Развитие гибкости у детей младшего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 23:25, курсовая работа

Описание работы

Гибкость важна при выполнении многих двигательных действий в трудовой и военной деятельности, а также в быту. Уровень гибкости обусловливает также развитие быстроты, координационных способностей, силы. Трудно переоценить значение подвижности в суставах в случаях нарушения осанки, при коррекции плоскостопия, после спортивных и бытовых травм и т.д.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…2
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ - ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1.Общая характеристика гибкости и её задачи………………….………..….3
1.2.Характеристика подвижности в суставах……………………………..…….4
1.3.Методика развитие гибкости…………………………………………………7
1.4.Средства и методы воспитания гибкости………………………………….11
1.5.Способы контроля уровня развития гибкости…………………………….17
ГЛАВА II МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Возрастные аспекты воспитания гибкости………………………………..18
2.2. Анатомо-физиологические и психологические особенности детей…….20
2.3. Методы развития гибкости…………………………………………………26
2.4 Комплексные упражнения для развития гибкости………………………..42
ВЫВОД…………………………………………………………………………...44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовик3.docx

— 91.55 Кб (Скачать)

     Процесс развития гибкости имеет свои специфические  особенности, которые необходимо учитывать  на тренировке. Как правило, гибкость развивается труднее, чем силовые  качества. Главной задачей следует  считать развитие активной подвижности, а улучшение пассивной гибкости рассматривать как вспомогательное  средство.

     Работа  по развитию подвижности в суставах должна предшествовать силовой тренировке, а впоследствии производиться одновременно с ней. Матвеева, О. П. - Образовательная  программа для учащихся средней  общеобразовательной школы (I-XI классов): (Программа /Л.П. Матвеев. -  М.: Просвещение, 1995.-215с.).

     На  первом этапе занятий наибольшую эффективность дают пассивные упражнения. Не все упражнения дают одинаковую нагрузку, в статических положениях она больше, чем в маховых, поэтому  различной должна быть и их дозировка.

     Пассивные движения целесообразно выполнять  в 3 - 4 подхода каждое с числом повторений от 10 до 40. Статические положения  удерживаются в 3 - 4 подхода по 6 - 10 сек  в каждом. Расслабленные висы выполняются  в 2 - 3 подхода по 15 - 20 сек. Число повторений и время удерживания зависит не только от состояния работающих мышц, но и от общего состояния - общая усталость уменьшает амплитуду движений, а значит и эффективность развития гибкости.

     Одним из основных правил в развитии гибкости является обязательное разогревание работающих мышц. Растягивающие движения необходимо выполнять по наибольшей амплитуде, избегая при этом резких движений. Только заключительные движения можно  выполнять достаточно резко, так  как мышцы уже адаптируются к  растягиванию. После окончания растягивания целесообразно вновь выполнить  упражнения типа разминающих, что способствует активному отдыху поработавших мышц. После этого следует максимально  расслабить мышцы и несколько  минут отдыхать пассивно, без движений.

     Для развития активной подвижности используют те же методы, что и для развития силы, основной из которых - метод повторных  усилий с максимальным напряжением  во всех режимах работы. Они более  трудоемки, поэтому необходимо снижать  число их подходов и количество повторений и увеличивать продолжительность  отдыха между подходами.

     Упражнения  первой группы выполняются в 2 - 3 подхода  с 6 - 8 повторениями (вес отягощения - до 2 % от веса тела).

     Статическое удержание осуществляется в 2-3 подхода  по 5 - 6 сек.

     Статическое удержание 3 - 4 сек с дополнительным махом в 2 подхода  с 2 - 3 повторениями. При этом между повторениями необходимо расслабление или движения в противоположную  сторону.

     Упражнения 4-й группы выполняются по 1 разу в 1 - 2 подхода с отягощением в 2 - 3 % от веса тела, которое удерживается 2 - 3 сек.

