Развитие гибкости у детей младшего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 23:25, курсовая работа

Описание работы

Гибкость важна при выполнении многих двигательных действий в трудовой и военной деятельности, а также в быту. Уровень гибкости обусловливает также развитие быстроты, координационных способностей, силы. Трудно переоценить значение подвижности в суставах в случаях нарушения осанки, при коррекции плоскостопия, после спортивных и бытовых травм и т.д.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…2
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ - ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1.Общая характеристика гибкости и её задачи………………….………..….3
1.2.Характеристика подвижности в суставах……………………………..…….4
1.3.Методика развитие гибкости…………………………………………………7
1.4.Средства и методы воспитания гибкости………………………………….11
1.5.Способы контроля уровня развития гибкости…………………………….17
ГЛАВА II МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Возрастные аспекты воспитания гибкости………………………………..18
2.2. Анатомо-физиологические и психологические особенности детей…….20
2.3. Методы развития гибкости…………………………………………………26
2.4 Комплексные упражнения для развития гибкости………………………..42
ВЫВОД…………………………………………………………………………...44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовик3.docx

— 91.55 Кб (Скачать)

     Мышечная  система у детей этого возраста способна к интенсивному развитию, что выражается в увеличении объема мышц и мышечной силы. Но это развитие происходит не само по себе, а в связи  с достаточным количеством движений и мышечной работы. К 8-9 годам заканчивается  анатомическое формирование структуры  головного мозга, однако, в функциональном отношении он требует еще развития. В этом возрасте постепенно формируются  основные типы "замыкательной деятельности коры больших полушарий головного  мозга", лежащие в основе индивидуальных психологических особенностей интеллектуальной и эмоциональной деятельности детей (типы: лабильный, инертный, тормозной, возбудимый и др.).

     Способность восприятия и наблюдения внешней  действительности у детей младшего школьного возраста еще несовершенна: дети воспринимают внешние предметы и явления неточно, выделяя в  них случайные признаки и особенности, почему-то привлекшие их внимание.

     Особенностью  внимания младших школьников является его непроизвольный характер: оно  легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. Недостаточно развита  и способность концентрации внимания на изучаемом явлении. Долго удерживать внимание на одном и том же объекте  они еще не могут. Напряженное  и сосредоточенное внимание быстро приводит к утомлению.

     Память  у младших школьников имеет наглядно-образный характер: дети лучше запоминают внешние  особенности изучаемых предметов, чем их логическую смысловую сущность. Ребята этого возраста еще с трудом связывают в своей памяти отдельные  части изучаемого явления, с трудом представляют себе общую структуру  явления, его целостность и взаимосвязь  частей. Запоминание, в основном, носит  механический характер, основанный на силе впечатления или на многократном повторении акта восприятия. В связи  с этим и процесс воспроизведения, заученного у младших школьников, отличается неточностью, большим количеством  ошибок, заученное недолго удерживается в памяти.

     Все сказанное имеет прямое отношение  и к разучиванию движений при  занятиях физической культурой. Многочисленные наблюдения показывают, что младшие  школьники забывают многое, что было ими изучено 1-2 месяца назад. Чтобы избежать этого, необходимо систематически, на протяжении длительного времени, повторять с детьми пройденный учебный материал.

     Мышление  у детей в этом возрасте также  отличается наглядно-образным характером, неотделимо от восприятия конкретных особенностей изучаемых явлений, тесно  связано с деятельностью воображения. Дети пока с трудом усваивают понятия, отличающиеся большой абстрактностью, так как кроме словесного выражения  они не связаны с конкретной действительностью. И причина этого, главным образом, в недостаточности знаний об общих  закономерностях природы и общества.

     Вот почему в этом возрасте мало эффективны приемы словесного объяснения, оторванные от наглядных образов сущности явлений  и определяющих ее закономерностей. Наглядный метод обучения является основным в этом возрасте. Показ  движений должен быть прост по своему содержанию. Следует четко выделять нужные части и основные элементы движений, закреплять восприятие с  помощью слова.

     Большое значение для развития функции мышления имеют игры, требующие проявления силы, ловкости, быстроты, как самих  движений, так и реагирования на различные обстоятельства и ситуации игры. Воспитательное значение подвижных  игр велико: в процессе игровой  деятельности развиваются буквально  все психические функции и  качества ребенка: острота ощущений и восприятия, внимание, оперативная  память, воображение, мышление, социальные чувства, волевые качества.

