Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 23:25, курсовая работа
Гибкость важна при выполнении многих двигательных действий в трудовой и военной деятельности, а также в быту. Уровень гибкости обусловливает также развитие быстроты, координационных способностей, силы. Трудно переоценить значение подвижности в суставах в случаях нарушения осанки, при коррекции плоскостопия, после спортивных и бытовых травм и т.д.
Введение………………………………………………………………………..…2
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ - ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1.Общая характеристика гибкости и её задачи………………….………..….3
1.2.Характеристика подвижности в суставах……………………………..…….4
1.3.Методика развитие гибкости…………………………………………………7
1.4.Средства и методы воспитания гибкости………………………………….11
1.5.Способы контроля уровня развития гибкости…………………………….17
ГЛАВА II МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Возрастные аспекты воспитания гибкости………………………………..18
2.2. Анатомо-физиологические и психологические особенности детей…….20
2.3. Методы развития гибкости…………………………………………………26
2.4 Комплексные упражнения для развития гибкости………………………..42
ВЫВОД…………………………………………………………………………...44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………
приводить их в соответствие между собой. Только таким путем можно добиться эффективного использования подвижности в суставах для достижения высокого спортивного результата. Нарушение этого требования приводит к тому, что одно из качеств, имеющее более низкий уровень развития, не дает возможности в полной мере использовать другое качество.
3
этап – поддержания
Низкий
уровень развития гибкости объясняется
не только анатомо-физиологическими особенностями
организма, но и недостатками методики
развития этого качества, особенно
в том случае, когда усилия направляются
преимущественно на растягивание мышц
- антагонистов, а не на увеличение силы
и амплитуды сокращающихся
В практике физической культуры и спорта широко распространены два основных вида упражнений для развития гибкости: маховые или пружинные движения типа наклонов, висов или выпадов и растягивающие движения, выполняемые с партнером или на тренажерах.
Упражнения
для развития гибкости более целесообразно
подразделить на следующие основные
группы: (Морозов О. В. Успех в
разнообразии форм занятий /О.В. Морозов//
Физическая культура в школе. - 1991.-
№ 5.- 41с.): Пассивные (для растягиваемой
группы мышц) движения, выполняемые
за счет усилия других групп мышц (например
- наклоны); Растягивающие движения
на тренажерах или с помощью партнера;
Маховые или пружинные
Активные движения с полной амплитудой (махи руками и ногами, рывки, наклоны и вращательные движения туловищем) можно выполнять без предметов и с предметами (гимнастические палки, обручи, мячи) При выполнении активных движений величина их амплитуды существенно зависит от силовых возможностей человека. Чем больше разница между активной и пассивной подвижностью в суставах, тем в большей степени амплитуда активных движении зависит от силы мышц. При значительной разнице увеличение мышечной силы приводит и к увеличению активной подвижности, если же разница не велика, рост силы к увеличению подвижности не приводит и даже отрицательно сказывается на величине подвижности. Следовательно, добиться увеличения активной подвижности в каком-либо движении можно двумя путями: за счет увеличения пассивной подвижности; за счет увеличения максимальной силы.
Для воспитания активной подвижности можно использовать метод динамических усилий. Максимальное силовое напряжение при этих упражнениях создается за счет перемещения какого-либо непредельного отягощения с максимальной амплитудой.
Для воспитания активной подвижности применяют также упражнения с внешним сопротивлением: (Матвеев Л. П. - Образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы (I-XI классов): Программа /Л.П. Матвеева. - М.: Просвещение, 1995.-215с.):вес предметов; противодействие партера; сопротивление упругих предметов; статические (изометрические) силовые упражнения, выполняемые в виде максимальных напряжений, длительностью 3 – 4 сек.
В
качестве средств развития пассивной
подвижности в суставах используют
упражнения на растягивание. Они должны
удовлетворять следующим
К упражнениям, способствующим развитию пассивной подвижности, относятся: пассивные движения, выполняемые с помощью партнера; установку; пассивные движения, выполняемые с отягощением; пассивные движения, выполняемые с помощью резинового эспандера или амортизатора; пассивные движения, выполняемые с использованием собственной силы (например, притягивание туловища к ногам, сгибание кисти другой рукой);
пассивные движения, выполняемые на снарядах (в качестве отягощения используется вес собственного тела); активные движения (различные махи, рывки и наклоны), выполняемые с полной амплитудой без предметов и с предметами.
Статические
упражнения, выполняемые с помощью
партнера, собственного веса тела или
силы, требуют сохранения неподвижного
положения с предельной амплитудой
в течение определенного
Все
указанные упражнения обеспечивают
прирост подвижности в суставах
за счет улучшения растяжимости мышечно-связочного
аппарата. Они воздействуют непосредственно
на суставную сумку, мышцы и связки,
способствуют их укреплению, повышают
эластичность (Фомин Н.А. Возрастные
особенности физического
У новичков наблюдается значительная разница между активной и пассивной подвижностью в суставах, причем наибольшая разница обнаружена при сгибании и отведении ноги, разгибании руки, пронации и супинации голени, бедра, плеча, предплечья, а наименьшая - при движениях позвоночного столба, разгибании ноги, движениях кисти, сгибании голени, предплечья.
