Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 23:25, курсовая работа
Гибкость важна при выполнении многих двигательных действий в трудовой и военной деятельности, а также в быту. Уровень гибкости обусловливает также развитие быстроты, координационных способностей, силы. Трудно переоценить значение подвижности в суставах в случаях нарушения осанки, при коррекции плоскостопия, после спортивных и бытовых травм и т.д.
Введение………………………………………………………………………..…2
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ - ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1.Общая характеристика гибкости и её задачи………………….………..….3
1.2.Характеристика подвижности в суставах……………………………..…….4
1.3.Методика развитие гибкости…………………………………………………7
1.4.Средства и методы воспитания гибкости………………………………….11
1.5.Способы контроля уровня развития гибкости…………………………….17
ГЛАВА II МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Возрастные аспекты воспитания гибкости………………………………..18
2.2. Анатомо-физиологические и психологические особенности детей…….20
2.3. Методы развития гибкости…………………………………………………26
2.4 Комплексные упражнения для развития гибкости………………………..42
ВЫВОД…………………………………………………………………………...44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………
Мышечная
система у детей этого возраста
способна к интенсивному развитию,
что выражается в увеличении объема
мышц и мышечной силы. Но это развитие
происходит не само по себе, а в связи
с достаточным количеством
Способность восприятия и наблюдения внешней действительности у детей младшего школьного возраста еще несовершенна: дети воспринимают внешние предметы и явления неточно, выделяя в них случайные признаки и особенности, почему-то привлекшие их внимание.
Особенностью внимания младших школьников является его непроизвольный характер: оно легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. Недостаточно развита и способность концентрации внимания на изучаемом явлении. Долго удерживать внимание на одном и том же объекте они еще не могут. Напряженное и сосредоточенное внимание быстро приводит к утомлению.
Память
у младших школьников имеет наглядно-образный
характер: дети лучше запоминают внешние
особенности изучаемых
Все сказанное имеет прямое отношение и к разучиванию движений при занятиях физической культурой. Многочисленные наблюдения показывают, что младшие школьники забывают многое, что было ими изучено 1-2 месяца назад. Чтобы избежать этого, необходимо систематически, на протяжении длительного времени, повторять с детьми пройденный учебный материал.
Мышление
у детей в этом возрасте также
отличается наглядно-образным характером,
неотделимо от восприятия конкретных
особенностей изучаемых явлений, тесно
связано с деятельностью
Вот почему в этом возрасте мало эффективны приемы словесного объяснения, оторванные от наглядных образов сущности явлений и определяющих ее закономерностей. Наглядный метод обучения является основным в этом возрасте. Показ движений должен быть прост по своему содержанию. Следует четко выделять нужные части и основные элементы движений, закреплять восприятие с помощью слова.
Большое значение для развития функции мышления имеют игры, требующие проявления силы, ловкости, быстроты, как самих движений, так и реагирования на различные обстоятельства и ситуации игры. Воспитательное значение подвижных игр велико: в процессе игровой деятельности развиваются буквально все психические функции и качества ребенка: острота ощущений и восприятия, внимание, оперативная память, воображение, мышление, социальные чувства, волевые качества.
Однако
такое положительное влияние
достигается лишь при правильном
педагогическом руководстве играми.
Подвижные игры полезны и для
развития способностей младших школьников
регулировать свои эмоциональные состояния.
Интерес к играм связан у детей
с яркими эмоциональными переживаниями.
Для них характерны следующие
особенности эмоций: непосредственный
характер, яркое внешнее выражение
в мимике, движениях, возгласах. Дети
этого возраста пока еще не способны
скрывать свои эмоциональные состояния,
они стихийно им поддаются. Эмоциональное
состояние быстро меняется как по
интенсивности, так и по характеру.
Дети не способны контролировать и
сдерживать эмоции, если это требуется
обстоятельствами. Эти качества эмоциональных
состояний, представленные стихийному
течению, могут закрепиться и
стать чертами характера. В младшем
школьном возрасте формируются и
воспитываются волевые
Неустойчивы и черты характера младшего школьника. Особенно это относится к нравственным чертам личности ребенка. Нередко дети бывают, капризны, эгоистичны, грубы, недисциплинированны. Эти нежелательные проявления личности ребенка связаны с неправильным дошкольным воспитанием.
Специфика физических упражнений открывает большие возможности для воспитания и развития у детей необходимых волевых качеств.
