Применение игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников как средств формирамания интереса к спорту

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:21, дипломная работа

Описание работы

Цель работы состоит в научном обосновании и экспериментальной проверке применения игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников как средств формирования интереса к спорту.
Объект исследования – процесс формирования интереса к спорту младших школьников.
Предмет исследования – игровой и соревновательный методы как средства формирования интереса к спорту.

Содержание

Введение………………………………………………………………..…….3-6
Раздел І. Сущность игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников……………………..…………………….…7-42
Значение игрового метода в физическом воспитании младших школьников. Виды и направленность игр……………………………….......…7-20
1.2. Значение соревновательного метода в физическом воспитании детей…………………………………………..…………………………...…….21-30
1.3. Интерес к спорту как залог успешного формирования физической культуры младшего школьника. Критерии интереса к спорту……..………..31-42
Выводы по І разделу …………………………………...……………………43
Раздел ІІ. Обоснование и экспериментальная проверка применения игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников как средств формирования интереса к спорту…..…………..…44-64
2.1. Исследование уровня интереса к спорту у детей младшего школьного возраста и анализ полученных результатов………………...........................…44-50
2.2. Применение игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников при формировании интереса к спорту……………………………………………………………………………51-57
2.3. Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы…………………………………………………………………………....58-64
Выводы по ІІ разделу ………………………………………...……………..65
Заключение………………………………………………………..………66-67
Литература …………

Работа содержит 1 файл

Бакалаврская работа.docx

— 173.71 Кб (Скачать)

По единодушному мнению психологов, игра — ведущая деятельность ребенка  и основа всего последующего его  развития, ибо именно в игре он первоначально  обретает опыт для жизни в обществе и развивает все те физические и духовные силы и способности, которые  ему для этого необходимы [63, с. 277-288].

«Игра — это сознательная, активная и инициативная деятельность занимающихся, направленная на достижение условной цели, которая добровольно устанавливается играющими» [38, с. 184-185].

Таким образом, для педагогов и  психологов игра выступает в совершенно ином качестве, чем это представляется в распространенных словарях и справочниках. Игра —  это деятельность воспитанника, мотивом которой является сам  процесс или действия с воображаемыми  объектами в воображаемых или реальных ситуациях, направленная на познание, освоение и преобразование действительности и используемая в педагогическом процессе в качестве средства воспитания. Иными словами, это средство воспитания, в котором воспитатель в качестве инструмента формирования личности воспитанника использует его свободную (игровую) деятельность в воображаемых и реальных ситуациях, направляя ее на развитие положительных качеств личности.

В настоящее время появилось  целое направление в педагогической науке — игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Игра (игровая деятельность, игровые формы, методы, приемы) — это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальные условия жизнедеятельности.

В системе физического воспитания игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач. Переход к обучению детей шестилетнего возраста вызывает необходимость приближения содержания уроков (в частности игрового материала) к возрастным особенностям учащихся. У детей 6-9 лет еще нет четкой установки на обучение, а игровая деятельность, в какой бы форме она не выражалась, всегда радует детей [64, с. 51-55]. Проводимая игра всегда должна соответствовать возрасту и подготовленности учащихся, быть доступной для мальчиков и девочек, простой по содержанию, легко объяснимой, интересной и увлекательной. Комплекс игр составляется так, чтобы в нём были игры с различным содержанием и нагрузкой, а также правильно чередовались. На одном занятии можно проводить игры спокойные и игры с большой подвижностью, игры с пением и плясками [4, с. 76].

Педагогическая ценность игр состоит  в том, что наряду со стимулированием  общего физического развития и совершенствованием основных движений, они имеют познавательное значение, расширяют кругозор учащихся. Специально подобранные подвижные  игры и упражнения обогащают детей  новыми впечатлениями, развивают у  них самостоятельность, способность к творчеству, обостряют наблюдательность. Дети, подчас даже незаметно для себя, приобретают определенные знания и навыки. Такие занятия повышают интерес к спорту и физической культуре, стимулируют процесс усвоения техники отдельных элементов физических упражнений, способствуют стремлению к преодолению трудностей для решения поставленных задач перед занимающимися [58, с. 35-59].     

Сущность игрового метода заключается  в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.

