Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:15, шпаргалка
Работа содержит ответы на 52 вопроса.
№12. Мышечно-суставная и тактильная чувствительность
№16. Масса тела. Расчет ДМТ.
Таблица 1
Коэффициенты
корреляции между морфофункциональными
показателями в различных возрастных
группах
Возраст, лет | Масса тела -общее содержание жира | Масса тела -становая сила | Масса тела -сила правой кисти | Масса тела -сила левой кисти |
17 | 0,82 ± 0,02 | 0,47 ± 0,06 | 0,44 ± 0,05 | 0,45 ± 0,05 |
18 | 0,80 ± 0,03 | 0,49 ± 0,06 | 0,49 ± 0,05 | 0,44 ± 0,05 |
19 | 0,75 ± 0,04 | 0,43 ± 0,06 | 0,49 ± 0,05 | 0,42 ± 0,05 |
20-21 | 0,70 ± 0,04 | 0,53 ± 0,06 | 0,58 ± 0,05 | 0,42 ± 0,05 |
Р | Р17-21 < 0,01
Р18-21 < 0,05 |
Р > 0,05 | Р17-20 < 0,05 | Р > 0,05 |
Примечание:
Р - уровень значимости различий
51 Понятие « Социальная ситуация развития» его связь с кризисами развития человека. — сущностная характеристика возрастного периода развития, введенная Л.С. Выготским. С. с. р. — это единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой. С. с. р. определяет весь образ жизни ребенка, его социальное бытие, особенности его сознания. С. с. р., как отношение между развивающимся субъектом и средой, определяет: 1) объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом (А.Н. Леонтьев); 2) особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми; отношение ребенка к своей позиции в терминах принятия — непринятия.
С. с. р. ставит перед субъектом на каждом возрастном этапе специфические задачи развития, разрешение которых и составляет содержание психического развития в данном возрасте. Достижения психического развития ребенка постепенно приходят в противоречие со старой С. с. р., что приводит к слому прежних и построению новых отношений с социальной средой, а следовательно к новой С. с. р. Вновь возникшее противоречие между новыми, более высокими социальными ожиданиями и требованиями к ребенку и его возможностями разрешается путем опережающего развития соответствующих психологических способностей. Таким образом, скачкообразное изменение С. с. р. выступает одним из существенных компонентов возрастных кризисов развития. Анализ С. с. р. позволяет выделить "ближайшие" и "далекие" отношения ребенка к обществу (Л.С. Выготский), т. е. два плана отношений: отношения "ребенок — общественный взрослый", как представитель социальных требований, норм и общественных смыслов деятельности; отношения "ребенок — близкий взрослый и сверстник", реализующий индивидуально-личностные отношения. С. с. р. включает такие сферы взаимоотношений как семья, детский сад, школа, общение с близкими сверстниками, неформальные молодежные организации, дополнительные образовательные учреждения и др.
Первый
критический период развития - период
новорожденности. период времени, когда
ребенок отделен от матери физически,
но связан с ней физиологически, и составляет
период новорожденности.
Он характеризуется катастрофическим
изменением условий жизни, помноженным
на беспомощность ребенка. Все это могло
бы привести к гибели ребенка, если не
сложилась особая, социальная ситуация
его развития. Однако социальная ситуация
должна установиться. Должно появиться
единство ребенка и матери. Кризис
первого года жизни.
Специфическая реакция улыбки на лицо
матери есть показатель того, что социальная
ситуация психического развития ребенка
уже сложилась. Эта социальная ситуация
связанности ребенка с взрослым Л.С. Выгодский
назвал ее ситуацией "МЫ", что означает
неразрывное единство ребенка и взрослого.
Социальная ситуация общей жизни ребенка
с матерью приводит к возникновению нового
типа деятельности - непосредственного
эмоционального общения ребенка и матери.
Этот кризис характеризуется разрушением
прежней социальной ситуации развития
ребенка и образованием иных форм общения,
которые приводят к появлению новой социальной
ситуации. Особенности такого кризиса
в его новообразованиях заключается в
следующем. Это, прежде всего "автономная
речь" ребенка, которую понимает только
его мама. Слова возникают у ребенка в
эмоциональных ситуациях, которые воспринимаются
им как нечто целое. Такие слова ситуативны
и многозначны; налицо уже общение, обращение,
но еще лишенное постоянства значений.
