Применение игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников как средств формирамания интереса к спорту

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:21, дипломная работа

Описание работы

Цель работы состоит в научном обосновании и экспериментальной проверке применения игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников как средств формирования интереса к спорту.
Объект исследования – процесс формирования интереса к спорту младших школьников.
Предмет исследования – игровой и соревновательный методы как средства формирования интереса к спорту.

Содержание

Введение………………………………………………………………..…….3-6
Раздел І. Сущность игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников……………………..…………………….…7-42
Значение игрового метода в физическом воспитании младших школьников. Виды и направленность игр……………………………….......…7-20
1.2. Значение соревновательного метода в физическом воспитании детей…………………………………………..…………………………...…….21-30
1.3. Интерес к спорту как залог успешного формирования физической культуры младшего школьника. Критерии интереса к спорту……..………..31-42
Выводы по І разделу …………………………………...……………………43
Раздел ІІ. Обоснование и экспериментальная проверка применения игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников как средств формирования интереса к спорту…..…………..…44-64
2.1. Исследование уровня интереса к спорту у детей младшего школьного возраста и анализ полученных результатов………………...........................…44-50
2.2. Применение игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников при формировании интереса к спорту……………………………………………………………………………51-57
2.3. Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы…………………………………………………………………………....58-64
Выводы по ІІ разделу ………………………………………...……………..65
Заключение………………………………………………………..………66-67
Литература …………

Работа содержит 1 файл

Бакалаврская работа.docx

— 173.71 Кб (Скачать)
ist-style:decimal">
  • Подвижная игра малой интенсивности «Узнай голос».
  • Все играющие ходят или  бегают по площадке. Водящий стоит  в центре. По сигналу учителя или  одного из учеников «Раз-два-три, в круг скорее беги» все играющие образуют вокруг водящего круг, взявшись за руки, и идут вправо (влево) по кругу со словами: «Ты загадку отгадай, кто  назвал тебя, узнай!». После этого  все останавливаются, водящий закрывает  глаза, а один из играющих по указанию учителя называет имя водящего. Если водящий узнаёт, кто произнёс его  имя, то этот игрок заменяет водящего, и игра повторяется.

     Кроме  этого, во внеурочное время,  нами были проведены ряд подвижных  игр и эстафет, направленных  на развитие умения прыгать,  бегать, владеть мячом и т.д.  [Приложение И].

    Таким образом, в ходе формирующего этапа эксперимента нами были проведены  игровые и соревновательные мероприятия направленные на формирование интереса к спорту учащихся вторых классов.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2.3. Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы

     

    С помощью данного этапа мы провели  сравнительный анализ достигнутых  в ходе формирующего эксперимента результатов  с начальным уровнем сформированности интереса к спорту учащихся вторых классов.

    Сравнительный анализ результатов  формирующего эксперимента проводился в соответствии с критериями интереса к спорту, обозначенными на констатирующем этапе эксперимента, младших школьников на основе методик, которые были использованы на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной работы (анкетирование).

    С целью выявления  уровня сформированности интереса к  спорту учащихся 2 – «А» и 2 - «Т»  классов, на контрольном этапе эксперимента нами было проведено повторное анкетирование.

    Результаты  повторного анкетирования, проведённого во 2-«А» (экспериментальном) классе, отражены в таблице 2.3.1.

    По данным анкетирования, указанных в таблице 2.3.1., можно сделать вывод, что в экспериментальном 2-«А» классе на высоком уровне сформированности интереса к спорту находятся 16 человек, на среднем уровне — 13 человек и на низком уровне — 1 человек.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Таблица 2.3.1. Уровень сформированности интереса к спорту учащихся 2-«А» (экспериментального) класса (контрольный эксперимент).

    Ф.И.О.

    Внешняя мотивация

    Внутрення

    мотивация

    Удовлет-ворён-

    ность

    Всего

    баллов

    Высокий

    уровень

    (15-18 баллов)

    Средний

    уровень

    (10-14 баллов)

    Низкий 

    уровень

    (0-9 баллов)

    1

    Абдуллаева А.