     Однако  такое положительное влияние  достигается лишь при правильном педагогическом руководстве играми. Подвижные игры полезны и для  развития способностей младших школьников регулировать свои эмоциональные состояния. Интерес к играм связан у детей  с яркими эмоциональными переживаниями. Для них характерны следующие  особенности эмоций: непосредственный характер, яркое внешнее выражение  в мимике, движениях, возгласах. Дети этого возраста пока еще не способны скрывать свои эмоциональные состояния, они стихийно им поддаются. Эмоциональное  состояние быстро меняется как по интенсивности, так и по характеру. Дети не способны контролировать и  сдерживать эмоции, если это требуется  обстоятельствами. Эти качества эмоциональных  состояний, представленные стихийному течению, могут закрепиться и  стать чертами характера. В младшем  школьном возрасте формируются и  воспитываются волевые качества. Как правило, они в своей волевой  деятельности руководствуются лишь ближайшими целями. Они не могут  пока выдвигать отдаленные цели, требующие  для их достижения промежуточных  действий. Но даже в этом случае у  детей этого возраста часто нет  выдержки, способности настойчивого действия, требуемого результата. Одни цели у них быстро сменяются другими. Поэтому у ребят необходимо воспитывать устойчивую целеустремленность, выдержку, инициативность, самостоятельность, решительность.

     Неустойчивы и черты характера младшего школьника. Особенно это относится к нравственным чертам личности ребенка. Нередко дети бывают, капризны, эгоистичны, грубы, недисциплинированны. Эти нежелательные проявления личности ребенка связаны с неправильным дошкольным воспитанием.

     Специфика физических упражнений открывает большие  возможности для воспитания и  развития у детей необходимых  волевых качеств.

     Ознакомившись с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями, необходимо обратить внимание на правильную организацию и построение дополнительных занятий физическими  упражнениями с детьми младшего школьного  возраста. Упражнения должны даваться с учетом физической подготовленности учеников. Нагрузка не должна быть чрезмерной. Занятия проводятся не более 1-2 раз  в неделю с учетом того, что ребята 2 раза занимаются на уроках физкультуры. Обучение должно носить наглядный характер с простым и доходчивым объяснением.

     Нужно обратить особое внимание на формирование правильной осанки у детей и обучение правильному дыханию при выполнении физических упражнений. На занятиях широко использовать подвижные игры, как  незаменимое воспитательное средство развития морально-волевых и физических качеств младшего школьника.  

     2.3.Методы развития гибкости 

     Наиболее  интенсивно гибкость развивается до 15 – 17  лет. При этом для развития пассивной гибкости сенситивным  периодом будет являться возраст 9 – 10 лет, а для активной – 10 – 14 лет.

     Целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6 – 7  лет. У детей 9 – 14 лет это  качество развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте.  Это объясняется большой  растяжимостью мышечно-связочного аппарата у детей данного возраста. Так, после однократной тренировки увеличение относительной растяжимости мышечно-связочного аппарата у детей 10-12 лет, не занимающихся спортом, составляет: (Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учебник /Ю.А. Ермолаев. - М., Возрастная физиология, 1985.- 34 с.): в плечевом суставе 10 – 12 %; в суставах позвоночного столба  8 – 9 %; в тазобедренном суставе  – 10 – 12 %  у подростков 15 – 17  лет соответственно 5 – 6 %; 4 – 5 % и 8 – 10 %. Занятия спортом способствую значительному увеличению подвижности в суставах. У спортсменов она намного больше, чем у не занимающихся спортом.

     У спортсменов подвижность в суставах определяется в основном тремя факторами: возрастом, видом спорта и квалификацией. Учитывая это, можно активно воспитывать  гибкость, как и все прочие физические качества (Масленников С. М.  Родительский час в спортивном зале /С.М. Масленников//Физическая культура в школе.- 1990.- № 1. - 54с.).

     В многолетнем плане весь процесс  воспитания гибкости у спортсменов  можно разделить на три этапа: (Матвеев Л. П. - Теория и методика физического воспитания. ТII: Учебник /Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1976.-173с.): 1 этап – «суставной гимнастики»; 2 этап – специализированного развития подвижности в суставах; 3 этап –  подвижности в суставах на достигнутом  уровне.

