Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:45, реферат
В настоящее время сложилась ситуация, когда в командах мастеров существует практика работы тренеров по подготовке вратарей, а в детско-юношеском футболе данная работа отсутствует. При этом тренировка вратарей проходит, как правило, в составе всей команды и не имеет специализированной направленности.
Наконец отсутствие целенаправленного планирования нагрузок, учета возрастных особенностей становления и развития двигательных способностей, преимущественное проведение тренировок в воротах, надуманность и однообразие упражнений являются основными факторами низкой эффективности учебно-тренировочного процесса вратарей детских спортивных школ.
Введение
Глава I. Программированная подготовка и возрастные особенности воспитания двигательных способностей в спорте
1.1 Основы программирования тренировки в игровых видах спорта
1.2 Двигательные способности: понятие, структура, средства и методы воспитания
1.3 Возрастная характеристика физической подготовленности футболистов
1.4 Особенности игровых функций и тренировки футбольных вратарей
Глава II Цель, задачи, методы и организация исследования
2.1 Цель и задачи исследования
2.2 Организация исследования и педагогический эксперимент
Глава III Физическая подготовленность футболистов разного возраста
3.1 Возрастная динамика двигательных способностей футболистов
3.2 Возрастная динамика двигательных способностей футбольных вратарей
3.3 Показатели физической подготовленности и организация нагрузок в соревновательном периоде подготовки вратарей 12-16 лет
3.4 Методика количественной оценки физической подготовленности вратарей 12-16 лет
Глава IV. Экспериментальное обоснование программированной физической подготовки вратарей 15-16 лет на этапах соревновательного периода
4.1 Теоретико-методические основы экспериментальной программы физической подготовки
4.2 Средства подготовки и их организация в макроцикле
4.3 Показатели физической подготовленности вратарей экспериментальной группы
4.4 Показатели проявления психомоторных качеств в процессе экспериментальной подготовки
Выводы
Библиография
Не соглашается с определением физических качеств как способностей Б.В. Коренберг (68] так как, по его мнению, в этом случае исчезает понимание механизмов качественной обособленности и ортодоксальности этих компонентов моторики человека.
В свою очередь B.C. Фарфель [131] отказывается от понятия двигательные качества и говорит о двигательных способностях.
В этом отношении
представляется достаточно логичным подход
Е.П. Ильина [60], который считает, что
понятия "одаренность", "способность"
и "качества" определяют некоторые
факторы, влияющие на возможности человека
и на эффективность его
Вышеприведенная позиция обоснована в системе специальной физической подготовленности спортсменов, разработанной Ю.В. Верхошанским [27], где в основу положен системный принцип реализации рабочего эффекта движений.
Что же касается термина "качество", то его целесообразно применять при сравнении двух или группы спортсменов. Так, при сравнении силовых способностей двух спортсменов мы говорим, что качество их проявления в определенном движении у одного выше, чем у другого.
Согласно справедливому высказыванию В.И. Ляха [79, 80] о том, что несмотря на многолетние усилия ученых, пока не создана единая общепринятая классификация двигательных способностей человека. Сам автор подразделяет их на два класса, что впрочем тоже довольно условно: кондиционные и координационные способности (рис. 1). Класс кондиционных, или энергетических способностей в значительной мере обусловлен морфологическими факторами, биохимическими и гистологическими перестройками в мышцах и организме в целом.
Комплекс
координационных способностей преимущественно
обусловлен центрально-нервными влияниями
(психофизиологическими
Остановимся на основных понятиях двигательных способностей, которые на протяжении не одного десятилетия были и будут привлекать внимание теоретиков и практиков, работающих в области физической культуры и спорта. Выполнение любого движения или сохранения какой-либо позы тела человека обусловлено работой мышц. Величину развиваемого при этом усилия принято называть силой мышц. Сила (силовые способности) - это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. [85] При этом силовые способности подразделяют на собственно силовые, которые проявляются в условиях статического режима и медленных (жимовых) движениях и скоростно-силовые способности. Последние, в свою очередь, подразделяются на динамическую и амортизационную силу и проявляются в быстрых движениях преодолевающего и уступающего характера. [14, 22, 85, 155]
Важной разновидностью скоростно-силовых способностей является "взрывная сила" - способность проявлять большие величины силы в наименьшее время. [71] "Взрывная сила" характеризует мышечную деятельность, отличающуюся большой скоростью и мощностью, и в наиболее выраженном виде проявляется в высоте прыжка с места толчком двумя ногами. [50]
Уровень развития и появления силовых способностей зависит от таких факторов, как: биомеханические характеристики движения (длины плеч рычагов, возможности включения в работу крупных мышц, взаимного сочетания напряжений отдельных мышечных групп); величины физиологического поперечника мышц (чем он больше, тем при прочих равных условиях больше усилие может развивать мышца); состава мышечных волокон ("медленные" и "быстрые" волокна). [32, 57, 155]
Существенную роль в проявлении силовых возможностей человека играет регуляция мышечных напряжений со стороны центральной нервной системы. Величина мышечной силы при этом связана: с частотой импульсов, проступающих к мышце от мотонейронов спинного мозга; степенью синхронизации сокращения отдельных двигательных единиц, порядком и количеством включенных двигательных единиц. [24, 115, 131]
Проявление силовых способностей тесно связано с эффективностью энергообеспечения мышечной деятельности. При этом важную роль играют скорость и мощность анаэробного ресинтеза АТФ, уровень содержания креатинфосфата, активность внутримышечных ферментов, а также содержание гемоглобина и буферные возможности мышечной ткани. [30, 34, 152]
Силовые возможности зависят от возраста и пола занимающихся: наибольший прирост показателей абсолютной силы происходит у подростков и юношей в 13-14 лет. Относительные показатели силы особенно значительно возрастают с 9-11 и 16-17 лет. ]31, 80, 133]
Скоростные способности (быстрота) - это комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени. [51] Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. [39] К элементарным формам относятся следующие относительно независимые проявления быстроты: 1) латентное время двигательной реакции; 2) скорость одиночного движения; 3) частота движений. [10, 17, 51].