    4

    4

    6

    14

     

    +

     

    2

    Абултарова А.

    6

    6

    6

    18

    +

       

    3

    Авласевич И.

    5

    6

    5

    16

    +

       

    4

    Бережной Э.

    5

    5

    4

    14

     

    +

     

    5

    Бирюкова А.

    5

    6

    6

    17

    +

       

    6

    Васин Е.

    3

    5

    5

    13

     

    +

     

    7

    Гашков И.

    6

    6

    6

    18

    +

       

    8

    Гришко Е.

    4

    3

    4

    11

     

    +

     

    9

    Добровенко А.

    2

    3

    5

    10

     

    +

     

    10

    Кадырова А.

    5

    5

    4

    14

     

    +

     

    11

    Каримова Э.

    4

    6

    6

    16

    +

       

    12

    Костецкий М.

    4

    5

    5

    14

     

    +

     

    13

    Крылова Р.

    6

    6

    6

    18

    +

       

    14

    Лагута А.

    6

    4

    6

    16

    +

       

    15

    Логиновских А.

    4

    6

    4

    14

     

    +

     

    16

    Лопатин И.

    3

    3

    3

    9

       

    +

    17

    Маркелов И.

    4

    4

    6

    14

     

    +

     

    18

    Мозолюк Д.

    6

    6

    4

    16

    +

       

    19

    Морозова С.

    6

    6

    6

    18

    +

       

    20

    Мурашова В.

    4

    3

    6

    13

     

    +

     

    21

    Протасова Л.

    6

    6

    3

    15

    +

       

    22

    Радюкин М.

    2

    6

    4

    12

     

    +

     

    23

    Романченко Н.

    4

    4

    5

    13

     

    +

     

    24

    Саркисян А.

    5

    6

    6

    17

    +

       

    25

    Снежко А.

    5

    4

    3

    12

     

    +

     

    26

    Суханков А.

    6

    6

    6

    18

    +

       

    27

    Сьомак Д.

    6

    6

    4

    16

    +

       

    28

    Топчиева Н.

    6

    6

    6

    18

    +

       

    29

    Трухачёв В.

    5

    6

    5

    16

    +

       

    30

    Хаджибудинов Т.

    6

    5

    5

    16

    +

       
     

    Всего

           

    16

    13

    1


    Результаты анкетирования сформированности интереса к спорту учащихся 2-«Т» (контрольного) класса внесены в таблицу 2.3.2.

     

    Таблица 2.3.2. Уровень сформированности интереса к спорту учащихся  2-«Т» (контрольного) класса (контрольный эксперимент).

     

    Ф.И.О.

    Внешняя

    мотивация

    Внутренняя

    мотивация

    Удовлет-

    ворён-

    ность

    Всего

    баллов

    Высокий

    уровень

    (15-18 баллов)

    Средний

    уровень

    (10-14 баллов)

    Низкий 

    уровень

    (0-9 баллов)

    1

    Аблаев Э.

    3

    4

    4

    11

     

    +

     

    2

    Абдурахманов С.

    2

    3

    2

    7

       

    +

    3

    Ашурова М.

    6

    6

    6

    18

    +

       

    4

    Белялова Л.

    4

    6

    4

    14

     

    +

     

    5

    Биюкчанов А.

    6

    4

    6

    16

    +

       

    6

    Ибраимов Д.

    5

    5

    4

    14

     

    +

     

    7

    Ислямов Э.

    2

    3

    2

    7

       

    +

    8

    Кадыров А.

    6

    6

    6

    18

    +

       

    9

    Куртсеитов К.

    2

    3

    1

    6

       

    +

    10

    Муратова Н.

    5

    5

    5

    15

    +

       

    11

    Муртазаева У.

    3

    4

    5

    12

     

    +

     

    12

    Мустафаева З.

    1

    2

    2

    5

       

    +

    13

    Османов Р.