     1. этап – «суставной гимнастики».  Задачей этого этапа является  не только повышение общего  уровня развития активной и  пассивной подвижности в суставах, но и укрепление самих суставов, а также тренировка мышечно-связочною  аппарата с целью улучшения  эластических свойств и достижения  прочности мышц и связок.

     Учитывая, что особенно широкими возможностями  для воспитания гибкости обладают дети до 9 – 13  лет, целесообразно занятия суставной гимнастикой планировать именно на этот возрастной период. Причем необходимо систематически воздействовать и на те суставы, которые без применения физических упражнений менее всего развиваются в повседневной жизни. Обычно у младших школьников слабо развита подвижность в разгибательных движениях, в поворотах рук, ног и туловища.

     2 этап – специализированного   развития подвижности в суставах. Задачей данного этапа является  развитие максимальной амплитуды  в тех движениях, которые способствуют  быстрейшему овладению спортивной  техникой и на этой основе - улучшению спортивных результатов.

     В качестве средств развития гибкости используют упражнения, которые можно  выполнять с максимальной амплитудой. Их иначе называют упражнениями на растягивание.

     Применение  упражнений на растягивание в процессе физической подготовки лишь тогда дает положительный эффект, когда при  этом не нарушаются условия спортивной специализации. Одни и те же упражнения на растягивание могут оказывать  прямо противоположное влияние  на процесс спортивного совершенствования. Так, большая подвижность в суставах позвоночного столба создает неблагоприятные условия для подъема тяжестей штангистом, в то же время она необходима барьеристу, прыгуну в высоту.

     Основными ограничениями размаха движений являются мышцы–антагонисты. Растянуть  соединительную ткань этих мышц, сделать  мышцы податливыми и упругими – задача упражнений на растягивание (Чудновец  В. Н.  Турнир рыцарей  спорта /В.Н. Чудновец// Физическая культура в школе. - 1995.- № 2. - 64с.).

     Основные  правила применения упражнений в  растягивании: не допускаются болевые  ощущения; движения выполняются в  медленном темпе; постепенно увеличивается  их амплитуда и степень применения силы помощника.

     Преимущественное  воспитание подвижности в суставах в тренировке представителей всех видов  спорта осуществляется в подготовительном периоде. Упражнения для воспитания подвижности в суставах рекомендуется  проводить путем активного выполнения движений с постепенно увеличивающейся  амплитудой, использования пружинящих «самозахватов», покачиваний, маховых  движений с большой амплитудой. Здесь  решается задача повышения уровня развития активной и пассивной подвижности  в суставах. Специальные упражнения можно включать в ежедневную зарядку  и разминку перед основными занятиями.

     Высокого  уровня развития пассивной подвижности  и в суставах спортсмены могут  достигнуть за 2-4 месяца специальной  тренировки, причем темпы развития пассивной подвижности до предела  зависят от суставно-связочного аппарата (Программа /Л.П. Матвеев. -  М.: Просвещение, 1996. – 43 с.).

     На  развитие активной подвижности требуется  значительно больше времени. Методика воспитания активной подвижности в  суставах изучена недостаточно.

     Упражнения  на растягивание необходимо использовать в течение всего года, так как  при длительном перерыве в их применении подвижность в суставах ухудшается. Это, как правило, отражается на спортивных результатах. Многие спортсмены в соревновательном периоде используют неоправданно малое  число упражнений на растягивание с  небольшой дозировкой, а это не может способствовать поддержанию  подвижности в суставах на достигнутом  уровне (Сермеев Б.В. Спортсменам  о воспитании гибкости /Б.В. Сермеев// Здоровье нации: Сб. материалов Междунар. Науч. Конгр.  - М., 1970.- С. 32.).

     В тренировочном цикле меняется соотношение  используемых методов воспитания гибкости. На первом этапе подготовительного периода преимущественно развивается пассивная подвижность в суставах, на втором – активная, в соревновательном периоде - как пассивная, так и активная (Гейнц К. А. Ни дня без физкультуры /К. А. Гейнц// Физическая культура в школе. - 1990.- № 4.- 41с.).

     Следует особо подчеркнуть необходимость  правильного сочетания в тренировочном  цикле упражнений на растягивание и  силу. Важно не только максимально  полно развивать отдельно силу и  подвижность, но и постоянно

Информация о работе Развитие гибкости у детей младшего возраста