Развитие гибкости у детей младшего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 23:25, курсовая работа

Описание работы

Гибкость важна при выполнении многих двигательных действий в трудовой и военной деятельности, а также в быту. Уровень гибкости обусловливает также развитие быстроты, координационных способностей, силы. Трудно переоценить значение подвижности в суставах в случаях нарушения осанки, при коррекции плоскостопия, после спортивных и бытовых травм и т.д.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…2
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ - ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1.Общая характеристика гибкости и её задачи………………….………..….3
1.2.Характеристика подвижности в суставах……………………………..…….4
1.3.Методика развитие гибкости…………………………………………………7
1.4.Средства и методы воспитания гибкости………………………………….11
1.5.Способы контроля уровня развития гибкости…………………………….17
ГЛАВА II МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Возрастные аспекты воспитания гибкости………………………………..18
2.2. Анатомо-физиологические и психологические особенности детей…….20
2.3. Методы развития гибкости…………………………………………………26
2.4 Комплексные упражнения для развития гибкости………………………..42
ВЫВОД…………………………………………………………………………...44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовик3.docx

— 91.55 Кб (Скачать)

     Во  втором случае транспортир заменяют потенциометрическим датчиком и  получается электрогониометр. С его  помощью получают гониограмму. Этот метод более точен.

     Третий  способ — оптический. Эти методы измерения гибкости основаны на применении фото-, кино- и видеорегистрации. На суставных точках спортсмена укрепляют  датчики — маркеры, изменение  взаиморасположения которых фиксируется  регистрирующей аппаратурой. Точность оптических методов зависит от:

     1) погрешностей регистрирующей аппаратуры;

     2) способов крепления маркеров  на суставных точках и величин  их смещения при выполнении  движения;

     3) погрешностей анализа кино-, фото- и видеоматериалов. 

     Наиболее  точный из оптических методов —  стереоциклография, позволяющая регистрировать амплитуду движения в трехмерном пространстве.

     Четвертый способ — рентгенографический метод, позволяющий определить теоретически допустимую амплитуду движения, рассчитав  ее на основании рентгенологического  анализа строения сустава.

     Коэффициент надежности тестов гибкости равен 0,85 – 0,95. Информативность тестов на гибкость зависит от того, насколько амплитуда  тестирующего движения совпадает с  амплитудой соревновательного упражнения. Наибольшая информативность показателей  гибкости маховых движений ногами отмечается у футболистов, барьеристов, прыгунов в высоту и длину.

     Эквивалентность тестов на гибкость невысокая.

     Возможна  комплексная оценка гибкости, если она измеряется в разных заданиях (в разных суставах) 
 

ГЛАВА II МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 

     2.1. Возрастные аспекты  воспитания гибкости 

     Подвижность в суставах развивается неравномерно в различные возрастные периоды. У детей младшего школьного возраста активная подвижность в суставах увеличивается, в дальнейшем она  уменьшается. Объем пассивной подвижности  в суставах также с возрастом  уменьшается. Причем, чем больше возраст, тем меньше разница между активной и пассивной подвижностью в суставах. Это объясняется постепенным ухудшением эластичности мышечно-связочного аппарата, межпозвоночных дисков и другими морфологическими изменениями. Возрастные особенности суставов необходимо принимать во внимание в процессе развития и гибкости  (Ашмарин Г. А. - Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Учебное пособие /А.Г. Ашмарин.- М.: Просвещение, 1995.-287с.).

     Специальное воздействие физическими упражнениями на подвижность в суставах должно быть согласовано с естественным ходом возрастного развития организма.

     По  мере развития организма гибкость также  изменяется неравномерно. Так, подвижность  позвоночника при разгибании заметно  повышается у мальчиков с 7 до 14 лет, а у девочек с 7 до 12 лет, в более  старшем возрасте прирост гибкости снижается. Подвижность позвоночника при сгибании значительно возрастает у мальчиков 7-10 лет, а затем в 11-13 лет уменьшается. Высокие показатели гибкости отмечаются у мальчиков в 15 лет, а у девочек в 14 лет, при активных движениях гибкость несколько меньше, чем при пассивных.

     В суставах плечевого пояса подвижность  при сгибательных и разгибательных движениях увеличивается до 12-13 лет, наиболее высокие результаты имеют  место в 9-10 лет.

     В тазобедренном суставе рост подвижности  наибольший от 7 до 10 лет, в последующие  годы прирост гибкости замедляется  и к 13 – 14  годам приближается к показателям взрослых  (Холодов  Ж. К. – Теория и методика физического  воспитания и спорта: Учебник /Ж.К. Холодов, В. С.  Кузнецова. - М.: Издательский центр  «Академия», 2003. – 480 с.).

     Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей (скоростные и координационные  способности, способность длительно  выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой  интенсивности), о чем свидетельствуют  приведенные в таблице 1 обобщенные данные отечественных и зарубежных авторов (Матвеев Л.П. -  Теория и  методика физического воспитания: Учебник /Л.П. Матвеев. -  М., 1991. – 65 с.). 
 
 
 
 
 

                     Таблица 1

     Темпы роста активной и  пассивной гибкости у детей 7 – 10 лет (%)

     (по  В.Ф. Ломейко, В.И.  Лях) 

  
     Суставы      Гибкость
     Активная      Пассивная
     Мальчики      Девочки      Мальчики      Девочки
     Подвижность в суставах плечевого пояса, локтевых и лучезапястных      4,9      3,2      - 1,9      - 0,1
     Подвижность в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах      5,5      6,2      - 8,7      - 9,5
     Подвижность различных  отделов позвоночного столба:

     - тазобедренный сустав при сгибании  туловища

     - нижегрудной поясничный отдел

     - верхнегрудной отдел

     - шейный отдел

 
 
 
 
 
     18,8 

     8,6

     22,9

     17,0

 
 
 
 
 
     6,6 

     17,2

     -6,2

     22,2

 
 
 
 
 
     - 

     -

     -

     -

 
 
 
 
 
     - 

     -

     -

     -

 

     2.2.Анатомо-физиологические  и психологические  особенности детей  младшего школьного  возраста 

     Спортивному руководителю, работающему с детьми младшего школьного возраста, необходимо хорошо знать их анатомо-физиологические  и психологические особенности. Недостаточное знание особенностей детского организма может привести к ошибкам в методике физического  воспитания и, как следствие, к перегрузке детей, нанесению ущерба их здоровью.

     Детский организм не является уменьшенной копией организма взрослого человека. В  каждом возрасте он отличается присущими  этому возрасту особенностями, которые  влияют на жизненные процессы в организме, на физическую и умственную деятельность ребенка.

     Принято различать следующие возрастные группы детей школьного возраста:

     1. Младшая школьная (от 7 до 12 лет);

     2. Средняя школьная (от 12 до 16 лет);

     3. Старшая школьная (от 16 до 18 лет).

     Физическое  развитие младших школьников резко  отличается от развития детей среднего и особенного старшего школьного  возраста. Остановимся на анатомо-физиологических  и психологических особенностях детей 7-12 лет, т.е. детей, отнесенных к  группе младшего школьного возраста. По некоторым показателям развития большой разницы между мальчиками и девочками младшего школьного  возраста нет, до 11-12 лет пропорции  тела у мальчиков и девочек  почти одинаковы. В этом возрасте продолжает формироваться структура  тканей, продолжается их рост. Темп роста  в длину несколько замедляется  по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, но вес тела увеличивается. Рост увеличивается  ежегодно на 4-5 см, а вес на 2-2,5 кг.

     Заметно увеличивается окружность грудной  клетки, меняется к лучшему ее форма, превращаясь в конус, обращенный основанием кверху. Благодаря этому, становится больше жизненная емкость  легких. Средние данные жизненной  емкости легких у мальчиков 7 лет  составляет 1400 мл, у девочек 7 лет - 1200 мл. У мальчиков 12лет - 2200 мл, у девочек 12 лет - 2000 мл. Ежегодное увеличение жизненной емкости легких равно, в среднем, 160 мл у мальчиков и  у девочек этого возраста.

     Однако  функция дыхания остается все  еще несовершенной: ввиду слабости дыхательных мышц, дыхание у младшего школьника относительно учащенное  и поверхностное; в выдыхаемом воздухе 2% углекислоты (против 4% у взрослого). Иными словами, дыхательный аппарат  детей функционирует менее производительно. На единицу объема вентилируемого воздуха  их организмом усваивается меньше кислорода (около 2%), чем у старших детей  или взрослых (около 4%). Задержка, а  также затруднение дыхания у  детей во время мышечной деятельности, вызывает быстрое уменьшение насыщения  крови кислородом (гипоксемию). Поэтому  при обучении детей физическим упражнениям  необходимо строго согласовывать их дыхание с движениями тела. Обучение правильному дыханию во время  упражнений является важнейшей задачей при проведении занятий с группой ребят младшего школьного возраста.