В
связи с этим на начальном этапе
тренировки при воспитании гибкости
в движениях первой группы большое
внимание нужно уделять силовым
упражнениям в сочетании со специальными
упражнениями, способствующими развитию
активной подвижности в суставах,
а при воспитании гибкости в движениях
второй группы – упражнениям на
растягивание, способствующим развитию
пассивной подвижности. По достижении
высокого уровня развития активной или
пассивной подвижности в
Таким
образом, развивая активную подвижность
в суставах, большое место нужно
отводить силовым упражнениям в
сочетании с упражнениями на растягивание.
Комплексное использование
Использование упражнений на расслабление в период преимущественного развития подвижности в суставах значительно повышает эффект тренировки (до 10%). Эти упражнения способствуют улучшению как активной, так и пассивной подвижности в суставах.
В связи с этим в комплексы упражнений для воспитания гибкости необходимо включать и упражнения на расслабление, которые обеспечивают прирост подвижности за счет улучшения способности мышц к расслаблению, следовательно, к растягиванию (Наука и спорт: Сб. обзорных статей. - М.: Издатель А.Н. Жуков, 1982.- 34 с.).
Для
воспитания и совершенствования
гибкости методически важно определить
оптимальные пропорции в
Если
требуется достижение заметного
сдвига в развитии гибкости уже через
3 – 4 месяца, то рекомендуется следующие
соотношения в использовании
упражнений: примерно 40% - активные, 40% -
пассивные и 20% - статические. Чем
меньше возраст, тем больше в общем,
объеме должна быть доля активных упражнений
и меньше – статических. Специалистами
разработаны примерные
Упражнения на гибкость рекомендуется включать в небольшом количестве в утреннюю гигиеническую гимнастику, в вводную (подготовительную) часть урока по физической культуре, в разминку при занятиях спортом.
Упражнения
на гибкость важно сочетать с упражнениями
на силу и расслабление. Как установлено,
комплексное использование
Кроме того, при использовании упражнений на расслабление в период направленного развития подвижности в суставах значительно (до 10%) возрастает эффект тренировки.
Нагрузку в упражнениях на гибкость в отдельных занятиях и в течение года следует увеличивать за счет увеличения количества упражнений и числа их повторений.
Темп при активных упражнениях составляет 1 повторение в 1 с; при пассивных – 1 повторение в 1 -2 с; «выдержка» в статических положениях – 4 – 6 с. (Дуранов М. Е. Исследовательский подход /М.Е. Дуранов, А.Г. Гостев// Педагогическая деятельность. - 1996.- №5. - 72с).
Упражнения
на гибкость в одном занятии рекомендуется
выполнять в такой
Таблица 3
Дозировка
упражнений, направленных
на развитие подвижности
в суставах у детей
младшего школьного
возраста
(по Ж.К. Холодову, В.С.
Кузнецову)
Сустав | Количество повторений |
Позвоночный столб | 20 -30 |
Тазобедренный | 15 – 25 |
Плечевой | 15 – 25 |
Лучезапястный | 15 – 25 |
Коленный | 10 – 15 |
Голеностопный | 10 - 15 |
Перерывы
в тренировке гибкости отрицательно
сказываются на уровне его развития.
Так, например, двухмесячных перерыв
ухудшает подвижность в суставах
на 10 – 12%. При тренировке гибкости следует
использовать широкий арсенал упражнений,
воздействующих на подвижность
всех основных суставах, поскольку
не наблюдается положительный
В процессе воспитания гибкости необходимо также учитывать, что подвижность в суставах может значительно изменяться в зависимости от различных внешних условий и состояния организма. Подвижность в суставах уменьшается после утомительной тренировки, при охлаждении мускулатуры и, наоборот, увеличивается после разминки, при повышении температуры воздуха. Одним словом, подвижность в суставах увеличивается во всех тех случаях, когда в растягиваемых мышцах, увеличено кровоснабжение и, наоборот, уменьшается, когда кровообращение ухудшается.
При воспитании гибкости ведущим обычно является повторный метод. Поскольку, основной задачей при выполнении упражнений на гибкость является достижение максимальной амплитуды в том или ином движении, то необходимо учитывать вид (характер) упражнения, число повторений, интервал отдыха между упражнениями и т.д.
Тренировка пассивной подвижности улучшает активную гибкость, феномен так называемого "переноса" подвижности. Однако он отсутствует в обратном направлении: тренировка активной подвижности практически не оказывает влияния на увеличение пассивной.
Если в одних видах двигательной деятельности или в специальных упражнениях главной является пассивная подвижность ("шпагат", "выкруты", "мост"), то в других важнее активная (спринтерский бег, ходьба), в третьих - требуется максимальное проявление специальной гибкости, например, силовая гибкость, проявляемая в статических положениях в акробатике, гимнастике, прыжках в воду и т.п., а в четвертых - необходим высокий уровень развития как пассивной, так и активной гибкости в метании мяча, барьерном беге и т.д.
Развивая
активную подвижность в суставах,
большое место нужно отводить
силовым упражнениям в
Информация о работе Развитие гибкости у детей младшего возраста