Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 18:11, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Логика".
1. Мышление как объект изучения логики. Роль мышления в познании.
Познание как процесс отражения объективного мира сознанием человека представляет собой единство чувственного и рационального познания.* Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.
Ощущение -- это отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов' -- их цвета, формы, запаха, вкуса.
Целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств, называется восприятием.
Представление -- это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше.
Чувственное познание дает нам знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах. А это невозможно без мышления, отражающего действительность в определенных логических формах.
Рассмотрим основные особенности мышления.
1 . Мышление отражает действительность в обобщенных образах. В отличие от чувственного познания мышление абстрагируется от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, существенное
2. Мышление -- процесс опосредствованного отражения действительности. При помощи органов чувств можно познать лишь то, что непосредственно воздействует или воздействовало на органы чувств. Знание, полученное из уже имеющихся знаний, без обращения в каждом конкретном случае к опыту, к практике, называется выводным, а сам процесс его получения -- выведением.
3. Мышление неразрывно связано с языком. Какая бы мысль ни возникла в голове человека, она может возникнуть и существовать лишь на базе языкового материала, в словах и предложениях.
4. Мышление -- процесс активного отражения действительности. Активность характеризует весь процесс познания в целом, но прежде всего -- мышление. Применяя обобщение, абстрагирование и другие мыслительные приемы, человек преобразует знания о предметах действительности, выражая их не только средствами естественного языка, но и в символах языка формализованного, играющего важную роль в современной науке.
ВЗАИМОСВЯЗЬ: В
реальном познавательном процессе они
находятся в неразрывном единстве, составляют
стороны, моменты единого процесса познания.
Чувственное познание содержит в себе
элементы обобщения, которые свойственны
не только представлениям, но в определенной
степени восприятиям и ощущениям и составляют
предпосылку для перехода к логическому
познанию. Как ни велико значение мышления,
оно основывается на данных, полученных
с помощью органов чувств. С помощью мышления
человек познает такие недоступные чувственному
познанию явления, как движение элементарных
частиц, законы природы и общества, но
источником всех наших знаний о действительности
являются в конечном счете ощущения, восприятия,
представления.
2. Формальная логика,её предмет,место и роль в системе науч. знания.
Эту логику принято называть формальной, так как она возникла и развивалась как наука о формах мышления. Ее называют также традиционной, или аристотелевской логикой. Логика - это наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области. Следовательно, предмет логики составляют:
1. Законы, которым подчиняется мышление в процессе познания объективного мира.
2. Формы мыслительного процесса - понятия, суждения и умозаключения.
3. Методы получения нового выводного знания -сходства, различия сопутствующих изменений, остатков и другие.
4. Способы доказательства истинности полученных знаний: прямое и косвенное доказательство, опровержение и т.д.
Итак, логика (в
наиболее широком понимании ее предмета)
исследует структуру мышления, раскрывает
лежащие в его основе закономерности.
При этом абстрактное мышление, обобщенно,
опосредствованно и активно отражая действительность,
неразрывно связано с языком. Языковые
выражения являются той реальностью, строение
и способ употребления которой дает нам
знание не только о содержании мыслей,
но и об их формах, о законах мышления.
Поэтому в исследовании языковых выражений
и отношений между ними логика видит одну
из своих основных задач. А язык в целом
является при этом косвенным объектом
ее внимания и интереса.
3. Основные исторические этапы развития логики. Древняя логика-Средневековая логика-Логика Возрождения и Нового времени - Современная логика. Как самостоятельная наука логика сложилась более двух тысяч лет назад, в 4 веке до н.э. Ее основателем является древнегреческий философ Аристотель,
Гален, Демокрит. -древняя логика
Средние века, теория индукции, Ф.Бэкон
Дальнейшее развитие логики связано с именами таких выдающихся западно-европейских мыслителей, как Р. Декарт, Г. Лейбниц, И. Кант и др.
Лог. Возрож и
нов. Врем М.В. Ломоносов, А.Н.Радищев,
Н.Г.Чернышевский
4.Понятие как форма мышления Общая характеристика понятия
Понятие -- это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.
Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокупности в абстрактной, обобщенной форме на основании их существенных признаков.
Понятие -- одна из основных форм научного познания. Формируя понятия, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы.
Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии.
Множество предметов, которое мыслится в понятии, называется объемом понятия. Объем понятия «преступление» охватывает все преступления, поскольку они имеют общие существенные признаки.
Логика оперирует также понятиями «класс» («множество»), «подкласс» («подмножество») и «элемент класса».
Классом, или множеством, называется определенная совокупность предметов, имеющих некоторые общие признаки. Класс (множество) может включать в себя подкласс, или подмножество. Например, класс студентов включает в себя подкласс студентов юридических вузов, класс преступлений -- подкласс экономических преступлений.
