Развитие гибкости у детей младшего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 23:25, курсовая работа

Описание работы

Гибкость важна при выполнении многих двигательных действий в трудовой и военной деятельности, а также в быту. Уровень гибкости обусловливает также развитие быстроты, координационных способностей, силы. Трудно переоценить значение подвижности в суставах в случаях нарушения осанки, при коррекции плоскостопия, после спортивных и бытовых травм и т.д.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…2
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ - ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1.Общая характеристика гибкости и её задачи………………….………..….3
1.2.Характеристика подвижности в суставах……………………………..…….4
1.3.Методика развитие гибкости…………………………………………………7
1.4.Средства и методы воспитания гибкости………………………………….11
1.5.Способы контроля уровня развития гибкости…………………………….17
ГЛАВА II МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Возрастные аспекты воспитания гибкости………………………………..18
2.2. Анатомо-физиологические и психологические особенности детей…….20
2.3. Методы развития гибкости…………………………………………………26
2.4 Комплексные упражнения для развития гибкости………………………..42
ВЫВОД…………………………………………………………………………...44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовик3.docx

— 91.55 Кб (Скачать)

     Пассивная подвижность осуществляется под  воздействием внешних сил и нередко, до полного упора и болевых  ощущений.

     Активная  подвижность выполняется за счет тяги мышц проходящих через сустав. Активные движения можно разделить на две группы: (Зимкина Н. В. - Физиология человека: Учебник /Н.В. Зимкина. -  М.: Физкультура и спорт, 1964.-589с.): медленные, то есть без ускорения; быстрые, то есть с ускорением.

     Наибольшее  значение  имеет  активная подвижность (Мартиросов Э.Г. Методы исследования в  спортивной антропологии /Э.Г. Мартиросов// Физиология человека. -  1982. -  №7. –  С. 194).  Однако  величина  ее  в  значительной  степени  определяется уровнем  пассивной  подвижности,  которая  характеризует  в  основном способность  человека  к  выполнению  широкоамплитудных  движений. Вместе  с  этим  необходимо  отметить,  что  в спортивной  практике  принято определять  только  амплитуду  активной  подвижности  и,  имеющей  наибольшее  практическое  значение,  так  как  именно  она  в  значительной степени  реализуется  при  выполнении  физических упражнений. И  хотя между   активной  и  пассивной  подвижностью  прямой  корреляционной взаимосвязи  не  обнаруживается,  пассивная  является  резервом  для  активной гибкости (Морозов О. В.  Успех  в разнообразии форм занятий /О.В. Морозов// Физическая культура в школе. -  1991.- № 5.- 41с ). 

1.3.Методика  развития гибкости 

     Упражнения, направленные на развитие гибкости, основаны на выполнении разнообразных движений: сгибания-разгибания, наклонов и поворотов, вращений и махов. Такие упражнения могут выполняться самостоятельно или с партнёром, с различными отягощениями или простейшими тренировочными приспособлениями: с манжетами, утяжелителями, накладками, у гимнастической стенки, а также с гимнастическими палками, веревками, скакалками. Комплексы таких упражнений могут быть направлены на развитие подвижности во всех суставах для улучшения общей гибкости без учета специфики Вашей двигательной деятельности.

     При совершенствовании специальной  гибкости применяют комплексы специально-подготовительных упражнений, логически подобранные  для целенаправленного воздействия  на суставы, подвижность в которых  в наибольшей мере определяет успешность профессиональной или спортивной деятельности. Например, для ускоренного передвижения бегом и на лыжах, важна гибкость позвоночника и подвижность в  тазобедренных и голеностопных  суставах. Для плавания и метания  снарядов, кроме того, необходима высокая  подвижность в плечевых и лучезапястных  суставах. Освоение эффективной техники  единоборств и рукопашного боя  требует высокой подвижности  во всех суставах, но прежде всего в  плечевых и тазобедренных.

     Посредством целенаправленного выполнения специальных  комплексов упражнений можно достичь  гораздо большей гибкости, чем  требуется в процессе профессиональных или спортивных действий. Этим создается  определенный «запас гибкости». Если такого запаса у Вас нет и имеющийся  уровень подвижности в суставах используется «до предела», то трудно достигнуть максимальной точности, силы, скорости и экономичности движений, их «лёгкости».

     Выполняемые упражнения могут носить активный, пассивный и смешанный характер, а также выполняться в динамическом, статическом или смешанном стато-динамическом режиме.

