Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:21, дипломная работа
Цель работы состоит в научном обосновании и экспериментальной проверке применения игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников как средств формирования интереса к спорту.
Объект исследования – процесс формирования интереса к спорту младших школьников.
Предмет исследования – игровой и соревновательный методы как средства формирования интереса к спорту.
Введение………………………………………………………………..…….3-6
Раздел І. Сущность игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников……………………..…………………….…7-42
Значение игрового метода в физическом воспитании младших школьников. Виды и направленность игр……………………………….......…7-20
1.2. Значение соревновательного метода в физическом воспитании детей…………………………………………..…………………………...…….21-30
1.3. Интерес к спорту как залог успешного формирования физической культуры младшего школьника. Критерии интереса к спорту……..………..31-42
Выводы по І разделу …………………………………...……………………43
Раздел ІІ. Обоснование и экспериментальная проверка применения игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников как средств формирования интереса к спорту…..…………..…44-64
2.1. Исследование уровня интереса к спорту у детей младшего школьного возраста и анализ полученных результатов………………...........................…44-50
2.2. Применение игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников при формировании интереса к спорту……………………………………………………………………………51-57
2.3. Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы…………………………………………………………………………....58-64
Выводы по ІІ разделу ………………………………………...……………..65
Заключение………………………………………………………..………66-67
Литература …………
5. В игре не должно унижаться достоинство ее участников, в том числе и проигравших.
6. Игра должна положительно
7. Игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, но не подавлять, обеспечивать каждому участнику возможность проявления инициативы.
8. Необходимо побуждать учащихся к анализу проведенной игры, к сопоставлению имитации с соответствующей областью реального мира, оказывать помощь в установлении связи содержания игры с содержанием практической жизненной деятельности или с содержанием учебного курса. Результатом обсуждения игры может быть пересмотр ее содержания, правил и др.
9. Игры не должны быть излишне (откровенно) воспитательными: их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много информации [37, с. 29-43].
Одним из немаловажных вопросов при рассмотрении игр является их классификация. Классифицировать игры — это соединение (группировка) игр на основе учета принципиальных и общих признаков и закономерных связей между ними. Классификация должна помогать ориентироваться в многообразии игр, дать о них точную информацию. Существуют различных подходов при классифицировании игр.
Так, например, по содержанию игры с готовыми правилами различают следующим образом: спортивные, подвижные, и т.д.
По форме: соревнования, состязания, противоборства, соперничества, конкурсы, эстафеты, весёлые старты.
По времени проведения: сезонные или природные (зимние, весенние, летние, осенние). Их различают по объему времени (длительные, временные, кратковременные, игры-минутки).
По месту проведения: игры на воздухе, игры на местности (в лесу, в поле, на воде и т.д.), в помещении и др.
По полу участников: мужские, женские, смешанные.
По возрасту: для дошкольного, младшего школьного возраста, для подростков и т.д.
По количеству участников различаются одиночные, индивидуальные, парные, групповые, командные, массовые игры.
По степени регулирования и управления существуют игры, предложенные, организованные взрослыми или школьником-инструктором, и стихийные, импровизированные, экспромтные, возникшие спонтанно по прихоти детей (вольные, свободные, естественные, самодеятельные, самостоятельные).
По наличию или отсутствию необходимых для игры аксессуаров (инвентаря, предметов, игрушек, костюмов и т.п.) различаются игры без предметов и с предметами (предметные игры — с мячом, веревкой, жгутом, битой и т.д.) и др. [54, с. 86-110].
Взяв за основу двигательную деятельность занимающихся, содержание, условия и правила игры, можно следующим образом классифицировать подвижные игры: некомандные игры (игры с ведущими («Фигуры», «Цепи» и др.); игры без ведущих («Два Мороза», «Ручеёк» и др.)); командные игры (игры с одновременным участием всех играющих («Мышеловка»); игры с поочерёдным участием («Передача мяча», различного рода эстафеты)); переходящие игры («Лиса и куры»).
По форме поединка играющих, командные игры различаются: игры без вступления игроков в борьбу с соперником («Посадка и сбор картофеля»); игры с активным вступлением игроков в борьбу с соперником («Музыкальные змейки»).
По подвижным действиям различают игры: имитационные, т.е. с подражательными действиями («Забавные животные»); с перебежками («День и ночь»); с преодолением препятствий («Альпинисты»); с мячом, палками и другими предметами («Эстафета с переноской предметов»); с сопротивлением («Зайцы, сторож и Жучка»); с ориентированием по слуховым и зрительным сигналам («Слушай сигнал») [4, с. 45-56].
Таким образом, игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные физические способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, быстрота ориентирования, находчивость, самостоятельность, инициативность. В руках умелого специалиста он является также весьма действенным средством для воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности.
