Развитие гибкости у детей младшего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 23:25, курсовая работа

Описание работы

Гибкость важна при выполнении многих двигательных действий в трудовой и военной деятельности, а также в быту. Уровень гибкости обусловливает также развитие быстроты, координационных способностей, силы. Трудно переоценить значение подвижности в суставах в случаях нарушения осанки, при коррекции плоскостопия, после спортивных и бытовых травм и т.д.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…2
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ - ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1.Общая характеристика гибкости и её задачи………………….………..….3
1.2.Характеристика подвижности в суставах……………………………..…….4
1.3.Методика развитие гибкости…………………………………………………7
1.4.Средства и методы воспитания гибкости………………………………….11
1.5.Способы контроля уровня развития гибкости…………………………….17
ГЛАВА II МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Возрастные аспекты воспитания гибкости………………………………..18
2.2. Анатомо-физиологические и психологические особенности детей…….20
2.3. Методы развития гибкости…………………………………………………26
2.4 Комплексные упражнения для развития гибкости………………………..42
ВЫВОД…………………………………………………………………………...44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовик3.docx

— 91.55 Кб (Скачать)

приводить их в соответствие между собой. Только таким путем можно добиться эффективного использования подвижности в  суставах для достижения высокого спортивного  результата. Нарушение этого требования приводит к тому, что одно из качеств, имеющее более низкий уровень развития, не дает возможности в полной мере использовать другое качество.

     3 этап – поддержания подвижности  в суставах на достигнутом  уровне. Показатели подвижности  в суставах не могут длительное  время удерживаться на требуемом  уровне. Если упражнения на растягивание  исключить из тренировки, то подвижность  в суставах ухудшится, поэтому  упражнениями на растягивание  нужно заниматься в течение всего года, меняя их дозировку (Быков В. С. - Развитие двигательных способностей учащихся: Учебное пособие /В.С. Быков. – Челябинск: УралГАФК, 1998.-74с.).

     Низкий  уровень развития гибкости объясняется  не только анатомо-физиологическими особенностями  организма, но и недостатками методики развития этого качества, особенно в том случае, когда усилия направляются преимущественно на растягивание мышц - антагонистов, а не на увеличение силы и амплитуды сокращающихся мышц. Оказывается, что на практике чаще работают не над активной, а над пассивной  гибкостью.

     В практике физической культуры и спорта  широко распространены два основных вида упражнений для развития гибкости: маховые или пружинные движения типа наклонов, висов или выпадов  и растягивающие движения, выполняемые  с партнером или на тренажерах.

     Упражнения  для развития гибкости более целесообразно  подразделить на следующие основные группы: (Морозов  О. В.  Успех в  разнообразии форм занятий /О.В. Морозов// Физическая культура в школе. -  1991.- № 5.- 41с.):  Пассивные (для растягиваемой  группы мышц) движения, выполняемые  за счет усилия других групп мышц (например - наклоны); Растягивающие движения на тренажерах или с помощью партнера; Маховые или пружинные движения. Эти упражнения связаны с увеличением  силы мышц, осуществляющих движение, но не настолько, чтобы причислять их к  упражнениям, развивающим активную подвижность; Маховые или пружинные растягивающие движения с отягощениями, способствующие движению; Расслабленные висы; Удержание положения тела, в котором мышцы наиболее растянуты.

     Активные  движения с полной амплитудой (махи руками и ногами, рывки, наклоны и  вращательные движения туловищем) можно  выполнять без предметов и  с предметами (гимнастические палки, обручи, мячи) При выполнении активных движений величина их амплитуды существенно  зависит от силовых возможностей человека. Чем больше разница между  активной и пассивной подвижностью в суставах, тем в большей степени  амплитуда активных движении зависит  от силы мышц. При значительной разнице  увеличение мышечной силы приводит и  к увеличению активной подвижности, если же разница не велика, рост силы к увеличению подвижности не приводит и даже отрицательно сказывается  на величине подвижности. Следовательно, добиться увеличения активной подвижности  в каком-либо движении можно двумя  путями: за счет увеличения пассивной  подвижности; за счет увеличения максимальной силы.

     Для воспитания активной подвижности можно  использовать метод динамических усилий. Максимальное силовое напряжение при  этих упражнениях создается за счет перемещения какого-либо непредельного  отягощения с максимальной амплитудой.

     Для воспитания активной подвижности применяют  также упражнения с внешним сопротивлением: (Матвеев Л. П. - Образовательная программа  для учащихся средней общеобразовательной  школы (I-XI классов): Программа /Л.П. Матвеева. -  М.: Просвещение, 1995.-215с.):вес предметов; противодействие партера; сопротивление упругих предметов; статические (изометрические) силовые упражнения, выполняемые в виде максимальных напряжений, длительностью 3 – 4  сек.