    6

    5

    6

    17

    +

       

    14

    Салединов Р.

    2

    5

    4

    11

     

    +

     

    15

    Сейтаблаев С.

    3

    3

    4

    10

     

    +

     

    16

    Смойлова Э.

    5

    6

    5

    16

    +

       

    17

    Усеинов Л.

    4

    5

    4

    13

     

    +

     

    18

    Ягъяева С.

    4

    5

    4

    13

     

    +

     
     

    Всего

           

    6

    8

    4


     

    Из показаний таблицы 2.3.2. видно, что во 2-«Т» классе 6 учеников находятся на высоком уровне сформированности интереса к спорту, 8 учеников — на среднем, 4 ученика — на низком.

    Процентное  соотношение результатов анкетирования  двух вторых классов  отражено в  таблице 2.3.3.

     

    Таблица 2.3.3. Уровень сформированности интереса к спорту учащихся вторых классов.

     

    Уровень интереса

    Группа учащихся

    2 — «А» (30 чел.)

    (экспериментальный класс)

    2 — «Т» (18 чел.)

    (контрольный класс)

    Кол-во уч-ся

    %

    Кол-во уч-ся

    %

    Высокий уровень

    16

    53,3%

    6

    33,3%

    Средний уровень

    13

    43,3%

    8

    44,4%

    Низкий уровень

    1

    3,3%

    4

    22,2%


     

    По таблице 2.3.3. нами была составлена диаграмма 2.2.1.

     Диаграмма 2.3.1. Уровень интереса учащихся вторых классов на контрольном этапе эксперимента.

     

    Диаграмма 2.2.1. наглядно демонстрирует, что у учащихся  2-«А» класса низкий уровень интереса к спорту имеет 1 человек (3,3%), средний уровень — 13 человек (43,3%), высокий — 16 человек (53,3%). Во 2-«Т» классе низкий уровень интереса к спорту имеют 4 человека (22,2%), средний уровень — 8 человек (44,4%), высокий — 6 человек (33,3%).

    На основе данных таблиц  2.1.3., 2.3.3. нами была составлена сравнительная таблица 2.3.4. уровня сформированности интереса к спорту младших школьников. В соответствии с таблицей 2.3.4. можно сделать вывод, что после формирующего эксперимента во 2-«А» (экспериментальном) классе доминирует высокий уровень интереса к спорту  у 16 человек (53,3%), средний — у 13 человек (43,3%) и низкий — у одного человека (3,3%). В 2-«Т» (контрольном) классе доминирующим остался средний уровень интереса к спорту — 8 человек (44,4%), при этом на высоком уровне стало 6 человек (33,3%), на низком — 4 человека (22,2%).

     

    Таблица 2.3.4. Сравнительная таблица уровней интереса учащихся вторых классов (контрольный этап).

     

    Уровень интереса

    Экспериментальный класс

    Контрольный класс

    До

    После

    До

    После

    Высокий уровень

    8 (27%)

    16 (53,3%)

    5 (27,8%)

    6 (33,3%)

    Средний уровень

    19 (63%)

    13 (43,3%)

    9 (50%)

    8 (44,4%)

    Низкий уровень

    3 (10%)

    1 (3,3%)

    4 (22,,2%)

    4 (22,2%)


     

     По данным  таблицы 2.3.4. были составлены сравнительные  диаграммы 2.3.2. и 2.3.3. уровней сформированности  интереса к спорту младших  школьников на основе результатов,  полученных до и после формирующего  эксперимента.           Диаграмма 2.3.1. Сравнительный анализ уровня   сформированности интереса к спорту учащихся 2-«А» класса.

     

      Диаграмма 2.3.2. Сравнительный анализ уровня сформированности интереса к спорту учащихся 2-«Т» класса.

     

    По данным таблицы 2.3.4. и диаграмм 2.3.2. и 2.3.3. можно  сделать выводы, что в экспериментальном  классе высокий уровень интереса к спорту увеличился на 26%, а в  контрольном — на 5,5%.