Основными методическими особенностями  игрового метода являются:

  1. игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагогической необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определённые физические качества;
  2. наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает её эффективным методом воспитания физических способностей;
  3. широкий выбор разнообразных способов достижения целей, импровизированный характер действий в игре способствует формированию самостоятельной инициативы, творчества, целеустремлённости и других ценных личностных качеств;
  4. соблюдение правил игры в условиях противоборства даёт возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи, сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю и др.;
  5. присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у детей устойчивого положительного интереса к физкультурным занятиям и спорту [59, с. 46].

К недостаткам игрового метода можно  отнести его ограниченные возможности  при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм. Ответственным моментом в руководстве подвижными играми есть дозирование физической нагрузки. Игровая деятельность своей эмоциональностью захватывает детей, и они не ощущают усталости. Во избежание переутомления учеников, необходимо своевременно прекратить игру или изменить ее интенсивность и характер нагрузки. Для регулирования физической нагрузки в игре, учитель может использовать разнообразные приемы: уменьшать или увеличивать время, отведенный на игру; изменять количество повторений игры; размеры площадки и длину дистанции, которую пробегают игроки; регулировать вес и количество предметов; усложнять ли упрощать правила игры и препятствия; вводить кратковременные паузы для отдыха или уточнения, или анализа ошибок [60, с. 48].

 Исправлять ошибки лучшее всего во время специального перерыва. Объяснять ошибку нужно кратко, демонстрируя правильные действия. Если этих приемов недостаточно, применяют специальные упражнения, в отдельности анализируют ту или другую ситуацию и объясняют специальные действия.

На уроках физической культуры обычно используются подвижные игры, т.е. игры, предполагающие физическую активность участников. Подвижные игры направлены преимущественно на общую физическую подготовку и не требуют специальной  подготовки играющих.

Игры могут проводиться в  любой части урока. В водной части  главная задача игры заключается  в организации детей, в «разогревании» организма, совершенствовании в  различных построениях («Змейка», «Тройка»). В основной части урока с помощью  подвижных игр решаются различные  педагогические задачи, они должны быть направлены на совершенствование двигательных умений и навыков в беге, прыжках, метаниях и других («Охотники и утки», «Гонка мячей»). В заключительной части необходимо применять игры, направленные на приведение организма детей в относительное спокойное состояние, на организованное окончание урока («Отгадай, чей голос») [29, с. 137-138]. Окончание игры должно быть своевременным, т.е. игроки должны получить достаточный объём физической и эмоциональной нагрузки. Преждевременное или внезапное окончание игры вызовет неудовольствие у учеников. Во избежание этого, педагог должен уложиться во время, отведенное для игры. После окончания игры необходимо подвести итоги. При сообщении результатов следует указать командам и отдельным игрокам на допущенные ошибки, отрицательные и положительные моменты в их поведении. К подведению итогов можно привлекать самих учащихся для воспитания у них объективной оценки чужих и собственных действий.

Важное условие успешности игровой  деятельности — понимание содержания и правил игры. Объяснение их можно  дополнить показом отдельных  приемов и действий. Обучение детей  целесообразно начинать с простых, некомандных игр, потом перейти  к переходным и завершить сложными-командными. К более сложным играм следует переходить своевременно, т.е. пока ученики не утратили заинтересованности к изученным ранее, это поможет закрепить привычки и умения.

Для решения определенных задач, поставленных перед игрой, необходимо провести подготовку. Перед тем как выбрать определенную игру, следует поставить конкретную педагогическую задачу, решению которой  она оказывает содействие, учитывая состав участников, их возрастные особенности, развитие и физическую подготовленность. При отборе игры надо учитывать форму  проведения занятий (урок, перерыв, праздник, тренировка), а также, что очень  важно, придерживаться известного в  педагогике правила постепенного перехода от легкого к сложному. Для этого, чтобы определить степень сложности той или другой игры, учитывается количество элементов, которые входят в ее состав (бег, прыжки, метание и т.п.). Игры, которые состоят из меньшего количества элементов, и в которых нет распределения на команды, считаются более легкими. Отбор игры зависит и от места проведения. В небольшом, узком зале или коридоре можно проводить игры с выстраиванием в колоны и шеренги, а также те, в которых игроки принимают участие поочередно. В большом зале или на площадке – игры большой подвижности с бегом врассыпную, с метанием больших и маленьких мячей, с элементами спортивных игр и т.п. При отборе игры следует помнить о наличии специального инвентаря. Если игроки стоят и ждут долго в очередях на необходимый инвентарь, они теряют интерес к игре, которая приводит к нарушению дисциплины.