     Развитию  активной гибкости способствуют самостоятельно выполняемые упражнения с собственным  весом тела и с внешним отягощением. К таким упражнениям относятся  прежде всего разнообразные маховые  движения, повторные пружинистые  движения в тренируемых суставах. Использование небольших отягощений позволяет за счет использования  инерции кратковременно преодолевать обычные пределы подвижности  в суставах и увеличивать размах движений.

     Выполнение  упражнений на растягивание с относительно большими весами увеличивает пассивную  гибкость. Наиболее эффективными для  улучшения пассивной гибкости являются плавно выполняемые принудительные движения с постепенным увеличением  их рабочей амплитуды при уступающей работе мышц. Не рекомендуется выполнять  при этом быстрых движений из-за того, что возникающий в мышцах защитный рефлекс ограничивающего  растягивания вызывает «закрепощение» растягиваемых мышц. Пассивная гибкость развивается в 1,5-2,0 раза быстрее, чем активная.

     Если  перед Вами стоит задача увеличения гибкости, то упражнения на растягивание необходимо выполнять ежедневно. Для  поддержания гибкости на уже достигнутом  уровне можно сократить количество занятий до 2-3 в неделю. При этом возможно и сокращение объемов выполнения упражнений на растягивание в каждом тренировочном занятии. Обычно в  течение дня на выполнение растяжек затрачивается в сумме от 15 до 60 минут.

     Упражнения  на гибкость выполняют во всех частях тренировочного занятия.

     В подготовительной части занятий  их применяют в ходе разминки, обычно после динамических упражнений, постепенно повышая амплитуду движений и  сложность самих упражнений.

     В основной части такие упражнения следует выполнять сериями, чередуя  с работой основной направленности, или одновременно с выполнением  силовых упражнений. Если же развитие гибкости является одной из основных задач тренировочного занятия, то иногда целесообразно упражнения на растягивания сконцентрировать во второй половине основной части занятия, выделив их самостоятельным «блоком» нагрузки.

     В заключительной части упражнения на растягивание сочетаются с упражнениями на расслабление и самомассажем.

     Вместе  с тем, эффективность применяемых  упражнений на растягивание зависит  от направленности выполняемой в  этом занятии тренировочной работы.

     Перед скоростно-силовой работой в разминку целесообразно включать активные динамические упражнения на растягивание, самомассаж и встряхивание работающих звеньев  тела, а также выполнять серии  из 1-2 специально-подготовительных упражнений на растягивание в процессе выполнения самой работы. Например, такой методический прием оправдан при тренировке старта и стартового разгона или максимальной скорости в беге на 100 м. В этом случае после разминки выполняются серии  бега со старта и с ходу на отрезках от 10 до 60 метров, и перед каждой серией скоростных упражнений выполняют активные динамические упражнения на растягивание и расслабление мышц ног и таза: различные наклоны, махи ногами, встряхивание мышц и т. п. Аналогичный методический прием применения упражнений на растягивание рекомендуется и при выполнении прыжковых упражнений, в тренировках  по рукопашному бою.

     Особое  внимание к растягиванию мышц и связок необходимо обращать при выполнении силовых упражнений, учитывая возможный  их отрицательный эффект на гибкость. Нежелательное снижение сократительной способности мышц от силовых упражнений можно преодолеть тремя методическими приемами:

     1. Последовательным использованием  упражнений на силу и гибкость. Здесь возможна как прямая  последовательность применения  комплекса упражнений [сила + гибкость], так и обратная [гибкость + сила], т. е, сначала - растягивание, и  лишь затем - сила.

     В первом случае, под влиянием выполнения серии силовых упражнений, подвижность  в работающих суставах постепенно уменьшается  на 20-25%, а после выполнения комплекса  упражнений на растягивание - возрастает на 50-70% от сниженного уровня.

     Обратная  последовательность упражнений является более предпочтительной при необходимости  выполнения силовых упражнений с  максимальной амплитудой движений.

     2. Поочередным применением упражнений  на силу и гибкость [сила + гибкость + сила + ...] в течение одного тренировочного  занятия. При таком варианте  построения занятия происходит  ступенчатообразное изменение подвижности  работающих звеньев тела. После  каждого силового упражнения  гибкость уменьшается, а после  растягивания - вновь возрастает  с общей тенденцией на её  увеличение к концу занятия  до 30-35% от начального уровня.

     3. Одновременным (совмещённым) развитием  силы и гибкости в процессе  выполнения силовых упражнений.

     При сильном утомлении после выполнения больших объемов нагрузок технической, силовой, скоростно-силовой направленности рекомендуется использовать «пассивные»  динамические упражнения на растягивание. Это вызвано тем, что в условиях сильного мышечного утомления такие  упражнения не только более эффективны, но и менее травматичны. Комплексы  «пассивных» динамических упражнений лучше всего применять в конце  основной или в заключительной частях занятия, а также в форме отдельной  «восстановительной» тренировки. После  большого объёма тренировочной нагрузки на выносливость, например, после длительного  или темпового кросса, большого объёма повторной или интервальной работы на отрезках, лучше всего выполнить 5-6 легких активных динамических упражнений на растягивание, соблюдая при этом осторожность, чтобы не получить травм  утомлённых мышц.

     Вместе  с тем, замечено, что, даже после интенсивной  разминки с применением преимущественно  динамических упражнений, несмотря на повышение температуры мышц и  общее увеличение амплитуды движений, связки не всегда бывают подготовлены к предельной по размаху движений скоростно-силовой работе.

     Поэтому иногда более высокий эффект достигается  при построении разминки на основе статических упражнений на растягивание. Такая разминка рекомендуется при  совершенствовании приёмов рукопашного  боя.

     Самостоятельные занятия, без партнера, несколько  ограничивают возможности применения всех известных средств и методов  развития гибкости.

     Предлагамые в данном разделе методы развития гибкости и разработанные на их основе комплексы упражнений можно выполнять  везде: в спортивном зале, на школьной спортивной площадке, на лесной полянке, в парке, дома на коврике. Вы сможете  сами выбрать для себя тот комплекс упражнений, который Вам больше всего  подходит, или составить такой  комплекс для себя самостоятельно.

     Необходимо  только всегда помнить, что растягиваться  можно лишь после хорошей разминки, и у Вас при этом не должно быть никаких сильных болевых ощущений, а лишь чувство слегка «растягиваемых»мышц  и связок.

     (Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 1994.-368 с.) 

     1.4.Средства и методы воспитания гибкости 

     В качестве средств развития гибкости используют упражнения, которые можно  выполнять с максимальной амплитудой. Их иначе называют упражнениями на растягивание.

     Основными ограничениями размаха движений являются мышцы-антагонисты. Растянуть  соединительную ткань этих мышц, сделать  мышцы податливыми и упругими (подобно резиновому жгуту) — задача упражнений на растягивание.

     Среди упражнений на растягивание различают  активные, пассивные и статические.

     Активные  движения с полной амплитудой (махи руками и ногами, рывки, наклоны и  вращательные движения туловищем) можно  выполнять без предметов и  с предметами (гимнастические палки, обручи, мячи и т.д.).

     Пассивные упражнения на гибкость включают: движения, выполняемые с помощью партнера; движения, выполняемые с отягощениями; движения, выполняемые с помощью  резинового эспандера или амортизатора; пассивные движения с использованием собственной силы (притягивание туловища к ногам, сгибание кисти другой рукой и т.п.); движения, выполняемые на снарядах (в качестве отягощения используют вес собственного тела).

     Статические упражнения, выполняемые с помощью  партнера, собственного веса тела или  силы, требуют сохранения неподвижного положения с предельной амплитудой в течение определенного времени (6—9 с). После этого следует расслабление, а затем повторение упражнения.

     Упражнения  для развития подвижности в суставах рекомендуется проводить путем  активного выполнения движений с  постепенно увеличивающейся амплитудой, использования пружинящих «самозахватов», покачиваний, маховых движений с  большой амплитудой.

     Основные  правила применения упражнений в  растягивании: не допускаются болевые  ощущения, движения выполняются в  медленном темпе, постепенно увеличиваются  их амплитуда и степень применения силы помощника.

     Основным  методом развития гибкости является повторный метод, где упражнения на растягивание выполняются сериями. В зависимости от возраста, пола и физической подготовленности занимающихся количество повторений упражнения в  серии дифференцируется. В качестве развития и совершенствования гибкости используются также игровой и  соревновательный методы (кто сумеет наклониться ниже; кто, не сгибая коленей, сумеет поднять обеими руками с пола плоский предмет и т.д.).

Информация о работе Развитие гибкости у детей младшего возраста