предъявлении перво-и второсигнальных раздражителей. Эти показатели необходимы для характеристики особенностей формирования рабочего динамического стереотипа и адаптируемости чел к меняющимся условиям производственной деятельности;

-f-ая лабильность нервных процессов в зрительном анализаторе оценивается по критической частоте световых мельканий (КЧСМ) 

  1. Методы исследования подвижности возбудительного нервного процесса. Учет этого паказателя при проведении профподбора.
 

При определении подвижности  тормозных процессов  НС рассматривается разность времени реакции (латентный период)на красный цвет, подаваемой перед тормозным (зеленым)и красным, подаваемым после него. Результат =ЛПкрасный1– ЛП красный2. –заносится в протокол. При этом разность величины времени реакции на красный сиг нал (К2)(послетормозной) и красный(К1)(дотормозной) указывается со знаком"+", если величина времени реакции К2 > К1,то есть последовательное торможение. Знак "-" ставится в том случае, если величина К21,что говорит о хорошей подвижности тормозного процесса.В каждом протоколе сравнивается разница К1 и К2.

При определении подвижности возбудимых процессов НС рассчитывается процент ошибочных реакций на зеленый цвет. Уравновешенность возбудимого и тормозного процессов–реакция на движущийся объект (РДО).На экране появляются стационарно светящиеся точки, затем движущиеся точки. Необходимо определить момент совпадения движущаяся и стационарной точек. Регистрируются опережающие реакции(ОР) со вмещения и кол-во запаздывающих реакций(ЗР).Если преобладает кол-во опережающих реакций→преобладают процессы возбуждения. Если больше запаздывающих→преобладают тормозные процесы.  

медод исслед-я лабильности(подвижности) нервных процессов. В процессе оц. проф пригодности целесообразно  учитывать основные свойстваНС, а  имен но  силу, подвижность, уравновеш-ть нервных процессов.

Исследование  силы нервных процессов. Показателем силы НСслужит изменение латентного периода простой ЗМР в конце опыта по сравнению на чалом.При этом изучается спо собность нервных клеток вы- держивать длительное концентрированное возбуждение при многократном действии раздражителя.В кач-ве разд- ражителей исп-ся сигналы красного,белого и зеленого цветов.Применяется следующий стереотип предъявления раздражителей:белый→ крас ный1→ зеленый → красный2. Каждый сигнал по 15 серий, всего – 60.В протокол заносят ся все реакции реагирования.

Сила  нервных процессов «Зависимость времени реакции от интенсивности стимула» (В.Д. Небылицын) – методика основана на различном проявлении закона силы у лиц с сильной и слабой нервной системой: о силе нервной системы можно судить по характеру наклона кривой зависимости времени реакции от интенсивности раздражителя.«Критическая частота мелькающего фосфена» (В.Д. Небылицын) – определение силы нервной системы по характеру зависимости кривой частоты мелькающего фосфена (возникновение ощущения света при раздражении глаза электрическим током) от амплитуды раздражающих электрических импульсов.«Измерение латентных периодов двигательных реакций при многократном применении раздражителя» (В.Д. Небылицын) – определение момента и величины увеличения латентных периодов реакции: чем раньше и интенсивнее развивается это изменение, тем более выражена слабость нервной системы.«Работоспособность головного мозга» (А.Е. Хильченко) – определение работоспособности (по показателям количества ошибочных реакций) путем регистрации реакций испытуемого на предъявление условных раздражителей в быстром темпе в течение нескольких минут. 

При определении подвижности  тормозных процессов  НС рассматривается разность времени реакции (латентный период)на красный цвет, по- даваемой перед тормозным (зеленым)и красным, подава емым после него. Результат =ЛПкрасный1– ЛП красный2. –заносится в протокол.При этом разность величины вре мени реакции на красный сиг нал (К2)(послетормозной) и красный(К1)(дотормозной) у- казывается со знаком"+", если величина времени реакции К2 > К1,то есть последовательное торможение.Знак "-" ставится в том случае,если величина К21,что говорит о хорошей подвижности тормозного про- цесса.В каждом протоколе сравнивается разница К1 и К2.