Таким образом, эффективность проведения игры зависит от адекватности решения  таких организационных факторов:

- умение доходчиво и интересно  объяснить игру;

- размещение игроков во время  ее проведения;

- определение ведущих;

- распределение на команды;

- определение помощников и судий;

- руководства процессом игры;

- дозирование нагрузки в игре;

- окончание игры [58, с. 87-89].

Большинству игр присущи четыре главные черты: свободная развивающая  деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а  не только от его результата (процедурное  удовольствие); творческий, значительно  импровизационный, очень активный характер этой деятельности ("поле творчества"); эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция  и т.п. (чувственная природа игры, "эмоциональное напряжение"); наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В подвижных играх применяются  все основные виды движений: ходьба, бег, прыжки, метание, преодоление препятствий. С помощью разных подвижных игр  можно избирательно развивать определённые качества. Например, усвоение техники  прыжков и развитие скоростно-силовых  качеств («Получить мячик», «Кто выше»), техники бега и развитие скорости («Бежал с мячиком», «День и ночь»), техники легкоатлетических метаний  и развитие двигательных качеств («Кто самый меткий», «Кто более сильный»), развитие выносливости («Дежурство ходьбы и бега», «Командный скоростной бег») [27, с. 142].

При планировании подвижных игр  необходимо учитывать следующее. Они  должны соответствовать педагогическим задачам по формированию и развитию двигательных умений, навыков и качеств, а также обеспечивать такую нагрузку, которая способствовала бы разностороннему  воздействию на организм занимающихся.

Подвижные игры следует подбирать  такие, которые воспитывают у учеников высокие морально волевые качества, укрепляют здоровье, оказывают содействие правильному физическому развитию и формированию жизненно важных двигательных привычек и умений. Недопустимо в процессе игры унижать человеческое достоинство, допускать грубость. Таким образом, подвижные игры сыграют большую роль в воспитании сознательной дисциплины у детей, которая есть непременным условием каждой коллективной игры.

В подвижных играх есть всегда и  побежденные, и победители. Очень  важно научить детей не хвалиться, если они выиграют и, наоборот, если поражение – не впадать в отчаяние. В особенности следует добиваться, чтобы дети сохраняли дружеское  отношение к победителям и  к тем, кто проиграл, причем все отношения должны основываться на доброжелательности, глубоком уважении к одноклассникам, товарищам.

Содержание игр изменяется вместе с ростом и развитием ребенка. Если на первых этапах игровая деятельность носит упрощенный характер, то в более поздний, она значительно обогащается как по форме, так и по содержанию. Игровая деятельность всегда связана с возникновением и развитием игроками определенных отношений. Она оказывает содействие активному общению детей, установлению контактов. Не у всех детей, в особенности на первых порах, одинаковый наклон к сближению. Одни дети товарищеские, другие скованные, стыдливые. Во время игры удается включить всех учеников в коллективную деятельность, помочь занять надлежащее место среди своих ровесников.

В игре играющим предоставляется простор  для творческого решения двигательных задач, внезапное изменение ситуации по ходу игры обязывает решать эти  задачи в кратчайшие сроки, с полной мобилизацией двигательных способностей. Кроме этого, игры отличаются большой эмоциональностью, в них всегда имеются широкие возможности для проявления личных качеств, инициативы [27, с. 141].

Перед объяснением игры, учеников следует разместить в исходное положение, из которого они будут начинать игру. Объясняя, учитель сообщает название игры, ее цель и ход, рассказывает о роли каждого игрока, его место. При объяснении и проведении игры учителю необходимо стоять в таком месте, из которого все игроки могли бы его хорошо видеть и слышать. Для лучшего усвоения игры рассказ можно сопровождать показом отдельных сложных движений. Особое внимание игроков надо обратить на правила игры. И если эта игра проводится впервые, учитель проверяет, все ли игроки понимают ее правила.

Всякое средство, даже самое совершенное, можно использовать во благо и  во вред. И даже благие намерения  не обеспечивают полезности применения средств: нужны еще знания и умения использовать средство соответствующим образом, чтобы его применение приносило безусловную пользу. Изучение современной педагогической литературы об игре позволяет сформулировать следующие требования, которые учитель обязательно должен учитывать при организации детских игр на уроках и во внеурочное время:

1. Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее детей.

2. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли.

3. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность.

4. В игре дети должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях.

Информация о работе Применение игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников как средств формирамания интереса к спорту