Отношение элемента к классу выражается при помощи знака е:
Класс, состоящий из всех элементов исследуемой области, называется универсальным классом Если класс состоит из одного элемента, то это будет единичный класс. класс, который не содержит ни одного элемента, называется нулевым (пустым) классом.
Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Эта
5. Логические
приёмы образования понятий(анализ,синтез,
Анализ-это мысленное разложение предмета на его признаки.
Синтез-мысленное соединение признаков предмета в одно целое.
Сравнение-мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков сходства и различия в том или ином отношении. Абстрагирование-мысленное упрощение предмета путём выделения в нём одних признаков и отвлечения от других. Результат этого прицесса назыв. абстракцией, что служит синонимом понятия.
Обобщение -
мысленное объединение однородных предметов,
их группировка на основе тех или иных
общих признаков.
6.Содержание и объём понятия.
Содержание понятия- совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии.
Объем понятия-
множество предметов, которое мыслится
в понятии.
7. Закон обратного отношения между содержанием и объёмом понятием.
Закон обратного
отношения между объемом и содержанием
понятия - увеличение(уточнение)
8.Виды понятий. Виды понятий
1) единичные и общие, 2) собирательные и несобирательные, 3) конкретные и абстрактные, 4) положительные и отрицательные, 5) безотносительные и соотносительные.
1. Понятия делятся на единичные и общие в зависимости от того, мыслится в них один элемент или множество элементов.
2. Понятия делятся на собирательные и несобирательные. Понятия, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности элементов, составляющих единое целое, называются собирательными. Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в его объем, оно относится ко всей совокупности элементов.
Понятие, в котором мыслятся признаки, относящиеся к каждому его элементу, называется несобирательным.
3. Понятия делятся на конкретные и абстрактные.Понятие, в котором мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее, называется конкретным; понятие, в котором мыслится признак предмета или отношение между предметами, называется абстрактным.
4. Понятия делятся на положительные и отрицательные в зависимости от того, составляют ли их содержание свойства, присущие предмету, или свойства, отсутствующие у него.
Понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету, называются положительными. Понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств, называются отрицательными.
5. Понятия делятся на безотносительные и соотносительные в зависимости от того, мыслятся ли в них предметы, существующие раздельно или в отношении с другими предметами.
Понятия, отражающие
предметы, существующие раздельно и мыслящиеся
вне их отношения к другим предметам, называются
безотносительными. Таковы понятия
«студент», «государство», «место преступления»
и др. Соотносительные понятия
содержат признаки, указывающие на отношение
одного понятия к другому понятию.
9. Отношения между понятиями.
сравнимые и несравнимые.
Сравнимыми называются понятия, имеющие некоторые признаки, позволяющие эти понятия сравнивать друг с другом.
Несравнимыми называются понятия, не имеющие общих признаков, поэтому и сравнивать эти понятия невозможно.
Сравнимые понятия делятся на совместимые и несовместимые.
Понятия, объемы которых полностью или частично совпадают, называются совместимыми. В содержании этих понятий нет признаков, исключающих совпадение их объемов. Существуют три вида отношений совместимости: 1) равнообъемность, 2) пересечение (перекрещивание) и 3) подчинение (субординация).
Несовместимые понятия
Понятия, объемы которых не совпадают ни полностью, ни частично, называются несовместимыми. Эти понятия содержат признаки, исключающие совпадение их объемов.
Существуют три
вида отношений несовместимости: 1)соподчинение
2)противоположность3)противоре
10. Логическая операция обобщения понятия.
Обобщить понятие -- значит перейти от понятия с меньшим объемом, но с большим содержанием к понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием. Например, обобщая понятие «Министерство юстиции Российской Федерации», мы переходим к понятию «министерство юстиции». Объем нового (общего) понятия шире исходного (единичного) понятия; первое относится ко второму как индивид к виду. Вместе с тем содержание понятия, образованного в результате обобщения, уменьшилось, так как мы исключили его индивидуальные признаки.
Обобщение понятия
не может быть беспредельным. Наиболее
общими являются понятия с предельно широким
объемом -- категории, например
«материя», «сознание», «движение», «свойство»,
«отношение» и т.п. Категории не имеют
родового понятия, обобщить их нельзя.
11. Логич. операция ограничения понятия.
Ограничить
понятие -- значит перейти от понятия
с большим объемом, но с меньшим содержанием
к понятию с меньшим объемом, но большим
содержанием. Иначе говоря, чтобы ограничить
понятие «юрист», мы переходим к понятию
«следователь», которое в свою очередь
можем ограничить, образовав понятие «следователь
прокуратуры». Пределом ограничения понятия
является единичное понятие.