При определении подвижности  возбудимых процессов НСрассчитывается процент ошибочных реакций на зеленый цвет. Уравновешенность нервных процессов:«Изучение особенностей проведения линий определенной длины в изменяющихся условиях» (Н.С. Лейтес) – воспроизведение без зрительного контроля на бумаге как можно точнее линий, равных либо предъявляемому предварительно  образцу, либо выбранному самим испытуемым: соотношение между силой возбудительного и тормозного процессов (их уравновешенность) проявляется в неустойчивости длины воспроизводимых линий (тенденция к удлинению линий – преобладание возбуждения, тенденция к их укорочению – преобладание торможения).«Реакция на движущийся объект – РДО» (Н.С. Лейтес) – остановка стрелки электросекундомера (полный оборот – 1 сек) на заданной цифре: преобладание опережающих реакций (стрелка не дошла до нужной цифры) связано с превалированием торможения; преобладание запаздывающих реакций (стрелка прошла заданную цифру) связано с превалированием возбуждения.

Уравновешенность  возбудимого и  тормозного процессов–реакция  на движу щийся объект (РДО).На экране появляются стационарно светящиеся точки, затем движущиеся точки.Необходимо определить момент совпадения движущаяся и стационарной точек.Регистрируются опережающие реакции(ОР) со вмещения и кол-во запаздывающих реакций(ЗР).Если пре обладает кол-во опережающих реакций→преобладают процессы возбуждения. Если больше запаздывающих→преобладают тормозные процесы.

44.Исследование  уровня развития высших психических  функций при оценке профпригодности  и профотборе. Одним из основных на правлений реаб-ции явл-ся проведение научно обоснованных профориентационных ме роприятий,проф.подбора, проф тренингов, проф адаптации чел,т.к.именно этот уровень завершает процессы соц интеграции или реинтеграции,адаптации чел и позволяет ему в полной мере реализоваться, как личности.В процессе профотбора, кроме выявления статической картины наличных знаний, навыков и умений, стала внедряться система проверки и измерения у индивида его способностей к приобретению новых, специфичных для данной деятельности, fи навыков к обучению, оц. индивидуально-психологических и личностных навыков человека в связи с его нейрофизио- логическими особенностями (эмоциональная уравновешен ность,самообладание, выдерж ка,переключаемость,объем, распределение внимания и др.).Индивидуально-типологи ч-е особенности высшей нер вной деятельности (ВНД), уровень развития высших психических функций, fдвигательной системы, лежат в основе задатков способностей к труду. При проведении профориентационных мероприятий выбор показателей, характеризующих такие f ВНД, как сила нервной системы, подвижнос- ть нервных процессов, лабиль ность нервной системы, а так же свойства двигательного, тактильного,зрительного ана- лизаторов и ряда психических свойств(памяти, внимания,ло- гического и оперативного мышления)не случаен. Именно эти f и свойства являются наиболее важными, значимыми,определяющими успешность освоения широкого спектра рабочих профессий, а так же профессий и специальностей других сфер деятельности.Без включения оц. этих и других свойств нельзя объяснить и предвидеть особенности поведения чел в различных ситуациях, так как в каждой из них к нему предъявляется набор специфических требований. Определение наличия необходимых качеств может помочь индивиду не только найти пути и способы компенсации недостающих качеств, но и проф-но сориентироваться. Психофизиологич-е данные помогают различать состояния психич адаптации и дезадаптации, выявлять динамику и формы процесса адаптации, а также определять группы факторов, влияющих на процесс адаптации, кот усиливают или уменьшают компенсаторные возм-ти и ресурсы чел.  

  1. Метод исследования силы нервных процессов. Расчет показателя его характеризующего, единицы измерения. При профессиональном отборе на какие профессии важна эта характеристика.
 