По форме - это общение, а по содержанию
- эмоционально-непосредственная связь
ребенка с взрослым и с ситуацией. Ребенок
и взрослый еще связаны общностью ситуаций,
в которых возникают слова. Сущность кризиса
трех лет, как и любого кризиса, заключается
во "взрыве" прежней социальной ситуации
развития. Д.Б. Эльконин проследил этапы
развития, приведшие к этому "взрыву".
Вначале предметное действие ребенка
было "мое", но такое же, какое выполнял
взрослый. Затем ребенок "увидел"
за вещью человека, а за своими действиями
действия взрослого, что в частности, выражается
в названии ребенком себя чужим именем.
Это в свою очередь влечет за собой выделение
своего Я.
Основное
новообразование - появление у ребенка
"Я сам", следствием чего становится
распад прежней социальной ситуации "мы".
Кризис семи лет. Как отмечала Л.И. Божович,
сознание своего социального Я и возникновение
на этой основе внутренней позиции, т.е.
некоторого целостного отношения к окружающему
и самому себе, порождает соответствующие
потребности и стремления, на которых
возникают их новые потребности, но они
уже знают, чего они хотят и к чему стремятся.
В результате игра, которая на протяжении
всего возраста заполняла жизнь ребенка
иллюзорным участием в общественно значимой
жизни взрослых, к концу этого периода
перестает его удовлетворять. У него появляется
потребность выйти за рамки своего детского
образа, занять новое, доступное ему место
и осуществлять реальную, серьезную общественно
значимую деятельность. Невозможность
реализовать эту потребность и порождает
кризис семи лет. Кризис требует перехода
к новой социальной ситуации, требует
нового содержания отношений. Ребенок
должен вступить в отношения с обществом
как с совокупностью людей, осуществляющих
обязательную, общественно необходимую
и общественно полезную деятельность.
В наших условиях тенденция к ней выражается
в стремлении скорее пойти в школу.
Нередко более высокую ступень развития,
который ребенок достигает к семи годам,
смешиваются с проблемой готовности ребенка
к школьному обучению.
Кризис
подросткового возраста. Подростковый
возраст относится к числу переходных
и критических периодов онтогенеза. Этот
особый статус возраста связан с изменением
социальной ситуации развития подростков
- их стремлением приобщиться к миру взрослых,
ориентацией поведения на нормы и ценности
этого мира. В связи с этим характерным
для подростка является чувство "взрослости",
а также развитие самосознания и самооценки,
интереса к себе как к личности, к своим
возможностям и способностям. Центральным
фактором физического развития в подростковом
возрасте является половое созревание,
которое оказывает существенное влияние
на работу внутренних органов. Появляется
половое влечение (часто неосознанное)
и связанные с ним новые переживания, влечения
и мысли. аким образом, социальная ситуация
развития определяет переходность и кризисность
этого возраста. Особенность протекания
и проявления подросткового периода определяется
конкретным социальными обстоятельствами
жизни и развития подростков, его общественным
положением в мире взрослых. Еще К. Левин
связал причины конфликтного типа развития
подростков с их "переходным" положением
в обществе. Он констатировал, что в современном
обществе существует как самостоятельные
группа взрослых и группа детей. Каждая
обладает привилегиями, которых не имеет
другая. Специфика положения подростка
состоит в том, что он находится между
этими двумя группами, так как он уже не
хочет принадлежать к группе детей и стремится
перейти в группу взрослых, но они его
еще не принимают. В этом положении неприкаянности
Левин видел источник специфических особенностей
подростка. Он считал, период неприкаянности
подростка, тем с большими трудностями
протекает подростковый период.
Л. С. Выготский полагал, что "кризис"
переходного возраста связан с двумя факторами:
возникновением новообразования в сознании
подростка и перестройкой отношений между
ребенком и средой: эта перестройка составляет
главное содержание "кризиса".
Особенностями социальной ситуации развития,
особым положением подростков по отношению
к миру взрослых и особым характером взросления
на этом этапе объясняет "переходность"
и "кризисность" этого возраста. Изменение
личности связаны с особой социальной
ситуацией в подростковом возрасте, но
они связаны и с половым созреванием ребенка.
Последнее проявляется в том, что подростку,
испытывающему множество физических,
физиологических и психологических изменений
(появление полового влечения изменяет
всю систему мотивов), бывает трудно удерживать
субъективное чувство целостности и стабильности
своего Я, чувства идентичности.