     В тесной связи с дыхательной системой функционируют органы кровообращения. Система кровообращения служит поддержанию  уровня тканевого обмена веществ, в  том числе и газообмена. Другими  словами, кровь доставляет питательные  вещества и кислород ко всем клеточкам  нашего организма и принимает  в себя те продукты жизнедеятельности, которые необходимо вывести из организма  человека. Вес сердца увеличивается  с возрастом в соответствии с  нарастанием веса тела. Масса сердца приближается к норме взрослого  человека: 4 кг на 1 кг общего веса тела. Однако пульс остается учащенным  до 84-90 ударов в минуту (у взрослого 70-72 удара в мин.). В связи с  этим за счет ускоренного кровообращения, снабжение органов кровью оказывается  почти в 2 раза большим, чем у взрослого. Высокая активность обменных процессов  у детей связана и с большим  количеством крови по отношению  к весу тела, 9% по сравнению с 7-8% у  взрослого человека.

     Сердце  младшего школьника лучше справляется  с работой, т.к. просвет артерий  в этом возрасте относительно более  широкий. Кровяное давление у детей  обычно несколько ниже, чем у взрослых. К 7-8 годам оно равняется 99/64 мм. рт.ст., к 9-12 годам - 105/70 мм рт.ст. При предельной напряженной мышечной работе сердечные  сокращения у детей значительно  учащаются, превышая, как правило, 200 ударов в минуту. После соревнований, связанных с большим эмоциональным  возбуждением, они учащаются еще  больше - до 270 ударов в минуту. Недостатком  этого возраста является легкая возбудимость сердца, в работе которого нередко  наблюдается аритмия, в связи  с различными внешними влияниями. Систематическая  тренировка обычно приводит к совершенствованию  функций сердечно-сосудистой системы, расширяет функциональные возможности  детей младшего школьного возраста.

     Жизнедеятельность организма, в том числе и мышечная работа, обеспечивается обменом веществ. В результате окислительных процессов  распадаются углеводы, жиры и белки, возникает необходимая для функций  организма энергия. Часть этой энергии  идет на синтез новых тканей растущего  организма детей, на "пластические" процессы. Как известно, теплоотдача  происходит с поверхности тела. А  так как поверхность тела детей  младшего школьного возраста относительно велика по сравнению с массой, то он и отдает в окружающую среду  больше тепла.

     И отдача тепла, и рост, и значительная мышечная активность ребенка требует  больших затрат энергии. Для таких  затрат энергии необходима и большая интенсивность окислительных процессов. У младших школьников относительно невелика и способность к работе в анаэробных (без достаточного количества кислорода) условиях.

     Занятия физическими упражнениями и участие  в спортивных соревнованиях требуют  от младших ребят значительно  больше энергетических затрат по сравнению  со старшими школьниками и взрослыми.

     Поэтому, большие затраты на работу, относительно высокий уровень основного обмена, связанный с ростом организма, необходимо учитывать при организации занятий  с младшими школьниками, помнить, что  ребятам надо покрыть затраты  энергии на "пластические" процессы, терморегуляцию и физическую работу. При систематических занятиях физическими  упражнениями "пластические" процессы протекают более успешно и  полноценно, поэтому дети гораздо  лучше развиваются физически. Но подобное положительное влияние  на обмен веществ оказывают лишь оптимальные нагрузки. Чрезмерно  тяжелая работа, или недостаточный  отдых, ухудшают обмен веществ, могут  замедлить рост и развитие ребенка. Поэтому спортивному вожатому необходимо уделить большое внимание планированию нагрузки и расписанию занятий с  младшими школьниками. Формирование органов  движения - костного скелета, мышц, сухожилий  и связочно-суставного аппарата - имеет  огромное значение для роста детского организма.

     Мышцы в младшем школьном возрасте еще  слабы, особенно мышцы спины, и не способны длительно поддерживать тело в правильном положении, что приводит к нарушению осанки. Мышцы туловища очень слабо фиксируют позвоночник  в статических позах. Кости скелета, особенно позвоночника, отличаются большой  податливостью внешним воздействиям. Поэтому осанка ребят представляется весьма неустойчивой, у них легко  возникает асимметричное положение  тела. В связи с этим, у младших  школьников можно наблюдать искривление  позвоночника в результате длительных статических напряжений.

     Чаще  всего сила мышц правой стороны туловища и правых конечностей в младшем  школьном возрасте оказывается больше, чем сила левой стороны туловища и левых конечностей. Полная симметричность развития наблюдается довольно редко, а у некоторых детей асимметричность  бывает очень резкой.

     Поэтому при занятиях физическими упражнениями нужно уделять большое внимание симметричному развитию мышц правой стороны туловища и конечностей, а также левой стороны туловища и конечностей, воспитанию правильной осанки. Симметричное развитие силы мышц туловища при занятиях различными упражнениями приводит к созданию "мышечного корсета" и предотвращает болезненное боковое искривление позвоночника. Рациональные занятия спортом всегда способствуют формированию полноценной осанки у детей.

Информация о работе Развитие гибкости у детей младшего возраста