Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:21, дипломная работа
Цель работы состоит в научном обосновании и экспериментальной проверке применения игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников как средств формирования интереса к спорту.
Объект исследования – процесс формирования интереса к спорту младших школьников.
Предмет исследования – игровой и соревновательный методы как средства формирования интереса к спорту.
Введение………………………………………………………………..…….3-6
Раздел І. Сущность игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников……………………..…………………….…7-42
Значение игрового метода в физическом воспитании младших школьников. Виды и направленность игр……………………………….......…7-20
1.2. Значение соревновательного метода в физическом воспитании детей…………………………………………..…………………………...…….21-30
1.3. Интерес к спорту как залог успешного формирования физической культуры младшего школьника. Критерии интереса к спорту……..………..31-42
Выводы по І разделу …………………………………...……………………43
Раздел ІІ. Обоснование и экспериментальная проверка применения игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников как средств формирования интереса к спорту…..…………..…44-64
2.1. Исследование уровня интереса к спорту у детей младшего школьного возраста и анализ полученных результатов………………...........................…44-50
2.2. Применение игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников при формировании интереса к спорту……………………………………………………………………………51-57
2.3. Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы…………………………………………………………………………....58-64
Выводы по ІІ разделу ………………………………………...……………..65
Заключение………………………………………………………..………66-67
Литература …………
Все играющие ходят или бегают по площадке. Водящий стоит в центре. По сигналу учителя или одного из учеников «Раз-два-три, в круг скорее беги» все играющие образуют вокруг водящего круг, взявшись за руки, и идут вправо (влево) по кругу со словами: «Ты загадку отгадай, кто назвал тебя, узнай!». После этого все останавливаются, водящий закрывает глаза, а один из играющих по указанию учителя называет имя водящего. Если водящий узнаёт, кто произнёс его имя, то этот игрок заменяет водящего, и игра повторяется.
Кроме
этого, во внеурочное время,
нами были проведены ряд
Таким образом, в ходе формирующего этапа эксперимента нами были проведены игровые и соревновательные мероприятия направленные на формирование интереса к спорту учащихся вторых классов.
2.3. Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы
С помощью данного этапа мы провели
сравнительный анализ достигнутых
в ходе формирующего эксперимента результатов
с начальным уровнем
Сравнительный анализ результатов формирующего эксперимента проводился в соответствии с критериями интереса к спорту, обозначенными на констатирующем этапе эксперимента, младших школьников на основе методик, которые были использованы на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной работы (анкетирование).
С целью выявления
уровня сформированности интереса к
спорту учащихся 2 – «А» и 2 - «Т»
классов, на контрольном этапе эксперимента
нами было проведено повторное
Результаты повторного анкетирования, проведённого во 2-«А» (экспериментальном) классе, отражены в таблице 2.3.1.
По данным анкетирования, указанных в таблице 2.3.1., можно сделать вывод, что в экспериментальном 2-«А» классе на высоком уровне сформированности интереса к спорту находятся 16 человек, на среднем уровне — 13 человек и на низком уровне — 1 человек.