Игры являются одним из самых распространённых средств физического воспитания. Они представляют собой активную, сознательную и инициативную деятельность занимающихся, которая направлена на достижение условной цели, добровольно установленной играющими.
Условия игрового соревнования требуют от участника довольно больших физических нагрузок. Поочередное изменение моментов относительно высокой интенсивности с паузами отдыха и действиями, которые требуют небольшого напряжения, разрешает игрокам выполнять большой объем работы. Сменный характер нагрузки больше всего отвечает возрастным особенностям подрастающего организма и потому проявляет благотворное влияние на усовершенствование деятельности функциональных систем кровообращения и дыхания.
Игры, предполагающие соревнование, перерастают в спортивные игры, т.е. в такие, в которых важен не только процесс игры, но и результат, в которых можно выигрывать или проигрывать. Перемещение мотива игры с процесса деятельности на его результат — это уже конец собственно игры, переход ее в соревнование [28, с. 23-28].
Наряду с игровым методом в физическом воспитании младших школьников эффективно используют и соревновательный метод. Соревновательный метод — это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.
Спортивные соревнования организуются и проводятся непосредственно учителем под общим руководством директора школы. Каждое соревнование проводится в соответствии с положением, в котором указываются: цели и задачи соревнования, руководство, время и место проведения, участники, программа, порядок награждения лучших участников и команд.
Под соревновательным методом в физическом воспитании понимается способ приобретения и совершенствования знаний, умений и навыков, развитие двигательных и морально-волевых качеств в условиях соревнования. Его характерной чертой является обязательное присутствие соревновательной деятельности двух противоборствующих сторон [60, с. 63]. Этот метод относится к группе практических методов и позволяет решать широкий круг задач в самых различных условиях. Он характеризуется присутствием соперничества и эмоциональностью в двигательных действиях; непредсказуемой изменчивостью, как условий, так и действий самих участников; проявлением максимальных физических усилий.
Для повышения двигательной активности и достижения удовлетворённости уроками физической культуры рекомендуем использовать соревновательный метод в сочетании с игровым.
Соревнование в силу присущих им психологических особенностей, вызывают сильный эмоциональный отклик у учащихся. Еще Р.Ф.Лесгафт, говоря о методике физических упражнений, подчеркивал, что однообразная деятельность утомляет, угнетает молодого человека и убивает в нем всякое желание заниматься [45, с. 12-13]. В настоящее время установлено, что однообразная физическая деятельность приводит к развитию неблагоприятных психических состояний.
Первое характеризуется
Опыт также показывает, что использование соревновательного метода в упражнениях нередко приводят к возникновению настолько сильных эмоций, что выполнение учебных задач урока становится невозможным. Дети теряют контроль над своим поведением, шумят, не слушают команд учителя. Сильные эмоциональные переживания долго «затухают» после окончания соревнования, не дают сосредоточиться на новом задании, даваемом учителем, поэтому не все учителя в полном объеме используют соревновательный метод. Не следует также забывать о том, что соревнования являются физическими упражнениями и на них распределяется правило о периодической смене состава предлагаемых состязаний. Это позволит не ослабить интереса учащихся к занятиям на уроках физической культуры.
Для повышения активности школьников на уроках физической культуры необходимо использовать соревнования между группами учащихся в дисциплине, быстроте построения, подготовке и уборке мест занятий и т.д. Это дает очень хорошие результаты в младших классах.
Творческий подход к применению соревновательного метода позволяет создать положительный эмоциональный фон на занятиях, что способствовать появлению удовлетворенности школьников уроками физическое культуры.
Так же следует помнить, что при
несоответствии личных физкультурных
потребностей, интересов учащихся и
тех видов и форм занятий физическими
упражнениями, которые применяются
в физическом воспитании, у школьника
может возникнуть мотив "пассивности".
Иными словами — обоснование
в ходе мыслительного процесса своего
неучастия в различных
Главная черта соревновательного метода – сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение.
Соревнование (или состязание), подобно игре, относится к числу наиболее широко распространенных общественных явлений. Оно имеет значение как способ организации и стимулирования деятельности в самых различных сферах жизни – в производственной деятельности, в искусстве (художественные конкурсы, фестивали), в спорте и т.д. Естественно, что конкретный смысл соревнований при этом различен.
Соревновательный метод
Основу соревновательного
Соревновательный метод
Соревновательный метод
Соревновательный метод в
Основная определяющая черта соревновательного метода — сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Фактор соперничества в процессе состязаний, а также условия организации и проведения создают особый эмоциональный и физиологический фон, которые усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма. Соревновательный метод также характеризуется наличием правил ведения состязаний, что помогает избежать отрицательных эмоций при подведении итогов [19, с. 61-63].
В силу вышеназванных особенностей, при правильной организации, соревновательный метод способствует проявлению положительных эмоций и дает возможность в полной мере реализовать двигательные потребности занимающихся, что создает удовлетворенность у них данными занятиями.
В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется: