Развитие гибкости у детей младшего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 23:25, курсовая работа

Описание работы

Гибкость важна при выполнении многих двигательных действий в трудовой и военной деятельности, а также в быту. Уровень гибкости обусловливает также развитие быстроты, координационных способностей, силы. Трудно переоценить значение подвижности в суставах в случаях нарушения осанки, при коррекции плоскостопия, после спортивных и бытовых травм и т.д.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…2
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ - ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1.Общая характеристика гибкости и её задачи………………….………..….3
1.2.Характеристика подвижности в суставах……………………………..…….4
1.3.Методика развитие гибкости…………………………………………………7
1.4.Средства и методы воспитания гибкости………………………………….11
1.5.Способы контроля уровня развития гибкости…………………………….17
ГЛАВА II МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Возрастные аспекты воспитания гибкости………………………………..18
2.2. Анатомо-физиологические и психологические особенности детей…….20
2.3. Методы развития гибкости…………………………………………………26
2.4 Комплексные упражнения для развития гибкости………………………..42
ВЫВОД…………………………………………………………………………...44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовик3.docx

— 91.55 Кб (Скачать)

     Для черепа детей характерно преобладание мозгового отдела над лицевым. В  целом, костная система детей  характеризуется более высокой  эластичностью, подвижностью и ростом, что предполагает более высокую  податливость при воздействии внешних  факторов, в том числе - физических нагрузок (Аулик И.В. Определение  физической работоспособности в  клинике и спорте /И.В. Аулик// Теория и практика физической культуры. – 1979. - № 10. – С. 192.).

     Мышечная  система. В ходе индивидуального развития (онтогенеза) различные мышечные группы развиваются не одновременно (гетерохронно). Наиболее интенсивно мышечная масса нарастает с началом прямохождения, в 15 лет она составляет примерно 33%.

     Прежде  всего, развиваются мышечные группы, наиболее необходимые ребенку на данном периоде жизни. Формирование двигательных навыков прямо зависит  от развития двигательных качеств. Между  этими параметрами существуют сложные  прямые и обратные, положительные  и отрицательные взаимоотношения.

     Формирование  двигательных качеств, как и других органов и систем, в онтогенезе происходит неравномерно и гетерохронно. Например, установление выносливости в значительной мере определяется слаженной  работой дыхательной, сердечно - сосудистой, двигательной и нервной систем,  а развитие силы мышц наиболее тесно  связано с ростом костной и  мышечной систем, а также с двигательными  центрами. Каждому возрасту свойственен  определенный уровень развития двигательных качеств. Наивысшие достижения в  силе, быстроте и выносливости достигаются  в разные сроки  .

     Сила. С 8 до 10 лет прирост силы наблюдается относительно равномерно, к 11 годам темпы роста мышц увеличиваются. В последующие годы темпы роста силы мышц замедляются, причем у более крупных мышц сила увеличивается в более поздние сроки. Наряду с ростом абсолютной максимальной произвольной силой мышц происходит увеличение и относительной силы мышц. Наиболее высокий темп развития относительной силы наблюдается от 6 до 11 лет (Холодов, Ж. К. – Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник /Ж.К. Холодов, В. С.  Кузнецова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 480 с.).

     Быстрота. Впервые время реакции удается определить у детей 2 -3 лет. Этот показатель наиболее быстро снижается до 9 - 11 лет, и после 12 - 14 лет скорость снижения замедляется.

     Наибольшая  эффективность развития скорости одиночных  движений установлена в 9 - 13 лет (Аулик  И.В. Определение физической работоспособности  в клинике и cпорте / И.В. Аулик// Здоровье нации: Сб. материалов Междунар. науч.Конгр. -   М., 1979. – С.192.).

     Выносливость. Это двигательное качество развивается позднее остальных и развитие выносливости в разные возрастные периоды неравномерно. В упражнениях анаэробной мощности значительное увеличение продолжительности работы  характерно для возраста от 10 до 14 лет  (Хрипкова А. Г. Возрастная физиология /А.Г. Хрипкова.  - М.: Академия, 1978.- 73.).

     Ловкость. Способность к пространственной дифференцировке движений заметно возрастает у детей 5 - 6 лет. Наибольший рост этого двигательного качества наблюдается в 7 - 10 лет, в 10 - 12 лет она стабилизируется  (Хрипкова А. Г. Возрастная физиология /А.Г. Хрипкова.  - М.: Академия, 1978.- 73.).

     Под влиянием тренировки все показатели двигательных качеств значительно  улучшаются,  развиваются раньше и превышают соответствующие  показатели в своих возрастных группах.

     В ходе физической активности у детей  физиологические сдвиги, как правило, более выражены. В частности, значительно  более выраженным может быть предстартовое  состояние.

     Период  врабатывания у детей несколько  короче, чем у взрослых. Например, в беге на короткие дистанции у  детей 7 - 14 лет максимальная скорость достигается на 5 секунде.

     В упражнениях на выносливость у детей  несколько раньше стабилизируются  некоторые показатели работоспособности, показатели дыхательной и сердечно - сосудистой систем.

     Способность удерживать устойчивое состояние также  зависит от возраста, дети в меньшей  степени способны сохранять его  по сравнению с взрослыми. Дети быстрее  достигают максимального уровня потребления кислорода, но сохраняют  его недолго. Более короткое устойчивое состояние у детей сопровождается более стремительным развитием  гипоксии, что в свою очередь приводит к рассогласованию регуляторных, двигательных и вегетативных функций (Иванов А.В.  От уроков к дням здоровья и спорта/А.В. Иванов// Физическая культура в школе. - 1996.- № 8. - 44с.).

     От  возраста также зависит утомление. В период утомления двигательные качества у детей угнетаются в  большей степени, чем у взрослых. Дети вынуждены прекращать физическую работу при меньших сдвигах гомеостаза. При умеренной аэробной работе в  период развивающегося утомления у  детей и подростков более выражена дискоординация вегетативных функций.

     Возраст влияет и на характер восстановительных  процессов после физической нагрузки. После непродолжительных, преимущественно  анаэробных нагрузок восстановление работоспособности  и вегетативных функций у детей  происходит в более короткие сроки. Но при продолжительных, утомительных и продолжающихся нагрузках  восстановительные  процессы у детей протекают медленнее  (Иванов А.В.  От уроков к дням здоровья и спорта/А.В. Иванов// Физическая культура в школе. - 1996.- № 8. - 44с.).

     2.4.Комплекс упражнений для развития гибкости 

     Основным  методическим условием, которого нужно  придерживаться в работе над воспитанием  подвижности в суставах, являемся обязательная разминка перед выполнением  упражнений на растягивание.

     Разминка  имеет профилактическое (предупреждающее) значение, чем лучше подготовлен  мышечно-связочный аппарат, тем совершеннее  выполняется движение, тем меньше риск получить различные растяжения, разрывы мышц и сухожилий.

     Известно, что разминка включает в себя комплекс специально подобранных физических упражнений, выполняемых с целью  подготовки организма к предстоящей  работе и повышения его общей  работоспособности путем усиления вегетативных функций. Повышение температуры тела и главным образом мышц (особенно тех, которым предстоит работать), имеет большое значение для выполнения движений с максимальной амплитудой при предварительном "разогревании" мышц, их растяжимость увеличивается.

     Разминка  включает в себя бег 6-10 минут в  непрерывном умеренном, темпе. После  бега необходимо выполнить 6-8 специально подобранных упражнений для мышц туловища, верхних конечностей, рук  и ног, причем каждое из них по 10-15 раз.

  1. И.п. – Ноги на ширине плеч, руки на пояс.

       – Круговые движение головой  вправо.

     – Круговые движения головой влево.

  1. И. п. – Ноги на ширине плеч, руки перед собой.

     – Круговые движения руками вперед.

     – Круговые движения руками назад.

  1. И.п. – Ноги на ширине плеч, руки перед собой.

     – Отведение рук в стороны.

     4. И. п. – Ноги на ширине  плеч, руки на пояс. 

     – Наклоны туловища вперед.

     – Наклоны туловища назад.

     5. И.п. – о.с. Руки на пояс. Поднять  правое бедро.

     – Вращательное движение голени вправо.

     – Вращательное движение голени влево.

     6. И.п. – о.с. Руки на пояс. Поднять  левое бедро.

     – Вращательное движение голени влево.

     – Вращательное движение голени вправо.

     Затем рекомендуется проделать комплекс из 8-10 упражнений на растягивание.