Показателем силы НС служит изменение латентного периода простой ЗМР в конце опыта по сравнению на чалом. При этом изучается способность нервных клеток вы- держивать длительное концентрированное возбуждение при многократном действии раздражителя.В кач-ве раздражителей исп-ся сигналы красного,белого и зеленого цветов.Применяется следующий стереотип предъявления раздражителей:белый→ крас ный1→ зеленый → красный2. Каждый сигнал по 15 серий, всего – 60.В протокол заносятся все реакции реагирования.

 Сила нервных процессов «Зависимость времени реакции от интенсивности стимула» (В.Д. Небылицын) – методика основана на различном проявлении закона силы у лиц с сильной и слабой нервной системой: о силе нервной системы можно судить по характеру наклона кривой зависимости времени реакции от интенсивности раздражителя.«Критическая частота мелькающего фосфена» (В.Д. Небылицын) – определение силы нервной системы по характеру зависимости кривой частоты мелькающего фосфена (возникновение ощущения света при раздражении глаза электрическим током) от амплитуды раздражающих электрических импульсов.«Измерение латентных периодов двигательных реакций при многократном применении раздражителя» (В.Д. Небылицын) – определение момента и величины увеличения латентных периодов реакции: чем раньше и интенсивнее развивается это изменение, тем более выражена слабость нервной системы.«Работоспособность головного мозга» (А.Е. Хильченко) – определение работоспособности (по показателям количества ошибочных реакций) путем регистрации реакций испытуемого на предъявление условных раздражителей в быстром темпе в течение нескольких минут. 

  1. Исследование уровня развития высших психических функций при оценке профпригодности и профподборе.

     специфически человеческие психические процессы. Они возникают на основе натуральных психических функций, за счёт опосредствования их психологическими орудиями.[1] В роли психологического орудия выступает знак. К ВПФ относятся: восприятиепамять, мышлениеречь. Они социальны по своему происхождению, опосредованы по строению и произвольны по характеру регуляции. Психофизиологическим коррелятом формирования высших психических функций выступают сложные функциональные системы, имеющие вертикальную (корково–подкорковую) и горизонтальную (корково–корковую) организацию. Но каждая высшая психическая функция жестко не привязана к какому–либо одному мозговому центру, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые

45Исследование функции внимания,её характеристики, методы изучения.Расчёт показателей, отражающих уровень развития данной функции.Привести примеры при отборе на какие профессии какие характеристики внимания неоюходимо учитывать.

Вниманием в психологии называется направленность психических

процессов на определенные объекты окружающего мира и собственные

представления,  мысли,  переживания.  Без  внимания  невозможна  правильная  оценка  действительности,  запоминание  и  воспроизведение, мыслительные процессы, деятельность человека. Физиологической основой внимания является устойчивый очаг оптимального возбуждения, доминанта  в  коре полушарий  головного мозга при  торможении окружающих участков коры.  

Основные  характеристики внимания:

-    устойчивость – способность сохранения внимания на одном и том же, достаточно высоком уровне в течение длительного                     периода                  времени;

распределение – способность, которая позволяет одновременно держать в сфере внимания  много разных объектов и воспринимать их с примерно  одинаковым вниманием;

- переключение – свойство, которое позволяет переключать внимание с одного объекта на другой, отвлекаться от  первого и сосредоточиваться на втором;

- объем внимания – это количество объектов, которые одновременно могут находиться в сфере внимания человека. 

 «Таблицы  Шульте»

Цель: Определение          устойчивости         внимания    и    динамики

           работоспособности. Используется для лиц различного возраста.

Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц, на которых в произвольном порядке  расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными квадратами.

Инструкция. Испытуемому предъявляют первую таблицу:  «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажите и назовите все числа по порядку от 1 до 25. Постарайтесь делать это как можно быстрее и без ошибок».

Таблицу открывают и одновременно с началом  выполнения задания включают секундомер. После этого предъявляют остальные  таблицы: вторую, третью, четвертую  и пятую. Засекают время работы с каждой таблицей.

Информация о работе Шпаргалка по "Трененги и реабилитация"