    Таким образом, внедрённые нами в педагогические условия  игры, соревнования по физической культуре способствовали повышению уровня интереса к спорту младших школьников. У  детей повысился интерес к  спорту, в частности к урокам физической культуры, ребята стали более активно  принимать участие в различных  играх и соревнованиях.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Выводы  по ІІ разделу

     

    В ходе педагогического  эксперимента изучалось влияние игрового и соревновательного методов на формирование интереса к спорту учащихся.

    Наш педагогический эксперимент проводился в три  этапа. Первый (констатирующий) этап позволил нам выявить уровень сформированности интереса к спорту учащихся вторых классов. Для этого мы использовали следующие методы: беседа с учителем по физической ультуре и анкетирование для учащихся. Полученные результаты свидетельствуют о том, что в экспериментальном класс высокий уровень составляет 8 человек (27%), а в контрольном классе высокий уровень — 5 человек (27,8%).

    Вторым этапом был формирующий эксперимент, цель которого была разработка и внедрение  игровых и соревновательных мероприятий  в физическое воспитание младших  школьников. В рамках формирующего эксперимента было проведено пять уроков по физической культуре и ряд игр и соревнований во внеурочное время. Повторное анкетирование дало следующие результаты: в экспериментальном классе — 16 (53,3%), а в контрольном классе — 6 человек (33,3%).

    Для сравнения  достигнутых результатов в ходе формирующего эксперимента с исходным уровнем интереса учащихся, мы провели  третий (контрольный) этап педагогического  эксперимента. По данным полученным в  ходе контрольного эксперимента можно  сделать выводы, что в экспериментальном  классе высокий уровень интереса к спорту увеличился на 26%, а в  контрольном классе на 5,5%.

    Таким образом, внедрённые нами в педагогические условия  методы игры и соревнования способствовали повышению уровня интереса к спорту младших школьников. У детей повысился  интерес к спорту, в частности  к урокам физической культуры, ребята стали более активно принимать  участие в различных играх  и соревнованиях.

    Заключение

     

    Для научного обосновая и экспериментальной  проверке применения игрового и соревновательного  методов в физическом воспитании младших школьников как средств  формирования интереса к спорту нами был проведён психолого-педагогический эксперимент. С этой целью нами был  проанализирован ряд психолого-педагогической и методической литературы, из которой  мы установили, что данная проблема является актуальной и сегодня. Степень  её изученности является невысокой  и требует дальнейшего исследования.

    В данной работе мы раскрыли сущность игрового и соревновательного  методов, а также особенности  их организации и применения на уроках и во внеурочное время при формировании интереса к спорту младших школьников, составили возможную схему возникновения и воспитания интереса к спорту у детей.

    На практике мы доказали, что действительно, данные методы положительно влияют на формирование интереса к спорту.

    Мы разработали  игровые и соревновательные мероприятия  по физической культуре, а именно игры, соревнования, эстафеты.

    Применение  различных игровых и соревновательных мероприятий в экспериментальных  условиях дало нам возможность сделать  выводы, что любые виды игр и  соревнований повышают интерес детей  к спорту, то есть мы достигли поставленной цели и доказали эфективность применения игрового и соревновательного методов  для формирования интереса младших  школьников к спорту.

    Таким образом, мы научно обосновали и экспориментально проверили применение игрового и  соревновательного методов в  физическом воспитании младших школьников как средств формирования интереса к спорту.

    По нашему мнению, формирование интерса младших  школьников к спорту будет успешным при соблюдении следующих рекомендаций:

    1. Формирование  интереса к спорту учащихся  должно быть целенаправленным  и систематическим.

    2. Учитель  должен постоянно повышать свой  уровень мастерства в данной  области, пополнять свою методическую  копилку интересными играми, соревнованиями  и т.д., направленных на формирование  интереса к спорту.

    3. При подборе  и разработке игр использовать  разработанные нами схемы воспитания  и формирования интереса к  спорту.

    Информация о работе Применение игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников как средств формирамания интереса к спорту