Таблица 2.3.1. Уровень сформированности интереса к спорту учащихся 2-«А» (экспериментального) класса (контрольный эксперимент).
№ |
Ф.И.О. |
Внешняя мотивация |
Внутрення мотивация |
Удовлет-ворён- ность |
Всего баллов |
Высокий уровень (15-18 баллов) |
Средний уровень (10-14 баллов) |
Низкий уровень (0-9 баллов) |
1 |
Абдуллаева А. |
4 |
4 |
6 |
14 |
+ |
||
2 |
Абултарова А. |
6 |
6 |
6 |
18 |
+ |
||
3 |
Авласевич И. |
5 |
6 |
5 |
16 |
+ |
||
4 |
Бережной Э. |
5 |
5 |
4 |
14 |
+ |
||
5 |
Бирюкова А. |
5 |
6 |
6 |
17 |
+ |
||
6 |
Васин Е. |
3 |
5 |
5 |
13 |
+ |
||
7 |
Гашков И. |
6 |
6 |
6 |
18 |
+ |
||
8 |
Гришко Е. |
4 |
3 |
4 |
11 |
+ |
||
9 |
Добровенко А. |
2 |
3 |
5 |
10 |
+ |
||
10 |
Кадырова А. |
5 |
5 |
4 |
14 |
+ |
||
11 |
Каримова Э. |
4 |
6 |
6 |
16 |
+ |
||
12 |
Костецкий М. |
4 |
5 |
5 |
14 |
+ |
||
13 |
Крылова Р. |
6 |
6 |
6 |
18 |
+ |
||
14 |
Лагута А. |
6 |
4 |
6 |
16 |
+ |
||
15 |
Логиновских А. |
4 |
6 |
4 |
14 |
+ |
||
16 |
Лопатин И. |
3 |
3 |
3 |
9 |
+ | ||
17 |
Маркелов И. |
4 |
4 |
6 |
14 |
+ |
||
18 |
Мозолюк Д. |
6 |
6 |
4 |
16 |
+ |
||
19 |
Морозова С. |
6 |
6 |
6 |
18 |
+ |
||
20 |
Мурашова В. |
4 |
3 |
6 |
13 |
+ |
||
21 |
Протасова Л. |
6 |
6 |
3 |
15 |
+ |
||
22 |
Радюкин М. |
2 |
6 |
4 |
12 |
+ |
||
23 |
Романченко Н. |
4 |
4 |
5 |
13 |
+ |
||
24 |
Саркисян А. |
5 |
6 |
6 |
17 |
+ |
||
25 |
Снежко А. |
5 |
4 |
3 |
12 |
+ |
||
26 |
Суханков А. |
6 |
6 |
6 |
18 |
+ |
||
27 |
Сьомак Д. |
6 |
6 |
4 |
16 |
+ |
||
28 |
Топчиева Н. |
6 |
6 |
6 |
18 |
+ |
||
29 |
Трухачёв В. |
5 |
6 |
5 |
16 |
+ |
||
30 |
Хаджибудинов Т. |
6 |
5 |
5 |
16 |
+ |
||
Всего |
16 |
13 |
1 |
Результаты анкетирования
Таблица 2.3.2. Уровень сформированности интереса к спорту учащихся 2-«Т» (контрольного) класса (контрольный эксперимент).
№ |
Ф.И.О. |
Внешняя мотивация |
Внутренняя мотивация |
Удовлет- ворён- ность |
Всего баллов |
Высокий уровень (15-18 баллов) |
Средний уровень (10-14 баллов) |
Низкий уровень (0-9 баллов) |
1 |
Аблаев Э. |
3 |
4 |
4 |
11 |
+ |
||
2 |
Абдурахманов С. |
2 |
3 |
2 |
7 |
+ | ||
3 |
Ашурова М. |
6 |
6 |
6 |
18 |
+ |
||
4 |
Белялова Л. |
4 |
6 |
4 |
14 |
+ |
||
5 |
Биюкчанов А. |
6 |
4 |
6 |
16 |
+ |
||
6 |
Ибраимов Д. |
5 |
5 |
4 |
14 |
+ |
||
7 |
Ислямов Э. |
2 |
3 |
2 |
7 |
+ | ||
8 |
Кадыров А. |
6 |
6 |
6 |
18 |
+ |
||
9 |
Куртсеитов К. |
2 |
3 |
1 |
6 |
+ | ||
10 |
Муратова Н. |
5 |
5 |
5 |
15 |
+ |
||
11 |
Муртазаева У. |
3 |
4 |
5 |
12 |
+ |
||
12 |
Мустафаева З. |
1 |
2 |
2 |
5 |
+ | ||
13 |
Османов Р. |
6 |
5 |
6 |
17 |
+ |
||
14 |
Салединов Р. |
2 |
5 |
4 |
11 |
+ |
||
15 |
Сейтаблаев С. |
3 |
3 |
4 |
10 |
+ |
||
16 |
Смойлова Э. |
5 |
6 |
5 |
16 |
+ |
||
17 |
Усеинов Л. |
4 |
5 |
4 |
13 |
+ |
||
18 |
Ягъяева С. |
4 |
5 |
4 |
13 |
+ |
||
Всего |
6 |
8 |
4 |
Из показаний таблицы 2.3.2. видно, что во 2-«Т» классе 6 учеников находятся на высоком уровне сформированности интереса к спорту, 8 учеников — на среднем, 4 ученика — на низком.
Процентное
соотношение результатов
Таблица 2.3.3. Уровень сформированности интереса к спорту учащихся вторых классов.
Уровень интереса |
Группа учащихся | |||
2 — «А» (30 чел.) (экспериментальный класс) |
2 — «Т» (18 чел.) (контрольный класс) | |||
Кол-во уч-ся |
% |
Кол-во уч-ся |
% | |
Высокий уровень |
16 |
53,3% |
6 |
33,3% |
Средний уровень |
13 |
43,3% |
8 |
44,4% |
Низкий уровень |
1 |
3,3% |
4 |
22,2% |
По таблице 2.3.3. нами была составлена диаграмма 2.2.1.
Диаграмма 2.3.1. Уровень интереса учащихся вторых классов на контрольном этапе эксперимента.