     Между подходами, в перерывах, которые  необходимо увеличить до 2 - х мин  в первую минуту необходимо расслабленно и спокойно отдохнуть. Затем целесообразно  выполнить 3-5 движений в противоположную  сторону и сразу  несколько  свободных маховых движений за счет тренируемой группы мышц. В оставшееся время необходимо расслабить мышцы.

     Если  в ходе тренировки появляется чувство  общей усталости, необходимо дождаться  восстановления (1 - 2 мин). При стойком  утомлении тренировку следует прекратить.

     Для осуществления наиболее оптимальной  двигательной активности необходимо в  первую очередь развивать подвижность  позвоночного столба, тазобедренных, плечевых, коленных, голеностопных суставов, суставов кисти.

     Важным  моментом в воспитании гибкости является контроль за ним. Существуют различные  инструментальные методы контроля подвижности  в суставах, но в широкой практике более целесообразно пользоваться методикой тестов и контрольных  упражнений.

     В последние годы за рубежом и в  нашей стране получил широкое  распространение стретчинг –  система статических упражнений, развивающих гибкость и способствующих повышению эластичности мышц. Термин стретчинг происходит от английского  слова «stretching» – натянуть, растягивать.

     В процессе упражнений на растягивание в статическом режиме, занимающийся принимает определенную позу и удерживает ее от 15 до 60 с, при этом он может напрягать  растянутые мышцы.

     Физиологическая сущность стретчинга заключается в  том, что при растягивании мышц и  удержании определенной позы в них  активизируется процессы кровообращения и обмена веществ.

     В практике физического воспитания и  спорта упражнения стретчинга могут  использоваться: в разминке после  упражнений на разогревание  как  средство подготовки мышц, сухожилий  и связок к выполнению объемной или  высокоинтенсивной тренировочной  программы; в основной части занятии (урока) как средство развития гибкости и повышение эластичности мышц и  связок; в заключительной части занятия  как средство восстановления после  высоких нагрузок и профилактики травм опорно-двигательного аппарата, а также снятие болей и предотвращение судорог.

     Существует  различные варианты стретчинга. Наиболее распространена следующая последовательность выполнения упражнений: фаза сокращения мышцы (силовое или скоростно-силовое  упражнение) продолжительностью 1 – 5 с, затем расслабление мышцы 3 - 5 с и  после этого растягивание в статической  позе от 15 до 60 с. Широко используется и  другой способ выполнения упражнений стретчинга: динамические (пружинистые) упражнения, выполняемые в разминке или основной части занятия, заканчиваются  удержанием статической позы на время  в последнем повторении. Продолжительность  и характер отдыха между упражнениями индивидуальны, а сама пауза для  занимающихся может заполняться  медленным бегом или активным отдыхом.

     Методика  стретчинга достаточно индивидуальна. Однако можно рекомендовать определенные параметры тренировки: Продолжительность  одного повторения) удержание позы) от 15 до 60 с. (для начинающих и детей  – 10 – 20с.); Количество повторений одного упражнения  от 2 до 6 раз, с отдыхом  между повторениями 10 – 30 с.; Количество упражнений в одном комплексе от 4 до 10.; Суммарная длительность всей нагрузки от 10 до 45 мин.; Характер отдыха – полное расслабление, бег трусцой, активный отдых.

     Во  время выполнения упражнений необходима концентрация внимания на нагруженную  группу мышц (Харабуги Г.Д. - Теория и  методика физического воспитания: Учебник /Г.Д. Харабуги.-  М.: Физкультура и  спорт, 1974. - 102с.).

     Для обсуждения рассматриваемой в настоящей работе темы важное значение имеет знание физиологических особенностей детей младшего школьного возраста. Младший школьный возраст или период второго детства включает детей от 6 - 7 лет до 11 лет у девочек и 12 - у мальчиков. Поскольку такая характеристика как гибкость связана, прежде всего, с опорно-двигательным аппаратом и двигательными центрами, здесь более подробно будут рассмотрены возрастные особенности опорно-двигательной системы двигательных качеств и нервной деятельности.