В отличие от традиционного подхода, В. Б. Коренберг [68] первую из перечисленных форм быстроты предлагает выделить как самостоятельное качество, названное им "реактивностью".
Элементарные
формы проявления быстроты в различных
сочетаниях и в совокупности с
другими способностями и
Уровень развития и проявления скоростных способностей зависит от следующих факторов: подвижности нервных процессов; соотношения различных типов мышечных волокон, их эластичности и растяжимости; эффективности внутримышечной и межмышечной координации; совершенства техники выполнения движений; степени развития координационных способностей и гибкости; содержания АТФ и КФ в мышцах, скорости их расщепления и восстановления. [12, 14, 21, 37, 57, 132]
Скоростные способности очень специфичны. Можно быстро выполнять одни движения и медленно другие, обладать высоким стартовым ускорением и низкой дистанционной скоростью. [42]
Генетические исследования показали существенную зависимость скоростных способностей от факторов генотипа [151] Так по данным разных авторов быстрота простой реакции на 60-88% определяется наследственностью. Средне-сильное генетическое влияние испытывает на себе скорость одиночного движения и частота движений, а скорость, проявляемая в целостных двигательных актах зависит примерно в равной степени от генотипа и среды. [31,32,80]
По общему
мнению специалистов, быстрота во всех
ее разновидностях в течение жизни
прогрессирует существенно
Выносливостью принято называть способность человека к длительному выполнению какой-либо деятельности человека без снижения ее эффективности, т.е. способность противостоять утомлению. [17, 30, 38]
В теории
и практике спорта принято различать
общую и специальную
Отметим, что практически нет таких двигательных действий, которые требовали бы проявления какой-либо формы выносливости в "чистом виде". При выполнении любого двигательного действия в той или иной мере находят проявления различные формы выносливости. [13, 36, 51]
Уровень развития и проявления выносливости зависит от целого ряда многообразных факторов:
Эти факторы имеют значение во многих видах деятельности, но степень проявления каждого из них определяется особенностями конкретного вида работы. Поэтому различные формы проявления выносливости группируются по характерным признакам: выносливость к работе циклического, ациклического, смешанного характера; локальная, региональная, глобальная; аэробная и анаэробная; скоростная и силовая; статическая и динамическая; выносливость к работе в различных зонах мощности (максимальной, субмаксимальной, большой, умеренной) и др.
Однако нет таких двигательных действий, которые требовали бы проявления какой-либо формы выносливости в чистом виде. [127]
Рассматривая
возрастную динамику выносливости специалисты
отмечают, что наибольшие абсолютные
величины аэробной и анаэробной производительности
наблюдаются у людей зрелого
возраста. [17, 85, 105] Не случайно, что наиболее
высокие достижения в видах спорта,
требующих максимального
Координационные способности - умение человека наиболее совершенно, быстро, точно, целесообразно и экономно решать двигательные задачи, особенно сложные и возникающие неожиданно. [114]
Наиболее адекватным отражением координационных возможностей является степень соответствия двигательных действий окружающей обстановке. [13, 99]
Координационные
возможности в практике чаще определяются
как двигательное качество - ловкость,
его измерителями являются: координационная
сложность задания, точность его
выполнения, время выполнения, в
частности, либо минимальное время,
необходимое для овладения
В разные
возрастные периоды наблюдается
неравномерность в развитии отдельных
видов координационных
Таким образом,
нами рассмотрены следующие
В рамках некоторых теорий [42, 50, 86] силу, выносливость и скорость относят к основным двигательным качествам (способностям), а "взрывную" силу, "силовую" выносливость, "скоростную" выносливость и координационные способности - к комплексным двигательным способностям.
Специфическую группу средств, направленных и обеспечивающих совершенствование двигательных способностей составляют физические упражнения, под которыми понимаются виды двигательных действий, которые направлены на реализацию задач физического воспитания и спорта и подчиненные их закономерностям. [87]
Одной из распространенных классификаций физических упражнений (средств тренировки) является их разделение по направленности педагогического воздействия [127]:
Одним из
важнейших понятий для
Показателями нагрузки являются, с одной стороны, величины, характеризующие внешние параметры совершаемой работы (продолжительность и скорость выполнения упражнений, количество элементов, подходов, вес отягощений и т.д.), с другой - величины функциональных и связанных с ними сдвигов в организме, вызванных упражнениями (степень увеличения ЧСС, легочной вентиляции, потребления кислорода, сдвиги РН и др.). [33, 39, 86, 105, 115] Первые относятся к "внешней" стороне нагрузки, вторые - к "внутренней".