     В качестве средств развития пассивной  подвижности в суставах используют упражнения на растягивание. Они должны удовлетворять следующим требованиям: быть такими, чтобы можно было выполнять  их с предельной амплитудой (поэтому  малопригодны многие общеразвивающие  упражнения, выполняемые с небольшой  амплитудой) и давать соответствующую  целевую; быть доступными для занимающихся.

     К упражнениям, способствующим развитию пассивной подвижности, относятся: пассивные движения, выполняемые  с помощью партнера; установку; пассивные  движения, выполняемые с отягощением; пассивные движения, выполняемые  с помощью резинового эспандера  или амортизатора; пассивные движения, выполняемые с использованием собственной  силы (например, притягивание туловища к ногам, сгибание кисти другой рукой);

пассивные движения, выполняемые на снарядах (в качестве отягощения используется вес собственного тела); активные движения (различные махи, рывки и наклоны), выполняемые с полной амплитудой без предметов и с предметами.

     Статические упражнения, выполняемые с помощью  партнера, собственного веса тела или  силы, требуют сохранения неподвижного положения с предельной амплитудой в течение определенного времени (6 – 9). После этого следует расслабление, а затем повторение упражнения.

     Все указанные упражнения обеспечивают прирост подвижности в суставах за счет улучшения растяжимости мышечно-связочного аппарата. Они воздействуют непосредственно  на суставную сумку, мышцы и связки, способствуют их укреплению, повышают эластичность (Фомин Н.А. Возрастные особенности физического воспитания: Учебное пособие /Н.А.Фомин, Филин  В.П. - М.: Академия, 1983.- 75.).

     У новичков наблюдается значительная разница между активной и пассивной  подвижностью в суставах, причем наибольшая разница обнаружена при сгибании и отведении ноги, разгибании руки, пронации и супинации голени, бедра, плеча, предплечья, а наименьшая - при движениях позвоночного столба, разгибании ноги, движениях кисти, сгибании голени, предплечья.

     В связи с этим на начальном этапе  тренировки при воспитании гибкости в движениях первой группы большое  внимание нужно уделять силовым  упражнениям в сочетании со специальными упражнениями, способствующими развитию активной подвижности в суставах, а при воспитании гибкости в движениях  второй группы – упражнениям на растягивание, способствующим развитию пассивной подвижности. По достижении высокого уровня развития активной или  пассивной подвижности в суставах комплекс упражнений необходимо менять  (Хрипкова Л.Т. - Возрастная физиология: Учебное пособие /Л.Т. Хрипкова. -  М..: Просвещение,  1988 .- 36 с.).

     Таким образом, развивая активную подвижность  в суставах, большое место нужно  отводить силовым упражнениям в  сочетании с упражнениями на растягивание. Комплексное использование таких  упражнений способствует не только увеличению силы мышц, производящих данное движение, но и их растяжимости и эластичности  (Дуранов М. Е. Исследовательский  подход /М.Е. Дуранов,  А.Г.  Гостев// Педагогическая деятельность. - 1996.- №5. - 72с.).

     Использование упражнений на расслабление в период преимущественного развития подвижности в суставах значительно повышает эффект тренировки (до 10%). Эти упражнения способствуют улучшению как активной, так и пассивной подвижности в суставах.

     В связи с этим в комплексы упражнений для воспитания гибкости необходимо включать и упражнения на расслабление, которые обеспечивают прирост подвижности  за счет улучшения способности мышц к расслаблению, следовательно, к  растягиванию (Наука и спорт: Сб. обзорных статей. - М.: Издатель А.Н. Жуков, 1982.- 34 с.).

     Для воспитания и совершенствования  гибкости методически важно определить оптимальные пропорции в использовании  упражнений на растягивание, а также  правильную дозировку нагрузок.

     Если  требуется достижение заметного  сдвига в развитии гибкости уже через 3 – 4 месяца, то рекомендуется следующие  соотношения в использовании  упражнений: примерно 40% - активные, 40% - пассивные и 20% - статические. Чем  меньше возраст, тем больше в общем, объеме должна быть доля активных упражнений и меньше – статических. Специалистами  разработаны примерные рекомендации по количеству повторений, темпу движений и времени «выдержек» в статических  положениях. На первых занятиях число  повторений составляет не более 8 -10 раз  и постепенно доводится до величин, приведенных в таблице 3 (Холодов  Ж. К. – Теория и методика физического  воспитания и спорта: Учебник /Ж.К. Холодов, В. С.  Кузнецова. - М.: Издательский центр  «Академия», 2003. – 480 с.).