Ознакомившись с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями, необходимо обратить внимание на правильную организацию и построение дополнительных занятий физическими упражнениями с детьми младшего школьного возраста. Упражнения должны даваться с учетом физической подготовленности учеников. Нагрузка не должна быть чрезмерной. Занятия проводятся не более 1-2 раз в неделю с учетом того, что ребята 2 раза занимаются на уроках физкультуры. Обучение должно носить наглядный характер с простым и доходчивым объяснением.
Нужно
обратить особое внимание на формирование
правильной осанки у детей и обучение
правильному дыханию при
2.3.Методы
развития гибкости
Наиболее интенсивно гибкость развивается до 15 – 17 лет. При этом для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9 – 10 лет, а для активной – 10 – 14 лет.
Целенаправленно
развитие гибкости должно начинаться
с 6 – 7 лет. У детей 9 – 14 лет это
качество развивается почти в 2 раза
эффективнее, чем в старшем школьном
возрасте. Это объясняется большой
растяжимостью мышечно-
У
спортсменов подвижность в
В многолетнем плане весь процесс воспитания гибкости у спортсменов можно разделить на три этапа: (Матвеев Л. П. - Теория и методика физического воспитания. ТII: Учебник /Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1976.-173с.): 1 этап – «суставной гимнастики»; 2 этап – специализированного развития подвижности в суставах; 3 этап – подвижности в суставах на достигнутом уровне.
1.
этап – «суставной гимнастики».
Учитывая, что особенно широкими возможностями для воспитания гибкости обладают дети до 9 – 13 лет, целесообразно занятия суставной гимнастикой планировать именно на этот возрастной период. Причем необходимо систематически воздействовать и на те суставы, которые без применения физических упражнений менее всего развиваются в повседневной жизни. Обычно у младших школьников слабо развита подвижность в разгибательных движениях, в поворотах рук, ног и туловища.
2
этап – специализированного
развития подвижности в
В качестве средств развития гибкости используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой. Их иначе называют упражнениями на растягивание.
Применение
упражнений на растягивание в процессе
физической подготовки лишь тогда дает
положительный эффект, когда при
этом не нарушаются условия спортивной
специализации. Одни и те же упражнения
на растягивание могут оказывать
прямо противоположное влияние
на процесс спортивного
Основными ограничениями размаха движений являются мышцы–антагонисты. Растянуть соединительную ткань этих мышц, сделать мышцы податливыми и упругими – задача упражнений на растягивание (Чудновец В. Н. Турнир рыцарей спорта /В.Н. Чудновец// Физическая культура в школе. - 1995.- № 2. - 64с.).
Основные правила применения упражнений в растягивании: не допускаются болевые ощущения; движения выполняются в медленном темпе; постепенно увеличивается их амплитуда и степень применения силы помощника.
Преимущественное
воспитание подвижности в суставах
в тренировке представителей всех видов
спорта осуществляется в подготовительном
периоде. Упражнения для воспитания
подвижности в суставах рекомендуется
проводить путем активного
Высокого уровня развития пассивной подвижности и в суставах спортсмены могут достигнуть за 2-4 месяца специальной тренировки, причем темпы развития пассивной подвижности до предела зависят от суставно-связочного аппарата (Программа /Л.П. Матвеев. - М.: Просвещение, 1996. – 43 с.).
На развитие активной подвижности требуется значительно больше времени. Методика воспитания активной подвижности в суставах изучена недостаточно.
Упражнения на растягивание необходимо использовать в течение всего года, так как при длительном перерыве в их применении подвижность в суставах ухудшается. Это, как правило, отражается на спортивных результатах. Многие спортсмены в соревновательном периоде используют неоправданно малое число упражнений на растягивание с небольшой дозировкой, а это не может способствовать поддержанию подвижности в суставах на достигнутом уровне (Сермеев Б.В. Спортсменам о воспитании гибкости /Б.В. Сермеев// Здоровье нации: Сб. материалов Междунар. Науч. Конгр. - М., 1970.- С. 32.).
В тренировочном цикле меняется соотношение используемых методов воспитания гибкости. На первом этапе подготовительного периода преимущественно развивается пассивная подвижность в суставах, на втором – активная, в соревновательном периоде - как пассивная, так и активная (Гейнц К. А. Ни дня без физкультуры /К. А. Гейнц// Физическая культура в школе. - 1990.- № 4.- 41с.).
Следует
особо подчеркнуть
Информация о работе Развитие гибкости у детей младшего возраста