     Упражнения  на растягивание необходимо выполнять  сериями в определенной последовательности; упражнения для суставов верхней  конечности, туловища и нижней конечности, а между сериями необходимо выполнять  упражнения на расслабление. Комплекс упражнений может состоять из 8-10 упражнений пассивного или активного характера.

     1. И.п. – о.с.

     – Рывки руками, правая рука наверху,  левая в низу, 10 раз.

     – Рывки руками, правая рука  внизу, левая наверху, 10 раз.

     2. И.п. – о.с. Руки перед собой.

     – Наклоны туловища вперед, стараясь задеть пол, 10 раз.

     – Наклоны туловища назад  10 раз.

     3. И.п. – Сидя на матрасе руки,  перед собой.

     – Тянуться к носкам ног, не сгибая колени  10 раз.

     4. И.п. – Сидя на матрасе руки  перед собой, партнер стоит  сзади.

     – Тянуться к носкам ног, не сгибая колени, с помощью партнера.

     5. И.п. – Ноги на  ширине плеч, руки на полу.

     – Приседание на шпагат.

     При выполнении упражнений махового характера  необходимо максимально расслаблять  мышцы ноги, так как только в  таком случае можно добиться максимальной амплитуды движения, для этого  необходимо опорной ногой встать на возвышение или на скамейку, так  как, чтобы работающая нога, производя  сгибание и разгибание, отведение  и приведение, свободно свисала и  не задевала площади опоры.

     Пружинящее  приседание в положении разведенных  в переднезаднем направлении  ног следует выполнить обязательно  с опорой на руки. Если занимающийся не достает руками до площади опоры, то упражнение можно выполнять у  стенки, опираясь на нее руками.

     Выполняя  упражнение на растягивание, амплитуду  движений нужно увеличивать постепенно, так как в противном случае даже после хорошей разминки возможны повреждения мышц и связок. Постепенное  увеличение амплитуды движения дает возможность организму приспособиться к специальной работе.

     Темп  движения с небольшой амплитудой (махи ногами, рывки руками и т.д.) – должен быть примерно 60 движений в минуту, в других движениях (наклоны  туловища) - 40-50 движений в минуту. После  упражнений на растягивание необходимо проделать упражнения на расслабление. 
 

Вывод 

       В многолетнем плане весь процесс  воспитания гибкости можно разделить  на три этапа: 1 этап – «суставной  гимнастики», 2 этап - специализированного  развития подвижности в суставах, 3 этап -  поддержания подвижности  в суставах на достигнутом уровне.

       Для воспитания и совершенствования  гибкости методически важно определить оптимальные пропорции в использовании  упражнений на растягивания, а также  правильную дозировку нагрузок. Упражнения на гибкость рекомендуется включать в небольшом количестве в утреннюю гимнастику, в вводную (подготовительную) часть урока по физической культуре, в разминку при занятиях спортом.

       В комплексы упражнений для воспитания гибкости необходимо включать упражнения на расслабление, которые обеспечивают прирост подвижности за счет улучшения  способности мышц к расслаблению, следовательно, к растягиванию.

     Развитие гибкости у детей младшего школьного возраста развивается до 15 – 17  лет. При этом для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9 – 10 лет, а для активной – 10 – 14 лет.

     Развитие  гибкости должно начинаться с 6 – 7  лет. У детей 9 – 14 лет гибкость развивается  почти в 2 раза эффективнее, т.к. у  этого возраста большая растяжимость мышечно-связочного аппарата. Подвижность  в суставах развивается неравномерно в различные возрастные периоды. У детей младшего и среднего школьного  возраста активная подвижность в  суставах увеличивается, в дальнейшем она уменьшается. Объем пассивной  подвижности в суставах также  с возрастом уменьшается. Причем, чем больше возраст, тем меньше разница  между активной и пассивной подвижностью в суставах. Это объясняется постепенным  ухудшением эластичности мышечно-связочного аппарата, межпозвоночных дисков и  другими морфологическими изменениями. Возрастные особенности суставов необходимо принимать во внимание в процессе развития и гибкости.

     Развитие  гибкости методически важно определить оптимальные пропорции в использовании  упражнений на растягивание, а также  правильную дозировку нагрузок.

Информация о работе Развитие гибкости у детей младшего возраста