     Младший школьный возраст характеризуется  относительно равномерным развитием  опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных  размерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в  этот период в большей мере, чем  его масса.

     Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет  большую подвижность до 8 – 9 лет. Исследования показывают, что младший  школьный возраст является наиболее благоприятным для направленного  роста подвижности во всех основных суставах.

     Мышцы детей младшего школьного возраста имеют тонкие волокна, содержат в  своем составе лишь небольшое  количество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты  больше, чем мелкие (Иванов А.В.  От уроков к дням здоровья и спорта/А.В. Иванов// Физическая культура в школе. - 1996.- № 8. - 44с.).

     Для практики физического воспитания показатели функциональных возможностей детского организма являются ведущими критериями при выборе физических нагрузок, структуры  двигательных действий, методов воздействия  на организм.

     Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность  в высокой двигательной активности. Под двигательной активностью понимают суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком  в процессе повседневной жизни. При  свободном режиме в летнее время  за сутки дети 7 – 10 лет совершают  от 12 до 16 тысяч движений. Естественная суточная активность девочек на 16 – 30 % ниже, чем мальчиков. Девочки в меньшей мере проявляют двигательную активность самостоятельно и нуждаются в большей доле организованных форм физического воспитания Вультров, Б. 3. - Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы: (Пособие для учителя /Б.З. Вультров, М. М. Потошник. -  М.: Просвещение, 1983.-  14 с, 46 с, 152 с.).

     По  сравнению с весенним и осенним  периодами года зимой двигательная активность детей падает на 30 – 45 %  (Хрипкова Л.Т. - Возрастная физиология: Учебное пособие /Л.Т. Хрипкова. -  М..: Просвещение,  1988 .- 36 с.).

     С переходом от дошкольного воспитания к систематическому обучению в школе  у детей 6 – 7 лет объем двигательной активности сокращается на 50 %   (Хрипкова Л.Т. - Возрастная физиология: Учебное пособие /Л.Т. Хрипкова. -  М..: Просвещение,  1988 .- 36 с.).

     В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается  при переходе из класса в класс, а  наоборот, все более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом  и состоянием здоровья достаточный  объем суточной двигательной деятельности.

     Ученые  установили, какой объем суточной двигательной активности необходимо обеспечить детям при выполнении ими разных видов  физических упражнений (таблица 4) (Фарфель B.C. - Управление упражнениями в спорте: Учебное пособие /В.С. Фарфель. -  М.: Физкультура и спорт, 1975.-208с.).

     Скелет. Опорно-двигательная система человека включает скелет и мышцы, которые в ходе индивидуального развития существенно изменяются. Наиболее сильные изменения претерпевает позвоночный столб.

     Примерно  к 12 годам форма грудной клетки приближается к взрослым. Окостенение  кисти завершается к 11 - 12 годам. Этот факт необходимо учитывать в педагогической практике, так как кисть у детей  утомляется значительно быстрее. Сращение тазовых костей начинается с 5 - 6 лет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                           Таблица 4

     Двигательная  активность учащихся младших классов

     при разных видах мышечной активности (по Н.Т. Лебедевой) 

Вид мышечной деятельности Продолжи-тельность, мин Объем движений, шаги
Мальчики Девочки
Утренняя  гимнастика (дома) 10 400 – 500 500 – 700
Гимнастика  на уроке (в школе) 10 200 – 300 300 – 400
Физкульт пауза на уроках и при самостоятельной работе 3 120 – 150 150 – 200
Подвижные игры:

на переменах:

больших

малых

на уроках физической культуры

на открытом воздухе

 
 
15

5 

45

60 –  90

 
 
700 – 1000

400 –  500 

1200 –  3240

3000 –  4000

 
 
800 – 1200

500 –  600 

1200 –  3240

4000 –  5000

Лыжная  тренировка

(внеклассные  занятия)

90 6840 –  9120

Информация о работе Развитие гибкости у детей младшего возраста