Диаграмма 2.2.1. наглядно демонстрирует, что у учащихся 2-«А» класса низкий уровень интереса к спорту имеет 1 человек (3,3%), средний уровень — 13 человек (43,3%), высокий — 16 человек (53,3%). Во 2-«Т» классе низкий уровень интереса к спорту имеют 4 человека (22,2%), средний уровень — 8 человек (44,4%), высокий — 6 человек (33,3%).
На основе данных таблиц 2.1.3., 2.3.3. нами была составлена сравнительная таблица 2.3.4. уровня сформированности интереса к спорту младших школьников. В соответствии с таблицей 2.3.4. можно сделать вывод, что после формирующего эксперимента во 2-«А» (экспериментальном) классе доминирует высокий уровень интереса к спорту у 16 человек (53,3%), средний — у 13 человек (43,3%) и низкий — у одного человека (3,3%). В 2-«Т» (контрольном) классе доминирующим остался средний уровень интереса к спорту — 8 человек (44,4%), при этом на высоком уровне стало 6 человек (33,3%), на низком — 4 человека (22,2%).
Таблица 2.3.4. Сравнительная таблица уровней интереса учащихся вторых классов (контрольный этап).
Уровень интереса |
Экспериментальный класс |
Контрольный класс | ||
До |
После |
До |
После | |
Высокий уровень |
8 (27%) |
16 (53,3%) |
5 (27,8%) |
6 (33,3%) |
Средний уровень |
19 (63%) |
13 (43,3%) |
9 (50%) |
8 (44,4%) |
Низкий уровень |
3 (10%) |
1 (3,3%) |
4 (22,,2%) |
4 (22,2%) |
По данным
таблицы 2.3.4. были составлены сравнительные
диаграммы 2.3.2. и 2.3.3. уровней сформированности
интереса к спорту младших
школьников на основе
Диаграмма 2.3.2. Сравнительный анализ уровня сформированности интереса к спорту учащихся 2-«Т» класса.
По данным таблицы 2.3.4. и диаграмм 2.3.2. и 2.3.3. можно сделать выводы, что в экспериментальном классе высокий уровень интереса к спорту увеличился на 26%, а в контрольном — на 5,5%.
Таким образом, внедрённые нами в педагогические условия игры, соревнования по физической культуре способствовали повышению уровня интереса к спорту младших школьников. У детей повысился интерес к спорту, в частности к урокам физической культуры, ребята стали более активно принимать участие в различных играх и соревнованиях.
Выводы по ІІ разделу
В ходе педагогического эксперимента изучалось влияние игрового и соревновательного методов на формирование интереса к спорту учащихся.
Наш педагогический
эксперимент проводился в три
этапа. Первый (констатирующий) этап позволил
нам выявить уровень
Вторым этапом был формирующий эксперимент, цель которого была разработка и внедрение игровых и соревновательных мероприятий в физическое воспитание младших школьников. В рамках формирующего эксперимента было проведено пять уроков по физической культуре и ряд игр и соревнований во внеурочное время. Повторное анкетирование дало следующие результаты: в экспериментальном классе — 16 (53,3%), а в контрольном классе — 6 человек (33,3%).
Для сравнения достигнутых результатов в ходе формирующего эксперимента с исходным уровнем интереса учащихся, мы провели третий (контрольный) этап педагогического эксперимента. По данным полученным в ходе контрольного эксперимента можно сделать выводы, что в экспериментальном классе высокий уровень интереса к спорту увеличился на 26%, а в контрольном классе на 5,5%.
Таким образом, внедрённые нами в педагогические условия методы игры и соревнования способствовали повышению уровня интереса к спорту младших школьников. У детей повысился интерес к спорту, в частности к урокам физической культуры, ребята стали более активно принимать участие в различных играх и соревнованиях.
Заключение
Для научного
обосновая и экспериментальной
проверке применения игрового и соревновательного
методов в физическом воспитании
младших школьников как средств
формирования интереса к спорту нами
был проведён психолого-педагогический
эксперимент. С этой целью нами был
проанализирован ряд психолого-
В данной работе мы раскрыли сущность игрового и соревновательного методов, а также особенности их организации и применения на уроках и во внеурочное время при формировании интереса к спорту младших школьников, составили возможную схему возникновения и воспитания интереса к спорту у детей.
На практике мы доказали, что действительно, данные методы положительно влияют на формирование интереса к спорту.
Мы разработали игровые и соревновательные мероприятия по физической культуре, а именно игры, соревнования, эстафеты.
Применение
различных игровых и
Таким образом, мы научно обосновали и экспориментально проверили применение игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников как средств формирования интереса к спорту.
По нашему мнению, формирование интерса младших школьников к спорту будет успешным при соблюдении следующих рекомендаций:
1. Формирование интереса к спорту учащихся должно быть целенаправленным и систематическим.
2. Учитель
должен постоянно повышать
3. При подборе
и разработке игр использовать
разработанные нами схемы