Юношеский возраст.
Кризис перехода к юности (15-18 лет) связан с проблемой становления человека как субъекта собственного развития. Кризис идентичности в юности дополняется или же сменяется кризисом интимности. Межличностные отношения могут при этом стать стереотипными, а сам человек оказаться в состоянии психологической изоляции. Кроме того, на протекание юношеского кризиса влияют итоги развития в подростковом возрасте. Юность - период в развитии, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Это определяет социальную ситуацию развития в этом возрасте: юноша занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым. Положение ребенка характеризуется его зависимостью от взрослых, которые определяют главное содержание и направление его жизнедеятельности. С усложнением жизнедеятельности у юноши происходит не только количественное расширение диапазона социальных ролей и интересов, но и количественное их изменение, появляется все больше взрослых ролей с вытекающей отсюда мерой самостоятельности и ответственности.
Социальная ситуация развития в юности определяет тот факт, что этот возраст характеризуется как "устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности", стабилизируются все психические процессы, личность приобретает устойчивый характер.
52
вынужденный отказ от привычной профессиональной деятельности, необходимость в смене профессии из-за заболевания или переход на инвалидность, превращение в объект семейной опеки, изоляция от привычного социального окружения (вследствие длительного стационарного лечения) - все это в значительной степени влияет на личность больного, у которого появляются черты эгоцентризма, повышенной требовательности, обидчивости.
Тяжелое
хроническое соматическое заболевание
существенно изменяет всю социальную
ситуацию развития человека. Оно изменяет
его возможности в
Николаева отмечает еще один важный механизм соотношений между психическим и соматическим уровнями функционирования человека - механизм «замкнутого круга». Он заключается в том, что нарушение, возникающее первоначально в соматической сфере, вызывает психопатологические реакции, дезорганизующие личность, а они, в свою очередь, являются причиной дальнейших соматических нарушений. Так, по «замкнутому кругу», развертывается целостная картина заболевания.
Наиболее ярким примером механизма «замкнутого круга» является реакция на боль, часто встречающаяся в клинике внутренних болезней. Под воздействием боли и хронического физического дискомфорта у пациентов с тяжелыми соматическими расстройствами развиваются разнообразные эмоциональные нарушения. Длительные аффективные состояния меняют параметры физиологических процессов, переводя организм в иной режим функционирования, связанный с напряжением адаптивных систем. Хроническое напряжение адаптивных и компенсаторных механизмов в конце концов может приводить к формированию вторичных соматических нарушений.
особенности социальной ситуации развития, в которой оказывается внезапно заболевший человек, могут менять весь стиль его жизни: его жизненные установки, планы на будущее, его жизненную позицию по отношению к различным важным для больного обстоятельствам и к самому себе. Все эти изменения оказываются предметом психической активности больного и находят отражение в особом, формирующемся в условиях болезни образовании — внутренней картине болезни. В содержании ВКБ отражается не только преморбидная личность больного и наличная жизненная ситуация (ситуация болезни), но по ее характеру, как мы отмечали ранее (см. главу III), можно прогнозировать возможность появления многих психических отклонений, аномального изменения личности в целом. По динамике ВКБ мы получаем, возможность судить о постепенном изменении жизненной позиции больного, о присвоении им социальной «роли» больного, о, так сказать, вызревании в ее недрах нового смыслообразующего мотива — мотива сохранения здоровья, становящегося впоследствии зачастую новым ведущим мотивом деятельности, определяющим всю новую постболезненную направленность личности. Таким образом, ВКБ — основной комплекс вторичных, психологических по своей природе симптомов заболевания, который в ряде случаев может осложнять течение болезни, препятствовать успешности лечебных мероприятий и приводить к стойкому аномальному развитию личности больного. Именно поэтому ВКБ становится центральным психологическим образованием, на которое следует направлять психокоррекционные воздействия.
Изучение
той особой жизненной ситуации, в
которую ставит человека хроническое
соматическое заболевание, выдвигает
на первый план ряд проблем, важных
для решения общетеоретических
вопросов психологии личности, прежде
всего вопроса о закономерностях и движущих
силах развития личности. В советской
психологии является общепризнанным методологическое
положение о том, что движущие силы развития
личности заключены в противоречиях реальной
деятельности субъекта, анализ которых
может помочь раскрытию основных направлений
и тенденций развития человека.