     Упражнения  на гибкость рекомендуется включать в небольшом количестве в утреннюю гигиеническую гимнастику, в вводную (подготовительную) часть урока по физической культуре, в разминку при  занятиях спортом.

     Упражнения  на гибкость важно сочетать с упражнениями на силу и расслабление. Как установлено, комплексное использование силовых  упражнений и упражнений на расслабление не только способствует увеличению силы, растяжимости и эластичности мышц, производящих данное движение, но и  повышает прочность мышечно-связочного аппарата  (Дембо  А.Г. Врачебный  контроль в спорте /А.Г. Дембо// Теория и практика физической культуры. – 1988. - № 3. – 18-19).

     Кроме того, при использовании упражнений на расслабление в период направленного  развития подвижности в суставах значительно (до 10%) возрастает эффект тренировки.

     Нагрузку  в упражнениях на гибкость в отдельных  занятиях и в течение года следует  увеличивать за счет увеличения количества упражнений и числа их повторений.

     Темп  при активных упражнениях составляет 1 повторение в 1 с; при пассивных  – 1 повторение в 1 -2 с; «выдержка» в  статических положениях – 4 – 6 с. (Дуранов  М. Е. Исследовательский подход /М.Е. Дуранов,  А.Г.  Гостев// Педагогическая деятельность. - 1996.- №5. - 72с).

     Упражнения  на гибкость в одном занятии рекомендуется  выполнять в такой последовательности: вначале упражнения для суставов верхних конечностей, затем для  туловища и нижних конечностей. При  серийном выполнении этих упражнений в промежутках отдыха дают упражнения на расслабление  (Гейнц К. А. Ни дня  без физкультуры /К. А. Гейнц// Физическая культура в школе. - 1990.- № 4.- 41с.). 

                           Таблица 3

     Дозировка упражнений, направленных на развитие подвижности  в суставах у детей  младшего школьного  возраста 
(по Ж.К. Холодову, В.С. Кузнецову)

  
     Сустав      Количество  повторений
     Позвоночный столб      20 -30
     Тазобедренный      15 – 25
     Плечевой      15 – 25
     Лучезапястный      15 – 25
     Коленный      10 – 15
     Голеностопный      10 - 15
 

     Перерывы  в тренировке гибкости отрицательно сказываются на уровне его развития. Так, например, двухмесячных перерыв  ухудшает подвижность в суставах на 10 – 12%. При тренировке гибкости следует  использовать широкий арсенал упражнений, воздействующих  на подвижность  всех основных суставах, поскольку  не наблюдается положительный перенос  тренировок подвижности одних суставов на другие (Анатомия человека: Учебник /М.Ф. Иваницкий, Б.А.Никитюка, А.А. Гладышев, Ф.В. Судзиловский. -  М.: Тера-Спорт, 2003 – 624 с.).

     В процессе воспитания гибкости необходимо также учитывать, что подвижность  в суставах может значительно  изменяться в зависимости от различных  внешних условий и состояния  организма. Подвижность в суставах уменьшается после утомительной тренировки, при охлаждении мускулатуры  и, наоборот, увеличивается после  разминки, при повышении температуры  воздуха. Одним словом, подвижность  в суставах увеличивается во всех тех случаях, когда в растягиваемых  мышцах, увеличено кровоснабжение и, наоборот, уменьшается, когда кровообращение ухудшается.

     При воспитании гибкости ведущим обычно является повторный метод. Поскольку, основной задачей при выполнении упражнений на гибкость является достижение максимальной амплитуды в том  или ином движении, то необходимо учитывать  вид (характер) упражнения, число повторений, интервал отдыха между упражнениями и т.д.

     Тренировка  пассивной подвижности улучшает активную гибкость, феномен так называемого "переноса" подвижности. Однако он отсутствует в обратном направлении: тренировка активной подвижности практически  не оказывает влияния на увеличение пассивной.

     Если  в одних видах двигательной деятельности или в специальных упражнениях  главной является пассивная подвижность ("шпагат", "выкруты", "мост"), то в других важнее активная (спринтерский бег, ходьба), в третьих - требуется  максимальное проявление специальной  гибкости, например, силовая гибкость, проявляемая в статических положениях в акробатике, гимнастике, прыжках в воду и т.п., а в четвертых - необходим высокий уровень развития как пассивной, так и активной гибкости в метании мяча, барьерном беге и т.д.

     Развивая  активную подвижность в суставах, большое место нужно отводить силовым упражнениям в сочетании  с упражнениями на растягивание. Комплексное  использование этих упражнений способствует не только увеличению силы мышц, производящих данное движении, но и их растяжимости и эластичности.

Информация о работе Развитие гибкости у детей младшего возраста